Поставщик взыскал оплату по госконтракту только через суд

Взыскание долга в арбитраже

К сожалению, любая компания, как бы добросовестно она себя не вела в процессе своей деятельности, сталкивается с необходимостью обращения в суд. Наиболее частой причиной или мотивом при обращении выступает возможность осуществить взыскание долга в арбитраже.

Так ли это просто? А если ответчиком выступает госорган и денежные средства необходимо взыскать с государства? Со всей ответственностью мы вам ответим – «нет, не просто».

Однако настоящей статьей и на содержащемся в ней конкретном примере, мы желаем продемонстрировать вам, что ничего невозможного нет и при должной подготовке и по-настоящему профессиональному подходу к своему делу, эта задача вполне решаема!

Забегая вперед, мы взыскали с государства более 46 миллионов рублей и это еще не все, скоро будет подано заявление о взыскании процентов за пользование  чужими денежными средствами в размере более 7 млн., судебные расходы на 1 млн. + индексация за несвоевременное исполнение. Решение уже вступило в законную силу. Ответчик даже не попытался обжаловать его.

По статистике Арбитражные суды РФ, в числе прочих судов государственной судебной системы, чаще прочих рассматривают дела, одной из сторон в которых выступает государство. В основном это дела, в которых истцом выступает государственный орган, и ориентированы они на взыскание долга в арбитраже.

Это может быть Пенсионный Фонд РФ, Федеральная налоговая служба и другие. ФНС РФ вообще инициирует около четверти дел, предметом которых выступает взыскание задолженности в арбитраже. Опять же по известной статистике, государственные органы, имея процессуальный статус истца, более чем в 90 % случаев выходят победителями из таких дел.

И в этом нет ничего удивительного.

Но как быть в тех случаях, когда государством закрепляется процессуальный статус ответчика? Какие решения принимаются судом в этом случае? Мы не имеем своей целью поставить под сомнение беспристрастность и независимость ни какого-либо суда в РФ, ни судебной системы в целом.

В этом случае также стоит обратиться к статистике, которая укажет, что в таких категориях дел, побед за государством не столь значительный процент. Почему? Ответ прост: среди принципов осуществления правосудия в арбитражных судах основным является равенство всех перед законом и судом.

Поэтому вне зависимости от вашей организационно-правовой формы, если вашим ответчиком является государство в лице государственного органа, в соответствие с буквой закона, вы наделяетесь равным объемом процессуальных прав и обязанностей.

Не спешите бросать в нас камни: в соответствие с указанным принципом  рассматривается каждое дело, в котором осуществляется взыскание долга в арбитражном суде, в том числе и вышеописанные случаи.

Однако мало кто усомнится в том, что в делах о взыскании государственными органами различных категории обязательных платежей, факты нарушения представляются суду заранее установленными, а вот оспаривание этого факта  Истцом практически не принимается к вниманию. Своего рода презумпция виновности. При таком раскладе говорить о равных процессуальных правах и обязанностях сложно.

Однако при подаче иска к государственному органу, данный принцип начинает работать так, как это предусматривалось законодателем изначально.

Шансы выйти победителем из такого спора, благодаря правильной работе этого принципа, уравниваются.

И дабы не быть голословными, приведем вам пример из нашей свежей практики, в котором мы склонили чашу весов Фемиды на сторону нашего Клиента, выиграв суд с госорганом, и смогли взыскать с государства значительную денежную сумму.

В июне этого года к нам за оказанием квалифицированной юридической помощи обратилось юридическое лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность в городе Хабаровск. Основной целью Общества было взыскание долга в арбитражном суде.

Из представленных нам на ознакомление письменных материалов, а также после устной беседы с представителями компании, вырисовывалась следующая ситуация. Будущий истец является ресурсоснабжающей организацией и одним из исполнителей коммунальных услуг на территории Чукотского автономного округа.

Как и любая организация, занимающаяся подобной деятельностью, она несет определенные затраты, обусловленные наличием разницы в стоимости коммунальных ресурсов по установленным экономически обоснованным тарифам и тарифами, не обеспечивающим возмещение издержек (ну если назвать проще «льготным» тарифам).

Прекрасно известен тот факт, что работать себе в убыток, ни одна организация не согласится, и поэтому, федеральное и региональное законодательство предусматривает специальный механизм субсидирования, дабы указанные расходы покрывать.

Именно об этом, Истец и Ответчик, в лице Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа, договорились посредством заключения Соглашения о субсидировании. Соглашением предусматривалось, что для покрытия описанных нами ранее расходов, Ответчику из бюджета выделяется сумма, в размере 50 026 700 руб. 00 коп.

Он же, в определенные сроки, и при условии представления Истцом документов, подтверждающих оказание им коммунальных услуг населению, в соответствие с заключенными договорами, перечисляет их на счет Истца. Однако, как вы уже могли догадаться, свои обязательства Ответчик не исполнил, что не оставило Истцу выбора, кроме как обратится к нам и произвести взыскание субсидий. Цена иска составила 46 385 235 руб. 02 коп.

В первую очередь, мы оценили сложившуюся ситуацию. Несмотря на тот факт, что действия Ответчика абсолютно неправомерны, необходимо проведение тщательного и взвешенного анализа всех материалов дела.

Взыскание задолженности в арбитражном суде отнюдь не простая категория споров, даже когда приходится иметь дело с другими организациями.

В случае же, когда взыскание долга в арбитражном суде осуществляется в отношении государства, (тем более, когда цена иска равняется 46 миллионам рублей) подготовка к такому процессу должна быть еще более усиленной.

Зная собственные силы, мы согласились взять на себя, не только составление всех необходимых документов, но и полное представительство Истца в суде (что впоследствии привело нас к многочисленным поездкам на другой конец нашей необъятной Родины).

Стоит сказать пару слов о процессе подготовки искового заявления в контексте такого дела. В первую очередь, юрист по взысканию задолженности должен не только превосходно ориентироваться в нормативно-правовых актах различной направленности, но и уметь работать с цифрами, т.е.

правильно произвести или перепроверить расчеты, дабы убедиться в верности заявленных требований. Именно с этого мы и начали. Реализовав проверку представленных счетов-фактур и иных документов, мы осуществили расчет цены иска и процентов, которые Ответчику надлежит выплатить в связи с неправомерным удержанием денежных средств.

Во вторую очередь, юрист по взысканию задолженности, в особенности по такому делу,  должен произвести проверку не только федеральных нормативных актов, но выяснить каждый нюанс регионального нормативного регулирования вопроса.

При составлении искового заявления мы проанализировали около пары десятков нормативных актов различного порядка, в числе которых не только ГК РФ, БК РФ (и, конечно же, АПК РФ, куда же без него) но и ряд Постановлении Правительства Чукотского автономного округа.

Несмотря на то, что в начале статьи мы указывали об уравнивании шансов в таких случаях, мы не знакомы с делами, в которых бы удалось взыскать с государства сумму в 46 миллионов рублей (как покажет время, мы создадим подобный прецедент).

Именно для этого при составлении искового заявления,  мы провели столь обширное изучение  нормативной базы.

Важно, чтобы каждый аргумент, используемый при формировании правовой позиции и обосновании заявленных требований, с безупречной точностью подкреплялся положениями нормативно-правовых актов.

Нужно сформировать максимально подробное, понятное и снабженное доказательствами исковое заявление. Если юрист по взысканию задолженности направляет в суд такое исковое заявление, можно считать, что он наполовину обеспечил своему клиенту успех в этом деле.

Разработанный нами иск состоял из нескольких блоков. В первом блоке, досконально изучив положения достигнутых между нашим Клиентом и Ответчиком соглашений, мы подробно и четко описали основные факты, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов (наличие соглашения – нарушение соглашения – негативные последствия).

На основании этого была сформирована позиция, которой придерживается Истец в судебном процессе (допущенное отступление от взятых на себя Ответчиком в соглашении обязательств + нарушение прав и законных интересов = обязанность возмещения).

И наконец, в третьем блоке мы выложились по максимуму, приводя нормативное обоснование заявленных нами требований, дабы осуществить взыскание долга в арбитраже.

В нашем случае, хорошо подготовленный иск сразу обеспечил безоговорочное признание ответчиком части долга (сумма тоже немаленькая – 18 817 145 рублей 20 копеек), хотя изначально, он вообще отказывался признавать даже факт заключения Соглашения. Но на этом процесс составления юридически-значимых документов в этом деле отнюдь не закончился, но об этом несколько позднее.  Вот, кстати, отзыв Ответчика.

Поставщик взыскал оплату по госконтракту только через суд

Поставщик взыскал оплату по госконтракту только через суд
Поставщик взыскал оплату по госконтракту только через суд
Мы неспроста заострили ваше внимание на том, что хорошо составленный иск это 50 % успеха всего дела. Следующие 50 % формируются при осуществлении грамотного представления интересов клиента в судебном заседании. Первое судебное заседание было назначено на 19 сентября 2019 года. К сожалению, перед тем, как перейти к активному разрешению возникших противоречий, судебное заседание несколько раз откладывалось по ряду причин: то представители ответчика не явятся, то 3-и лица. Особенное удивление вызвал факт увольнения судьи, который рассматривал дело на его начальных этапах, и последующее назначение нового. Размышлять о том, имеет ли это под собой какую-либо подоплеку мы не стали. Примерно в этот же временной промежуток мы получили отзыв Ответчика на поданное нами исковое заявление. К сожалению, представители госорганов подходят менее скрупулезно к составлению документов подобного характера. Несмотря на то, что А.П. Чехов однажды сказал: «Краткость – сестра таланта», это изречение мало чего общего имеет с юриспруденцией. Из полученного отзыва мы узнали, что Ответчик частично признал заявленные нами требования (те самые 18 миллионов рублей) однако в части остальных требований, фигурально выражаясь, разводит руками, ссылаясь, во-первых, на лимиты бюджетных средств, а во-вторых, на несоблюдение нашим Доверителем установленной процедуры подачи заявления на выплату субсидий в 2018 году. И дабы совсем сбить нас с толку, уверяет, что такое соглашение на 2018 год было заключено совершенно с другой организацией и вот им-то они выплатили все в полном размере.

Читайте также:  Увольнение директора: по собственному желанию, увольнение директора ООО, оформление, по решению (инициативе) учредителя, процедура, по соглашению сторон, порядок

Вот здесь и получает свое продолжение процесс составления юридически-значимых документов, которым был окончен предыдущий абзац.

Пребывая в замешательстве от факта игнорирования Ответчиком всех доводов и доказательств, мы составили Дополнение к исковому заявлению, в котором еще раз и еще более подробно: привели положения всех регламентов с указанием конкретных статей и пунктов; указали на факт подачи заявления и его дату, перечислили договоры, которые Ответчик не только сам заключал с Истцом, но и подписывал в 2018 году; наконец, повторно произвели расчет суммы задолженности. Вы скажете, что это лишний труд? Нисколько! Из представленного Ответчиком отзыва становилось ясно одно: он специально не уделяет внимания фактам и обстоятельствам, так как понимает, что это уже не оспорить. Теперь его основная цель оспорить как можно больший размер исковых требований. Но, как известно, несогласие Ответчика с размером исковых требований само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в полном объёме в случае, когда происходит взыскание долга в арбитражном суде.

Первое заседание, в котором наш юрист в Анадыре смог начать реализовать все свои силы и опыт, состоялось 13 ноября 2019 года.

Стоит отметить профессионализм судьи, рассматривавшего дела, который не только произвел оценку всех представленных нами доказательств, но и продемонстрировал настоящий профессионализм при разрешении этого дела.

После нескольких часов исследования документов и положений соглашения (а также договоров, справок, счетов фактур и т.д.

) выслушивая позиций сторон и мнения иных лиц, участвующих в деле, суд пришел к обоснованному решению удовлетворить заявленные нами иск и осуществить взыскание субсидий с публично-правового образования Чукотского автономного округа в лице Департамента промышленной политики Чукотского автономного округа за счет казны в пользу нашего Клиента в размере 46385235,02 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 200000 руб. Приятный апофеоз многомесячного кропотливого труда!

Однако мы не считаем, что на этом пришла пора поставить точку в деле. Несмотря на то, что заявленные нами требования были удовлетворены, судом не был решен вопрос о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Также никоим образом не разрешился вопрос и о взыскании расходов на представительство, а это ни больше ни меньше, порядка 7 миллионов рублей.

Все эти спорные вопросы еще только надлежит поднять и инициировать новое дело о взыскание задолженности в арбитраже.

Какой итог можно подвести под этой статьей? Во-первых, не стоит бояться заявить о своих требованиях, о взыскание задолженности в арбитраже: судебная защита прав и свобод, установленная статьей 46 Конституции РФ, гарантирована в равной степени всем.

И в особенности это касается категории дел, в которых одной из сторон выступает государственный орган. Если правда на вашей стороне, то судье останется только признать это.

В свою очередь, не стоит забывать и об обращении за квалифицированной юридической помощью для того, чтобы грамотно изложить эту правду и поставить ее на крепкий нормативно-правовой фундамент.

Как выбрать хорошую и профессиональную юридическую компанию? По нашему мнению, ответ на этот вопрос достаточно прост: об истинном профессионализме и успешности в юридической сфере говорит не дорогой аксессуар или автомобиль, не громкие лозунги и обещания, размещенные на веб-сайте. Об истинном профессионализме можно судить только исходя из уровня сложности дел, которые были выиграны такой компанией в суде!

Поставщик взыскал оплату по госконтракту только через суд

ПОДРОБНЕЕ

Взыскание задолженности по госконтракту | Адвокат Мугин Александр

  • Поставщик взыскал оплату по госконтракту только через судНа днях в Арбитражном суде города Москвы закончилось рассмотрение очередного спора по вопросу взыскания задолженности по государственному контракту на выполнение работ, в котором я представлял интересы подрядчика.
  • Рассмотрение закончилось в пользу подрядчика, а само решение должно быть весьма интересным с точки зрения подтверждения правовых позиций, излагаемых мою в настоящем блоге, по поводу строительных споров.
  • Ко мне обратился руководитель организации с просьбой оказать помощь по вопросу судебного взыскания задолженности по государственному контракту на выполнение работ для государственных нужд, поскольку урегулировать спор в досудебном порядке не получилось, заказчик на претензии подрядчика либо не отвечал, либо не соглашался с требованиями подрядчика.
  • Как мне пояснили, приступив к работе выяснилось, что предоставленная смета составлена некорректно, и работать по такой смете не представлялось возможным, в результате чего было принято решение своими силами внести необходимые изменения в смету, не изменяя общую стоимость выполнения работ.
  • Кроме того, исполнителю не была предоставлена возможность приступить к выполнению работы, не была согласована схема расположения мобильного городка строителей, не был обеспечен проход в подъезды.
  • Очевидно, что вышеуказанные обстоятельства привели к нарушению сроков выполнения работ.

При этом подрядчик приступил к работе и не приостанавливал выполнение работ, как того предписывает ст. 719 ГК РФ, и какое либо документальное подтверждение наличия обстоятельств, свидетельствующих, что работы не будет выполнена в предусмотренный государственным контрактом срок, отсутствовало.

Несмотря на то, что причиной нарушения сроков были именно обстоятельства, за которые отвечает заказчик, заказчик не забывал ежемесячно насчитывать неустойку за нарушение сроков выполнения работ и выставлять соответствующие претензии в адрес подрядчика.

На момент обращения ко мне Арбитражным судом было вынесено решение о расторжении государственного контракта. Контракт был расторгнут судом по инициативе заказчика.

При этом заказчик не оплатил и не собирался оплачивать работы, выполненные в последний период действия контракта, объясняя это тем, что контракт расторгнут, а обязательства сторон прекращены.

Направленные в адрес заказчика и подписанные со стороны подрядчика акты выполненных работ подрядчику не вернулись.

Более того, заказчик обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием взыскать договорную неустойку за нарушение сроков выполнения работ.

Изучив государственный контракт, переписку сторон контракта, был разработан план необходимых действий, направленный на сбор необходимых доказательств выполнения работ и наличия задолженности перед подрядчиком. В том числе был оформлен односторонний акт по каждому из объектов.

Мною было подготовлено и заявлено встречное исковое заявление о взыскании задолженности.

В результате решением Арбитражного суда г. Москвы в удовлетворении исковых требований заказчика о взыскании неустойки было отказано, а встречные исковые требования о взыскании с заказчика стоимости выполненных работ было полностью удовлетворено, кроме того, с заказчика в пользу подрядчика было принято решение взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами.

Таким образом, благодаря тому, что подрядчик обратился к квалифицированному специалисту за защитой своих законных интересов, выполненная работа не останется не оплаченной.

Решение суда выложу со своими ми после изготовления его в окончательной форме.

П.С. Возможно вам будет интересна статья “Административная ответственность заказчика по госконтракту за нарушение сроков оплаты“.

С наилучшими пожеланиями,
Адвокат, к.ю.н, Мугин Александр С.

Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Выплата неустойки — это погашение штрафов и пеней, которые начисляются в случае нарушения обязательств по договору и подлежат обязательной уплате. Они могут быть взысканы принудительно или списаны при определенных обстоятельствах. В статье разбираемся, что представляет собой неустойка по государственному контракту 44-ФЗ и как производится удержание неустойки из суммы контракта.

Читайте также:  Открытая лицензия, свободная, что это такое, creative commons, гк рф, является, на использование произведения науки, литературы или искусства, существенное условие

Что такое неустойка по контракту по 44-ФЗ?

Штрафные санкции по 44-ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

Чтобы получить консультацию юриста по взысканию задолженности, заполните форму обратной связи или просто позвоните нам по номеру: 8 (800) 201-12-78

Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства.

В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа.

По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

Сроки начисления неустойки

Поставщик взыскал оплату по госконтракту только через суд

Гражданский кодекс разъясняет, с какого дня считается пеня по 44-ФЗ: следующий день после крайнего срока, который установлен договором, — это первый день, с которого начисляем пени (ст. 191, 194 ГК). Это правило распространяется и на те случаи, когда первый день нарушения — праздник или выходной.

Если товар поставлен позже срока, который установлен договором, соответствующие отметки делаем в документах, которые подтверждают факт поставки. Недопоставку фиксируем актом о расхождении по количеству и делаем отметку в других закрывающих документах. Если поставка не производилась, составляем акт о нарушении сроков.

Заказчик не платит по контракту 44-ФЗ: что делать поставщику 2021 г

Поставщик взыскал оплату по госконтракту только через суд1. Претензия заказчику 2. Обращение в органы внутреннего финансового контроля 3. Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей 4. Обращение в общественные организации 5. Обращение в прокуратуру 6. Обращение в суд 7. Видео инструкция «Не заплатили по госконтракту, что делать?»

   Государственные заказчики иногда задерживают выплаты по исполненным контрактам или вовсе их не производят, мотивируя это нехваткой бюджета, непредвиденными тратами и другими обстоятельствами. Поставщики, добросовестно исполнившие свои обязательства, при этом терпят убытки. Чтобы минимизировать финансовые потери компаниям необходимо предпринимать меры, начиная с самого первого дня просрочки выплат. Помимо прямого взаимодействия с контрактной службой и бухгалтерией существует ещё несколько способов воздействия на заказчика.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

1. Претензия заказчику

Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте.

Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии.

Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными: их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде, следовательно, претензию нужно составлять в письменной форме.

  • В документе поставщику рекомендуется детально расписать суть своих требований:
  • указываем конкретные пункты договора, нарушаемые заказчиком;
  • прописываем сумму, подлежащую к оплате;
  • указываем максимальный срок, в течение которого заказчик должен устранить нарушение (желательно его заранее зафиксировать в государственном контракте), либо выбираем интервал от 10 до 30 дней;
  • расписываем все штрафы и неустойки, которые грозят заказчику за нарушение условий контракта, делая ссылки на соответствующие статьи 44-ФЗ и КоАП (где размер штрафов за неоплату государственных контрактов заказчиками увеличился вдвое).

Претензия также должна содержать реквизиты поставщика, на которые необходимо перечислить денежные средства. Документ подписывается руководителем компании и заверяется печатью.

Претензию рекомендовано вручать представителю заказчика лично. С него при этом следует взять расписку о получении документа. Можно отправлять бумагу по почте письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будут доказательства того, что заказчик получил ваше требование.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

2. Обращение в органы внутреннего финансового контроля

Согласно части 8 статьи 99, надзор за денежными операциями заказчиков возложен на соответствующие органы финансового контроля. У каждой организации они свои. Обычно это ФК, ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.

Обращение в органы контроля необходимо отправить в письменном виде или в форме электронного письма, подписанного электронной подписью. Практически у всех организаций сегодня имеется свой сайт, на котором есть сервис «Электронная приемная», обращение можно оставить и там.

В тексте жалобы указываем полные реквизиты сторон договора, обратный адрес, на который будет отправлен ответ на обращение. Детально излагаем суть претензий, приложив подтверждающие документы.

Ответ на обращение должен прийти в тридцатидневный срок, согласно 59-ФЗ. Контролирующие органы за это время обязаны организовать проверку заказчика, составить протокол об административном правонарушении, выдать предписание на устранение нарушения.

  Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

3. Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей

Обратиться с жалобой на действия заказчика можно и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он согласно 78-ФЗ обязан защищать права компаний, работающих на территории России. Обратиться к нему поставщик может на любой стадии проведения закупки, если его права были нарушены.

Жалобу на уклонение от исполнения обязательств можно подать как в письменном, так и в электронном виде. В тексте претензий необходимо подробно изложить всю ситуацию, прописать реквизиты обеих сторон конфликта и приложить все подтверждающие документы.

Получив жалобу, уполномоченный может принять ее к рассмотрению или отказать. Вынести свое решение он должен в десятидневный срок. Если претензия принята к рассмотрению, то уполномоченный может проводить разъяснительную работу, обращаться с заявлением в суд или следственный комитет, передавать обращение поставщика в вышестоящие государственные органы.

4. Обращение в общественные организации

Сегодня существует несколько общественных организаций, которые осуществляют надзор за проведением государственных закупок. К ним также можно обратиться за помощью. Результат такой жалобы не всегда оказывается положительным, но попробовать стоит все варианты досудебного урегулирования конфликта.

Обратиться за помощью в первую очередь стоит в ОНФ «За честные закупки» Сделать это можно посредствам функционала их сайта. Специалисты организации рассмотрят ваш вопрос и предпримут попытки убедить заказчика исполнить свои обязательства.

Аналогичную помощь оказывает и организация «Опора России». Чтобы получить реальную помощь, необходимо являться членом этого сообщества. Сторонним организациям они помогают менее охотно.

Хотите гарантированно побеждать в тендерах?

         Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!

Выиграть в тендере

5. Обращение в прокуратуру

Последней инстанцией, которая может в досудебном порядке разрешить конфликт является прокуратура. Ее сотрудники после получения жалобы должны будут провести проверку действий заказчика с целью выявления состава преступления. Будут пересмотрены все результаты проведения процедуры, однако при выявлении нарушений, закупка и вовсе может быть признана незаконной.

Свое обращение в прокуратуру поставщики могут передавать как в письменном виде, так и в форме электронного документа. В соответствии с нормами 59-ФЗ и разработанных Правительством России инструкций, все обращения рассматриваются в тридцатидневный срок.

6. Обращение в суд

Если поставщик обратился во все возможные инстанции, но денег от заказчика так и не получил, единственным выходом становится обращение в Арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика.

Читайте также:  Срок действия доверенности (не может превышать, не указан, бессрочная доверенность)

Поставщик должен представить доказательства исполнения им своих обязательств в полном объеме и выставить требования к заказчику.

К исковому заявлению нужно приложить ответы на все поданные ранее претензии, чтобы доказать стремление решить вопрос миром.

После того как суд вынесет решение в пользу истца, у заказчика будет 10 дней, чтобы подать апелляцию. Если он этого не сделает, то решение вступает в законную силу. Суд устанавливает заказчику определенный период времени, в течение которого он обязан выплатить поставщику всю присужденную сумму. Контролировать исполнение решения суда будут судебные приставы.

Заставить заказчика исполнить свои обязательства по государственному контракту порой бывает крайне сложно. Поставщику придется провести весь комплекс мер по досудебному урегулированию конфликта. Если никакие доводы не действуют, обращайтесь в судебные инстанции. Это последний способ в полном объеме получить заработанные деньги.

Хотите участвовать в тендерах с авансом от заказчика?

         Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!

Заключить контракт с авансированием

7. Видео инструкция «Не заплатили по госконтракту, что делать?»

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

Возврат денежных средств заказчикам по госконтрактам

В нашу организацию поступило претензионное письмо от бюджетного учреждения с требованием возврата денежных средств по госконтракту в размере (к примеру) 50 000 руб. 00 коп.

на основании проведенной проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения уполномоченным контрольно-ревизионным органом.

В ходе рассмотрения указанной претензии было установлено, что наша организация оказала ремонтные работы определенного оборудования на сумму (к примеру) 50 004 руб. 58 коп. По результатам проведенной работы стороны подписали акт выполненных работ без замечаний.

Спустя немалое количество времени в бюджетное учреждение пришла финансово-ревизионная проверка, которая отразила в акте, что был завышен объем работ, в результате чего бюджетное учреждение необоснованно выплатила нашей организации в рамках госконтракта денежные средства в размере 50 000,00 руб.

Проанализировав судебную практику, мы выяснили, что данная ситуация очень даже распространенная, поэтому хотелось бы рассмотреть ее поподробнее, кратко остановившись на положениях о госзакупках (по 44-ФЗ).

Госзакупки (государственные закупки) – это размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, т.е.

осуществляемые действия заказчиков, уполномоченных органов, по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 г.

№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Госзакупки осуществляются в целях реализации государственного заказа за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим в настоящее время размещение госзаказа (процедуру проведения госзакупок), является Закон о контрактной системе.
Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Действующее законодательство РФ предусматривает заключение госконтракта либо с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), либо после проведения конкурентных процедур закупки (ст. 24 Закона о контрактной системе):
– размещение заказа путем проведения конкурса (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс),
– размещение заказа путем проведения аукциона (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион),
– размещение заказов путем запроса котировок,

– размещение заказов путем запроса предложений.

Заключая госконтракт с единственным поставщиком, государственный заказчик (далее – заказчик), как правило, направляет единственному поставщику на подписание контракт, если проводится закупка на торгах.

Тогда заказчик выкладывает на электронной торговой площадке контракт для последующего подписания (на бумажном носителе или при помощи ЭЦП), в этих контрактах обязательно присутствует примерная формулировка следующего пункта:
«В случае установления уполномоченными контрольными органами фактов оказания услуг не в полном объеме и/или завышения их стоимости Исполнитель осуществляет возврат Заказчику излишне уплаченных денежных средств»
или
«В случае установления уполномоченными контрольными органами фактов недопоставки Товара, завышения стоимости и/или поставки товара ненадлежащего качества по настоящему Контракту, Поставщик обязан возвратить Заказчику денежные средства, уплаченные Заказчиком в счет поставки такого недопоставленного (поставленного не в полном объеме или поставки товара ненадлежащего качества) товара, в полном объеме в течение 10 (десяти) банковских дней с момента получения соответствующего требования от Заказчика».
Типовые формы контрактов берутся заказчиками при проведении закупок из библиотеки контрактов ЕАИСТ, т.е. формулировка вышеуказанного пункта (в разных вариациях) закреплена практически в каждом контракте поставки, подряда, оказания услуг или в ином смешанном контракте.
Что касается практической деятельности при реализации (выполнении) госконтрактов, остановимся на этом ниже.
Сама идея размещения государственных и муниципальных заказов на торгах направлена на обеспечение прозрачности, конкуренции, экономии бюджетных средств и на достижение антикоррупционного эффекта. Ведь при проведении конкурентных способов закупки заказчик самостоятельно определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, т.е. госконтракт заключается в рамках цены, предложенной участником закупки, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной заказчиком.
На практике многочисленны случаи, когда к заказчику приходит уполномоченный контрольно-счетный орган, фиксирует в акте проверки факт завышения стоимости подрядных работ (оказанных услуг, поставленного товара), выявленных в ходе их выполнения, или выявляет экономию подрядчика (исполнителя). После чего заказчик направляет претензию подрядчику (исполнителю) и идет взыскивать неосновательное обогащение в большинстве случаев по уже прекратившему свое действие госконтракту, по которому все обязательства давно выполнены, на основании выявленных контрольно-счетным органом нарушений.
Как показывает сложившаяся судебная практика, например, по госконтрактам на выполнение работ суды отказывают заказчикам в таких исках1, обосновывая следующим. Подрядчик (исполнитель) как правило в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации участником бюджетного процесса не является. Закон о контрактной системе не закрепляет право заказчика на взыскание с подрядчика (исполнителя) уплаченных денежных средств в случае их экономии, при этом закрепление подобного права противоречило бы основным началам гражданского законодательства.
Денежные средства перечисляются заказчиком подрядчику (исполнителю) в соответствии с контрактом (гражданско-правовым договором) на основании принятых истцом (заказчиком) выполненных работах по акту приема-передачи, подписанного без каких-либо возражений относительно объемов, состава или стоимости этих работ.
Цена работы определяется путем составления сметы. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения (п. п. 4, 6 ст. 709 ГК РФ) за исключением случаев, установленных ст. 95 Закона о контрактной системе. При этом в случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены работы, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором подряда, если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ (п. 1 ст. 710 ГК РФ).
Акт проверки, составленный уполномоченным контрольным органом, не может являться допустимым доказательством несоответствия выполненных работ требованиям контракта по объему и качеству, поскольку заказчик (истец) акты приемки работ подписал без замечаний по объему и качеству выполненных ответчиком работ (ст. ст. 720, 753 ГК РФ). Соответственно, результаты такой проверки не могут являться основанием для применения норм о неосновательном обогащении, оснований для удовлетворения иска нет.
Таким образом, даже если работы фактически выполнены в меньшем объеме, суд не принимает это во внимание, поскольку выполнение работ в меньшем объеме, нежели указано в актах приемки работ, является явным недостатком, который мог быть установлен при обычном способе приемки, в связи с чем истец (заказчик) после приемки работ не вправе ссылаться на указанные недостатки работ при принятии работ, поскольку мог выявить недостатки, выразившиеся в завышении объемов выполненных работ при обычном способе приемки (п. 3 ст. 720 ГК РФ), а акт проверки в свою очередь не может однозначно свидетельствовать о завышении объема работ.

На основании изложенного можно сделать вывод, что включение указанного выше пункта в госконтракты носит скорее моральную составляющую, а заказчикам при приемке работ, услуг, поставленного товара необходимо ответственнее подходить к своим обязательствам.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *