Саморегулируемая организация (СРО), что это такое, закон, деятельность, статус, правовое положение, сайт, реестр СРО оценщиков

Саморегулируемая организация (СРО), что это такое, закон, деятельность, статус, правовое положение, сайт, реестр СРО оценщиков Улитин Илья Автор статьи Юрист сайта Правовед.RU

В настоящее время создается достаточно большое количество юридических лиц, о чем свидетельствует статистика, подготовленная Федеральной налоговой службой. Как известно, юридические лица создаются в виде коммерческих и некоммерческих организаций. К некоммерческим организациям, в том числе относятся саморегулируемые организации (далее – СРО). Согласно гражданскому законодательству СРО напрямую отнесены к организационно-правовой форме как ассоциации и союзы. В форме ассоциации (союза) создаются, в том числе, объединения оценщиков, где членство является обязательным условием. Следует отметить, что все СРО с обязательным членством контролируются государственными органами власти.

Согласно положению о Росреестре, данный орган является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль (надзор) за деятельностью:

  • СРО кадастровых инженеров;
  • национального объединения СРО кадастровых инженеров;
  • СРО оценщиков;
  • СРО арбитражных управляющих.

Согласно сведениям из единого государственного реестра СРО оценщиков, размещенного на официальном сайте Росреестра, в настоящее время функционируют 16 СРО оценщиков. До 2019 года в России было 17 СРО оценщиков. 5 декабря 2018 года из реестра была исключена СРО «ЮСО», в связи с нарушением законодательства об оценочной деятельности, выявленного Росреестром в ходе неплановой проверки.

Порядок осуществления надзора за деятельностью СРО утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 29.04.2011 № 203 (далее — Порядок).

В п. 5.1.8 положения о Росреестре указано, что данный орган осуществляет надзор и контроль за исполнением СРО оценщиков требований ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Таким образом, предметом надзора выступает соблюдение СРО оценщиков ФЗ Закона об оценочной деятельности, а также других нормативно-правовых актов, регулирующих их правовой статус.

Рассматриваемая функция Росреестра реализуется посредством проведения плановых и внеплановых проверок деятельности СРО.

Также Россрестром, осуществляется надзор за исполнением требований анализа и прогнозирования состояния исполнения требований при осуществлении СРО своих полномочий, в том числе, проведения анализа поступивших в государственный орган документов и сведений и (или) размещенной информации на официальном сайте СРО.

При осуществлении контроля и надзора за соблюдением СРО законодательства России, Росреестр проверяет следующие положения и сведения:

  • соответствие СРО организационной структуры требованиям законодательства России;
  • необходимые документы СРО, такие как: учредительные документы, стандарты и правила оценочной деятельности и т.д.;
  • обязательное число оценщиков;
  • ведение реестра оценщиков;
  • наличие компенсационного фонда;
  • осуществление контроля за соблюдением оценщиками требований законодательства;
  • применение в отношении оценщиков, состоящих в СРО, мер дисциплинарного воздействия;
  • соблюдение требований по обеспечению информационной открытости в сетях интернет о своей деятельности и деятельности своих оценщиков, входящих в СРО;
  • организацию информационного и методического обеспечения своих членов;
  • организацию проведения профессиональной переподготовки оценщиков.

Согласно Положению о Росреестре и Административному регламенту, проведение плановых проверок относится к полномочиям центрального аппарата Росреестра, который расположен в г. Москве.

Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом проверок, утверждаемым на календарный год.

Территориальные органы участвуют в проведении плановых проверок центральных аппаратов СРО, а также их филиалов, находящихся на подведомственных территориях.

В соответствии с абз. 2 ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности, плановая проверка деятельности СРО оценщиков осуществляется один раз в 2 года в соответствии с планом, утверждаемым Росреестром.

Ежегодный план проведения проверок СРО доводится до сведения заинтересованных лиц посредством размещения его на официальном сайте органа по надзору в сети Интернет в срок не позднее 15 января года проведения плановых проверок.

По результатам проверки Росреестр принимает решение о применении мер в отношении СРО, таких как:

  • вынесение предписания об устранении выявленных нарушений;
  • направление в суд заявления об исключении сведений о СРО из единого реестра СРО оценщиков;
  • передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по уголовному или административному делу.

Основанием для подачи в арбитражный суд заявления об исключении СРО оценщиков из единого государственного реестра является выявление нарушения одного из требований, установленных ч. 3 ст. 22 Закона об оценочной деятельности.

В вышеуказанной норме содержатся следующие требования:

  • объединение в составе этой организации в качестве ее членов не менее чем 300 физических лиц, отвечающих требованиям к субъектам оценочной деятельности;
  • наличие компенсационного фонда;
  • наличие коллегиального органа управления;
  • наличие стандартов и правил оценочной деятельности;
  • наличие официального сайта в сетях интернет.

Например, согласно решению Арбитражного суда г. Москвы от 31 октября 2018 г. по делу № А40-184325/18 СРО «ЮСО» исключена из реестра в связи с нарушением требований, предъявляемые к членству в СРО.

В силу Административного регламента исполнение Росреестром функции по контролю и надзору за деятельностью СРО все проверки проводятся:

  1. по месту нахождения и (или) ведения деятельности СРО, то есть по юридическому адресу ассоциации или союза;
  2. без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности СРО.

Документарная проверка проводится по месту нахождения Росреестра путем рассмотрения имеющихся в Росреестре документов и сведений. Документарная проверка проводится в случае, если результат проверки может быть достигнут на основании имеющихся в органе материалов и документов.

Плановые проверки осуществляются в форме выездных проверок. Плановая проверка СРО не может длиться более тридцати дней.

СРО извещают о планируемом контроле заказным письмом с уведомлением за три дня до начала проверки.

При документарной проверке СРО направляет сведения и документы, относящиеся к предмету контроля, а также запрошенные. Срок — в течение десяти дней после получения соответствующего требования.

Согласно обобщенной практике Росреестра по проверке СРО оценщиков за 2016 год планово проверено 6 СРО оценщиков из 15, что на 8 % меньше количества плановых проверок 2015 года.

По результатам плановых проверок на конец 2016 года выдано 4 предписания руководству саморегулируемых организаций оценщиков, 1 предписание руководству СРО оценщиков находилось в стадии подготовки и 1 плановая проверка СРО оценщиков завершена без вынесения предписания, так как нарушения были устранены.

Перейдем к рассмотрению внеплановых проверок. Так, решение о проведении внеплановой проверки деятельности СРО оценщиков принимается Росреестром на основании заявлений и жалоб любых субъектов правоотношений, которые содержат информацию о нарушении СРО оценщиков Закона об оценочной деятельности.

  • В 2016 году в Росреестр и его территориальные органы поступили: 40 заявлений о нарушении СРО оценщиков законодательства, что на 16 % меньше количества аналогичных заявлений в 2015 году.
  • На основании указанных жалоб (заявлений) Росреестром проведены 11 внеплановых проверок СРО оценщиков (в 2015 году — 15).
  • По результатам проведенных в 2016 году внеплановых проверок выдано 7 предписаний руководству СРО оценщиков.
  • В ходе проведенных в 2016 году проверок деятельности саморегулируемых организаций оценщиков выявлялись следующие типичные нарушения требований законодательства России, такие как:
  • Из указанных выше сведений Росреестр делает вывод, что характер допускаемых нарушений законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций, по сравнению с 2014 и 2015 годами не претерпел существенных изменений.
  • Вместе с тем в 2016 году по сравнению с 2014 и 2015 годами в деятельности СРО оценщиков наметилась тенденция по уменьшению количества случаев приема в состав членов лиц, не соответствующих требованиям законодательства России.
  • В целом создание эффективно действующей системы саморегулирования на территории России обеспечило необходимые условия защиты прав граждан и юридических лиц, послужило гарантией реализации прав и законных интересов граждан, а также позитивно повлияет на устранение коррупционных проявлений, в частности при проведении мероприятий государственного контроля (надзора).
  • Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что результатом выполнения государственной функции Росреестра является выявление и пресечение нарушений СРО оценщиков положений нормативно-правовых актов России, контроль (надзор) за соблюдением которых входит в компетенцию рассмотренного органа, путем применения мер, предусмотренных законодательством.

Думается, что такая деятельность является важной составляющей поддержания принципа законности и правопорядка. Именно такие функции служат правомерному функционированию правовой системы, а также способствуют верному выстраиванию правоотношений.

Эта статья участвует в Конкурсе на лучшую бизнес-статью.

Саморегулируемая организация (СРО), что это такое, закон, деятельность, статус, правовое положение, сайт, реестр СРО оценщиков Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Что такое СРО?

Саморегулируемая организация (СРО), что это такое, закон, деятельность, статус, правовое положение, сайт, реестр СРО оценщиков

Что такое СРО в строительстве? Это объединение профессионалов, предоставляющих профильные услуги (реконструкция, капитальный ремонт, строительство и снос объектов). Оно выступает посредником между государством, участниками рынка и членами саморегулируемой организации. Самостоятельно регулирует права, обязанности, возмещает третьим лицам ущерб за ненадлежащее качество выполненных работ, осуществляет контролирующие и надзорные функции.

Деятельность СРО в строительстве регламентируется Градостроительным Кодексом РФ, согласно изменениям в 372 ФЗ, от 1 июля 2017г.

Федеральный закон № 315 о лицензировании деятельности строительных организаций был принят в 2007 г. Лицензия давала право работать в профильной отрасли. В 2010 лицензии были заменены на свидетельство о допуске.

Работы, по которым требовалось разрешение, были утверждены Приказом № 624 Минрегиона РФ от 30.12.2009. Значимой вехой в системе саморегулирования стал ФЗ № 372, который отменил допуски.

Сегодня для легальной деятельности в сфере строительства необходимо оформить членство в СРО и иметь выписку из реестра саморегулируемой организации. Централизованно контролировать деятельность большого количества фирм для государства проблематично.

Читайте также:  При правильном подходе юрист способен закрыть любую сделку быстро и без рисков для компании

Намного эффективнее, когда профессионалы в своей отрасли, объединившись, сами регулируют свою деятельность. Правительству остаётся только корректировать перечень таких объединений.

Государство поставило перед саморегулируемыми организациями задачи по предотвращению нанесения вреда жизни, здоровью и имуществу физическим лицам, государству, окружающей среде, животному и растительному миру, а также памятникам культурного наследия. Также стоит перед СРО и задача по повышению качества выполнения работ в каждой из отраслей.

Все о саморегулировании можно узнать из действующих в настоящее время законов. Основные из них:

  • Как уже было сказано выше, саморегулируемая организация имеет полномочия по выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ и дальнейшей контрольной функции за своими членами.
  • Для этого СРО должна сначала разработать и утвердить Общим требования к выдаче свидетельства о допуске, правила контроля в области саморегулирования, стандарты, положения и другие документы.
  • СРО может участвовать в обсуждении федеральных законов, государственных программ, относящихся к профессиональной деятельности членов, и направлять свои предложения в органы государственной власти.
  • Также согласно законодательству, саморегулируемая организация вправе обратиться в суд, отстаивая интересы членов Партнерства.
  • Важно помнить, что СРО вправе применять меры дисциплинарного воздействия к членам, которые нарушают требования, в виде приостановления свидетельства о допуске, вплоть до прекращения его действия и исключения из членов СРО.

Основные задачи прописаны в ст.6 ФЗ № 315. Сегодня, именно некоммерческие объединения, а не государство, несут ответственность за работу фирм, которые являются их членами. Законодательное регулирование контрольно-надзорных функций, способствует повышению качества оказываемых услуг.

Функции

Деятельность самих саморегулируемых объединений контролируется органами Ростехнадзора и ассоциацией НОСТРОЙ. Вся информация о них содержится в государственных реестрах.

КТО ДОЛЖЕН ВСТУПАТЬ В СРО?

  • Участники закупок, при сумме договора на строительный подряд выше трех миллионов рублей.
  • Застройщики, при самостоятельном проведении строительных работ.
  • Технические заказчики.
  • Генеральные подрядчики, планирующие участвовать в тендерах, торгах.
  • Компании, работающие на уникальных, опасных, технически сложных объектах.
  • Организации, занимающиеся капремонтом, расселением, сносом жилья по федеральной программе.
  • Нахождение в штате 2 специалистов, включенных в Национальный реестр.
  • Наличие сертификата ISO для проведения работ на опасном объекте.
  • Оплата компенсационного фонда возмещения вреда.
  • Действующий договор страхования гражданской ответственности.

Ассоциация «Содружество Строителей» предоставляет всестороннюю помощь на всех этапах оформления членства в СРО, бесплатно оказывает правовую и юридическую поддержку.

У нас нет комиссий и скрытых платежей. Вы получаете высокое качество услуг по доступным ценам.

Компании, стоящие перед необходимостью вступления в саморегулируемую организацию, часто не понимают всех привилегий и выгод членства.

Компании малого бизнеса не всегда могут содержать в штате юристов, но являясь членом Партнерства могут рассчитывать на помощь юристов СРО, связанной с защитой своих законных прав и интересов в судебных инстанциях.

Вступление в СРО никак не связано с территориальными границами, т.е. компания из Калининграда может получить свидетельство о допуске на Дальнем Востоке. Это позволяет расширять географические границы участников саморегулирования в рамках одного Партнерства, тем самым расширяются деловые связи и взаимовыгодное сотрудничество компаний по стране.

Так как СРО разрабатывает стандарты профессиональной деятельности для членов Партнерства, которые в обязательном порядке должны быть внедрены в работу компании, это приводит к повышению качества работ.

Добросовестное Партнерство всегда заинтересовано в оказании дополнительной помощи своим членам, такой как проведение семинаров и круглых столов, повышение квалификации и аттестации, дополнительном информировании по функционированию отрасли или о возможности участия в тендерах.

Что такое СРО оценщиков?

Услуги оценщиков по профессиональной оценки различного имущества, как недвижимости и других ценных вещей, становятся всё более востребованными на современном российском рынке.

Подобные специалисты могут проводить объективную оценку реальной стоимости как самостоятельно, так и в составе целой оценочной бригады.

Для проведения оценочных работ, законом РФ указано, что физическое или юридическое лицо должно быть членом одного из организаций, саморегулируемых независимых оценщиков.

Для того чтобы стать членом саморегулируемой организации оценщиков, кратко называемой СРО, кандидат на такую должность должен иметь достаточный багаж знаний в этой области и документ, подтверждающий его профессиональные качества. Кроме того, он не должен иметь никаких судимостей.

В случаи, если человека принимают в вышеупомянутое общество – СРО, то он также должен пройти специальную процедуру страхования, затрагивающую ответственность за его оценочную деятельность в будущем.

После вышеперечисленных процедур, работник получает документ-удостоверение, подтверждающее его наличие в реестре СРО.

СРО не являются коммерческими. Их главной задачей является мониторинг деятельности профессиональных оценщиков и контроль качества их оценки. Кроме того, такие организации должны быть занесены в государственный реестр сообществ саморегулируемых оценщиков. Закон РФ предусматривает специальные правила и условия для СРО:

  1. Организация должна насчитывать по крайней мере 300 физических или юридических лиц, полностью соответствующих требованиям для законной оценки имущества;
  2. Она должна сформировать из взносов её членов специальный фонд, предназначенный для компенсации различных случаев;
  3. Должна иметь структурный орган управления;
  4. Должна определить в соответствии с законодательством РФ свои правила организации и соответствовать поставленным стандартам.

Саморегулируемые организации считаются подконтрольными. Контроль всей её деятельности и оценочных действий отдельно взятых оценщиков проводиться специальными подразделениями в структуре самой же компании.

Они должны проводить плановые и внеплановые проверки.

Кроме того, контроль за СРО проводит и уполномоченный по мониторингу деятельности саморегулируемых организаций федеральный орган, имеющий право также проводить проверки.

По стандартному плану федерального органа, уполномоченного проводить контроль СРО, проверка оценщика должна проводится один раз на два года. Проведение внеплановой проверки возможно лишь в том случаи, если было заявлено о нарушениях отдельно взятой СРО норм и подзаконных актов.

За проверку деятельности отдельно взятого профессионального оценщика отвечает организация, в которой он состоит. Зачастую плановая проверка проводится один раз в 3 года, внеплановая же проверка осуществляется лишь при сообщении о грубых ошибках оценщиком стандартов и актов, мелкие ошибки зачастую не вызывают за собой проверок.

Более подробно об этом вы можете узнать на нашей странице по ответственности профессионального оценщика.

Переход обществ и организаций оценщиков на самоконтроль позволил лучше контролировать качество деятельности каждого оценщика в отдельности, защищать их интересы, регулярно повышать их квалификацию.

Кроме того, это позволило разрабатывать улучшенные стандарты и нормы оценочной деятельности и предоставлять достаточный объем информации оценщикам для объективной оценки.

Более того, постоянно проводимые СРО конференции и семинары позволяют делиться опытом и с каждым годом совершенствовать свою деятельность каждому отдельно взятому оценщику. Это повышает репутацию таких организаций на современном рынке.

СРО также может провести проверку проведённой оценки и предоставить соответствующую экспертизу. Если такая экспертиза является обязательной, то её проводят все СРО, членами которых являются оценщики.

Проводимые первоначальную оценку имущества. В России СРО есть как на региональном, так и на межрегиональном уровне. Все они входят в Международный комитет, ответствующий за стандарты проведения оценки.

Саморегулируемые организации оценщиков: контроль и ответственность

03.07.2017

На современном российском рынке все более востребованными становятся услуги по профессиональной оценке различного вида имущества, прав требования, обязательств, услуг.

Установление рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной стоимости объектов оценки проводится субъектами оценочной деятельности — оценщиками, которые, в свою очередь, обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков[1].

Об основных задачах таких организаций и о том, кто осуществляет контроль за их деятельностью расскажет начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Алтайскому краю Наталья Петренко.

Что представляет собой саморегулируемая организация оценщиков, и какие к ней предъявляются требования?

— Это некоммерческая организация, созданная для регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований законодательства и объединяющая оценщиков на условиях членства. Статус приобретается некоммерческой организацией с даты ее включения в единый государственный реестр СРО оценщиков.

  • Основанием для включения некоммерческой организации в единый госреестр является выполнение ею следующих требований: объединение в составе этой организации не менее 300 оценщиков; наличие компенсационного фонда; коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета); функционально специализированных органов и структурных подразделений; утвержденных стандартов и правил оценочной деятельности; официального сайта.
  • Кто ведет реестр СРО оценщиков, и сколько организаций в данном реестре?
  • Единый государственный реестр СРО оценщиков ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
  • В настоящее время в нем содержатся сведения о 16 СРО оценщиков, зарегистрированных в разных регионах страны, в том числе, 1 саморегулируемая организация зарегистрирована на территории Алтайского края.
  • Каковы основные функции СРО оценщиков?

К основным функциям относится разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности; представление интересов своих членов в их отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления; прием в члены и прекращение членства в СРО оценщиков; контроль за деятельностью своих членов по соблюдению ими требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, правил деловой и профессиональной этики и т.д.

Читайте также:  Шесть правил от австралийских юристов, как общаться с коллегами в Zoom и Skype

Кто и каким образом осуществляет надзор за деятельностью СРО оценщиков?

Государственная функция «Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков» исполняется Росреестром, его территориальными органами и осуществляется путем проведения проверок; контроля за исполнением СРО оценщиков предписаний об устранении нарушений законодательства и т.д.

В рамках своих полномочий Управление Росреестра по Алтайскому краю проводит внеплановые проверки СРО оценщиков, плановые проверки проводятся только по поручению Росреестра.

Какие нарушения допускают СРО оценщиков в своей деятельности?

В ходе проведенных Росреестром в 2016 году проверок выявлялись следующие типичные нарушения: порядка проведения контроля за соблюдением оценщиками требований Федерального закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, стандартов оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики. Кроме того, к нарушениям относится неисполнение обязанности по контролю за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности.

Какие меры могут быть приняты к СРО оценщиков по результатам проверочных мероприятий?

При выявлении нарушений Росреестром могут быть приняты следующие меры: вынесение предписания об устранении в разумные сроки выявленных нарушений; направление в суд заявления об исключении сведений об организации из единого реестра СРО оценщиков.

Кроме того, нормами КоАП РФ предусмотрена административная ответственность СРО оценщиков и их должностных лиц за неисполнение порядка информационной открытости деятельности организации (ст. 14.52).

Санкции данной статьи довольны серьезны. Так, отсутствие на сайте информации, предусмотренной законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для должностных лиц и от 15 тыс. до 30 тыс. руб. для юридических лиц.

Отсутствие информации о компенсационном фонде, а также сведений, содержащихся в реестре членов СРО оценщиков, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.

, на юридических – от 20 до 50 тыс. руб. Отсутствие официального сайта СРО оценщиков влечет наложение административного штрафа от 30 до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 до 200 тыс. руб.

для юридических лиц.

Н.Ю. Петренко, начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Алтайскому краю

____________________________________________________________________________________________________________

Об Управлении Росреестра по Алтайскому краю

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (Управление Росреестра по Алтайскому краю) является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, навигационного обеспечения транспортного комплекса, а также функции по государственной кадастровой оценке, государственному надзору в области геодезии и картографии, государственному земельному надзору, надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контролю за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих на территории Алтайского края. Подведомственным учреждением Управления Росреестра по Алтайскому краю является филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю. Руководитель Управления Росреестра по Алтайскому краю, главный регистратор Алтайского края — Юрий Викторович Калашников.

  1. Контакты для СМИ
  2. Екатерина Диогенова
  3. пресс-секретарь Управления Росреестра по Алтайскому краю
  4. +7 913-252-53-57
  5. +7 (3852) 29 17 27
  6. 22press_rosreestr@mail.ru

www.rosreestr.ru

656002, Барнаул, ул. Советская, д. 16

[1] Далее – СРО оценщиков

Частнопрактикующему оценщику

Уважаемые члены РОО!

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.07.

1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — 135-ФЗ), оценщик может осуществлять профессиональную деятельность в качестве физического лица (работая по трудовому договору в оценочной компании) и как частнопрактикующий оценщик.

Законодательное закрепление понятия «частнопрактикующий оценщик» появилось в 135-ФЗ после внесения 27 июля 2006 года изменений в ст. 4 данного закона. Понятие «индивидуальный предприниматель» (ИП) в законодательстве об оценочной деятельности отсутствовало.

В 2008 году Минфин России опубликовал разъяснение (письмо Минфина России от 26 ноября 2008 г. N 03-04-06-01/354) что, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст.

227 НК РФ, лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса.

В связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (Федеральный закон от 3 июля 2016 г.

№ 243-ФЗ, «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), с 1 января 2017 года п.6 ст. 83 Налогового кодекса дополнен следующим абзацем:

«6. … постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.

В свою очередь, п.4 ст.85 Налогового кодекса, с 1 января 2017 года дополнен следующим абзацем:

«4.

… уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о внесении изменений в ранее сообщенные сведения…».

В связи с вышеперечисленным, постановка на учет члена саморегулируемой организации оценщиков (СРОО) в качестве частнопрактикующего оценщика осуществляется налоговым органом на основании сведений, переданных Росреестром. Передача таких сведений происходит на основании межведомственного документооборота между Росреестром и налоговым органом.

По мнению Минэкономразвития России и ФНС РФ, если оценщик не передает в СРОО, членом которой он является, информацию о месте работы по трудовому договору в юридическом лице (оценочной компании), то он считается частнопрактикующим оценщиком и ставится налоговым органом в таком качестве на учет с доначислением ему страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

04.08.2020 вступили в силу изменения в приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г.

№ 497 «Об утверждении Перечня сведений, включаемых в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков, Порядка формирования, ведения, опубликования сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков, Порядка представления саморегулируемой организацией оценщиков в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков, сведений о внесении изменений в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков и об основаниях внесения таких изменений». 

Обращаем внимание, что оценочная деятельность – профессиональная деятельность субъектов оценки, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости, соответственно оценщики, осуществляющие деятельность в качестве ИП (предпринимательская деятельность), нарушают требование статьи 4 135-ФЗ, и самостоятельно несут все возможные риски.

В июле юристы Российского общества оценщиков провели вебинар на тему осуществления профессиональной оценочной деятельности в качестве частнопрактикующего оценщика. Запись вебинара — https://youtu.be/xWHubJF4-WI. Запись вебинара от 27 октября 2020 г. «Частнопрактикующий оценщик: вопросы и ответы»

  • http://sroroo.ru/press_center/events/results/3386309/ 
  • Ассоциация «Русское общество оценщиков» направила в запрос в ФНС России с просьбой разъяснить, может ли частнопрактикующий оценщик в своей профессиональной деятельности использовать расчетный счет, ранее открытый на него как на физическое лицо.
  • В поступившем ответе Банка России содержится следующая информация:
  • «…в отношении использования оценщиков ранее открытого счета «в своей профессиональной деятельности», то есть для совершения операций, связанных с частной практикой, отмечаем, что законодательство не содержит запрета на совершение сторонами договора действий по актуализации договорных отношений в связи с изменением статуса клиента».
  • При этом частнопрактикующий оценщик также может открыть новый расчетный расчет для совершения операций, связанных с частной практикой.
  • Полный текст письма Банка России прилагается.

Членство в саморегулируемых организациях и право выполнения работ

Вопрос. Прошу разъяснить отдельные положения законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в части обязательного членства в саморегулируемой организации юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями при заключении ими договоров строительного подряда.

Ответ. В соответствии со статьями 66 и 114 Гражданского кодекса Российской Федерации понятие публично-правового образования определено статьей 124 указанного Кодекса, согласно которой к публично-правовым образованиям относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Согласно пункту 3 части 2.

2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров строительного подряда в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц.

Читайте также:  Градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) в 2021 году: подготовка, утверждение, где и как получать

Вопрос. В регионе зарегистрирована одна саморегулируемая организация, у которой нет сферы деятельности по объектам использования атомной энергии. Как быть юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, планирующим работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов использования атомной энергии?

Ответ. Сфера деятельности саморегулируемой организации устанавливается решением общего собрания членов. Члены саморегулируемой организации вправе инициировать проведение внеочередного общего собрания членов с целью расширения сферы деятельности саморегулируемой организации.

Вопрос. Должны ли юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительный контроль на основании договора, состоять в членах саморегулируемой организации?

Ответ. Согласно требованиям части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство.

В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. 

Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации.

Вопрос. ЮЛ или ИП добровольно прекратили членство в СРО. Вправе ли они вступить сразу же в другую СРО?

Ответ. В соответствии с частью 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае прекращения индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом членства в саморегулируемой организации такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо в течение одного года не могут быть вновь приняты в члены саморегулируемой организации.

Вопрос. Правомерно ли требование СРО к своим членам о страховании ответственности?

Ответ. Частью 2 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что саморегулируемой организацией могут быть разработаны и утверждены внутренние документы:

  • 1) о страховании членами саморегулируемой организации риска гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, об условиях такого страхования;
  • 2) о страховании риска ответственности за нарушение членами саморегулируемой организации условий договора подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договора строительного подряда, а также условия такого страхования.
  • В случае принятия общим собранием членов таких документов они становятся обязательными для исполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Вопрос. Документами СРО предусмотрено требование о наличии у специалистов членов СРО повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет.

Если при приеме в члены в составе документов будет предоставлено гарантийное письмо о повышении квалификации в ближайшее время, будет ли это гарантийное письмо свидетельствовать о соблюдении организацией требований СРО, установленных внутренними документами?

Ответ. Гарантийное письмо не подтверждает наличие повышения квалификации у специалиста, в связи с чем организация при соответствии остальным условиям членства не может быть признана соответствующей требованиям к членству.

Вопрос: Я являюсь руководителем строительной организации. В связи со сложной ситуацией и отсутствием заказов я был вынужден прекратить членство в СРО. В настоящий момент я хочу возобновить членство в СРО. В связи с эти прошу Вас разъяснить, могу ли я повторно не оплачивать взнос в компенсационный фонд СРО, в членах которой я ранее состоял.

Ответ: В соответствии с частью 5 статьи 55.

7 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взнос (взносы) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и о саморегулируемых организациях не предусмотрено освобождение юридического лица или индивидуального предпринимателя от уплаты взноса в компенсационный фонд при повторном вступлении в саморегулируемую организацию, членом которой он являлся ранее. 

Таким образом, при повторном вступлении в саморегулируемую организацию бывшего члена этой саморегулируемой организации для получения права выполнения работ юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо выполнить требования статей 55.6 и 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также требования саморегулируемой организации.

Вопрос. Какой уровень ответственности должен выбрать член саморегулируемой организации в случае, если он планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору будет равна 10 миллиардов рублей? Если следовать правилам русского языка, то это и 4 и 5 уровни ответственности.

Ответ. Если стоимость работ по одному договору равна 10 миллиардов рублей, то это 5 уровень ответственности, так как согласно части 13 статьи 55.

16 Градостроительного кодекса Российской Федерации 4 уровень ответственности присваивается в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает 10 миллиардов (т.е.

равен 9999999999,99 рублей) рублей, а пятый уровень ответственности — если предельный размер обязательств по таким договорам составляет 10 миллиардов рублей и более.

Вопрос. Требуется ли членство ЮЛ в СРО, который заключил договор с региональным оператором на сумму до 3 миллионов рублей?

Ответ. В соответствии с частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется членство в саморегулируемой организации в случае если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда не превышает трёх миллионов рублей.

Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации к выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, осуществлению капитального ремонта объектов капитального строительства региональный оператор обязан привлечь индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, являющихся членами соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Вопрос. Вправе ли СРО принять решение о выдаче члену СРО свидетельства о членстве дополнительно к законному требованию о выписке из реестра членов СРО?

Ответ. Законодательством предусмотрено предоставление сведений из реестра членов в виде выписки из реестра членов саморегулируемой организации. В случае если саморегулируемая организация своим внутренним документом установит дополнительно выдачу свидетельства о членстве, то она вправе будет выдавать такой документ, но юридической силы он иметь не будет.

Вопрос. Распространяется ли часть 6 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации на строительные организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций?

Ответ. В части 6 статьи 55.

7 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае прекращения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем членства в саморегулируемой организации такое лицо в течение одного года не могут быть приняты вновь в члены саморегулируемой организации. Указанная норма закона касается только лиц, добровольно прекративших членство в саморегулируемой организации. 

В случае, если членство будет прекращено по решению саморегулируемой организации, то такое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе вступить в другую саморегулируемую организацию.

В случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций члены такой саморегулируемой организации продолжают оставаться членами некоммерческой организации, но, учитывая отсутствие статуса саморегулируемой организации, члены некоммерческой организации не смогут заключать новые договоры подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоры строительного подряда. 

Для получения права выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны вступить в другую саморегулируемую организацию, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Вопрос. Каким образом можно получить лицензию на проведение инженерных изысканий на объектах использования атомной энергии?

Ответ. В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.11.

1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» лицензированию в области использования атомной энергии подлежат в том числе такие виды деятельности, как размещение, сооружение, эксплуатация, вывод из эксплуатации и проектирование и конструирование объектов использования атомной энергии.

Лицензии выдаются эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии, при условии их соответствия лицензионным требованиям. Процедура лицензирования носит заявительный характер. 

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *