Реестр недобросовестных поставщиков (рнп), 44-фз, 223-фз, фас, включение в базу

В правилах внесения в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) участников госзакупок в последнее время появились исключения. Заказчик должен понимать, что не всегда антимонопольная служба (ФАС) признаёт поставщика недобросовестным. Рассмотрим подробнее основания для внесения в РНП.

Непредоставление обеспечения контракта, неподписание контракта на ЭТП

Обязанности заказчика и участника

В любом электронном аукционе для победителя закупки заказчик устанавливает обеспечение исполнения контракта. Практически всегда есть риск, что победитель не предоставит вовремя требуемое обеспечение и контракт не будет заключён.

Тогда ЭТП не даст участнику подписать договор, пока поставщик не прикрепит обеспечение в карточку контракта на площадке.

Для этого нужно предоставить на ЭТП платёжное поручение на требуемую в документах сумму либо скан-копию банковской гарантии.

Срок и причина признания участника уклонившимся

Если за 5 дней участник не прикрепит необходимые документы к карточке контракта на электронной площадке и не подпишет контракт, он автоматически считается уклонившимся от заключения договора.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Когда факт уклонения засвидетельствован, заказчик должен не позднее 1-го рабочего дня составить протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта.

После заказчик вносит победителя в РНП. Для этого ему необходимо в течение 3-х рабочих дней подать обращение в ФАС (ч. 4 ст. 104 Закона № 44-ФЗ). Но, как показывает практика, ФАС не всегда вносит такого участника в РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), 44-ФЗ, 223-ФЗ, ФАС, включение в базу

Когда заказчик обязан включить участника в РНП по итогам конкурентной электронной закупки

Несоответствие обеспечения контракта требованиям по документации

Как проверяется обеспечение исполнения

Для обеспечения исполнения контракта участник предоставляет один из документов:

  • 1) копию платежного поручения о переводе денег на счет заказчика;
  • 2) скан-копию банковской гарантии.

В первом случае заказчик должен убедиться, что средства поступили в полном объёме на счёт. Если в момент подписания контракта на ЭТП отсутствуют средства на счёте, заказчик обязан признать поставщика уклонившимся.

Срок действия банковской гарантии на исполнение контракта

Во втором случае заказчик должен проверить сумму, обязанности сторон, сроки, номер и предмет закупки.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), 44-ФЗ, 223-ФЗ, ФАС, включение в базу

Способы проверки обеспечения исполнения контракта до его заключения

Протокол отказа от заключения контракта

Часто сумма, поступившая на счёт, и сумма в приложенном платёжном поручении не совпадают. Учитывайте сумму на счёте: она должна совпадать с суммой, указанной в документах контракта.

Обязательно проверяйте это перед подписанием договора.

Если предоставлен скан банковской гарантии, помимо суммы, нужно проверить номер и предмет закупки, срок действия гарантии и условия по обеспечению средств.

Когда хотя бы один фактор не совпадает с закупкой, принимать гарантию нельзя.

Заказчику стоит составить протокол отказа от заключения контракта и опубликовать его на ЭТП.

Расторжение контракта заказчиком в одностороннем порядке и внесение участника в РНП

Причины расторжения контакта заказчиком

При неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств по контракту заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке.

Тогда заказчик обязан направить уведомление поставщику об одностороннем отказе от исполнения контракта. У поставщика будет 10 дней, чтобы исправить недочёты, иначе контракт будет расторгнут (ч. 13 ст.

95 Закона № 44-ФЗ) и заказчик направит сведения об участнике в РНП (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Если же поставщик исправит недочёты, решение о расторжении в одностороннем порядке из ЕИС аннулируется и контракт продолжит исполняться.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), 44-ФЗ, 223-ФЗ, ФАС, включение в базу

Действия заказчика при одностороннем расторжении контракта

Решение об одностороннем отказе

Решение об одностороннем расторжении контракта заказчик может принять, если сроки по контракту существенно нарушены либо недопоставлен товар.

Подобное решение можно принять и сразу после заключения контракта, если, к примеру, подрядчик не начинает выполнять работы на объекте.

Исполнитель может ссылаться на отсутствие товара на складе либо на выявление скрытых работ на объекте, которые делают для него данный контракт невыгодным.

В подобной ситуации заказчик должен расторгнуть контракт, так как изменять условия по заключённому контракту можно только по ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а заменить товар можно только на улучшенный.

5 популярных вопросов про приёмку работ по контракту

Как работать с реестром недобросовестных поставщиков с 01.07.2021

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Что такое реестр недобросовестных поставщиков

В законодательстве отсутствует определение, что такое реестр недобросовестных поставщиков в госзакупках. В широком понимании РНП — это систематизированные сведения об исполнителях, которых признали недобросовестными. Реестр ведет Федеральная антимонопольная служба, руководствуясь порядком ведения реестра.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ находится в Единой информационной системе (ЕИС) в разделе «Контроль и аудит». Доступ к ресурсу не ограничен.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), 44-ФЗ, 223-ФЗ, ФАС, включение в базу

Список недобросовестных поставщиков позволяет предупредить других участников о неблагонадежности контрагентов.

Если в нем нет информации о компании или индивидуальном предпринимателе, это говорит либо об их добропорядочности, либо о том, что они не участвовали в закупках или не выигрывали их.

Если информация об ИП, компании, ее руководителе, данные об аффилированных лицах, членах правления или иного коллегиального органа юрлица есть в списке, это ограничивает их возможности участвовать в других закупках.

Общий срок нахождения сведений на официальном сайте РНП составляет два года. Затем информация удаляется.

Направление информации в ФАС для включения в реестр недобросовестных поставщиков является обязанностью заказчика, а не его правом. Если он этого не сделает, ему грозит административная ответственность.

Основания для внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ в области контрактной системы (государственных и муниципальных заказов) содержит информацию об участниках, которые уклонились от заключения контракта или не исполнили обязательства.

На стадии заключения контракта основаниями для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков являются:

  • уклонение победителя процедуры от заключения контракта (и заключение контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер);
  • уклонение единственного участника закупки, с которым заключается контракт, в предусмотренных 44-ФЗ случаях.

Победителя включат в список, если он:

  • не подписал к установленному сроку проект контракта;
  • не предоставил все экземпляры контракта заказчику;
  • не предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков уже на стадии исполнения контракта:

  • заказчик расторг контракт в судебном порядке в связи с существенным нарушением его условий;
  • односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий (например, нарушение сроков выполнения работ, установленных госконтрактом).

Какая информация включается в РНП

Информация, которая находится в реестре неблагонадежных поставщиков, перечислена в ч. 3 ст. 104 44-ФЗ. В ней указано, что в него попадают:

  • название, в т. ч. фирменное (если есть), место нахождения (для юрлица), ФИО (если есть), ИНН или аналог этого номера для иностранного лица в рамках зарубежного законодательства, сведения о членах правления, учредителях унитарного предприятия. Исключение — публично-правовые образования;
  • данные об аффилированных лицах;
  • дата проведения электронного аукциона, подведения результатов конкурсных торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель уклонился от заключения контракта;
  • дата, когда госзакупку признали несостоявшейся, в которой единственный пришедший участник уклонился либо отказал заказчику в подписании контракта;
  • дата заключения соглашения, которое не исполнили или исполнили ненадлежащим образом;
  • предмет госконтракта, цена и срок его выполнения;
  • ИКЗ;
  • повод и дата расторжения, если его расторгли по решению суда или в связи с отказом в одностороннем порядке;
  • дата, когда внесли эту информации в реестр недобросовестных поставщиков.

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон № 539-ФЗ от 30.12.2020, который дополнил 44-ФЗ правилами, по которым:

  1. Изменён список сведений, которые включаются в реестр. Так, данные об участниках (членах) корпоративного юрлица, которые способны влиять на его деятельность, включат в РНП в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25 % акций (долей, паев) такого юрлица.
  2. Контрольный орган проводит внеплановую проверку, если к нему обратились за включением сведений об участнике закупки или о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

Еще установили такие положения:

  • если полномочия членов правления передадут другому лицу, информация о таком лице попадает в РНП;
  • состав, форму и содержание обращения заказчика в ФАС о включении сведений в реестр утверждает правительство;
  • сведения из РНП исключаются досрочно, если контрольный орган получил решение суда о признании недействительным решения контрольного органа о включении в РНП или о признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным.

Что касается исключения сведений об участнике закупки, исполнителе из РНП, то это будут делать по истечении двух лет с даты, когда у контролеров появилась обязанность включить сведения в реестр, а не с даты их внесения в РНП.

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), 44-ФЗ, 223-ФЗ, ФАС, включение в базу

Порядок передачи сведений в ФАС

С 01.07.2021 меняется механизм направления данных в ФАС для включения информации в РНП в связи с выходом постановления Правительства № 1078 от 30.06.2021. Основные положения, которые содержит документ, касаются регламента документооборота:

  1. Обращение направляют в ФАС, исходя из адреса заказчика. Срок — 3 рабочих дня со дня уклонения.
  2. Форма утверждена правилами. ФАС рассмотрит документы в срок — 5 рабочих дней. При наличии замечаний ФАС даст на исправление ошибок 2 рабочих дня.
  3. При исчислении сроков учитывают часовой пояс, в котором расположено ведомство.
  4. Предусмотрена возможность исправления технических ошибок.
  5. Срок нахождения сведений в РНП — 2 года с даты принятия такого решения.
  6. Обозначены основания для досрочного исключения сведений из РНП. Например, если действия заказчика признают незаконными.
  7. Управление антимонопольной службы работает только с обращениями по закупкам с НМЦК свыше 1 млрд руб.
Читайте также:  Депремирование сотрудников – что это, ТК РФ, основания, приказ, положение, служебная записка

Реестр недобросовестных поставщиков 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП) – это перечень, содержащий информацию о компаниях, которые уклонились от подписания контракта или нарушили условия его исполнения.

В ЕИС ведется несколько видов РНП

  1. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (44-ФЗ)
  2. Реестр недобросовестных поставщиков (223-ФЗ)
  3. Реестр недобросовестных подрядных организаций (ПП РФ 615)

Регулируется реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках 44-ФЗ постановлением Правительства от 25 ноября 2013 г. № 1062 а также ст. 104 44-ФЗ. Реестр в рамках 223-ФЗ регулируется другим постановлением Правительства — № 1211 от 22 ноября 2012 г.

Согласно этим правовым нормам, если победитель закупки уклоняется от подписания контракта (договора) или от его исполнения, то заказчик должен подать документы в ФАС для включения такого поставщика в РНП.

Доступ к таким реестрам недобросовестных поставщиков предоставляется через единую информационную систему. Выбрав интересующее направление, можно увидеть организации, включенные в перечень. А если требуется проверить наличие конкретного поставщика в реестре, то можно осуществить поиск по названию компании (ИП), ИНН и ряду других параметров.

Фас реестр недобросовестных поставщиков

Федеральная антимонопольная служба выступает контролирующим органом, отвечающим за рассмотрение жалоб и включение поставщиков в РНП. В регионах этим занимаются местные территориальные органы.

Основания включения в реестр недобросовестных поставщиков:

  1. Уклонение поставщика от подписания контракта
  2. Расторжение контракта с поставщиков по решению суда
  3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта из-за серьезных нарушений поставщиком своих обязательств.

Документы, для внесения в реестр недобросовестных поставщиков

В случае расторжения контракта по решению суда или одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, в ФАС направляются документы в соответствии с ч. 3 ст. 104.

Если же заказчик разрывает контракт в связи с нарушением исполнения существенных условий контракта, то тогда он должен предоставить в антимонопольную службу документы, подтверждающие обоснованность причин одностороннего расторжения.

Это могут быть заключения экспертизы; акты приемки товаров, составленные вместе с поставщиком, товаросопроводительные документы; решения и подписания контролирующих органов; претензионная переписка и другие документы, в которых зафиксированы факты по ненадлежащему исполнению контракта со стороны поставщика (подрядчика или исполнителя).

Сроки подачи заявления и внесения поставщика в РНП

  • В случае признания поставщика уклонившимся, а также при расторжении контракта по одностороннему решению заказчика или решению суда, заказчик в течение 3-х рабочих дней, с даты уклонения или расторжения контракта, должен направить заявление вместе с необходимыми документами в ФАС.
  • В течение 5 рабочих дней с момента получения всех необходимых документов, ФАС начинает проверку предоставленных фактов о нарушениях.
  • Если все данные подтвердятся, то информация о поставщике вносится в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней, с момента подтверждения этой информации.

Решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков

Как разъясняет ФАС, каждый случай рассматривается индивидуально и если комиссия сочтет, что действия уклонившегося поставщика были непреднамеренными или факты заказчика, доказывающие нарушение, недостаточно убедительны, то поставщика не вносят в РНП.

Официальный сайт РНП

Информация о компаниях, занесенных в данную базу, согласно ст. 104 44-ФЗ должна размещается в ЕИС и находится в открытом доступе.

Официальный сайт реестра недобросовестных поставщиков в ЕИС — https://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/search/results.html

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), 44-ФЗ, 223-ФЗ, ФАС, включение в базу

Здесь Вы можете посмотреть реестры недобросовестных поставщиков в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП 615.

Если участник занесен в РНП, например, в рамках 44-ФЗ, то у него есть шанс на участие в тендерах по 223-ФЗ, 615-ПП или коммерческих торгах. Но надо внимательно изучать документацию, т.к. в требованиях заказчика может стоять условие об отсутствии поставщика в любом из РНП.

► Видео: как избежать внесения в РНП

Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

В данном реестре содержится следующая информация о данных предприятиях или физических лицах:

  1. Номер и дата записи информации о компании (физ. лице) в реестр.
  2. Уполномоченный орган, включивший недобросовестного исполнителя в реестр.
  3. Информация о поставщике, подрядчике и о месте его нахождения, а именно: наименование юр. лица или ФИО физ. лица; страна, индекс, название территориальной единицы, города, населенного пункта, улица, номер строения, дома, квартиры или офиса; ИНН физического или юридического лица.
  4. Сведения о проведенных торгах: дата аукциона, подведения итогов или признания его несостоявшимся и реквизиты документа, подтверждающего это факт.
  5. Данные о контракте: — дата заключения не исполненного контракта (если она присутствует); —наименование товаров, работ или услуг, на получение которых был рассчитан контракт; —код ОКВЭД товара (работ или услуг); —цена и валюта договора;

     —срок, в который должен быть исполнен контракт.

  6. Причины по которым было вынесено решение о расторжении контракта.
  7. Дата прекращения действия договора.

Внесение в реестр недобросовестных поставщиков грозит подрядчику существенным сокращением торгов, в которых он сможет принять участие в течение 2-х лет, с даты включения его в список.

 Но помимо торгов по 44-ФЗ, также есть коммерческие тендеры и закупки по 223-ФЗ. Т.е.

если заказчик в документации не указал четкое ограничение для участнков из РНП по 44-ФЗ, то подрядчик может подать заявку на такую закупку.

Важно: в случае, если организатор или учредитель компании, внесенной в РНП, будет подавать заявку на участие в качестве физического лица или ИП, то опираясь на инструкцию МинФина, такую заявку стоит отклонить.

Это относится только к тем случаям, когда заказчик устанавливает требование об отсутсвии исполнителя в реестре недобросовестных поставщиков.

Удалить его из данного списка преждевременно возможно при отмене судебного решения, вынесенного по данной организации (или физическому лицу).

Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), 44-ФЗ, 223-ФЗ, ФАС, включение в базу

Сокращение этого срока может быть только в том случае, когда контрагент был внесен в реестр по решению суда.

Реестр недобросовестных поставщиков 223-ФЗ

в ФЗ №223 нет четких требований к компаниям-подрядчикам относительно их причастности к реестру. Но часто у заказчиков в документации встречается требование об отсутствии контрагента в этом списке.

Заказчик может самостоятельно в любой момент проверить поставщика на его добропорядочность в отношении заключенных сделок. Поэтому принимать участие в торгах по 223-ФЗ, в документации которых есть пункт об отсутствии подрядчика в реестре недобросовестных исполнителей, не имеет смысла.

Штрафы за предоставление ложной информации

Если представление документов о недобросовестном поставщике является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а заказчик эту информацию не передал в соответствующий орган, то на него будет наложен штраф.

Согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ для физических лиц такой штраф составит 15 000 рублей, а для юридических – 100 000 рублей.

©ООО «РусТендер» 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника — tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Как заказчику по 223-ФЗ включить сведения о поставщике в РНП

Участники закупок после пандемии часто попадают в реестр недобросовестных поставщиков. В непростое положение предпринимателей и малого бизнеса иногда войти можно, но заказчик в первую очередь должен ориентироваться на свои интересы. Читайте в статье, как и когда следует направить информацию о недобросовестном поставщике в РНП.

Когда заказчик должен направить информацию о поставщике в ФАС

Заказчики обязаны передавать информацию о недобросовестных поставщиках в ФАС. За непередачу такой информации оштрафуют: на 10–15 тыс. руб. специалиста по закупкам, на 30–50 тыс. руб. организацию заказчика (ст.

19.7.2–1 КоАП). Передавать надо информацию об уклонистах и участниках, с которыми договор расторгнут по суду за неисполнение условий договора. Смотрите в памятке, в каких случаях нужно направить информацию в ФАС.

УклонистЭто участник, который уклонился от заключения договора: своевременно не подписал договор или не предоставил обеспечение исполнения НарушительЭто поставщик, который нарушил условия договора, а заказчик через суд расторг с ним договор. Наличие судебного решения – обязательное условие
  • Какие документы направить в ФАС, чтобы включить поставщика в РНП
  • ФАС нужно направить обращение о включении поставщика в РНП.
  • В какие сроки направить информацию в ФАС

Сроки, в которые нужно отправить обращение, зависят от причины, по которой поставщика включат в РНП. Если победитель закупки уклонился от заключения договора, направьте в ФАС документы в срок 30 календарных дней с даты, когда заключите договор со вторым участником.

Если второй участник закупки не заключил сделку, когда победитель отказался подписывать договор, информацию о нем направляйте в ФАС в течение 30 календарных дней с даты, когда истечет срок подписания договора. В тот же срок нужно направить документы, если уклонился от подписания единственный участник закупки.

Если договор расторгли по решению суда, документы в ФАС направляют в течение 10 рабочих дней с даты, когда решение суда вступит в силу.

Если закупка составляет государственную тайну либо Правительство приняло решение не размещать сведения о процедуре в ЕИС на основании частей 15 и 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, в ФАС направляют только сведения о нарушителе.

Когда ФАС включит поставщика в РНП

Автоматически в РНП не включают, ФАС сначала проверяет поступившую информацию. Причем проверять будут, даже если договор расторгнут по суду. Как проверяет информацию комиссия ФАС, говорится в приказе ФАС от 18.03.2013 № 164/13. (Приказ размещен под статьей).

У комиссии есть 10 дней на проверку поступившей информации. Комиссия выдает заключение, которое в течение двух рабочих дней направляют на согласование с руководителем ФАС. Руководитель издает приказ о включении в РНП. Само по себе заключение носит рекомендательный характер и не является окончательным.

Как происходит включение в РНП, смотрите на схеме.

  1. Этапы и сроки включения поставщика в РНП
  2. Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), 44-ФЗ, 223-ФЗ, ФАС, включение в базу
  3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
  4. ПРИКАЗ от 18 марта 2013 года № 164/13 О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
  5. (с изменениями на 29 июля 2013 года)
  6. Документ с изменениями, внесенными:

Реестр недобросовестных поставщиков: как в него не попасть и как добиться исключения

Реестр публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:

  1. Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
  2. Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
  3. Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
  4. Дату внесения в РНП.
Читайте также:  Почему свидание с коллегой не закончится увольнением и штрафом

Основания и порядок включения в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

  • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

Порядок включения в РНП:

  1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
  2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
  3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

Подробнее об основаниях включения в РНП

Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

Уклонение от заключения контракта

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

  • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
  • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
  • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

Отказ заказчика от исполнения контракта

Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

Последствия включения в РНП

Формально включение в РНП не влечёт негативных последствий для компаний и предпринимателей. Проблема — сам факт присутствия в «чёрном списке»:

  1. При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
  2. Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
  3. Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
  4. РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.

Порядок исключения из РНП

Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

  1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
  2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
  4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
  5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
  6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
  7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
  8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
  9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

Недобросовестный поставщик: кто это, как защититься и не попасть в ФАС РНП

Что такое РНП или реестр недобросовестных поставщиков?

Это регулярно обновляемые открытые списки. В них внесена информация об организациях, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые были объявлены победителями торговых процедур, но уклонились от подписания договора с заказчиком, либо отказались от выполнения обязательств по контракту или умышленно нарушили условия его выполнения.

Реестровая база данных о таких участниках ведется в ЕИС по трем перечням:

  • Реестр недобросовестных подрядчиков, исполнителей, участвовавших в торгах по 44-ФЗ
  • Реестр недобросовестных поставщиков по сделкам согласно 223-ФЗ
  • Реестр недобросовестных подрядных организаций по капитальному ремонту

Где найти информацию о поставщиках, включенных в реестр?

Законодательство России (44-ФЗ, ст. 104, ч.8) требует, чтобы РНП находился в открытом доступе. Поэтому на сайте Единой Информационной Системы (ЕИС) без ограничений доступна для проверки вся информация о записях реестра здесь.

ЕИС обновляет записи РНП ежедневно по рабочим дням. Размер базы данных трех реестров внушителен. На май 2021 года в этих списках числится более 22 000 записей.

Какие есть основания для включения в черные списки поставщиков?

Законодательство указывает, что для признания нарушения обязательна умышленность деяния. Действия, попадающие в списки нарушений, но которые были совершены неумышленно, могут быть оперативно исправлены до применения карающей меры. Это также относится к действиям, которые заказчик или представитель совершили по неосторожности, либо по не зависящим от них причинам.

Перечислим частые нарушения, за которые ФАС имеет право занести участников торгов в РНП:

  • Если участник торгов одержал победу в торге, но в дальнейшем отказался от подписания контракта
  • Если по результатам победы в закупке был подписан контракт на поставку, но исполнитель уклонился от своих обязанностей и не выполнил договорные условия
  • Если победивший участник предоставил ложную или недостоверную информацию о себе, либо о предоставляемом товаре или услуге
  • Если плательщик не выполнил денежное обеспечение предстоящей сделки, предусмотренное законодательством , то есть не внес обеспечение исполнения контракта

Кто ведет учет недобросовестных поставщиков в реестре?

Законодатель не включил в свод текущих законов Российской Федерации точного определения понятия “недобросовестный поставщик”. Также отсутствует четкое определение, как вести их учет.

Это не значит, что в стране отсутствует законодательная база по этому направлению.

Ниже приводим список подзаконных актов, согласно которым Правительством РФ определено, что ведение РНП отнесено к ведомству Федеральной Антимонопольной Службы Российской Федерации (ФАС РФ).

Именно ФАС является официальным государственным органом, уполномоченным вести РНП. Соответственно ФАС рассматривает от заинтересованных или пострадавших организаций все заявления с обращениями или жалобами о внесении, либо об исключении из этого реестра. В регионах России информацию в РНП вносят по представлению территориальных органов антимонопольной службы.

Какими законами регулируется ведение РНП?

Чтобы корректно решать вопросы с ФАС, возникающие из-за внесения предприятия или индивидуального предпринимателя в один из трех реестров недобросовестных поставщиков, необходимо знать перечень юридических документов, в которых законодатели и министерства РФ определяют порядок ведения т.н. “черных списков” поставщиков, подрядчиков или исполнителей.

Приводим сводку законодательных оснований по трем реестрам:

  • По Федеральному закону № 44-ФЗ РНП регулируется постановлением Правительства РФ № 1062 от 25.11.2013 г. (ПП-1062)

Недобросовестный поставщик: основания для признания и включения в реестр

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основания для признания поставщика государственных закупок недобросовестным по 44-ФЗ
  • Информация, включаемая в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
  • Основания для признания поставщика недобросовестным по 223-ФЗ
  • Подача заявления в ФАС о признании поставщика недобросовестным
  • Обновление правил включения в РНП в 2020 году
  • Последствия для недобросовестного поставщика после попадания в РНП
  • Проверка, является ли потенциальный поставщик недобросовестным
  • 5 оснований для оспаривания статуса «недобросовестный поставщик»
Читайте также:  Шесть правил от австралийских юристов, как общаться с коллегами в Zoom и Skype

Под понятие «недобросовестный поставщик» попадают те предприниматели, которые не выполняют взятые на себя обязательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Получение такого «статуса» возможно только на основании решения суда, после чего контрагент попадает в Реестр недобросовестных поставщиков.

Предприниматель, вошедший в этот своеобразный черный список, лишается возможности участвовать в закупочной деятельности в течение 2 лет.

Перечень оснований для признания недобросовестным поставщиком достаточно обширен, поскольку к этим контрагентам применяются весьма жесткие требования. Однако нельзя не отметить, что возможно признание решения суда необоснованным. В этой статье мы разберем, как можно отменить решение суда и как вообще не попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Основания для признания поставщика государственных закупок недобросовестным по 44-ФЗ

В законе о госзакупках 44-ФЗ содержится такое понятие, как недобросовестный поставщик.

Это субъект, уклонившийся от подписания контракта либо нарушивший условия его исполнения. В последнем случае договор расторгается по инициативе заказчика в одностороннем порядке либо по решению суда. Для экономических агентов, признанных недобросовестными поставщиками, предусмотрен особый список – реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Субъект может попасть в реестр еще до заключения контракта, если он:

  • признан победителем конкурентной процедуры, но уклонился от подписания договора. Заказчик заключает сделку с участником, занявшем второе место;
  • является единственным поставщиком в соответствии с требованиями 44-ФЗ, но уклонился от подписания договора.

Факт уклонения от подписания контракта признается при следующих условиях:

  • в положенный законом срок поставщик не подписал проект контракта;
  • заказчику не переданы все экземпляры контракта;
  • не выполнено условие по обеспечению исполнения контракта.

Если договор подписан и начата его реализация, то исполнитель может быть признан недобросовестным поставщиком услуг, работ, товаров при следующих условиях:

  1. Не выполняются существенные положения контракта, который расторгается по решению суда на основании искового заявления заказчика.
  2. Не выполняются существенные положения контракта, и в связи с этим заказчик в одностороннем порядке отказывается продолжать отношения. В частности, если подрядчик затянул сроки начала работ, предусмотренные договором.

Важно! По факту прекращения договорных отношений заказчиком может быть инициирован судебный процесс, в ходе которого стороны приходят к мировому соглашению, либо при разбирательстве устанавливаются обстоятельства, не содержащие вины исполнителя, хотя и явившиеся причиной нарушения условий контракта. Подобное развитие событий не является поводом признать подрядчика недобросовестным поставщиком по 44-ФЗ.

Информация, включаемая в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

В реестр недобросовестных поставщиков заносится информация об экономических агентах, которые, будучи участниками государственных закупок, либо уклонились от подписания контракта, либо не выполнили условия договора при отсутствии уважительных причин.

В законе 44-ФЗ содержатся требования относительно того, в каком объеме в реестр должны заноситься сведения о недобросовестных поставщиках работ, услуг и товаров:

  1. Полное наименование юридического лица или Ф. И. О. физического.
  2. ИНН экономического агента или аналогичный документ для иностранного субъекта.
  3. Ф. И. О. или наименования юридических лиц – учредителей организации с указанием их ИНН. Для иностранных учредителей предоставляется информация по документам – аналогам ИНН.
  4. Даты:
    • — проведения аукциона в электронной форме;
    • — размещения результатов открытого конкурса либо публикации итогов конкурса с ограниченным участием;
    • — обнародования итогов двухэтапного конкурса;
    • — проведения процедуры запроса котировок или запроса предложений.
    • То есть должна быть предоставлена информация по тем конкурентным процедурам, в которых участвовал данный субъект и в последующем проявил себя как недобросовестный поставщик.
  5. Предмет договора.
  6. Стоимость сделки.
  7. Окончательная дата исполнения обязательств по контракту.
  8. Дата прекращения договорных отношений. Она устанавливается в соответствии с решением суда либо на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
  9. Причины, по которым был расторгнут контракт.
  10. Дата занесения сведений о недобросовестном поставщике в реестр.

РНП ведется с целью улучшить качество проведения государственных и муниципальных закупок и не допустить в эту сферу экономических агентов, имеющих негативную репутацию и не исполняющих должным образом свои обязательства.

В реестре отражается информация не только о наименовании организации, но и персонально о ее руководителях и учредителях, поэтому эти лица фактически лишаются доступа к тендерным процедурам, даже выступая от имени другой компании.

Если же сведения об экономическом агенте отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков, определение его надежности лишь по этому признаку будет не совсем корректным, потому что, возможно, субъект ранее никогда не имел отношения к госзакупкам либо не выигрывал тендеры.

Обратите внимание! В РНП информация заносится сроком на два года. После этого все сведения из базы удаляются.

Основания для признания поставщика недобросовестным по 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ также регламентирует порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Помимо положения этого нормативного акта, заказчики, передавая в ФАС РФ информацию и документы о недобросовестных поставщиках – своих контрагентах, должны руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

Субъекты, реализующие закупки на основании 223-ФЗ, в своих требованиях к участникам вправе указать, что потенциальные поставщики не должны значиться в РНП как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Прежде чем занести информацию об экономическом агенте в РНП, компетентные органы должны ознакомиться с документацией о закупке и Положением, на основании которого действует заказчик.

Участники закупок обязаны подписывать договор, если они становятся победителями конкурентных процедур (конкурс, аукцион и т. п.).

Во всех прочих случаях – выбор поставщика через запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т. п. – такой обязанности не возникает.

Если в ходе исполнения контракта стороны приходят к необходимости прекратить отношения и расторгают договор, не обращаясь в суд, то поставщик не может быть признан недобросовестным.

В соответствии с Постановлением Правительства № 1211 от 22.11.2012 в реестр по 223-ФЗ вносится следующая информация:

  • Дата занесения информации в реестр и номер записи.
  • Наименование органа, который внес информацию о недобросовестном поставщике в реестр.
  • Наименование юридического лица либо ИП, который признан недобросовестным поставщиком на основании факта уклонения от подписания контракта или при наличии судебного решения о расторжении договора по вине данного исполнителя.
  • Юридический адрес организации либо адрес регистрации физического лица. Эта информация заносится в полной форме: страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса (или квартиры физического лица).
  • ИНН в соответствии с документами, выданными налоговой службой. Для иностранцев заносится информация, являющаяся аналогом налогового номера на территории их стран.
  • Дата события, повлекшего обязательства для потенциального поставщика, которые были им в дальнейшем нарушены. Это может быть: подведение итогов конкурентной процедуры, по результатам которой субъект был признан победителем и уклонился от подписания контракта; признание закупки несостоявшейся, когда единственный поставщик уклонился от заключения контракта (при наличии таких обязательств для него); подписание договора, который впоследствии был нарушен (в этом случае указываются реквизиты документа, удостоверяющего факт неисполнения обязательств по контракту).
  • Данные о контракте: объект закупки; код ОКПД 2 (коды должны быть представлены в полном формате, то есть по каждому ТРУ необходимо указать раздел, класс и подкласс, группу и подгруппу, категорию и подкатегорию); валюта договора и ее код; окончательная дата поставки.
  • Дата прекращения отношений по контракту. Необходимо прописать причины, по которым договор был расторгнут, и реквизиты официального документа, явившегося основанием для прекращения договорных отношений (в частности, судебное решение).

Подача заявления в ФАС о признании поставщика недобросовестным

jpg»>

Если в ходе закупки возникают нарушения правил взаимодействия со стороны потенциального поставщика, достаточные, чтобы признать его недобросовестным, заказчик оформляет заявление по данному факту и направляет его в территориальную антимонопольную службу.

Инициатор закупки должен подробно в нем изложить все обстоятельства взаимоотношений, указать даты и суть конкретных действий, на основании которых он требует признать контрагента недобросовестным поставщиком. Определение степени вины должно быть основано на положениях закупочной документации.

К заявлению прилагаются документы, оформленные в ходе закупки, в том числе итоговый протокол. В самом тексте должны содержаться следующие сведения:

  • наименование поставщика, нарушившего условия закупки или контракта;
  • дата проведения закупочной процедуры (торгов).

Законами 44-ФЗ и 223-ФЗ установлены разные сроки для передачи заказчиком заявления в антимонопольную службу.

Для 44-ФЗ Для 223-ФЗ
  • 3 рабочих дня после того, как будет подписан контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место.
  • 5 рабочих дней с даты, установленной в закупочной документации в качестве конечной для подписания контракта с единственным поставщиком.
  • 3 рабочих дня с момента вынесения судебного решения о расторжении договора либо с даты одностороннего отказа заказчика.
  • 30 календарных дней после того, как будет подписан контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место, или с конечной даты подписания контракта, установленной в закупочной документации.
  • 30 календарных дней с даты, установленной в закупочной документации в качестве конечной для подписания контракта с единственным поставщиком.
  • 10 рабочих дней с момента вынесения судебного решения о расторжении договора.

Вся система государственных закупок нацелена на их максимальную эффективность. Для этого предусмотрен жесткий регламент, способный в том числе отсеять безответственных поставщиков, не соблюдающих условия закупок.

Поэтому о нарушениях со стороны участника заказчик обязан направлять информацию в ФАС.

Если при рассмотрении дела подтверждаются факты неисполнения обязательств поставщиком, то он заносится в реестр, и эта информация становится доступной для других государственных структур и организации.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *