В компанию устраивается бывший чиновник. Что юрист компании должен рассказать отделу кадров

Обычно госслужащий при увольнении подписывает специальную форму и знает, входит ли его должность в перечень или нет.

Можно узнать у него, но лучше перестраховаться, чтобы не ходить по судам и избежать вопросов из прокуратуры.

Если кандидат за предыдущие два года работал в какой-нибудь государственной или муниципальной структуре, стоит на всякий случай уведомить его бывшего работодателя.

Если его должности в перечне не было, а вы отправили уведомление — ничего страшного, нарушением закона это не будет. А вот если понадеялись, что должность не попадает в перечень, и не отправили уведомление в госорган, а на самом деле она в перечне есть, то получите штраф.

Обстоятельства, при которых нужно уведомлять бывшего работодателя, указаны в статье 12 закона № 273-ФЗ.

Эта статья гласит, что при заключении трудового договора должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень.

Размер зарплаты может быть любым, хоть 10 тыс. рублей в месяц. Если условия выше выполняются, нужно направлять уведомление.

Например, строительная фирма принимает монтажника, который в прошлом году уволился с должности начальника патрульной службы ГИБДД. Должность входит в перечень из указа Президента № 557, с момента увольнения прошло менее двух лет — значит, новый работодатель обязан уведомить предыдущего о трудоустройстве госслужащего.

При заключении договора ГПХ должны одновременно выполняться такие условия:

  • после увольнения прошло менее двух лет;
  • должность служащего входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения больше 100 тыс. рублей в месяц (даже если договор заключен на срок меньше месяца).
  • К договорам ГПХ относятся договоры подряда, хранения, поручения, перевозки и другие.
  • Месяц считается с момента заключения договора: если договор заключен, например, 10 сентября, то месяц считается до 10 октября.

Например, компания заказала дизайн у фрилансера, который год назад работал специалистом в пенсионном фонде. Он выполнит работу за месяц и получит за нее 110 тыс. рублей. Об этом нужно уведомить бывшего работодателя.

Другой пример. Компания заключила договор ГПХ с электриком на ремонт оборудования, по которому он будет получать 20 тыс. рублей в месяц. Электрик полгода назад уволился из МЧС, его должность входит в перечень. Но одно из условий не выполняется: вознаграждение по ГПХ меньше 100 тыс. рублей в месяц. Значит, уведомлять прошлого работодателя не нужно.

После того как новый работодатель направил уведомление, Комиссия по урегулированию конфликта интересов рассматривает его и решает, можно ли ему сотрудничать с конкретным бывшим госслужащим. Такая комиссия есть в каждом госоргане. В ее состав входит заместитель руководителя и другие служащие. Основная задача комиссии — предотвращение коррупции.

Ждать решения комиссии необязательно, но, если придет отказ, придется разорвать договор (п. 11 статья 77 ТК РФ).

Если в прежние обязанности госслужащего входили функции госконтроля за организацией, то перед трудоустройством в частную фирму он должен был сам дополнительно получить разрешение от Комиссии. Например, когда налоговый инспектор устраивается бухгалтером или сотрудник антимонопольной службы устраивается в отдел снабжения.

Но новый работодатель все равно должен отправить уведомление, даже если у госслужащего есть это разрешение (письмо Минтруда РФ от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943).

Ответственность за прием на работу бывшего госслужащего без ведома прошлого работодателя

Сообщать о приеме на работу бывшего госслужащего должны как организации, индивидуальные предприниматели, так и физлица — адвокаты и нотариусы, которые занимаются частной практикой (Постановление Пленума Верховного Суда № 46). Про самозанятых и обычных физлиц в законе не сказано.

Например, компания наняла юриста, который недавно работал следователем в полиции. Уведомить предыдущего работодателя в данном случае обязан генеральный директор.

Или предприниматель заключил договор ГПХ на разработку приложения с фрилансером, который год назад уволился из Роспотребнадзора. Уведомить бывшего работодателя должен предприниматель как заказчик услуг.

Работодателя или заказчика услуг, который наймет бывшего госслужащего и не уведомит об этом госорган, могут оштрафовать по статье 19.29 КоАП.

Штрафы немалые: для должностных лиц — 20–50 тыс. рублей, для юрлиц — 100–500 тысяч.

Пример № 1: Таганрогский городской суд, дело № 12-135/2020

Организация с уставным капиталом 10 тыс. рублей приняла на работу бывшего госслужащего и не уведомила об этом его предыдущего работодателя. Прокуратура возбудила административное дело. В суде представитель директора просил снизить штраф, ссылаясь на сложное финансовое положение.

Городской суд согласился с мировым и оштрафовал организацию на 100 тыс. рублей.

Пример № 2: Самарский районный суд, дело № 12-218/2020

Охранная фирма приняла на работу бывшего судебного пристава. Директор решил не уведомлять предыдущего работодателя, так как через неделю работник уже уволился. Такие доводы судью не убедили, и директора оштрафовали на 20 тыс. рублей.

Пример № 3: Воскресенский городской суд Московской области, дело № 12-211/2019

Организация приняла человека на должность слесаря, который ранее работал в полиции. При заключении трудового договора уведомление не направила. Итог: штраф 50 тыс. рублей.

Максимум, что грозит госслужащему, который не сообщил новому работодателю о своем месте службы, — это увольнение или расторжение договора ГПХ (ст. 12 закона № 273-ФЗ). Других санкций законом не предусмотрено.

Как узнать, что человек работал на госслужбе

Некоторые госслужащие могут случайно или намеренно скрыть свое прошлое при приеме на работу или заключении договора. Им за это ничего не будет, а новый работодатель получит штраф, когда все вскроется.

Задача работодателя сделать все возможное, чтобы устно или письменно получить у самого кандидата ответ, работал ли он в госорганах за последние два года.

Самый простой способ узнать это — изучить записи в трудовой книжке.

Если за два последних года есть упоминания о каких-либо государственных или муниципальных структурах и должность входит в специальный перечень, нужно направлять уведомление.

Но трудовую книжку предъявляют не всегда. Например, она не нужна при заключении договора ГПХ или оформлении работника по совместительству.

В таком случае можно попросить человека заполнить анкету, где отдельным вопросом попросить указать, состоял ли он ранее на государственной или муниципальной службе.

Кроме того, можно попросить его написать заявление о том, что за два предшествующих года он не работал на госслужбе.

Все эти документы помогут оспорить штраф в суде.

Если кандидат на должность не сообщит в анкете о том, что он является бывшим госслужащим, при этом в его трудовой книжке, военном билете не будет упоминаний о госструктурах, компанию не оштрафуют (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 46).

Пример из судебной практики: Московский районный суд Санкт-Петербурга, дело № 12-1049/2019.

Компания приняла на работу по совместительству бывшего госслужащего — начальника воинской части. При трудоустройстве он умолчал о своей прошлой деятельности и не показал трудовую книжку. Компания узнала, что приняла бывшего госслужащего, только после того, как получила письмо из военной прокуратуры.

Мировой суд оштрафовал компанию на 100 тыс. рублей.

Компания пыталась оспорить решение и привела в суд работника. Он подтвердил, что не сообщал о госслужбе и не показывал трудовую книжку. Районный суд встал на сторону нового работодателя и отменил штраф.

Как составить уведомление для бывшего работодателя

Уведомление составляется письменно в произвольной форме. Установленного бланка нет.

В уведомлении нужно указать (Постановление Правительства № 29):

  • паспортные данные бывшего госслужащего;
  • должность государственной или муниципальной службы, которую он занимал. Заполняется по данным из трудовой книжки, кандидат подтверждает их устно;
  • наименование организации;
  • дату заключения трудового договора или договора ГПХ;
  • название должности и основные обязанности;
  • размер вознаграждения и описание работы (для договора ГПХ).

Уведомление нужно направить в отдел кадров органа, где работал госслужащий. На это закон дает 10 календарных дней со дня подписания трудового договора, договора ГПХ или фактического начала трудовой деятельности. Иначе — штраф.

Отнести уведомление можно лично или отправить почтой заказным письмом с уведомлением о вручении.

В компанию устраивается бывший чиновник. Что юрист компании должен рассказать отделу кадровУведомление о приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего. Бланк с сайта «КонсультантПлюс»

1. При приеме на работу бывшего государственного или муниципального служащего нужно уведомлять предыдущего работодателя. Но для этого должны одновременно выполняться некоторые условия.

При заключении трудового договора:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер зарплаты на новом месте не важен.

При заключении договора ГПХ:

  • с момента увольнения с госслужбы прошло менее двух лет;
  • должность входит в специальный перечень;
  • размер вознаграждения по договору больше 100 тыс. рублей (даже если договор заключен на срок менее месяца).

2. Понять, входит ли должность госслужащего в специальный перечень или нет, довольно сложно. Поэтому, если человек работал в какой-нибудь госструктуре и выполняются другие условия, лучше перестраховаться и уведомить прошлого работодателя на всякий случай.

3. Бывший служащий может не сообщить сам о прошлом месте службы. Попросите кандидата заполнить анкету или написать отдельное заявление, где он подтвердит, что не работал на государственной или муниципальной службе последние два года. Эти документы помогут избежать штрафа.

4. Направить уведомление нужно не позднее 10 календарных дней с момента заключения трудового договора, договора ГПХ или фактического начала работы.

5. Все уведомления проходят через Комиссию по урегулированию конфликта интересов. Если она выдаст отказ, придется разорвать договор с бывшим госслужащим.

6. Госслужащие, которые выполняли функции госконтроля, могли перед трудоустройством заранее получить разрешение. Но новый работодатель все равно должен направить уведомление.

7. Если работодатель вовремя не сообщит о том, что принял на работу бывшего госслужащего, или заказчик услуг — что заключил с ним договор ГПХ, то их оштрафуют. Самому госслужащему максимум грозит расторжение договора.

1С онлайн. Бухгалтерия, Управление торговлей, Зарплата и управление персоналом

Когда к нам, в коммерческие организации, устраиваются новые специалисты, то как правило, и в голову не может прийти, что очередной новичок – это бывший чиновник.

Обычно люди из коммерческой сферы идут в сектор государственного управления – это «правильная» схема, при которой обратный путь уже не предполагается (ну, если не считать Грефа и Сечина). Но не всегда же у людей все складывается гладко в жизни, всякое происходит.

Вот и мы задумались, а вдруг к вам или к нам в компанию завтра «постучится» бывший муниципальный депутат и изъявит желание работать бухгалтером или руководителем отдела продаж? Как говорится, чем черт не шутит, правда?

Но, как оказалось на деле, не все так просто. Те, кто напрямую или хотя бы косвенно знаком с этой темой знают, что с бывшими государственными служащими (депутатами и полицейскими в том числе) директора предпочитают лишний раз не связываться. Почему? Вот как раз сейчас и узнаем.

Читайте также:  Как отвечать на запрос ОЭБиПК, чтобы компании не устроили «маски шоу»

В компанию устраивается бывший чиновник. Что юрист компании должен рассказать отделу кадров

То самое чувство, когда нужен именно чиновник

В наших заметках мы неоднократно обращались к кадровой теме, в частности, раскрывали вопрос грамотного подбора персонала.

В каждой из них мы приходили к выводу, что найти действительно хорошего специалиста, который бы великолепно влился бы в коллектив, превосходно и быстро делал свою работу, а также обладал большинством положительных качеств личности – это задача не из легких.

Многие HR-менеджеры, которые занимаются именно тщательным подбором персонала, хорошо знают, какой это труд. Он сравним с промывкой многих тонн руды ради нескольких граммов чистого золота.

И вот представьте себе ситуацию – есть некий кандидат на должность. Он блестящий руководитель, он нравится всем, он обладает огромным багажом знаний и опытом практической работы. Но вот беда – его предыдущее место работы было в местной администрации.

Так сказать, решал административно-хозяйственные вопросы. Благо, наш герой оказался честным и порядочным человеком – еще до ознакомления с его трудовой книжкой, он сразу сообщил, где работал раньше. На вопрос, почему он ушел оттуда, заявил, что захотел начать жизнь с чистого листа.

Порыв неплохой, не так ли?

Однако, это может вызвать некоторые вопросы к бывшему чиновнику и процедура его трудоустройства будет отличаться от случая с «простыми смертными».

Обязательный запрос  

Согласно текущему законодательству, на этапе собеседования компания, являющаяся будущим работодателям бывшего чиновника, обязана сделать запрос в то министерство или ведомство, откуда он прибыл. Дело в том, что на сегодняшний день существует Указ Президента РФ от 21.07.

2010 N 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», который является своеобразным ориентиром для проверяющих органов.

В частности, какие-то должности предполагают запрет на трудоустройство в коммерческих организациях, а какие-то нет. Найти полную информацию об этом в открытых источниках практически не возможно. Почему? Это, как говорится, вопрос не к нам.

Видимо, у этой процедуры есть определенная доля секретности. Во всяком случае, компания обязана сделать этот запрос и дождаться ответа.

Вообще большинство государственных должностей (руководящего звена) предполагают запрет на трудоустройство в коммерческой организации сроком не более 2-х лет с момента увольнения или снятия с последней должности.

Получается, что если человек и попадает в государственный сектор, то уйти из него – это найти себе определенный ряд трудностей. На что, скажите, ему жить в течение этих двух лет? Правильно – на то, что успел «наворовать».

Извините, вырвалось…

В случае отказа

Теоретически бывший чиновник имеет возможность обжаловать отказ в трудоустройстве, правда, для этого потребуется обращаться в суд, потратить деньги на адвоката, госпошлину и т.д.

Стоит ли оно того? Проблема заключается в том, что у человека не всегда может иметься на руках достоверная информация о том, имеет ли он право работать в коммерческом секторе или нет.

Собственно, поэтому некоторые бывшие «чинуши» вынуждены искать себя на поприще частного предпринимательства, хотя и здесь есть свои препоны.

Другое дело, когда государственный служащий наверняка знает о том, что у него возникнут проблемы с трудоустройством. Яркий тому пример – бывшие сотрудники полиции. Как известно, им трудно устроиться даже охранниками и это при том, что по своим физическим и моральным качествам они должны максимально точно подходить под описание идеального «защитника».

Для тех, кто не знает – все проблемы с их трудоустройством связаны с определенной долей опаски.

Во-первых, работодатели наверняка не могут знать, вдруг он (бывший полицейский), не разорвал окончательно отношения со своими предыдущими начальниками и, в случае острой необходимости, воспользуется старыми связями и не в пользу компании.

Во-вторых, многие директора не исключают коррупционной составляющей, а именно проблем с проверяющими органами. И не дай Бог, чтобы у такого «полисмена» была зарплата в районе 100 тысяч рублей и фирма выигрывала госконтракты – могут заподозрить в сговоре.

Спрашивается, зачем эти проблемы нужны директору? В-третьих (и это самое главное), имеет место стереотип, что бывшие полицейские – это люди не самые благонадежные. Чего греха таить, блюстителей закона у нас в стране не больно-то любят…

Выход из положения

Казалось бы, стоит только чиновнику покинуть свое кресло и искать работу среди «простых смертных», как его моментально начинают окружать тысячи напастей, того гляди – пропадет человек.

Однако не все так плохо, как может показаться на первый взгляд, ибо чиновник-чиновнику – рознь. У нас на памяти есть много примеров, когда бывшие следователи, например, открывали свои адвокатские кабинеты. С одним из них у нас состоялся телефонный разговор.

Кстати, ему мы предоставили доступ к 1С Онлайн и он очень доволен качеством работы:

«До 2013 года я работал в Следственном управлении МВД по Тульской области. Дело шло хорошо, но покинул Органы я после того, как вышел на пенсию.

По образованию я юрист, у меня есть опыт сыскной деятельности и богатый «жизненный» опыт. Я хорошо знаком с тем, как организуется следствие и функционирует прокуратура.

Собственно, поэтому я не увидел для себя причин оставаться в стороне от происходящего и решил стать адвокатом».

  • Насколько мне известно, в Вашем кабинете работает еще несколько человек. Они то же из Органов?

«Нет, это не так, из МВД только я один».

  • «Скажите, а Вы не пробовали устроиться на работу в коммерческую организацию? Говорят, что у бывших чиновников с этим может возникнуть много неоправданных проблем».

«Не пробовал, но о подобном слышал не один раз. Дело все в этих запросах по последнему месту работы. Если человек ушел «проблемно», то его могут попросту развернуть, хотя это незаконно. Есть указ президента, в котором есть намек на «запретные» должности, но все же их немного. Считаю, что все эти проблемы больше надуманы, чем есть на самом деле».

  • Что Вы могли бы посоветовать тем, кто ранее трудился на государственной службе, а сейчас ищет себя в коммерческом секторе.

«В первую очередь, я бы посоветовал им не гнушаться своего прошлого. Простите, что так грубо, но это действительно бывает. Плюс хочу пожелать им больше уверенности в своих силах. Ну, и, конечно, чтобы они помнили о конкуренции. Если ты хороший специалист, знаток своего дела, то едва ли найдутся какие-то серьезные преграды для начала работы».

Вот, в общем-то то, что нам сказал бывший следователь и нынешний адвокат. Если специалист хороший, проблем возникнуть не должно. Но они, к сожалению, возникают и довольно часто. Как быть в этом случае? Видимо, самый лучший выход из положения – это обратиться за помощью к нему самому, как к независимому защитнику прав и свобод граждан…

Но все же это полбеды. Другое дело, когда бухгалтеру, работавшему в бюджетной организации, приходится переучиваться на «частника». Благо, с помощью 1С Онлайн адаптироваться к новым условиям будет куда легче. Быстрый, удобный в работе и недорогой в обслуживании сервис станет надежным помощником. Воспользуйтесь бесплатным доступом на 14 дней и оцените все его преимущества!

Когда осознаешь это, возникает только один вопрос: «Почему у бывших госслужащих столько проблем»? На самом деле, если задуматься, у это есть ряд небеспочвенных оснований. В первую очередь, это может быть связано с коррупционной составляющей, о которой мы говорили.

Формально человек уже никак не связан с госбюджетом, но связи в кругах чиновничьего аппарата у него, скорее всего остались. Плюс к этому в течение последующих двух лет после увольнения он может владеть тайной информацией, которую не следовало бы распространять в коммерческих кругах.

Однако это не более, чем наши скромные предположения.

Выводы

На основе всего вышеизложенного мы приходим к выводу, что прием на работу бывших государственных служащих – процесс хлопотный и, к сожалению, не всегда оправданный.

Следовательно, если на вакансию откликается чиновник в прошлом, следовало бы несколько раз подумать над тем, брать его на работу или нет.

Здесь же не стоит забывать о том, что некоторые вакансии хочется закрыть как можно быстро, а в случае с госслужащими необходимо направлять запрос в министерство или ведомство, так потом еще ждать ответа.

Благодарим за внимание и до скорого!

Нанимая бывших чиновников, компании нарушают закон

В компанию устраивается бывший чиновник. Что юрист компании должен рассказать отделу кадров

Варвара Гранкова

Около 1000 российских компаний незаконно приняли на работу бывших чиновников в первом полугодии 2018 г. Что делать бизнесу, желающему нанять чиновника?

За первые шесть месяцев текущего года прокуроры оштрафовали 967 юридических лиц, 1486 должностных лиц и 19 граждан за незаконное трудоустройство бывших госслужащих, сообщила «Ведомостям» пресс-служба Генпрокуратуры. Они были оштрафованы на общую сумму 98,5 млн руб., уточнила пресс-служба.

Незаконное трудоустройство госслужащих – самое распространенное коррупционное правонарушение, говорят в надзорном ведомстве. И количество таких нарушений растет. В первом полугодии прокуроры выявили 2500 нарушений (для сравнения: за такой же период 2017 г. – 2300), по данным Генпрокуратуры.

Читайте также:  Договор подряда: что это такое, образцы, виды, ГК РФ, допустимая форма

Бывшие чиновники – ценные кадры для компаний. Они хорошо разбираются в законах, имеют связи в госорганах, умеют общаться с чиновниками.

Наибольший спрос – на бывших налоговых инспекторов, сотрудников таможенной службы и трудовых инспекторов, говорит проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.

Компании находят бывших служащих по знакомству среди чиновников, с которыми им приходилось взаимодействовать, рассказывает Сафонов. По его словам, компании берут чиновников на должности начальников отделов или назначают руководителями профильных направлений.

Такие сотрудники оперативно решают проблемы компании. Например, бывший сотрудник таможни быстро исправит ошибки в таможенных декларациях – он позвонит прежним коллегам и по дружбе проконсультируется с ними, поясняет Сафонов.

Крупные компании, как правило, ищут чиновников высокого ранга на руководящие посты, говорит Сафонов.

Обычно крупные компании нанимают бывших чиновников на должности менеджеров по связям с госструктурами, говорит Рустам Барноходжаев, директор департамента компании «Юнити».

Большой спрос есть и на выходцев из силовых структур – их нанимают, например, в отделы службы безопасности банков, рассказывает Дарья Аникина, управляющий консультант практики банков и финансовых институтов рекрутинговой компании Hays.

Очень часто работодатель не сообщает о найме бывшего чиновника в ведомство, в котором тот трудился раньше, хотя обязан это сделать. Согласно статье 64.1 Трудового кодекса у компании есть 10 дней на то, чтобы сообщить о найме чиновника по месту его прошлой госслужбы.

Уведомление необходимо направить и в том случае, если бывший чиновник оказывает компании услуги по гражданско-правовому договору с вознаграждением более 100 000 руб., отмечают в Генпрокуратуре.

В документе необходимо указать все детали – от фамилии до должностных обязанностей и номера приказа о приеме на работу, поясняет Елена Кожемякина, управляющий партнер юрфирмы BLS.

За несоблюдение порядка предоставления информации предусмотрены административные штрафы: для должностного лица – до 50 000 руб., для компании – до 500 000 руб.

Государство хочет знать о новой работе госслужащих, чтобы исключить конфликт интересов между предыдущим работодателем (госструктурой) и нынешним (компанией), поясняет партнер юридической фирмы FMG Group Михаил Фаткин.

Пример конфликта – госслужащий помогал компании получать налоговые льготы, субсидии, разрешения, а потом устроился туда в штат, поясняет Сафонов. Есть конфликт интересов или нет – решает ведомственная комиссия по этике при госоргане, где работал чиновник, каждое назначение обсуждается детально.

Комиссия может запретить оформлять чиновника на работу, поясняет Сафонов. Это ограничение распространяется на первые два года после увольнения чиновника с госслужбы.

В крупнейших ведомствах комиссии сильно загружены работой. Например, как сообщил представитель Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2017 г.

служба получила от работодателей (или от самих бывших сотрудников таможни) 1237 уведомлений о найме. Из них комиссии по урегулированию конфликта интересов при ФТС рассмотрели 458 уведомлений.

В большинстве случаев (по 395 уведомлениям) комиссии одобрили новые назначения, а в 63 случаях отказали.

Компании редко сообщают в госструктуры о найме бывших чиновников потому, что просто не знают законов, считает Сафонов.

«Сами служащие предпочитают не напоминать новому работодателю о требованиях закона, чтобы получить работу», – говорит 57-летний Андрей Сахаров, 13 лет прослуживший инспектором в Государственной инспекции труда Москвы. В 2015 г.

он оттуда уволился и сразу же получил предложение от компании, которую проверял, будучи инспектором. Сахаров отказался. «Я боялся, что инспекция увидит в этом конфликт интересов и запретит мне там работать», – вспоминает он.

Через три месяца поисков Сахаров устроился руководителем службы охраны труда в кадровое агентство ManpowerGroup: с этой компанией он ранее не сталкивался по службе. Новый работодатель сообщил о трудоустройстве в Госинспекцию труда Москвы, никаких вопросов не возникло, говорит он.

Однако у его коллег-инспекторов, принявших предложения от компаний, которые они прежде проверяли, возникли проблемы. Сахаров знает, что одному из коллег пришлось уволиться из компании через несколько месяцев после найма: в компанию нагрянула прокуратура с проверкой, и бывший инспектор опасался, что место его прежней службы станет известно проверяющим.

Нарушения рано или поздно обнаружатся – например, во время плановой проверки прокуратуры, говорит Фаткин. Или же во время внеплановой проверки по жалобе на работодателя от сотрудников или инспекции труда, отмечает юрист. Пожаловаться на компанию-молчуна может и ведомственная комиссия, которая узнает о незаконном трудоустройстве чиновника, отмечает Фаткин.

Если комиссия после проверки все-таки обнаружит конфликт интересов, компанию могут обязать уволить бывшего госслужащего, напоминает Фаткин. Основания дает статья 84 ТК. Она разрешает расторгнуть трудовой договор, если он был изначально заключен неправильно. Например, был подписан с работником, который по закону не имел права заниматься определенными видами трудовой деятельности.

Весной 2017 г. по представлению Генпрокуратуры был уволен директор департамента корпоративного имущества ОАО «РЖД» Павел Потапов – бывший заместитель руководителя Росимущества. На новом месте он проработал почти пять месяцев. Потапов подал в суд на РЖД с требованием восстановить его на работе, но проиграл: весной 2017 г. – первую инстанцию, а в декабре 2017 г. – апелляцию.

По мнению прокуроров, имел место конфликт интересов между Росимуществом и РЖД. На госслужбе Потапов, по мнению прокуроров, «принимал обязательные для исполнения решения в отношении ОАО «РЖД» при заключении договоров аренды земельных участков с РЖД – т. е.

«осуществлял функции государственного управления» компанией.

С точки зрения закона, если чиновник устраивается в компанию, в управлении которой он так или иначе участвовал, это признак возможного конфликта интересов, об этом надо сообщать и ждать решения комиссии по этике.

Требование государства сообщать о новом месте работы бывших госслужащих – превентивная мера для устрашения всех чиновников, считает Сахаров. «Коммерческая компания может пообещать чиновнику хорошую работу с большой зарплатой после увольнения в обмен на лояльность и привилегии. Государство хочет защититься от таких ситуаций», – говорит он.

Однако некоторые компании находят способы обойти запреты, отмечает Фаткин.

Если бывшего госслужащего принимают в состав учредителей компании, ни он, ни компания не обязаны сообщать в госорганы об этом факте, говорит юрист.

Другой способ обхода – бывший прокурор или полицейский получает статус адвоката и затем оказывает услуги компаниям внештатно. Такая схема не описана в законах и потому ею пользуются, указывает юрист.

Говорим о бывших: что спрашивать о кандидате у его предыдущего работодателя

Узнать, что думает бывший работодатель о кандидате можно двумя способами. Первый вариант — получить уже готовую рекомендацию от соискателя. Быстро, но сомнительно, поскольку часто такие рекомендации пишут сами же сотрудники. В итоге письмо может содержать на 99% положительную информацию и мало подробностей, которые помогают составить верное впечатление о кандидате.

Второй способ предполагает, что вы сами собираете обратную связь — звоните или пишете людям, с которыми работал претендент. Принцип сбора обратной связи в данном случае не будет сильно отличаться. Вам нужно будет подготовить список вопросов, которые важны для принятия решения по кандидату и на которые может ответить предыдущий работодатель.

При этом живое общение, конечно, дает больше маневренности — вы можете направлять беседу и задавать возникающие в моменте вопросы, а также следить за интонационными реакциями собеседника.

Олеся Плотникова, руководитель отдела подбора и адаптации HeadHunter, рекомендует в интервью двигаться от общего к частному:

«Как правило, при сборе обратной связи мы спрашиваем не одного, а двух-трех человек. Это непосредственный руководитель, заказчик или сотрудник, у которого кандидат был в непрямом подчинении, но выполнял важные задачи, а также человек на аналогичной должности. Во время интервью можно задавать закрытые вопросы, но тут есть риск получить на них социально ожидаемые ответы. К тому же мы не знаем, в каких отношениях были кандидат и работодатель. Чтобы избежать этого, я рекомендую двигаться структурно и задавать вопросы по принципу “от общего к частному”. В начале можно спросить, как кандидат и работодатель/коллега взаимодействовали по работе, насколько часто, какие проекты реализовывали, сколько человек было в команде и какие результаты работы.Потом аккуратно добавлять вопросы про риски, которые вы хотите подтвердить или опровергнуть. Например, абстрактный вопрос: “Как вы оцениваете коммуникацию этого человека?”, если вас смущает стиль общения человека. Вопрос размытый, по нему не понятно, что именно вас смущает. При этом собеседник может дать развернутый ответ, и вам будет над чем подумать».

Рекрутер HRspace Сергей Кусков предлагает составить четкий сценарий разговора. Это позволит ничего не забыть и создать атмосферу, в которой собеседник будет готов делиться информацией. Такой гайд будет особенно полезен начинающим рекрутерам:

  1. Представиться самому (фамилия, имя, должность).
  2. Уточнить, с кем я общаюсь (ФИО собеседника, должность в компании).
  3. Удобно ли собеседнику в данный момент со мной разговаривать?
  4. Обозначить интервал времени для нашего общения (обычно называю 3–5 мин., но разговор может идти и до 10 мин.).
  5. Задать закрытый вопрос: работал ли в компании кандидат? (ответ: да/нет)
  6. Задать открытый вопрос: что можете сказать о кандидате как о сотруднике и коллеге?
  7. Задать уточняющий вопрос в зависимости от должности кандидата: возможные достижения (желательно в цифрах), возможные промахи в работе и/или недочеты, наличие управленческих навыков (для руководящих должностей) и т. д.
  8. Причина ухода сотрудника из компании?
  9. Возможность получения рекомендации в виде письма (электронного и/или на бумаге).
  10. Поблагодарить собеседника за уделенное время и предоставленную информацию.
Читайте также:  Правила идеального выступления, которые приведут юриста к победе

Добавляйте свои варианты в зависимости от волнующих вас вопросов. Например, когда есть ощущение, что кандидат недостаточно стрессоустойчив, можно узнать, как он переживал ситуации запуска проектов, свои ошибки или критику от начальства. Главное, чтобы список вопросов был у вас под рукой, так как в разговоре можно что-то забыть спросить.

Бывает, что в ходе диалога вы понимаете, что у кандидата был конфликт с предыдущим работодателем. Игнорировать эту информацию не стоит, важно попробовать в ней разобраться.

«Не бойтесь прямо спросить, что именно был за конфликт, кто стал его инициатором, как кандидат и руководитель/коллеги вышли из этого конфликта? — советует Олеся Плотникова, руководитель отдела подбора и адаптации HeadHunter. — По поводу конфликта сложно принять единственно верное решение, прослушав только одного человека, так как в этой ситуации есть минимум две стороны. Получив информацию от прошлого руководителя или коллеги, лучше вернуться к кандидату и спросить, что он может об этом сказать. После этого соотнести версии и сделать выводы.Бывали случаи, когда мы спрашивали про конфликт, и бывший руководитель прямо говорил: “Да, конфликт был. Расстались на “мечах и кинжалах”, но не прав в этой ситуации я”. Такое тоже бывает».

Если у вас остались неразрешенные сомнения после собеседования, тестовых заданий и этапа сбора обратной связи, возможно, стоит отказать кандидату или подключить службу безопасности.

Если бывший сотрудник попросил вас составить рекомендательное письмо, можно сделать это в свободной форме. Но лучше убедить его, что запрос рекомендаций напрямую от потенциального работодателя будет эффективнее.

Рекомендательные письма на бумаге — всё большая редкость в практике подбора персонала, и куда важнее и информативнее персональное общение.

Ваша готовность ответить на вопросы представителя компании, куда будет наниматься ваш бывший сотрудник, станет дополнительной помощью в процессе его нового трудоустройства.

Когда к вам обратились за рекомендацией по телефону, предоставьте ведение беседы инициатору звонка. Если бывший сотрудник заранее предупредил, что вам могут позвонить, уделите немного времени подготовке к беседе: вспомните особенности работы с ним и его профессиональные качества. Так вы сможете дать интересующейся компании полезную информацию.

Кстати, соискатели также проверяют компании. Согласно данным hh.ru, 89% кандидатов узнают о потенциальных работодателях, 64% — исследуют отзывы бывших/нынешних сотрудников в интернете, 39% — проверяют сведения на сайте ФНС.

Так что проверка чаще всего оказывается обоюдной.

Пользу от нее получают обе стороны: работодатели понимают, что нанимаемые сотрудники соответствуют требованиям и ценностям компании, а соискатели выбирают компании, которым можно доверять и в которых присутствует здоровая рабочая атмосфера.

Назад к полезным статьям

Верховный суд РФ разъяснил, когда штрафовать компании за прием на работу экс-чиновников

МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. Работодатели должны сообщать о приеме на работу всех бывших чиновников, которые ранее представляли декларации о доходах и имуществе. Об этом говорится в подготовленных разъяснениях судьям пленума Верховного суда РФ.

В нем Верховный суд фактически дал расширенное толкование применения ст. 19.29 КоАП.

Введенная шесть лет назад в КоАП статья грозит штрафом работодателям, заключившим договор с бывшим муниципальным или госслужащим и не направившим в 10-дневный срок уведомление об этом по месту работы на госслужбе.

Для граждан штраф составляет 2-4 тыс. руб., для должностных лиц — 20-50 тыс., а для юридических лиц — от 100 тыс. до полумиллиона руб. Срок давности по этой статье — шесть лет, отметил пленум ВС.

Только в первом полугодии этого года по данной статье КоАП прокурорами возбуждено 2,9 тыс. дел, 2,3 тыс. лиц привлечены к ответственности, а сумма наложенных штрафов — 162 млн руб. — в два раза превысила показатели первого полугодия 2016 года.

Условия уведомления

Пленум напомнил, что работодатель должен сообщить о приеме на работу, если экс-чиновник покинул госслужбу в течение двух лет, даже если после этого у него были другие места работы.

При этом речь идет не только о трудовом договоре, но и о договоре на выполнение работ или оказание услуг в течение месяца или меньшего срока стоимостью более ста тысяч рублей.

При этом не играет роли, курировал ли работу этой организации чиновник на госслужбе.

Расширение толкования

Верховный суд также отметил, что под это антикоррупционное требование подпадают не только чиновники, работавшие на должностях, включенных в перечни, утвержденные для этой нормы (в этом случае их трудоустройство должно быть рассмотрено на комиссиях по конфликту интересов), но и те бывшие госслужащие, которые обязаны были представлять декларации о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супругов и несовершеннолетних детей. Тем самым Верховный суд фактически расширил круг экс-чиновников, о чьем трудоустройстве надо уведомлять их прежнее место работы на госслужбе. Как отметил судья-докладчик Сергей Никифоров, было два варианта толкования, в итоге пленум остановился на более широком. «Эта формулировка наиболее полно отвечает указу президента от 2010 года», — отметил Никифоров, заметив, что при соблюдении ограничений для госслужащих «должен быть единый подход».

Более того пленум разъяснил, что обязанность информировать о приеме на работу экс-чиновника лежит на всех организациях независимо от их организационно-правовой формы, то есть не только частными компаниями. Исключением являются лишь государственные или муниципальные органы, куда бывший чиновник может устраиваться в том числе уже не на госслужбу.

Возможные лазейки

Пленум предусмотрел и возможные лазейки. Так, при уклонении работодателя от оформления с бывшим госслужащим трудового договора или его ненадлежащем оформлении он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч.

4 или 5 ст. 5.27 КоАП РФ). А при доказанности продолжительности фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя (в течение 10 и более дней) — не исключает возможности привлечения работодателя к ответственности также по ст. 19.29 КоАП РФ.

Сообщать о приеме на работу нужно и при заключении с бывшим чиновником трудового договора о выполнении им в свободное от основной работы время у другого работодателя.

Если государственный или муниципальный орган, в котором ранее служил чиновник, упразднен или реорганизован (например, ФМС или ФСКН — прим. ТАСС) уведомление должно быть направлено в государственный орган, которому были переданы функции, а если они были распределены между несколькими структурами, допустимо сообщить в любой из них.

Статья относится и к адвокатам и нотариусам

К гражданам, которые подлежат административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ, «могут быть отнесены занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающихся частной практикой», пояснил пленум.

Без уведомления бывшего места работы на госслужбе экс-чиновник сможет обойтись в случае регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или учрежденя им своей компании — это не подпадает под обязанность, установленную законом «О противодействии коррупции», пояснил пленум.

Смягчение штрафа

Пленум не исключил возможности назначения юридическому лицу штрафа «ниже низшего предела» (т. е. меньше 100 тыс. руб.

) «при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица».

Например, может быть учтено содействие юридического лица в раскрытии данного правонарушения, а также отсутствие в числе бывших служебных обязанностей экс-чиновника отдельных функций управления данной организацией. В то же время не могут быть снижены ниже минимальных установленные статьей суммы штрафов для граждан и должностных лиц по этой статье, отметил пленум.

Если же нарушение требования уведомить госорган не является существенным для противодействия коррупции (например, нарушено лишь требование к форме и содержанию уведомления), такое правонарушение может быть признано малозначительным.

Оценка прокуратуры

Замглавы Минюста Алу Алханов и замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек поддержали постановление.

Коржинек, представляющий прокуратуру, которая и применяет эту статью, заметил, что разъяснение пленума «будет способствовать повышению результативности борьбы с коррупцией и ее проявлениями» и «даст новый импульс прокурорам в этом направлении их деятельности».

А расширительное толкование нормы о круге чиновников, о чьем дальнейшем трудоустройстве необходимо уведомлять, позволит вывести из тени бывших госслужащих, которые не были охвачены применением нормы закона «по формальным основаниям».

Постановление пока направлено в редкомиссию для внесения ряда редакционных правок.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *