Правовой режим земель лесного фонда, земли лесного фонда, что это, что относится, состав, использование, перевод в другую категорию, право собственности, нелесные земли, понятие, охрана

Время чтения: 10 минут

Больше половины российской территории занято лесами. Лесной фонд с точки зрения законодательства – не просто растительный комплекс. Это независимая экологическая система и ценный природный ресурс.

Оперируя этими категориями, государство охраняет земли лесного фонда, и правовой режим их использования подтверждает это.

Стоит разобраться, что относится к таким землям, каковы особенности их эксплуатации и что по этому поводу говорится в законодательстве.

Правовой режим земель лесного фонда, земли лесного фонда, что это, что относится, состав, использование, перевод в другую категорию, право собственности, нелесные земли, понятие, охрана

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей.

Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны.

Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Состав ЗЛФ

Правовой режим земель лесного фонда, земли лесного фонда, что это, что относится, состав, использование, перевод в другую категорию, право собственности, нелесные земли, понятие, охрана

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Законодательное регулирование использования ЗЛФ

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

  1. Земельного кодекса РФ.  В ЗК РФ определены принципы использования и охраны особо ценных территорий, дана общая характеристика земель лесного фонда, описаны правила выделения участков, их перехода из одной категории в другую и прочее.
  2. Лесного кодекса РФ. ЛК РФ определяет:
    • правовое положение земель, занятых лесной растительностью, режим использования и охраны ЗЛФ, защиты, воспроизводства лесов как природного ресурса;
    • условия их предоставления гражданам и организациям в пользование;
    • тех, кто распоряжается землями лесного фонда и так далее.

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды.

Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на Министерство природных ресурсов и экологии. Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Правовой режим земель лесного фонда, земли лесного фонда, что это, что относится, состав, использование, перевод в другую категорию, право собственности, нелесные земли, понятие, охрана

Как сообщает официальный сайт лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в территориальное представительство Рослесхоза.

Виды разрешенного использования ЗЛФ

Когда речь идет о видах разрешенного использования ЗЛФ, многие считают, что под этим подразумеваются нормативные цели эксплуатации лесов, определенные ст. 25 ЛК. На самом деле такое понимание ошибочно. Безусловно, предназначены земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, но это может предполагать абсолютно разные виды деятельности.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Перевод земель лесного фонда в другую категорию – юридическая процедура, итогом которой является изменение целевого назначения земельного участка.

Проводится при заинтересованности прекратить на нем лесохозяйственную деятельность и перевести его на использование в промышленных, градостроительных или иных целях.

Применяется, если юридическое или физическое лицо не может удовлетворить свои потребности в использовании лесного участка посредством взятия в аренду.

Причины и обстоятельства, побуждающие или вынуждающие инициировать данную процедуру, бывают разные:

  • Крупному инвестору нужен именно этот участок земли под промышленное предприятие.
  • Или застройщику – для строительства коттеджного поселка в экологически и рекреационно привлекательном месте.
  • Или Иван Иванович Иванов, представитель среднего класса, приобрел земельный участок и построил дачу, а потом выяснилось, что это земли лесфонда. Иногда на таких землях – не покрытых лесом, но по документам относящихся к лесфонду – вырастают целые поселки, прежде чем их жители осознают, что категорию земель нужно менять.
Читайте также:  Что такое правовая (юридическая) преюдиция в гражданском, арбитражном, административном процессе, примеры

Трудности перевода

Осуществить рассматриваемую процедуру очень нелегко, нередко и вовсе невозможно. Перевести земли из лесного фонда может только Правительство РФ соответствующим распоряжением.

Однако заинтересованное лицо должно найти и представить веские основания, собрать внушительный пакет документов, пройти через их согласование многочисленными инстанциями.

Этот процесс длится много месяцев, часто более года.

Если планируется использование земли в целях, не связанных с государственной необходимостью, не для строительства важных инфраструктурных объектов по заказу властей, то основаниями для перевода могут быть только:

  • изменения черты поселений;
  • невозможность дальнейшего использования лесного участка по его текущему назначению;
  • прекращение в отношении земельного участка лесохозяйственных нужд.

Расширение черты города как способ изменения категории земель, в том числе лесов, осуществляется через принятие нового генерального плана. Новый генплан должен быть утвержден Минрегионразвития, которому необходимо согласовать «урезание» лесфонда с Минприроды и Рослесхозом. Эти ведомства могут как одобрить перевод, так и отказать.

Другие возможные решения данного вопроса: аренда земель лесного фонда и лесной сервитут, оформление земель данной категории в частную собственность.

А на основании прекращения лесохозяйственных нужд или вышеупомянутой дальнейшей невозможности перевод осуществим, если соответствующее решение вынесут специалисты ГЭЭ.

Леса могут быть признаны утратившими свои полезные природные свойства. Либо специалисты дадут заключение, что эту землю больше не нужно использовать для целей лесного хозяйства, прописанных законодателями в ст. 54 Лесного кодекса.

Необходимо также заключение ГЭЭ о допустимости использования земли в тех целях, для которых она изымается из лесфонда.

Как осуществить перевод земельного участка из земель лесного фонда?

Список предоставляемых документов очень большой. С чего надо начинать и как определить шансы на успешный исход всей «кампании»?

Прежде всего, нужна выписка из государственного кадастра недвижимости о земельном участке, содержащая данные, которые необходимо указывать в ходатайстве. За сведениями из ГКН (предоставляются бесплатно) следует обращаться в Росреестр. Можно запросить через портал rosreestr.ru.

Правовой режим земель лесного фонда, земли лесного фонда, что это, что относится, состав, использование, перевод в другую категорию, право собственности, нелесные земли, понятие, охрана

Этот акт выбора должен быть утвержден территориальным органом Рослесхоза. Также именно Рослесхоз дает заключение о возможности перевода лесного участка в другую категорию.

Прежде чем оформлять все остальные документы, советуем выяснить в этом ведомстве, сможете ли вы получить данное заключение.

Если вы решили собирать все документы самостоятельно, полный пакет документов приведен в этом перечне. По этой же ссылке вы найдете подробное описание всей процедуры, которую предстоит пройти, и узнать возможные причины отрицательного решения – основания для отказа.

Другие материалы по теме: возможно ли строительство на землях лесного фонда и как происходит кадастровая оценка земель лесного фонда.

Подготовку полного пакета документов и сопровождение его прохождения в многочисленных уполномоченных органах до момента вынесения решения Правительства о переводе можно также заказать у специалистов, знакомых со всеми нюансами и способных избавить вас от хождений по инстанциям и прочих хлопот.

Правовой режим земель лесного фонда

Исключительная значимость леса как природного объекта обусловливает специальное правовое регулирование лесных отношений ЛК РФ и другими федеральными законами.

Как уже отмечалось нами ранее, леса как природный объект произрастают в основном на землях лесного фонда, в связи с чем и происходит выделение соответствующих земель в отдельную категорию, а также на землях иных категорий земель.

Выделяют следующие специфические особенности земель лесного фонда. Во-первых, на них произрастают леса, и лесное законодательство регулирует их использование, охрану, защиту и воспроизводство исходя из представлений о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Данное определение, сформулированное в ст.

5 ЛК РФ, объясняет главную особенность правового режима земель данной категории — он устанавливается лесным, земельным и экологическим законодательством, предусматривающим подчиненность правового режима земель режиму охраны и использования лесов как комплексного природного образования. При этом, в отличие от понимания земли (ст.

1 ЗК РФ), леса являются природным ресурсом и природным объектом, но не объектом недвижимости.

Во-вторых, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (населенных пунктов, обороны и т.д.).

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса произрастают.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В составе земель лесного фонда ст.

101 ЗК РФ выделяются две субкатегории с дифференцированным правовым режимом: лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, по предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и т.п.).

Следовательно, на лесных участках в составе категории земель лесного фонда располагается только часть лесных ресурсов, причем земли, на которых расположены остальные леса, не изменяют по этой причине свою категорию.

Другими словами, иные (кроме как на землях лесного фонда) леса попадают под правовой режим соответствующей категории земель (особо охраняемых природных территорий, населенных пунктов, транспорта и т.д.) и в лучшем случае могут образовывать отдельную субкатегорию земель.

Например, к субкатегории земель природоохранного назначения (категория земель особо охраняемых территорий и объектов) относятся земли, занятые защитными лесами, предусмотренными лесным законодательством (за исключением защитных лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий).

В отличие от земель всех остальных категорий, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. Попытки ряда субъектов РФ оспорить конституционность данной нормы не увенчались успехом.

Допускается отнесение лесов, произрастающих на землях иных категорий (например, населенных пунктов), и соответствующих лесных участков к иным формам собственности.

Независимо от формы публичной собственности на леса граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в них и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.

При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами. Ранее данная правовая конструкция, вытекающая из права общего природопользования, предусмотренного ст. 42 Конституции РФ, называлась публичный лесной сервитут.

Таким образом, под землями лесного фонда в юридической науке и законодательстве понимаются земельные территории, находящиеся в федеральной собственности, покрытые лесной растительностью (лесами) и не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления, или нелесные земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (занятые просеками, дорогами), в том числе: лесные земли — гари, редины, прогалины, лесные питомники с несомкнувшимися лесными культурами и т.п.; лесные земли, не используемые для лесного хозяйства в границах земель лесного фонда в виде сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища), призванные удовлетворять нужды побочного сельскохозяйственного производства и социально-экономические нужды населения и организаций.

Субъектами лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица.

От имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами. Особенности такого участия определяются лесным, земельным, экологическим, гражданским, административным и муниципальным законодательством.

Наиболее юридически значимая классификация лесов, расположенных на землях лесного фонда, подразделяет их по принципу целевого назначения на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.

К резервным относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.

Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.

Отнесение лесов к резервным и установление их границ осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным их использованием при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов: леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов; ценные леса.

В свою очередь, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, подразделяются на леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Читайте также:  Особенности юристов-интровертов и чем отличаются от экстравертов

Ценные леса подразделяются на государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

В защитных, эксплуатационных и резервных лесах могут быть выделены особо защитные участки.

К ним относятся берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; заповедные лесные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов. На заповедных лесных участках запрещается проведение рубок лесных насаждений. На других особо защитных участках лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 17 Л К РФ. Согласно данной статье в защитных лесах сплошные рубки осуществляются только в случае, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций.

На особо защитных участках лесов проведение выборочных рубок допускается только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Следует различать основания и порядок перевода земель или земельных участков лесного фонда в другую категорию земель и перевод земель или земельных участков из одной субкатегории в другую в рамках категории земель лесного фонда.

Так, особенности перевода земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую категорию заключаются в том, что такой перевод разрешается лишь в случае организации ООПТ; установления или изменения границ населенных пунктов; размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (ст. 11 Закона о переводе земель из одной категории в другую). Данный перечень сформулирован как исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Правовой режим земель лесного фонда

Замечание 1

Земли лесного фонда — это земли, покрытые или не покрытые лесной растительностью, основным предназначением которых является ведение лесного хозяйства (ст. 101 Земельного кодекса).

Состав земель лесного фонда представлен землями двух крупных групп:

  1. Лесные земли. Покрыты (не покрыты) лесом, предназначены для восстановления лесного массива (гари, вырубки, пустыри, редины, погибшие древостои, прогалины, площади, занятые лесными несомкнувшимися культурами, питомниками и др.), предоставлены для лесного хозяйства, рационального воспроизводства и использования земель;
  2. Нелесные земли. Не покрыты лесом (заняты противопожарными разрывами, просеками, мелиоративными системами, сельскохозяйственными угодьями, лесными дорогами; нарушенные земли; земли, находящиеся под застройкой; другие земли, не используемые для лесоразведения). Нелесные земли расположены в пределах лесного фонда и предназначены для лесного хозяйства.

В лесной фонд входят все лесные массивы, за исключением лесов, находящихся на землях сельских и городских поселений, на землях Министерства обороны, в том числе земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.

Земли государственного лесного фонда принадлежат государственному земельному фонду, в котором представляют часть земельного баланса страны. В Российской Федерации лесной фонд составляет около 69% от всей территории страны.

В лесной фонд не входят группы деревьев, единичные деревья, другая древесно-кустарниковая растительность, встречающаяся:

  • на сельскохозяйственных землях;
  • на землях оздоровительных учреждений;
  • в пределах полос отвода автомобильных и железных дорог, других транспортных линий;
  • в границах населенных пунктов (исключение составляют городские леса);
  • в границах личных подсобных хозяйств;
  • на земельных участках, предназначенных для ведения дачного строительства или коллективного садоводства;
  • на территориях строительства жилых домов и их обслуживания.

Для того, чтобы обеспечить нормальный объем лесистости на берегах водоемов, рек, в иных важных случаях в состав земель лесного фонда могут переводиться земли иных категорий (балки, овраги, пески и т.д.), земли запаса, заросшие древесно-кустарниковой растительностью. Перевод в состав земель лесного фонда осуществляется в порядке, установленным лесным и земельным законодательством.

Субъекты правоотношений в сфере лесного фонда и лесного хозяйства

Субъектами правоотношений являются в сфере лесного фонда и лесного хозяйства: государство, субъекты Федерации, муниципальные органы власти, юридические лица и граждане. Правоотношения основаны на нормах конституционного, административного, гражданского и иных отраслей права, несущих публичный характер.

Субъектами права землепользования являются лесохозяйственные, транспортные, промышленные и иные предприятия, национальные парки, заповедники, заказники. Пользователи земель лесного фонда не могут быть собственниками лесов или земель этой категории. Право собственности на данные объекты принадлежит государству.

Законодательные и исполнительные органы власти, осуществляющие регулирование в сфере лесного хозяйства:

  1. Федеральное агентство лесного хозяйства — осуществляет функции по реализации политики государства, по нормативному регулированию в сфере изучения, воспроизводства, использования лесного фонда. Федеральное агентство осуществляет функции по управлению государственным имуществом и предоставлению государственных услуг в сфере лесного хозяйства.
  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за использованием, состоянием, защитой и охраной лесного фонда, за восстановлением лесов.

Особенности правового режима земель лесного фонда

Отнесение земель к землям лесного фонда, переход таких земель в земли других категорий осуществляются в порядке, предусмотренным лесным и земельным законодательством РФ.

Земли лесного фонда выделяются из земель других категорий в порядке лесоустройства. Границы земель лесного фонда определяют согласно лесному законодательству, земельному законодательству, законодательству о градостроительной деятельности. Границы земель вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Не допускается совершение каких-либо сделок (залог, купля-продажа и др.), которые могут привести к отчуждению участков лесного фонда. Сделки с правом пользования участками лесов, не имеющих отношения к лесному фонду и территориям, входящим в лесной фонд, осуществляются в соответствии с лесным и гражданским законодательством РФ.

В лесном кодексе отражен принцип приоритета лесного законодательства в вопросах регулирования административных и имущественных отношений относительно сферы использования, защиты, охраны и воспроизводства лесов.

Правовой режим земель лесного фонда во многом зависит от того, к какой категории отнесены леса в соответствии с экологическим, экономическим, социальным значением лесного фонда, выполняемыми функциями и месторасположением.

В лесном фонде выделяют эксплуатационные, защитные и резервные леса, отдельно в этих лесах могут выделяться участки, особо защищенные со стороны государства и ограниченные режимом лесопользования. Порядок ведения лесного хозяйства, использование лесного фонда, изъятия участков этого фонда устанавливаются в зависимости от категории и вида защищенности лесов:

  1. Эксплуатационные леса — это леса, подлежащие освоению для устойчивого и эффективного получения качественной древесины и иных продуктов переработки лесных ресурсов с гарантией сохранения полезных функций лесов. Причисление лесов к эксплуатационным относится к ведению органов местного самоуправления и государственной власти.
  2. Защитные леса культивируют в почвозащитных, водоохранных, средообразующих, оздоровительных, санитарных, гигиенических и иных полезных целях.
  3. Резервные леса — это леса, на землях которых не планируется проводить заготовку древесины в течение 20 лет. Проведение рубок насаждений в этих лесах возможно только после их отнесения к защитным или эксплуатационным лесам.

Отнесение лесов к ценным, выделение особо защищаемых участков лесов, установление их границ осуществляют органы местного самоуправления и государственной власти (ст. 81–84 ЛК).

Как оформить земли лесного фонда в собственность в 2021 году

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.

Можно ли оформить земли лесного фонда в собственность?

Единственно возможный способ оформления лесного участка в собственность с точки зрения закона – изменение категории земли. И стоит сказать, что, когда вопрос касается леса, это очень непростая процедура.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно

  Дарение или завещание наследства – что лучше оформлять?

  • — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:
  • +7 (495) 128-73-40 (Москва)
  • +7 (812) 603-71-55 (Санкт-Петербург)
  • 8 (800) 302-33-75 (бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Разрешение на смену категории для последующего переоформления в собственность выдается на трех уровнях – местном, субъекта РФ и федеральном. Обращаться следует в Департамент лесного хозяйства, если территория разграничена, и в Правительство РФ, если границы не обозначены.

Читайте также:  Договор залога недвижимого имущества это ипотека, образец о залоге недвижимости, форма, срок действия

Процедура требует сбора внушительного пакета документов. Все они должны быть безупречны с юридической точки зрения. Решения о переводе принимаются не сразу – часто процесс затягивается на несколько лет. Гораздо проще оформить такую землю в аренду.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей.

Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны.

Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Состав ЗЛФ

  Социальная аренда квартир у государства в Москве

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Понятие и общая характеристика

К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.

Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.

59. Земли лесного фонда: понятие, состав и правовой режим

  • К землям лесного
    фонда относятся лесные земли (земли,
    покрытые лесной растительностью и не
    покрытые ею, но предназначенные для ее
    восстановления, — вырубки, гари, редины,
    прогалины и другие) и предназначенные
    для ведения лесного хозяйства нелесные
    земли (просеки, дороги, болота и другие).
  • К лесным землям
    относятся земли, покрытые лесной
    растительностью и не покрытые ею, но
    предназначенные для ее восстановления
    (вырубки, гари, погибшие древостои,
    редины, пустыри, прогалины, площади,
    занятые питомниками, и иные).
  • К нелесным землям
    относятся земли, предназначенные для
    нужд лесного хозяйства (земли, занятые
    просеками, дорогами, сельскохозяйственными
    угодьями, и другие земли), а также иные
    земли, расположенные в границах лесного
    фонда (земли, занятые болотами, каменистыми
    россыпями, и другие неудобные для
    использования земли).

Границы земель
лесного фонда определяются путем их
отграничения от земель иных категорий
в соответствии с материалами лесоустройства.
Данные о них заносятся в перечень
основных учетных документов государственного
земельного кадастра.

Для разграничения
правового режима земель лесного фонда
и общих положений лесного законодательства
следует обратиться к Лесному кодексу
РФ, вступившему в силу с 1 января 2007 г.

Лесное законодательство
регулирует лесные отношения, т.е.
распространяется на леса, входящие и
не входящие в лесной фонд, и земли лесного
фонда, том числе не покрытые лесной
растительностью.

Лесное и земельное
законодательство регулируют отношения
в области использования и охраны земель
лесного фонда.

Гражданское и иное
законодательство РФ регулируют отношения
по использованию различных видов лесной
растительности.

В отличие от других
категорий земель, практически все земли
лесного фонда находятся в собственности
государства, т.е. являются федеральной
собственностью.

Граждане имеют право
свободно и бесплатно пребывать на землях
лесного фонда, собирать для собственных
нужд грибы, ягоды и другие плоды,
охотиться, собирать лекарственные
растения.

Однако эти действия контролируются
государством и, в необходимых случаях,
подлежат ограничению.

Лесной кодекс РФ
предусмотрел право граждан и юридических
лиц пользоваться лесными угодьями на
правах аренды, причем она должна носить
долговременный характер и защищать
интересы всех граждан и общества в
целом. При этом лесопользователи обязаны
осуществлять охрану лесных земель,
соблюдать условия договоров проводить
лесовосстановительные мероприятия,
соблюдать санитарные и другие обязательные
правила.

Состав земель
лесного фонда РФ определяется ст. 23 ЛК
РФ. В состав входят:

лесничества;

лесопарки.

Управление землями
лесного фонда осуществляется в
соответствии с принципами управления
землями, определенными ст. 1 ЗК РФ. В
целях качественного учета, перераспределения
и контроля со стороны государства за
землями лесного фонда в настоящее время
создается лесной реестр по аналогии с
земельным кадастром.

60. Земли водного фонда: понятие, состав и правовой режим

Земли водного
фонда могут использоваться для
строительства и эксплуатации сооружений,
обеспечивающих удовлетворение
потребностей населения в питьевой воде,
бытовых, оздоровительных и других
потребностей населения, а также для
водохозяйственных, сельскохозяйственных,
природоохранных, промышленных,
рыбохозяйственных, энергетических,
транспортных и иных государственных
или муниципальных нужд при соблюдении
установленных требований.

Порядок использования
земель водного фонда, режим охраны
определяется ЗК РФ, а также Водным
кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января
2007 г. Приоритетное значение придается
использованию и правовому режиму земель,
предназначенных для охраны источников
питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения.

  1. По характеру оно
    подразделяется на:
  2. общее;
  3. специальное.

Объектом водных
правоотношений является водный объект
или его часть, состоящий из поверхностных
вод и земель, а также покрытые ими или
сопряженные с ними объекты (дно и берега
водного объекта). Подземные воды и
вмещающие их горные породы аналогично
рассматриваются как единый водный
объект.

Обособленный
водный объект (пруд, отдельное непроточное
озеро) относится к недвижимому имуществу
и является частью земельного участка.
Допускается помимо государственной и
муниципальной собственности на
обособленные водные объекты частная
собственность.

Участники земельных
правоотношений могут использовать
земли водного фонда свободно, если не
причиняют вреда окружающей природной
среде. Для ведения предпринимательской
деятельности граждане и юридические
лица, являющиеся водопользователями,
вправе использовать водные объекты
после получения лицензии.

В соответствии с
ЗК РФ могут устанавливаться ввозные
сервитуты. Как правило, они носят
публичный характер (право забора воды,
право доступа к прибрежной полосе, право
использования воды для водопоя скота
и т.д.).

Аналогично как
при лесопользовании, Водным кодексом
РФ устанавливаются определенные
обязанности для участников правоотношений
и предоставляются определенные права.

Водным кодексом
РФ устанавливаются зоны охраны, в
пределах которых вводится особый
правовой режим использования земель.

Для защиты водных
объектов от влияния антропогенных
факторов и иной деятельности человека
действующим законодательством
предусматриваются специальные
водоохранные зоны. Их размеры
устанавливаются федеральным
законодательством или законами субъектов
РФ.

Например, максимальная ширина
водоохранных зон для водохранилищ в
Московском регионе устанавливается в
размере 500 м.

В пределах водоохранных
зон на землях водного фонда запрещаются:
применение пестицидов, размещение
складов ядохимикатов и ГСМ, животноводческих
комплексов и ферм, мойка и ремонт
автомобилей, размещение стоянок
транспортных средств, проведение рубок
главного пользования.

Еще более жесткий
режим водопользования устанавливается
в прибрежных защитных полосах. На данных
земельных территориях запрещается
распашка земель, применение удобрений
или химикатов, размещение садово-огородных
участков, движение любого автотранспорта.

Такие участки
предоставляются для размещения объектов
водоснабжения, рекреационных задач,
рыбного и охотничьего хозяйства,
водозаборных и гидротехнических
сооружений при наличии необходимых
лицензий.

Для обеспечения
необходимого контроля РФ и субъектами
РФ устанавливаются контролирующие и
специальные водоохранные мероприятия.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *