Ликвидация (реорганизация, приватизация) ГУП и МУП

В продолжение нашей темы речь пойдёт о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в настоящее время осуществляющих хозяйственную деятельность. Итак, в соответствии с новациями, внесёнными Федеральным законом от 27.12.2019 г.

№ 485-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции», унитарные предприятия, созданные до 8 января 2020 года, и осуществляющие деятельность на конкурентных товарных рынках, подлежат ликвидации или реорганизации до 1 января 2025 года.

Ликвидация (реорганизация, приватизация) ГУП и МУП

Учредителям унитарных предприятий, в роли которых выступают федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, прежде всего, необходимо проанализировать деятельность созданных ими предприятий на предмет соответствия действующим антимонопольным требованиям. Как мы отмечали ранее, большая часть унитарных предприятий работают в сферах с достаточно развитой конкуренцией — в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, в сфере торговли и оказания услуг. В связи с этим, собственнику имущества унитарного предприятия рано или поздно придётся принимать определенное решение — о ликвидации или реорганизации предприятия, так как в случае непринятия соответствующих мер в установленный законом срок, такие предприятия будут ликвидированы в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Рассмотрим подробнее порядок ликвидации, возможные способы реорганизации унитарных предприятий и порядок приватизации унитарного предприятия.

ЛИКВИДАЦИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В соответствии со ст. 35 Федерального Закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон № 161-ФЗ) унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Ликвидация унитарного предприятия влечёт за собой полное прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Процесс ликвидации организации регламентируется Гражданским Кодексом РФ и Законом № 161-ФЗ и состоит из последовательности шагов, представленных на Рисунке 1.

Ликвидация (реорганизация, приватизация) ГУП и МУП Ликвидация (реорганизация, приватизация) ГУП и МУП

  • Рисунок 1. Процесс ликвидации унитарного предприятия
  • Собственник имущества назначает ликвидационную комиссию, и с этого момента к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия, включая право выступать от имени ликвидируемого предприятия в суде.
  • В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объёме, председатель ликвидационной комиссии предприятия должен обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании унитарного предприятия банкротом.

В целом процедура ликвидации унитарного предприятия аналогична процедуре ликвидации любого хозяйственного общества, так как основные её этапы регламентированы Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ). А вот процедура реорганизации, преобразования унитарного предприятия имеет свои особенности.

СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Преобразовывать государственные и муниципальные унитарные предприятия можно в соответствии с законодательством о приватизации. В ст.13 Федерального закона от 21.12.2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ) указаны способы приватизации государственного и муниципального имущества.

Одним из способов приватизации, является преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или в общество с ограниченной ответственностью.

Форма хозяйственного общества, в которую превратится унитарное предприятие, в первую очередь зависит от размера балансовой стоимости активов унитарного предприятия.

Минимальный размер уставного капитала для хозяйственных обществ, установленный законодательством, составляет: для публичного акционерного общества (ПАО) – 100 000 рублей, для непубличного АО (НПАО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО) – 10 000 рублей.

При этом хочется обратить внимание, что публичным является акционерное общество, акции которого публично размещаются путём открытой подписки на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Организационную форму, в которую будет преобразовано унитарное предприятие, учредитель определяет самостоятельно.

Возможность преобразования в ООО предусмотрена не для всех приватизируемых предприятий. Помимо размера уставного капитала есть и другие критерии, которые необходимо учитывать при принятии решения о форме реорганизации унитарного предприятия.

Приватизация путём преобразования в ООО возможна при условии, что унитарное предприятие имеет признаки, по которым его можно отнести к субъектам малого и среднего предпринимательства. Данные критерии установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г.

№ 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 04.04.

2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

Предельные значения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему предпринимательству представлены на рисунке 2.

Ликвидация (реорганизация, приватизация) ГУП и МУП

Рисунок 2. Предельные значения критериев отнесения предприятий к субъектам малого и среднего предпринимательства

  • Таким образом, исходя из приведённых норм можно сделать вывод, что приватизация путём преобразования в общество с ограниченной ответственностью применима для унитарных предприятий с уставным капиталом, превышающим 100 тыс. рублей, средней численностью до 250 человек и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующие приватизации три календарных года не больше 2 млрд. рублей.
  1. ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
  2. Приватизация унитарного предприятия путём преобразования включает в себя следующие этапы.
  3. На первом этапе унитарное предприятие включается в прогнозный план (программу) приватизации на соответствующий календарный год.

Со дня утверждения программы приватизации деятельность унитарного предприятия ограничена законом. В соответствии с п.3 ст. 14 Закона № 178-ФЗ со дня утверждения программы приватизации и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества  унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе:

  • сокращать численность работников;
  • совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов на последнюю отчётную дату или более чем в 10 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия, а также сделки, связанные с возможностью отчуждения имущества.

На втором этапе определяется балансовая стоимость подлежащих приватизации активов унитарного предприятия.

Она определяется, как сумма стоимости его чистых активов  по данным промежуточного баланса и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Для определения стоимости проводится инвентаризация.

На основе данных инвентаризации, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных унитарному предприятию, составляется передаточный акт.

Причём в случае приватизации передаточный акт составляется на начальном этапе приватизации — ещё до принятия решения о ней. Ведь на основании ст.

11 Закона № 178-ФЗ именно в передаточном акте определяется состав имущественного комплекса унитарного предприятия, подлежащего приватизации.

В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.

На третьем этапе принимается решение о приватизации, в котором указываются:

  • состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, в том числе здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, с указанием их балансовой стоимости, а также включаются сведения о земельных участках, подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • перечень объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;
  • размер уставного капитала общества, создаваемого посредством преобразования унитарного предприятия;
  • количество, категории и номинальная стоимость акций или доля вклада, которые будут принадлежать участнику общества — публично-правовому образованию (Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию).

На четвёртом этапе утверждается устав создаваемого в процессе преобразования хозяйственного общества. Далее документы направляются в регистрирующий орган для внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Хозяйственное общество, созданное в результате преобразования, считается правопреемником унитарного предприятия, и к нему, в силу универсального правопреемства, на основании передаточного акта переходят все права и обязанности реорганизованного предприятия.

  • Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, можно рассматривать как одну из пяти возможных форм реорганизации юридических лиц, предусмотренных ст. 57 ГК РФ, и одновременно способом приватизации государственного и муниципального имущества.
Читайте также:  Ходатайство в арбитражный суд об отложении судебного разбирательства из-за коронавируса, образец

Собственнику имущества унитарного предприятия уже сейчас, с учётом всех обстоятельств, необходимо проанализировать работу действующих унитарных предприятий и принять соответствующее решение либо о ликвидации, либо о реорганизации унитарного предприятия установленным законом способом, выбрав необходимую организационно – правовую форму преобразованного предприятия.

Компания БФТ обладает успешным опы­том в организации и проведении консультаций и обучающих мероприятий, в том числе по разъяснению актуальных изменений законодательства в сфере управления государственным и муниципальным имуществом.

Мы предлагаем комплекс услуг, включающий в себя: консультации по вопросам имущественных и земельных отношений, проведение обучающих семинаров, вебинаров и иных мероприя­тий.

Наши партнёры всегда смогут получить качественную и актуаль­ную информацию по интересующим вопросам и узнать о последних новациях законодательства.

Мы готовы в любое удобное для Вас время предоставить более подробную консультацию по данной тематике. Задать свой вопрос вы можете на странице проекта «Эксперт БФТ». 

Минфин готовит «дорожные карты» по ликвидации ФГУПов

Ликвидация (реорганизация, приватизация) ГУП и МУП

Евгений Разумный / Ведомости

Министерство финансов ведет подготовку «дорожных карт» по ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), сообщили «Ведомостям» в пресс-службе Минфина.

Данная работа ведется в рамках поручения вице-премьера Дмитрий Григоренко, который поручил Минфину, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Росимуществу утвердить и представить в правительство до 1 октября 2020 года «дорожные карты» по ликвидации ФГУПов. Предложения по ликвидации подведомственных ФГУПов федеральные органы исполнительной власти должны внести в Минфин до 15 сентября 2020 года. 

Копия поручения есть в распоряжении «Ведомостей». Источник, близкий к аппарату правительства, подтвердил его подлинность. В пресс-службе правительства не ответили на запрос «Ведомостей» на момент публикации материала. «Данный вопрос прорабатывается», — сказали в Минфине. 

Согласно данным антимонопольной службы, на апрель 2019 г. в России насчитывалось 14 445 унитарных предприятий разного уровня. Из них — 12 237 муниципальных, 1713 региональных и 825 федеральных. 

Ликвидация унитарных предприятий обсуждается не один год.

«Это совершенно отвратительная антиконкурентная организационно-правовая форма», – так руководитель ФАС Игорь Артемьев охарактеризовал унитарные предприятия на антимонопольной конференции «Ведомостей» в ноябре 2018 г.

По его словам, они конкурируют с частными компаниями, получая субсидии, преференции и имущество из бюджета, чем «просто уничтожается конкурентный рынок». 

В декабре 2018 г. ФАС подготовила законопроект, который был внесен на рассмотрение в Госдуму со сроком реорганизации или ликвидации унитарных предприятий до 2021 г. В марте 2019 г. правительство предложило отложить реформу до 2023 г. 

В итоговой версии закона запрет на работу унитарных предприятий на конкурентных рынках вступает в силу с 1 января 2025 г. Те предприятия, в отношении которых не приняты или не исполнены решения о ликвидации или реорганизации до 2025 г.

, подлежат ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольной службы.

Исключением являются предприятия, предусмотренные федеральными законами, актами президента или правительства, а также для обеспечения деятельности Минобороны, ФСБ, ФСО, МЧС, Росгвардии, МВД, СВР и других федеральных ведомств.

Согласно закону, теперь ГУПы и МУПы могут создаваться только для обеспечения жизнедеятельности в некоторых сферах, например: в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей, в сферах естественных монополий, в области обращения с радиоактивными отходами, для обеспечения жизни населения в районах Крайнего Севера и проч.

Бизнес вместо унитарных предприятий: К 2025 году в Подмосковье останется 73 унитарных предприятия

  • 27 августа
  • 2020
  • 11:31

170 Ликвидация (реорганизация, приватизация) ГУП и МУП

Бизнес вместо унитарных предприятий: К 2025 году в Подмосковье останется 73  унитарных предприятия

К 2025 году количество государственных унитарных предприятий в Подмосковье сократится до 2, а муниципальных — до 71 — на рынках останутся только предприятия, которые не попали под ликвидацию и работают в сфере естественных монополий. В Подмосковье утверждён региональный план по реформированию унитарных предприятий на период до 1 января 2025 года. Об этом рассказала министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова. 

Минмособлимуществом совместно с Комитетом по конкурентной политике, ФАС по Московской области и органами местного самоуправления Подмосковья разработаны дорожные карты по сокращению унитарных предприятий Московской области на данный период. 

Работа по развитию конкуренции, в рамках которой сокращаются неэффективные унитарные предприятия государственной и муниципальной собственности ведётся на территории Московской области с 2015 года.

С конкурентных рынков убираются убыточные организации, которые не ведут социально значимой деятельности, дублируют деятельность друг друга и находятся в сферах, где присутствие государства не обязательно.

 

Как отметила  Наталья Адигамова, в соответствии с утвержденными стандартами развития конкуренции, к концу 2019 года Подмосковье должно было выйти на целевые показатели, сократив 77%  ГУПов и 46% МУПов региона. Однако Минмособлимущество достигло отличных результатов по выводу унитарных предприятий с конкурентных рынков, перевыполнив установленные показатели, и продолжило данную работу. 

«За 5 лет работы на территории Московской области ликвидированы 80% ГУПов и 54% МУПов. От неэффективных предприятий освобождены рынки торговли, архитектуры, ритуальных услуг, социально-бытового обслуживания, наружной рекламы, туризма, связи, пассажироперевозок, культуры.

Эти ниши сможет занять малый и средний бизнес, который будет конкурентоспособным в своей сфере, в результате чего жители области получат качественные услуги.

Сегодня на территории региона действуют 20 государственных унитарных предприятия и 318 муниципальных унитарных предприятий», — отметила министр.

Сокращение предприятий происходит в результате добровольной ликвидации и реорганизации. Также проводятся работы по преобразованию ГУП в АО с сохранением 100% акций в собственности Московской области. 

Освобождение конкурентных рынков проводится в соответствии с законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и «О защите конкуренции» (Федеральный закон № 485-ФЗ), которым установлен запрет на создание унитарных предприятий и осуществление их деятельности на конкурентных рынках

vedomosti.ru

Что делать с МУПом – реорганизовать или ликвидировать

Муниципальные унитарные предприятия, которые были созданы до 8 января 2020 года и работают на конкурентных рынках, придется реорганизовать или ликвидировать. Срок — до 1 января 2025 года.

До этой даты деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках допускается, но с ограничением.

Доход от такой деятельности не должен превышать 10 процентов совокупной выручки МУПа за последний календарный год.

Решение о судьбе МУПа должен принять его учредитель. Если он этого не сделает до конца 2024 года, предприятие могут ликвидировать в судебном порядке по иску судебного органа (п. 6 ст. 23 Закона № 135-ФЗ). Чтобы этого не допустить, проанализируйте деятельность ваших МУПов и решите, как поступить с каждым из них. Статья поможет сделать оптимальный выбор.

В какие организационно-правовые формы можно реорганизовать МУПы

Документ: Новации, о которых идет речь в этой статье, предусмотрены Федеральным законом от 27.12.2019 № 485-ФЗ. Он внес изменения в федеральные законы от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

  • Муниципальное унитарное предприятие можно реорганизовать в другое МУП — то, которому можно будет продолжить работу после 1 января 2025 года. Законодатель разрешил муниципальным образованиям сохранить унитарные предприятия, которые:
  • — осуществляют деятельность в сфере естественных монополий;
    — работают в сферах культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • — обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • Этот вариант подойдет только для МУПов, которые функционируют в смежных отраслях. Остальные предприятия вы можете реорганизовать:
  • — в муниципальные бюджетные учреждения;
    — акционерные общества;
  • — общества с ограниченной ответственностью.
  • Реорганизация затронет прежде всего ресурсоснабжающие и другие социально значимые предприятия.
  • На заметку: Какую пользу принесет муниципалитетам реорганизация и ликвидация МУПов

По данным ФАС, на 1 апреля 2019 года в России было более 12,2 тыс. унитарных предприятий муниципального уровня.

Значительная их часть работает в сферах с развитой конкуренцией: теплоснабжении, водоснабжении, управлении жилым фондом, торговле, строительстве и предоставлении услуг.

 Нередко заказчики уклоняются от применения конкурсных процедур, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, и передают бюджетные средства в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям. Результат — неэффективные закупки.

Часто МУПы имеют в хозяйственном ведении значительное количество разнородных, не связанных объектов. Сдают эти объекты в аренду и при этом не осуществляют какой-либо профильной деятельности.

По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.

Читайте также:  Нотариальный перевод (нотариальное заверение перевода) документов, перевод иностранных документов с нотариальным заверением

Как сделать выбор между АО, ООО и бюджетным учреждением

АО и ООО — хозяйственные общества. Уставный капитал акционерного общества разделен на акции, общества с ограниченной ответственностью — на доли. В обоих случаях реорганизация МУПа произойдет путем приватизации.

Реорганизация МУПа в ООО возможна, если его показатели соответствуют требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ:

— cуммарный трехлетний доход — не более 800 млн руб.;
— среднесписочная численность персонала за три года — не более 100 человек в год.

Если хотя бы одно из этих требований не выполняется, МУП лучше преобразовать в публичное акционерное общество или муниципальное учреждение. Акционерному обществу проще привлечь инвестиции через дополнительную эмиссию ценных бумаг для их продажи новым акционерам.

Акционеру не обязательно быть предпринимателем или участвовать в собраниях. К тому же многие инвесторы расценивают покупку акций как одну из форм вложения капитала. Для общества с ограниченной ответственностью процедура более трудоемкая и дорогостоящая: придется подписать кредитный или инвестиционный договор.

Другие различия между АО и ООО посмотрите в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика ООО и АО+

Ключевые показатели и параметры ООО АО публичное

Если нужен более тщательный контроль финансовых потоков, то МУП лучше преобразовать в муниципальное бюджетное учреждение.

При этом может потребоваться дополнительное финансирование из местного бюджета. Также возникает риск субсидиарной ответственности собственника муниципального имущества по обязательствам учреждения, которому это имущество передали на праве оперативного управления.

Характеристики МБУ — в таблице 2.

Таблица 2. Характеристики муниципального бюджетного учреждения

Ключевые показатели и параметры ООО

Какие МУПы лучше ликвидировать

Возможно, часть МУПов в вашем муниципальном образовании несет убытки и не соответствует требованиям, установленным для реорганизации в ООО или АО. Такие унитарные предприятия рекомендуем ликвидировать. Первые кандидаты на ликвидацию — МУПы, которые не осуществляют какой-либо профильной деятельности кроме сдачи разнородного имущества в аренду.

На заметку: Минфин прогнозирует, что к 1 января 2025 года в стране останется менее тысячи унитарных предприятий — федеральных, региональных и муниципальных

После ликвидации МУПа его имущество поступит в казну муниципального образования. Придется нести издержки на его содержание. Если это слишком накладно, имущество можно приватизировать.

Другой вариант — предоставить его бизнесменам в рамках программы развития малого и среднего предпринимательства.

Объекты можно передать в аренду, в том числе на долгосрочной основе с преимущественным правом выкупа, по льготным ставкам.

Кто оплатит реорганизацию и ликвидацию

На реорганизацию и ликвидацию МУПов, а также постановку на кадастровый учет земельных участков после ликвидации предприятий регионы получат деньги из федерального бюджета. Порядок распределения этих межбюджетных трансфертов примет Правительство. Каждый регион распределит финансирование между муниципальными образованиями в соответствии со своим законом.

Реформа унитарных предприятий. С чего начать?

Реформа унитарных предприятий. С чего начать?

6 марта заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова в ходе совместных с Московским УФАС публичных обсуждений, посвященных реформе контрольной и надзорной деятельности, рассказала о недавно вступившем в силу Законе о реформировании унитарных предприятий.

В декабре 2019 года принят Федеральный закон № 485-ФЗ о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках*. «Законопроект разработан в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018 – 2020 годы[1], утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618», — отметила Оксана Кузнецова.

Можно определить два основных направления по реформированию деятельности унитарных предприятий: первый связан с созданием унитарных предприятий, второй – с ограничением их деятельности на конкурентных рынках.

Законом с 08 января 2020 вводится общий запрет на создание унитарных предприятий и определяется закрытый перечень исключений из этого запрета.

При этом в соответствии с положениями Закона № 485-ФЗ при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной законодательством.

«Следует также отметить, что механизм антимонопольного контроля предусматривает право для органа власти (местного самоуправления) направить запрос на получение предварительного заключения ФАС России о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству.

Срок рассмотрения запроса составляет 30 дней, заключение антимонопольного органа действует 1 год.

Соответствующий приказ об утверждении формы такого запроса в настоящее время подготовлен и проходит регистрацию в Минюсте РФ, до вступления в силу приказа запрос можно направлять в виде простого письма с приложением обосновывающих документов — проекта Устава предприятия и решения о его создании либо изменении видов деятельности», — пояснила Оксана Кузнецова.

В части запрета на деятельность унитарных предприятий, Закон устанавливает, что не допускается деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений Закона установлен переходный период до 1 января 2025 года.

К исключениям Законом отнесены в том числе деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ; для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности; в сферах естественных монополий; в районах Крайнего Севера; в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; за пределами территории Российской Федерации; в области обращения с радиоактивными отходами.

В случае нарушения установленных запретов на создание (изменение деятельности) унитарного предприятия, или запрета на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных (подпадающих под запрет) видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия. При неисполнении предупреждения следует возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдача предписания и как крайняя мера — обращение антимонопольного органа в суд с иском о ликвидации предприятия.

В целях реализации положений Закона, ФАС России предложила главам субъектов РФ подготовить при участии территориальных органов ФАС России планы мероприятий «дорожные карты» по реформированию унитарных предприятий, в которых определить перечень предприятий, подлежащих реформированию, предложения по их реорганизации/ликвидации, сроки осуществления данных мероприятий и т.д.

«Реализация Закона позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества», — отметила Оксана Кузнецова.

В мероприятии также приняли участие представители Московского управления ФАС России, Правительства г. Москвы, органов исполнительной власти и прокуратуры, общественных, коммерческих организаций и ассоциаций.

* Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»

[photo_1595]

[video_2656]

[1] пп. «а» п. 4

Сопровождение процедуры приватизации МУП, ГУП в акционерное общество

  • Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном Гражданским «кодексом» Российской Федерации, Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и иными федеральными законами.
  • Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» или иными федеральными «законами» случаях.
  • Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
  • Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном федеральным «законом» о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов.
  • Основными этапами процесса приватизации ФГУП(МУП) при преобразовании их в акционерные общества являются:
  1. Включение ФГУП (МУП) в прогнозный план (программу) приватизации
  2. Подготовка и принятие решения об условиях приватизации ФГУП (МУП)
  3. Государственная регистрация выпуска акций АО
  4. Государственная регистрация АО, созданного путем преобразования ФГУП (МУП)
  5. Размещение акций АО, созданным путем преобразования ФГУП(МУП), и организация ведения реестра акционеров
  6. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска акций АО
Читайте также:  Изменения в гпк с 01.10 2021 (с 1 октября 2021 года)

Команда наших профессионалов предлагает провести полный комплекс мероприятий по преобразованию муниципального унитарного предприятия в акционерное общество.

В полный комплекс мероприятий входит полное документальное и консультационное сопровождение процедуры, в том числе:

  1. Консультирование по вопросу включения муниципального унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества.
  2. Правовое сопровождение процесса подготовки МУП (ФГУП) к реорганизации:

Консультирование по вопросам приватизации МУП (ФГУП) путем преобразования в акционерное общество, включая:

—  Консультирование по вопросам подготовки Решения об условиях приватизации унитарного предприятия (сроки, этапы, утверждение учредительных документов создаваемого АО, назначение органов управления создаваемого общества и т.д.);

—  Разработка проекта Устава акционерного общества, создаваемое в процессе приватизации МУП (ФГУП).

  1. Обеспечение наличия надлежаще оформленных документов (или копий документов) о регистрации выпуска ценных бумаг (акций) и отчета об итогах выпуска акций, размещенных при учреждении акционерного общества, в том числе:
  1. — проведение анализа документов и информации на предмет осуществления регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг при учреждении общества;
  2. — составление текста решения о выпуске ценных бумаг и отчета об итогах выпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. — консультирование по вопросам утверждения уполномоченным лицом (органом управления) акционерного общества решения о выпуске и отчета об итогах выпуска ценных бумаг (акций), размещенных при учреждении акционерного общества,
  4. — сформирование и направление пакета документов в Центральный Банк Российской Федерации (или его территориальное подразделение) для осуществления государственной регистрации выпуска ценных бумаг (акций) либо получения заверенных копий эмиссионных документов, включая составление текста требуемых документов;
  5. — сформирование и направление пакета документов в Центральный Банк РФ для осуществления государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных (акций) при учреждении акционерного общества (при отсутствии зарегистрированного отчета), включая составление текста требуемых документов;
  6. — осуществление взаимодействия с ЦБ РФ по вопросам возможного аннулирования и/или присвоения номера регистрации выпуска ценных бумаг с получением соответствующих документов, а также в случае возможного отказа в регистрации ценных бумаг.
  1. Подготовка пакета документов для уведомления Центрального банка Российской Федерации (или его территориального отделения) об изменении данных о юридическом лице, связанных с выпуском ценных бумаг, включая:

— оформление документов для предоставления в ЦБ РФ;

— направление документов в установленный действующим законодательством срок.

  1. Подготовка комплекта документов в ФНС России для регистрации изменений в учредительных документах в новой редакции или в форме изменений с учетом пожеланий Эмитента, включая:
  • — подготовка и подача заявления по форме установленной регистрирующим органом;
  • — подготовка учредительных документов в новой редакции;
  • — направление документов в регистрирующий орган (почтовым отправлением с описью вложения, непосредственно, либо в форме электронных документов, подписанных электронной подписью).
  1. Размещение акций акционерного общества, созданного путем преобразования муниципальное унитарное предприятие, включая:
  1. — провести анализ документов и информации на предмет регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг;
  2. — составить текст отчета об итогах выпуска в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  3. — консультировать по вопросам утверждения уполномоченным лицом (органом управления) акционерного общества отчета об итогах выпуска ценных бумаг (акций);
  4. — сформировать и направить пакет документов в Центральный Банк РФ для осуществления государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных (акций), включая составление текста всех требуемых документов;
  1. Организации ведения реестра акционеров, включая:
  • — подбор регистратора с оптимальными тарифами и передача ему всех необходимых документов.
  • При возникновении вопросов, обращайтесь на указанные ниже номера, наши специалисты будут рады Вам помочь.
  • Команда корпоративных юристов
  • АО «Институт Корпоративных Технологий»
  • e-mail: pravo@gik.ru
  • Тел: 8 800 500 01 36, 8 928 411 85 69

Создание, реорганизация и ликвидация республиканских унитарных предприятий, учреждений и государственных объединений

Нормативная правовая база 

Создание, реорганизация и ликвидация республиканских унитарных предприятий, учреждений и государственных объединений регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г.

№  1 ”О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования“ (с изменениями и дополнениями), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2004 г.

№ 913 ”О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь“ (с изменениями и дополнениями) (далее — постановление № 913) и другим законодательством. Создание государственных объединений регулируется § 6 части 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь. 

Положение о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утвержденное постановлением № 913 (далее — Положение), устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации: 

  • республиканских унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (далее — унитарные предприятия);
  • республиканских дочерних унитарных предприятий;
  • учреждений;
  • казенных предприятий.

С целью оптимизации организационной структуры отраслей Положением определены критерии создания унитарных и казенных предприятий.

Решения о создании унитарных предприятий, дочерних унитарных предприятий, их реорганизации и ликвидации принимаются государственными органами по согласованию с Министерством экономики, Государственным комитетом по имуществу, а с Министерством финансов — только в случае финансирования их создания из республиканского бюджета. При создании таких предприятий в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности данные решения также согласовываются с Государственным комитетом по науке и технологиям. 

С принятием постановления № 913 создание, реорганизация и ликвидация учреждений осуществляются по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь.

Такая норма введена с целью повышения ответственности государственных органов за принимаемые решения по созданию организаций, финансируемых из республиканского бюджета и внебюджетных средств, и усиления контроля за использованием бюджетных средств.

Согласованию с Советом Министров Республики Беларусь не подлежит реорганизация и ликвидация учреждений, созданных до вступления в силу постановления № 913. 

Положение определяет порядок и случаи создания казенных предприятий — унитарных предприятий, которым имущество принадлежит на праве оперативного управления.

В такой организационно-правовой форме создаются унитарные предприятия, обеспечивающие своей деятельностью государственные нужды и функционирующие на имуществе, приватизация которого запрещена.

Положением установлен перечень документов, представляемых госорганам для согласования ими решения о создании, реорганизации либо ликвидации государственной организации в конкретной организационно-правовой форме. 

Реорганизация или ликвидация унитарных предприятий, дочерних унитарных предприятий и учреждений, которая может повлиять на социальные, демографические, экологические или иные последствия, затрагивающие интересы населения территории, должна согласовываться с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. 

В целях активизации инновационной деятельности, стимулирования производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г.

№ 123 ”О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь“ установлено, что научные организации, созданные в форме учреждений, и учреждения высшего образования, учреждения дополнительного образования взрослых, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, созданные в форме учреждений, которым в соответствии с учредительными документами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, с согласия государственных органов (государственных организаций), в подчинении (ведении) которых эти учреждения находятся (в состав которых входят), либо собственника их имущества вправе создавать организации, использующие результаты интеллектуальной деятельности (обеспечивающие использование этих результатов), принадлежащие этим учреждениям, за счет превышения остающихся в их распоряжении от осуществления данной деятельности доходов над расходами, в том числе от передачи имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности по договорам. 

Создание таких организаций, использующих результаты интеллектуальной деятельности (обеспечивающих использование этих результатов) вышеназванными, научными организациями и учреждениями, находящимися в подчинении (ведении) государственных органов, входящими в состав государственных организаций, дополнительно согласовывается с Министерством экономики Республики Беларусь и Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *