ИНКОТЕРМС-2021: что это такое, новые изменения, вступление правил в силу, таблица

  • Что означает «Инкотермс» (Incoterms)?
  • Какое правило Инкотермс следует использовать в 2021 году?
  • Какой термин Инкотермс следует использовать в контракте?
  • Условия поставки EXW
  • Условия поставки FCA
  • Условия поставки FAS
  • Условия поставки FOB
  • Условия поставки CFR
  • Условия поставки CIF
  • Условия поставки CIP
  • Условия поставки CPT
  • Условия поставки DAP
  • Условия поставки DPU
  • Условия поставки DDP
  • Что означает «Инкотермс» (Incoterms)?

    Инкотермс (Incoterms) – это международные правила, признанные правительственными таможенными органами, юридическими компаниями и предпринимателями по всему миру как основные условия для международной торговли товарами.

    Сфера действия Инкотермс (Incoterms) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части перевозки товара от продавца покупателю, ответственности за утрату и повреждение товара, его таможенной очистки и страхования.

    Инкотермс (англ. Incoterms, International commerce terms) является товарным знаком Международной торговой палаты МТТ (International Chamber of Commerce, ICC).

    В правилах Incoterms используются трехбуквенные сокращения для торговых терминов (базисов поставки) международной торговли и содержат необходимые инструкции для всех участников глобальной торговли.

    Условия поставки Инкотермс являются практически основным стандартом в международном бизнесе.

    Какое правило Инкотермс следует использовать в 2021 году?

    Правила Инкотермс 2020 это последняя версия правил, которая актуальна в 2021 году и будет действовать в течение этого десятилетия, до 2030 года. Следующий пересмотр правил Инкотермс планируется в 2029 году.

    Стороны договора купли-продажи товаров в 2021 году могут продолжить использование правил Инкотермс 2010, или правила Инкотермс 2000, и даже выбрать более ранние версии Инкотермс, поэтому важно четко указать выбранную версию в контракте. Однако МТТ (ICC) участникам ВЭД рекомендует использовать самую последнюю версию правил Incoterms 2020.

    ИНКОТЕРМС-2021: что это такое, новые изменения, вступление правил в силу, таблица

    Какой термин Инкотермс следует использовать в контракте?

    Условия поставки Инкотермс 2020 также как и предыдущая версия правил Инкотермс 2010 состоит из 11 торговых терминов, которые делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта.

    I ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТАII ПРАВИЛА ИНКОТЕРМС 2020 ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
    EXW — «Ex Works / Франко завод»FCA — «Free Carrier / Франко перевозчик»СРТ — «Carriage Paid to / Перевозка оплачена до»CIP — «Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до»DPU — «Delivered Named Place Unloaded / Поставка на место выгрузки»DAP — «Delivered at Place / Поставка в месте назначения»DDP — «Delivered Duty Paid / Поставка с оплатой пошлин» FAS — «Free Alongside Ship / Свободно вдоль борта судна»FOB — «Free on Board / Свободно на борту»CFR — «Cost and Freight / Стоимость и фрахт»CIF — «Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт»

    В Инкотермс 2020 можно выделить четыре группы базисов поставок товара (E, F, C и D). В основу этой классификации положены два принципа: определение обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличение обязанностей продавца от минимальных к максимальным.

    Группа «E» — условие поставки EXW, согласно которому продавец только предоставляет товар в распоряжение покупателя в своих помещениях; далее идет группа «F» — условия поставки FCA, FAS и FOB, в соответствии с которой продавец обязан передать товар указанному покупателем перевозчику; затем группа «C» — условия поставки CFR, CIF, CPT и CIP, в соответствии с которыми продавец обязан заключить договор перевозки, но не принимая на себя риск утраты или повреждения товара или дополнительные затраты вследствие событий, произошедших после отгрузки и отправки; и, наконец, группа «D» – условия поставки DAP, DPU и DDP, при которых продавец должен нести все расходы и риски, необходимые для доставки товара до пункта назначения.

    ИНКОТЕРМС-2021: что это такое, новые изменения, вступление правил в силу, таблица

    Группа Е (Отгрузка)

    Условия поставки EXW Инкотермс

    Условия поставки EXW Инкотермс 2020 расшифровывается «Ex Works» named place, переводится «Франко завод» указанное название места.Продавец обязан: предоставить готовый к отгрузке товар.Покупатель обязан: выполнить экспортное, импортное таможенное оформление и доставить товар.Риски переходят в момент передачи товара на складе продавца.

    • Основное отличие — базис поставки EXW возлагает на продавца минимальные обязанности.
    • Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем)

    Условия поставки FCA Инкотермс

    Условия поставки FCA Инкотермс 2020 — расшифровывается «Free Carrier» named place переводится «Франко перевозчик» указанное название места.

    Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и отгрузить товар перевозчику назначенному покупателем.Покупатель обязан: доставить товар и выполнить импортное таможенное оформление.

    Риски переходят в момент передачи продавцом товара перевозчику.

    В соответствии с изменениями в новых правилах Incoterms 2020, условие поставки FCA позволяет сторонам договориться в договоре купли-продажи, что покупатель при использовании морского контейнерного вида транспорта должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу.

    Условия поставки FAS Инкотермс

    Условия поставки FAS Инкотермс 2020 — расшифровывается «Free Alongside Ship» named port of shipment переводится «Свободно вдоль борта судна» указанный порт отгрузки.

    Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и разместить товар в порту отгрузки вдоль борта судна указанного покупателем.

    Покупатель обязан: погрузить товар на судно и доставить в порт разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление.

    Риски переходят в порту в момент размещения товара вдоль борта судна.

    Условия поставки FOB Инкотермс

    Условия поставки FOB Инкотермс 2020 — расшифровывается «Free On Board» named port of shipment переводится «Свободно на борту» указанный порт отгрузки.

    Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар в порт отгрузки и погрузить на борт судна указанного покупателем.

    Покупатель обязан: доставить товар в порт разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление.

    1. Риски переходят на борту судна с момента полной погрузки.
    2. Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом)

    Условия поставки CFR Инкотермс

    Условия поставки CFR Инкотермс 2020 — расшифровывается «Cost and Freight» named port of destination переводится «Стоимость и фрахт» указанный порт назначения.

    Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, погрузить товар на борт судна и доставить в порт разгрузки.

    Покупатель обязан: разгрузить и принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление.

    Риски переходят на борту судна с момента полной погрузки.

    Условия поставки CIF Инкотермс

    Условия поставки CIF Инкотермс 2020 — расшифровывается «Cost, Insurance and Freight» named port of destination переводится «Стоимость, страхование и фрахт» указанный порт назначения.

    Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, застраховать товар в пользу покупателя с минимальным страховым покрытием, погрузить его на борт судна и доставить в порт разгрузки.

    Покупатель обязан: разгрузить и принять товар в порту разгрузки, а также выполнить импортное таможенное оформление.

    Риски переходят на борту судна с момента полной погрузки.

    Условия поставки CIP Инкотермс

    Условия поставки CIP Инкотермс 2020 — расшифровывается «Carriage and Insurance Paid to» named place of destination переводится «Фрахт/перевозка и страхование оплачены до» указанное название места назначения.

    Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, застраховать товар в пользу покупателя с максимальным страховым покрытием от всех рисков потери и повреждения товара, доставить товар в согласованное место назначения.

    Покупатель обязан: разгрузить товар и выполнить импортное таможенное оформление.

    Риски переходят в момент передачи продавцом товара перевозчику.

    Условия поставки CPT Инкотермс

    Условия поставки CPT Инкотермс 2020 — расшифровывается «Carriage Paid To» named place of destination переводится «Фрахт/перевозка оплачены до» указанное название места назначения.Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и доставить товар в согласованное место назначения.Покупатель обязан: разгрузить товар и выполнить импортное таможенное оформление.

    • Риски переходят в момент передачи продавцом товара перевозчику.
    • Группа D (Доставка)

    Условия поставки DAP Инкотермс

    Условия поставки DAP Инкотермс 2020 — расшифровывается «Delivered At Point» named point of destination переводится «Поставка в пункте» указанное название места назначения.Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление и доставить товар до согласованного пункта назначения.Покупатель обязан: разгрузить товар и выполнить импортное таможенное оформление.

    Риски переходят в пункте назначения.

    Условия поставки DPU Инкотермс 2020

    Условия поставки DPU Инкотермс 2020 — расшифровывается «Delivered Named Place Unloaded» named place of destination переводится «Поставка на место выгрузки» указанное название места назначения.

    Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар до места назначения и выгрузить его.Покупатель обязан: принять товар и выполнить импортное таможенное оформление.

    Риски переходят в месте назначения после полной выгрузки.

    Условие поставки DPU стало единственным правилом, поручающим продавцу разгрузку товара в месте доставки.

    Базис поставки DPU не является новым, прежний термин DAT Инкотермс 2010 (Поставка на терминале) переименовали в DPU.

    В Инкотермс 2010 «терминал» никак не описывается с технической точки зрения, а означает любое место разгрузки, поэтому местом выгрузки может быть любое согласованное сторонами место.

    Условия поставки DDP Инкотермс

    Условия поставки DDP Инкотермс 2020 — расшифровывается «Delivered Duty Paid» named place of destination переводится «Поставка с оплатой пошлины» указанное название места назначения.

    Читайте также:  11 интересных выводов арбитражных судов по сделкам с недвижимостью в декабре 2021 года

    Продавец обязан: выполнить экспортное таможенное оформление, доставить товар до согласованного места назначения и выполнить импортное таможенное оформление с уплатой пошлин.Покупатель обязан: разгрузить и принять товар.

    Риски переходят в месте назначения.

    Основное отличие — базис поставки DDP возлагает на продавца максимальные обязанности.

    Вопросы по ИНКОТЕРМС: отвечают юристы-практики – ilex

    ИНКОТЕРМС-2021: что это такое, новые изменения, вступление правил в силу, таблица

    адвокат, партнер адвокатского бюро «Сысуев, Бондарь и партнёры ЭсБиЭйч»

    ИНКОТЕРМС-2021: что это такое, новые изменения, вступление правил в силу, таблица

    помощник адвоката, адвокатское бюро «Сысуев, Бондарь и партнёры ЭсБиЭйч»

    Где можно ознакомиться с официальным текстом Инкотермс на русском языке?

    Международные торговые термины Инкотермс (Incoterms) публикуются Международной торговой палатой (ICC) с 1936 года. Они регулярно обновляются и совершенствуются рабочей группой экспертов и практикующих юристов, объединенных под эгидой ICC.

    Официальный перевод на русский язык осуществляет Российский национальный комитет Международной торговой палаты — Всемирной организации бизнеса (ICC Russia).

    С введением в Инкотермс 2010 можно ознакомиться на сайте ICC Russia и там же заказать двуязычный русско-английский официальный вариант публикации.

    В настоящее время ICC готовит к публикации новую версию Инкотермс — Инкотермс 2020. Ожидается, что новая редакция вступит в силу 1 января 2020 г.

    Основными особенностями  новых Инкотермс станут отказ от термина FAS, изложение термина FCA в двух вариантах — для сухопутного и водного транспорта, а также введение новых терминов CNI (Cost and Insurance), DTP (Delivered at Terminal Paid) и DPP (Delivered at Place Paid).

    Что следует учитывать при выборе того или иного термина Инкотермс?

    Во-первых, сторонам сделки необходимо помнить, что термины Инкотермс применяются только к отношениям купли-продажи (поставки) товаров.

    Инкотермс не определяют права и обязанности в отношении перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя (участники перевозки).

    Если в договоре перевозки, представленном иностранным контрагентом, включен базис Инкотермс при описании перевозки, то в условиях договора необходимо определять его содержание через права и обязанности участников перевозки.

    Во-вторых, следует учитывать, кто из сторон принимает на себя обязанность по транспортировке товара, каким видом транспорта будет осуществляться доставка товара, согласованный пункт доставки.

    Например, если продавец поставляет покупателю скоропортящиеся продукты и при этом у продавца есть все необходимое оснащение и ресурсы для перевозки таких продуктов на дальние расстояния (специально оборудованные фуры, холодильные установки и др.), а у покупателя таких ресурсов нет, разумно было бы осуществить перевозку средствами продавца, к примеру, на условиях DAP (поставка в месте назначения).

    При согласовании терминов CFR (стоимость и фрахт) или CIF (стоимость, страхование и фрахт) продавец обязан поставить товар морским или речным транспортом, т.к. при поставке он должен будет предъявить коносамент или иной морской транспортный документ.

    • В-третьих, нужно знать, возлагается ли на продавца обязанность по страхованию товара, если да — то на каких условиях (от каких рисков).
    • В-четвертых, при международной торговле необходимо учитывать, как распределяются между продавцом и покупателем обязательства по выполнению таможенных формальностей на всем пути следования товара от пункта отгрузки до пункта доставки, по получению разрешительных документов (лицензий), необходимых для экспорта товара с территории одного государства и импорта на территорию другого.
    • Как правильно согласовать применение Инкотермс в договоре?
    • Для применения Инкотермс стороны должны включить соответствующее условие в договор купли-продажи путем указания Инкотермс в нужной редакции.

    В настоящее время действует редакция Инкотермс 2010 года. Однако стороны вправе руководствоваться и ранее действовавшими редакциями.

    Помимо указания на Инкотермс в определенной редакции, сторонам необходимо определить согласованный базис поставки с обязательным обозначением пункта или порта назначения. Чем точнее в договоре указано место, тем меньше вероятность возникновения недопонимания в дальнейшем. Например: «DAP Barnards Inn, 86 Fetter Lane, London, United Kingdom».

    При указании места назначения целесообразно обозначить не только населенный пункт, но и адрес в рамках населенного пункта. При отсутствии такого обозначения доставка товара в любое место в пределах указанного пункта (в любой порт — при наличии нескольких портов) будет являться надлежащим исполнением обязательства.

    1. При неправильном согласовании применения Инкотермс возможны следующие ситуации:
    2. — стороны сослались на применение Инкотермс без указания их редакции;
    3. — стороны указали редакцию Инкотермс (например, Инкотермс 2000) и базис поставки, который не предусмотрен соответствующей редакций (например, DAP).

    В таком случае при рассмотрении спора суду надлежит определять условия договора путем выяснения воли сторон с учетом цели договора, как это предусмотрено ч. 2 ст. 401 ГК.

    Какие условия поставки не урегулированы Инкотермс?

    Инкотермс сами по себе не являются договором купли-продажи. Они лишь регулируют те его условия, которые касаются перевозки и страхования товара, соблюдения таможенных формальностей, а также того, какие расходы несет каждая из сторон.

    Остальные условия договора, такие как цена товара, порядок оплаты, ответственность сторон за нарушение договора и др., Инкотермс не предусматривают.

    Поэтому в отношении иных условий договора сторонам следует полагаться на законодательство и собственные условия.

    В частности, Инкотермс не регулируют:

    1. Момент перехода права собственности на товар. На практике могут возникать случаи, когда стороны путают понятия «момент перехода рисков» и «момент перехода права собственности».

    Это объясняется тем, что часто в момент фактического перехода самого товара от продавца к покупателю вместе с товаром переходят и риски, и право собственности.

    ГК определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законодательством или договором . Однако такое правило может не действовать для перехода риска гибели или повреждения вещи.

    Так, например, базис поставки может предусматривать, что поставка товара осуществляется после представления продавцом извещения покупателю о готовности товара к принятию и представления покупателем соответствующего извещения продавцу о времени и месте получения товара.

    При этом, если покупатель не выполнит свою обязанность по извещению продавца и не примет товар в срок, он несет все риски утраты или повреждения товара начиная с согласованной даты или с даты, когда истек согласованный период поставки.

    Если возникла такая ситуация, к покупателю перейдут только риски утраты или повреждения товара, но не право собственности, т.к. передача товара могла и не состояться.

    2. Освобождение от исполнения обязательств и ответственности в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (затруднения или форс-мажора).

    Правила Инкотермс, регулирующие условия перевозки и страхования товара, не предусматривают случаи освобождения сторон от ответственности при наступлении определенных обстоятельств.

    При желании сторон согласовать специфические условия и случаи освобождения от ответственности за неисполнение договорных обязательств необходимо прямо прописывать их в договоре либо полагаться на нормы действующего законодательства, применимого к правоотношениям сторон.

    3. Последствия неисполнения сторонами условий договора. По аналогии с предыдущим пунктом Инкотермс не регулируют ответственность сторон за неисполнение договорных обязательств. Стороны сделки вправе сами устанавливать согласованные меры ответственности, не противоречащие применимому законодательству.

    4. Условия, при которых договор будет считаться заключенным. Требования к форме договора, перечень существенных условий, наличие у представителей сторон полномочий на подписание договора купли-продажи не закреплены в Инкотермс и определяются нормами национального законодательства.

    5. Качество товара. Требования о качестве товара устанавливаются сторонами в договоре купли-продажи, а при отсутствии в договоре таких требований применению подлежат соответствующие нормы гражданского законодательства, в частности, ст. 439 ГК, Положение о приемке товаров по количеству и качеству и др. Инкотермс данный аспект договора не регулируют.

    Можно ли применять Инкотермс при заключении договора между резидентами Беларуси?

    Участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора .

    Граждане и юрлица свободны в заключении договора. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством . Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством .

    В силу принципа свободы договора стороны могут предусмотреть в договоре применение к правоотношению сторон по договору определенных условий Инкотермс (указать на поставку по определенному базису). При этом правила Инкотермс будут применимы в части, не противоречащей законодательству.

    Например, обязанности А2 и Б2 «Лицензии, разрешения, контроль безопасности и иные формальности» при осуществлении поставки в пределах Республики Беларусь применяться не будут.

    Выбранный термин Инкотермс противоречит условиям договора. Что подлежит применению в таком случае?

    При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

    Если данное правило не позволяет определить содержание договора, то должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора.

    При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, последующее поведение сторон .

    Инкотермс предусматривают право сторон договора по взаимному соглашению изменить содержание базисных условий поставок. В подобной ситуации применению будут подлежать условия договора. Аналогичная позиция отражена в Принципах УНИДРУА: ст. 2.21 устанавливает преимущество нестандартных условий договора над стандартными.

    Таким образом, при несоответствии условий договора и включенного в договор базиса поставки по Инкотермс приоритет будут иметь условия договора. При возникновении спора между сторонами относительно условий договора с учетом избранного базиса Инкотермс суд будет осуществлять толкование договора.

    Читайте также:  Доверенность на подписание договоров от имени юридического лица, образец на подписание договоров

    Какие ошибки чаще всего допускают при выборе того или иного термина Инкотермс?

    Ошибка первая: в договоре и прилагаемых к нему документах содержатся разные базисы поставки.

    Например, в договоре содержится базис поставки EXW, а в инвойсе указано CIP, при этом в договоре не прописано, что в инвойсе могут быть установлены иные условия поставки и формирования цены товара. В таком случае могут возникнуть вопросы с определением таможенной стоимости товара в части дополнительного включения в стоимость товара расходов на транспортировку товара до пункта назначения.

    Ошибка вторая: неправильное представление сторон о содержании прав и обязанностей в выбранном базисе поставки.

    Например, EXW и FCA. В соответствии с правилами FCA, продавец осуществляет передачу товара перевозчику или иному лицу, номинированному покупателем, в своих помещениях или в ином обусловленном месте. Статьей Б. 7 FCA Инкотермс 2010 установлено, что покупатель обязан сообщить продавцу:

    • — наименование перевозчика или любого иного лица, номинированного, как это предусмотрено в пункте А. 4, в течение достаточного срока, с тем, чтобы позволить продавцу поставить товар в соответствии с указанным пунктом;
    • — в случае необходимости — дату в пределах согласованного для поставки периода, когда перевозчик или номинированное лицо могут забрать товар;
    • — способ транспортировки, который будет использован номинированным лицом, и пункт принятия поставки в поименованном месте.

    При этом FCA не устанавливает обязанность продавца известить покупателя о готовности товара к поставке в отличие от схожего, на первый взгляд, термина EXW.

    В данной ситуации доводы покупателя о том, что продавец обязан уведомить о готовности товара к отгрузке, как это предусмотрено термином EXW, будут являться необоснованными.

    Продавец, в свою очередь, такое извещение не направил, т.к. это не было предусмотрено выбранным базисом поставки.

    Ошибка третья: выбор транспорта при согласовании терминов CIF и CIP.

    Базис CIF предполагает обязанность продавца заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. При этом порт может быть как речным, так и морским.

    В свою очередь CIP предполагает обязанность перевозчика заключить договор перевозки и нести расходы по перевозке, необходимые для доставки в пункт назначения.

    При заключении договора поставки на условиях CIF пункт назначения предполагает обязанность поставщика заключить договор перевозки и оплатить доставку товара в порт, имеющийся в соответствующем пункте назначения.

    Доставка товара автомобильным транспортом на склад в пределах населенного пункта может быть признана ненадлежащим исполнением обязательства по поставке, потому что, возможно, вывоз товара именно из порта был оптимальным для покупателя. Иной будет являться ситуация, когда стороны ошиблись и указали условие CIF и пункт доставки, в котором отсутствует порт.

    В таком случае может быть поставлено условие о несогласовании базиса поставки, и порядок выполнения поставщиком обязательства по поставке будет определяться в соответствии с применимым к договору законодательством.

    Новые правила Инкотермс 2020

    В январе 2020 года начали действовать новые правила Инкотермс. Все мы знаем, что от момента, когда товар продан Покупателю, до момента, когда Покупатель его получит, с товаром еще много чего происходит. Т.е. товар надо упаковать, погрузить на транспорт, доставить его в адрес назначения и т.

    д. Для того, чтобы не раздувать контракт, расписывая в нем многочисленные права, обязанности, риски сторон сделки, а также с целью единообразного толкования торговых практик разных стран, были разработаны и опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой типовые условия поставок Инкотермс.

    Инкотермс – это систематизированный сборник типовых условий поставок товаров от Продавца к Покупателю. В сферу Инкотермс входят только конкретные аспекты договоров международной купли-продажи товаров, т.к. правила не регулируют переход права собственности на товар, виды и сроки оплаты и т.д.

    Данным документом регулируются такие вопросы как: распределение риска и момент его перехода от Продавца к Покупателю за порчу и гибель товара; вид транспортного средства, на котором товар должен быть доставлен Покупателю; выполнение таможенных формальностей, обязательства Продавца и Покупателя, связанные с доставкой товара.

    С целью приспособления Инкотермс к активно изменяющимся логистическим процессам и требованиям коммерческой практики термины корректируются, совершенствуются экспертами Международной торговой палаты каждые 10 – 12 лет. Новые правила Инкотермс 2020 вступили в силу 1 января 2020 года.

    Чего ожидал бизнес от новых условий?

    1. Ожидалось, что условия поставки EXW будут отменены.
    2. Предполагалось и исключение из правил термина FAS. 
    3. Еще одним анонсированным изменением в Инкотермс 2020 изначально предполагалось введение нового условия поставки CNI (Cost and Insurance или Стоимость и страхование).
    4. Термин FCA – один из наиболее часто используемых терминов, т.к. он решает некоторые сложности применения такого термина, как, например, EXW. Предполагалось, что это условие будет разделено на два базиса – один для наземной доставки, а другой – для доставки товаров в контейнерах морским транспортом.
    5. Также хотели поступить с условием DDP (доставка с оплатой пошлин). 
    6. Предполагалось, что изменения также затронут страховые обязательства при условиях поставок CIF и CIP.

    Помимо актуализации списка условий поставки товаров, предполагалось, что Международная торговая палата рассмотрит вопросы обеспечения транспортной кибербезопасности, поскольку за последние 10 лет этот вопрос в сфере международной торговли стал актуальным для большого числа компаний. Для обеспечения защиты от киберугроз необходимы новые технологий и стандартизация подхода к обеспечению кибербезопасности, что позволило бы минимизировать риски безопасности и конфиденциальности.

    Более подробно об ожидаемых изменениях мы писали ранее.

    Что получили?

    На первый взгляд, Инкотермс 2020 не претерпел существенных изменений. Ни один термин не был удален, и ни один термин не был добавлен, но одно из условий поставок было переименовано.

    • Базис поставки DAT
    • Базис поставки DAT(Delivered at Terminal / Доставка на терминале) переименован в условия поставки DPU (Delivered Named Place Unloaded / Доставка на место выгрузки).
    • Данное изменение было вызвано двумя причинами.

    Во-первых, возникла путаница в отношении различий между термином DAT (Delivered at Terminal / Доставка на терминале) и термином DAP (Delivered at Place / Поставка в месте назначения).

    Ключевое различие между этими условиями заключается в том, что в соответствии с DAT доставка осуществляется после того, как товары были выгружены с транспортного средства и предоставлены Покупателю в указанном терминале.

    Тогда как в рамках DAP доставка осуществляется до выгрузки товаров – когда они предоставлены Покупателю на прибывшем транспортном средстве готовые к разгрузке.

    Вторая причина этого изменения состояла в том, чтобы обеспечить большую гибкость в определении места доставки товара. Теперь Продавцу и Покупателю можно согласовать любое место для доставки товара, а не только в конкретном терминале. Условия поставки DPU и DAT в остальном идентичны по содержанию. DPU является единственным термином, который поручает Продавцу разгрузку товара.

    Изменения в условиях поставки FCA

    Условие поставки FCA (Free Carrier / Франко Перевозчик) является наиболее распространенным правилом Инкотермс (около 40% международных коммерческих операций проходит с этим термином). Это очень универсальное правило, позволяющее отгружать товары в различных местах (например: по адресу, на терминале, в порту, аэропорту и т.д.), которые расположены в стране Продавца.

    Базис поставки FCA предусматривает два возможных места отгрузки Продавцом товара:

    Первый вариант – это место, принадлежащее Продавцу (например: его склад, фабрика, магазин). Для Продавца доставка считается завершенной, когда товар физически загружен на транспортное средство, указанное Покупателем.

    Однако второй вариант применяется к указанному в договоре месту, которое не принадлежит Продавцу (например: морской порт, терминал). В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство Перевозчика, оплаченное Продавцом. Следует отметить, что выгрузка товара из транспортного средства не является обязанностью Продавца.

    Проблемы возникли с этим термином, когда доставка товара осуществлялась морским транспортом (морским контейнером), и, если Продавец и Покупатель договорились использовать банковский аккредитив, как способ оплаты за товар. Для получения оплаты Продавец должен подтвердить отправку товара Покупателю, т.е.

    после погрузки товара на борт морского судна, предоставить в банк, для получения оплаты, коносамент с пометкой «на борту». Но морской Перевозчик, как правило, не предоставлял Продавцу, коносамент с такой отметкой.

    Читайте также:  Договор подряда: что это такое, образцы, виды, ГК РФ, допустимая форма

    Поэтому, экспортеры часто использовали для морских контейнерных перевозок условия поставки FOB, что требовало от Продавца погрузку товара на судно, а от морского Перевозчика предоставления коносамента продавцу.

    Условия поставки CIF

    Условия поставки CIF (Cost Insurance and Freight / Стоимость, страхование и фрахт), и CIP (Carriage and Insurance Paid to / Перевозка и страхование оплачены до), это те правила, которые обязуют Продавца приобрести страховку в пользу Покупателя для экспорта товаров.

    В новой редакции Инкотермс 2020 для условий поставок CIF, как и ранее в Инкотермс 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны могут согласовать в контракте более высокие уровни покрытия, если они того пожелают.

    Для условий поставки CIP Инкотермс 2020, теперь Продавец обязан застраховать товар от всех рисков (максимальное покрытие – не менее 110% от стоимости товара). Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень страхового покрытия, если они того пожелают.

    Данная поправка оправдана тем, что условие поставки CIF обычно используется для морских перевозок грузов навалом (сырье, минералы и т.д.).

    Стоимость за килограмм, которых очень низкая, и требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара.

    Условие поставки CIP — это все же больше мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия.

    1. Каждое правило Инкотермс 2020 содержит два раздела по десять статей: A1 / B1 Общие обязанности A2 / B2: Поставка A3 / B3: Переход рисков A4 / B4: Перевозка A5 / B5: Страхование A6 / B6: Перевозка и транспортные документы A7 / B7: Таможенное оформление экспорта / импорта A8 / B8: Проверка / упаковка / маркировка A9 / B9: Распределение расходов
    2. A10 / B10: Уведомления
    3. В разделе «А» оговариваются обязанности Продавца, а в разделе «В» — обязанности Покупателя.
    4. Перевозка товаров собственным транспортом

    Правила Инкотермс 2010 были составлены исходя из предположения, что при перевозке товаров от Продавца к Покупателю они будут перевозиться сторонним Перевозчиком, нанятым Продавцом или Покупателем.

    Это не учитывало ситуации, когда сторонний Перевозчик фактически не требовался, поскольку Продавец или Покупатель использовали свой собственный транспорт при доставке товара.

    Новые правила Инкотермс 2020 в настоящее время учитывают такие ситуации, когда можно использовать свой собственный транспорт для доставки товаров или заключить договор перевозки.

    • Распределение расходов
    • Все затраты, связанные с различными нюансами купли-продажи, в новых правилах перечислены в статьях A9 / B9 «Распределение расходов» для каждого правила Инкотермс, а также в соответствующих статьях Инкотермс, к которым они относятся.
    • Целью этого изменения является предоставление пользователям полного списка расходов в одном месте, чтобы Продавец и Покупатель были лучше осведомлены о затратах, за которые каждый будет нести ответственность в соответствии с определениями Инкотермс 2020.
    • Таможенное оформление: экспорт, транзит и импорт

    В Инкотермс 2020 более точно разъясняется, какая из сторон, Продавец или Покупатель, несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски.

    Пояснено, что если риск перевозки передается в стране происхождения (стране Продавца), ответственность за таможенное оформление транзита принимает Покупатель; и напротив если риск переходит в пункте назначения (страна Покупателя), ответственность несет Продавец.

    Требования безопасности

    Безопасность транспорта также стала новой нормой (например: теперь обязательно должна осуществляться проверка контейнеров).

    Статья A4 / B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс требует от Продавца, где это возможно применить, соблюдать любые требования безопасности, связанные с транспортом, до пункта доставки и / или предоставить Покупателю любую информацию, касающуюся требований безопасности, связанных с транспортом, которая необходима Покупателю для организации перевозки.

    Статья A7 / B7 («Таможенное оформление экспорта / импорта») каждого правила Инкотермс, опять же где это применимо, теперь также прямо требует, чтобы Продавец выполнил любые связанные с безопасностью формальности при оформлении экспорта, и помогал Покупателю получить любые документы или информацию, необходимые для соблюдения таможенных формальностей, связанных с импортом или транзитом. Расходы на обеспечение безопасности, связанные с транспортом, тоже указаны в отдельном перечне обязательств по расходам согласно статьям A9 / B9 каждого правила Инкотермс. Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер, нет конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности.

    Пояснительные примечания

    В каждом правиле Инкотермс 2020 теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей», в которых гораздо обширней изложены пояснительные примечания с иллюстрациями соответствующего условия поставки Инкотермс, в частности:

    • Когда данное правило должно быть использовано
    • Когда риск переходит
    • Как распределяются расходы

    Пояснительные записки направлены на то, чтобы помочь пользователям выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.

    Конструктивно Инкотермс 2020 выглядят так же, как и в предыдущей версии: одиннадцать трехбуквенных сокращений начиная от «EXW» (Ex-Works) до «DDP» (Delivered Duty Paid), которые по-прежнему делятся на 2 категории в зависимости от вида транспорта.

    1. Цель и сфера применения Инкотермс

    C 1 января 2011 года вступили в силу новые Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс 2010 (публикация МТП N 715)».

    Целью Инкотермс является обеспечение комплекта международных правил толкования торговых терминов, наиболее часто используемых во внешней торговле. Таким образом можно избежать или, по крайней мере, значительно снизить неопределенность различного толкования таких терминов в отдельных странах.

    Зачастую стороны контракта не знакомы с различной практикой ведения торговли в соответствующих странах. Это может вызывать недоразумения, споры и судебные разбирательства и повлечь трату времени и денег.

    Для разрешения этих проблем Международная торговая палата в 1936 году опубликовала впервые свод международных правил толкования торговых терминов. Эти правила известны как «Инкотермс 1936».

    Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990 и настоящим в 2000 году для приведения этих правил в соответствие с современной практикой международной торговли.

    Следует подчеркнуть, что сфера применения Инкотермс ограничена вопросами, относящимися к правам и обязанностям сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров (это понимается как «материальные вещи», исключая «нематериальные вещи», такие как компьютерное программное обеспечение).

    Выявилось, что часто встречаются два недоразумения в отношении Инкотермс. Во-первых, часто полагают, что Инкотермс применимы к договорам перевозки, а не к договору купли-продажи. Во-вторых, иногда полагают, что в Инкотермс предусмотрены все обязанности, которые стороны хотели бы включить в договор купли-продажи.

    Как всегда подчеркивалось Международной торговой палатой, Инкотермс регламентируют только отношения между продавцами и покупателями по договорам купли-продажи и, кроме того, лишь по некоторым определенным аспектам.

    В то время, как экспортерам и импортерам важно учитывать практическое соотношение различных договоров, которые необходимы для реализации сделки международной купли-продажи — где необходим не только договор купли-продажи, но и договоры перевозки, страхования и финансирования, — Инкотермс же имеют дело с одним из этих договоров, а именно договором купли-продажи.

    Тем не менее соглашение сторон об использовании определенного термина затрагивает и иные договоры.

    Приведем лишь несколько примеров: согласовав условие CFR или CIF, продавец не может исполнить договор никаким иным видом транспорта, кроме морского, поскольку по этим условиям он обязан предоставить покупателю коносамент или иной морской транспортный документ, что невозможно при использовании иных видов транспорта. Более того, необходимый в соответствии с документарным аккредитивом документ обязательно зависит от используемых способов перевозки.

    Во-вторых, Инкотермс имеют дело с определенными обязанностями сторон — такими как обязанность продавца предоставить товар в распоряжение покупателя или передать ему его для перевозки или доставить его в пункт назначения, а также с распределением риска между сторонами в этих случаях.

    Далее они определяют обязанности по выполнению таможенных формальностей очистить для вывоза и ввоза, по упаковке товара, обязанность покупателя по принятию поставки, а также обязанность представить доказательства надлежащего выполнения соответствующих обязательств были должным образом выполнены. Хотя Инкотермс крайне важны для реализации договора купли-продажи, значительное число проблем, возникающих в таком договоре, в них вообще не регулируются, например переход права собственности и иных вещных прав, неисполнение договора и последствия неисполнения, а также освобождение от ответственности в определенных ситуациях. Следует подчеркнуть, что Инкотермс не предназначены заменить необходимые для полного договора купли-продажи условия, определяемые путем включения стандартных или индивидуально согласованных условий.

    Инкотермс вообще не регламентируют последствия нарушения договора и освобождение от ответственности вследствие различных препятствий. Эти вопросы подлежат разрешению иными условиями договора купли-продажи и нормами применимого права.

    Инкотермс всегда предназначались для использования в первую очередь в тех случаях, когда товары продаются для поставки через национальные границы, поэтому это международные торговые термины.

    Однако на практике Инкотермс часто включаются в договоры купли-продажи товаров в пределах национальных рынков. При таком применении Инкотермс п.

    А2 и Б2 и положения других статей, касающиеся экспорта и импорта, становятся лишними.

    Открыть полный текст документа

    Leave a Comment

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *