Ефир, единый федеральный информационный регистр, закон о едином федеральном информационном регистре населения, что такое ефир (всероссийский регистр)

ЕФИР, Единый федеральный информационный регистр, закон о Едином федеральном информационном регистре населения, что такое ЕФИР (всероссийский регистр)

Евгений Разумный / Ведомости

Президент подписал закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». В сети собираются подписи против «электронного концлагеря», а представители конфессий высказываются против использования систем с личными кодами или идентификационными номерами. Что же в нем плохого?

Регистр будет содержать сведения о населении России, которое представлено гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно или постоянно проживающими в России, а также беженцами.

Из реестра ЗАГС в новый регистр будут предоставляться фамилия, имя и отчество и их изменение, о рождении и смерти, усыновлении и отцовстве, заключении и расторжении брака. Также регистр будет содержать сведения о поле и его изменении.

МВД предоставит сведения о документе, удостоверяющем личность, гражданстве, регистрации и миграционном учете, наличии у гражданина России права постоянно проживать в иностранном государстве, о выдаче иностранным работникам разрешений на работу и т. д. Рособрнадзор – о документах об образовании и квалификации. Минобрнауки – об ученой степени и ученом звании.

Минобороны – о постановке на воинский учет. ФНС – об учете в налоговом органе и о регистрации ИП. Роструд – об учете в службе занятости или в качестве безработного. ПФР, ФСС, ФОМС – о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования.

Минкомсвязь – об учетной записи лица в ЕСИА (в частности, через такую учетную запись происходит авторизация на сайте госуслуг). Помимо данных самого физического лица, регистр будет содержать сведения о его родителях, супруге и детях.

В 2016 г. президент подписал указ, предусматривающий формирование единого федерального информационного ресурса сведений о населении России, включая сведения органов ЗАГС. Так был создан электронный реестр записей органов ЗАГС, который должен был стать основной частью будущего регистра населения.

С октября 2018 г. органы ЗАГС ведут записи не только в бумажном, но и в электронном виде, все записи попадают в единый электронный государственный реестр ЗАГС.

Оператором реестра назначается ФНС, которая отвечает за его создание, эксплуатацию, обработку информации, бесперебойную работу, а также защиту сведений, в том числе персональных данных. То есть теперь уже ФНС предоставляет органам ЗАГС доступ к электронной системе, где те ведут записи.

Органам ЗАГС поручено оцифровать все свои книги за весь период хранения и завершить этот процесс к 31 декабря 2020 г. Дополнительные расходы федерального бюджета на внедрение реестра ЗАГС – 10,6 млрд руб.

К сведениям реестра ЗАГС ФНС дает доступ множеству органов и организаций, подключенных к СМЭВ – государственной информационной системе, введенной Минкомсвязью в эксплуатацию в 2010 г.

для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия.

Сейчас к системе подключено более 10 000 пользователей, среди которых федеральные, региональные и муниципальные органы власти, кредитные организации и т. д.

В 2017 г. правительство утверждает концепцию формирования регистра, где среди предпосылок для его формирования называет необходимость повышения собираемости налогов, улучшения налогового администрирования, снижения издержек на поддержание налоговой системы и т. п.

Ранее ФНС уже создала государственный реестр налогоплательщиков и электронные личные кабинеты.

Наладив информационное взаимодействие с органами юстиции, ЗАГСами, органами, осуществляющими миграционный учет, выдачу паспортов и разрешений на работу, нотариусами, адвокатскими палатами, органами опеки и попечительства, ФНС вышла на новый уровень налогового администрирования. Постоянно выверяя и синхронизируя поступающие сведения, ФНС повышала их качество для более эффективного соотнесения с конкретными физическими лицами.

ФНС получила и функции администрирования страховых (в пенсионный, социальный и медицинский фонды) взносов. Укрепление платежной дисциплины при расчетах с внебюджетными фондами требовала, помимо создания реестра ЗАГС, единого централизованного информационного ресурса, где можно было бы получить полные сведения о физлице.

На тот момент российские органы власти вели множество информационных ресурсов с различными сведениями о населении, но каждый делал это по-своему, и однозначно установить принадлежность сведений к определенному лицу иногда было невозможно.

По мере роста числа транзакций между государством и гражданами все более очевидной становилась необходимость обеспечить одинаковый подход всех органов к работе со сведениями и как результат – однозначность сведений, их сопоставимость и возможность проследить их изменение, что стало бы возможным при введении единого федерального ресурса. Конечно, в первую очередь такой ресурс значительно упростил бы налоговое администрирование, но также положительно повлиял бы и на оказании госуслуг и избавил бы граждан от необходимости многократно сообщать одни и те же сведения.

Основными источниками данных для такого ресурса в первую очередь стали бы службы, ответственные за регистрацию событий жизненного цикла человека и миграции населения.

Затем данные расширились бы за счет присоединения «второй очереди» информсистем – налоговой службы, службы соцстрахования и пенсионного обеспечения, статистической службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органов внутренних дел, министерства обороны, избиркомов и т. д.

В довершение вся информация, содержащаяся в федеральном регистре, предоставлялась бы запрашивающим лицам через систему электронного взаимодействия между ведомствами.

Основы регистра были изначально заложены указом президента, направленным на укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами.

Концепция правительства, разработанная во исполнение этого указа, также делает акцент на повышении собираемости налогов и сборов, совершенствовании налогового администрирования, снижении издержек на поддержание функционирования налоговой системы.

Пояснительная записка к принятому закону среди целей упоминает переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц, повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России.

Помимо этого сведения из регистра помогут удовлетворить многие другие потребности государства – решение вопросов социально-экономического развития, подготовка проектов бюджетов, реализация госпрограмм, составление списков избирателей, обеспечение исполнения воинской обязанности, исключение ошибок при оказании государственной поддержки и борьба с мошенничеством в этой сфере, совершение нотариальных действий, повышение качества статистического учета, а также исполнение запросов судов, органов прокуратуры, следственных органов, службы судебных приставов и т. д. С помощью регистра можно решать стратегические задачи. Например, прогнозировать количество призывников или абитуриентов, на основании чего финансировать бюджетные места в вузах.

Польза для общества будет в минимизации количества обращений граждан для получения госуслуг, а также в упрощении процедуры получения адресной помощи.

В высказываниях представителей ФНС именно желанием надлежаще оказывать адресные меры социальной поддержки обосновывается тот факт, что теперь «регистр населения позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доходы семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту те помощи гражданам, которые будут нужны именно в данном случае» (цитата по «Интерфаксу»).

Помимо угроз непосредственно физическим лицам, регистр населения может повлиять и на бизнес.

В частности, регистр может помочь ФНС в борьбе с нелегальными налоговыми схемами с участием формально независимых лиц и компаний. При создании цепочек фирм-однодневок ключевой ресурс – люди. Правила регистрации и ликвидации компаний ужесточались, вводились новые требования для учредителей.

Налоговые органы обнаруживали взаимозависимости между задействованными в схемах людьми, в частности, через запросы в ЗАГСы. Регистр населения позволит выстраивать дополнительные логические связи и выявлять взаимозависимость существенно быстрее. По той же причине регистр населения может сказаться и на дроблении бизнеса для целей налоговой оптимизации.

Потенциально регистр поможет выявить связь между проживающими вместе неродственниками.

Если речь идет о привлечения к субсидиарной ответственности, то в случаях вывода активов на родственников и бывших сотрудников регистр может ускорить и повысить качество вычисление таких лиц, чем пригодится ФНС и АСВ.

Регистр может быть полезен и для тендерных процедур, в частности, государственных, когда в тендере участвуют компании, формально зарегистрированные на независимых лиц. ФАС может использовать данные регистра для целей расследования антиконкурентных сговоров, в том числе на торгах, определения состава группы лиц и т. д.

Но не исключены и разнообразные утечки информации.

Регистр может вписаться и борьбу с коррупцией, курс на которую взяло правительство.

Автор – старший юрист группы по правовому обеспечению цифровой экономики «Пепеляев групп»

Какую опасность несет Единый федеральный информационный регистр (ЕФИР)

Законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации»  несет в себе серьезнейшие риски. Его нельзя принимать в нынешнем виде.Такую точку зрения в своей статье и в эфирах на радио и ТВ высказывает ведущий специалист в области IT-индустрии и искусственного интеллекта  Игорь Станиславович Ашманов.

Источник: РОЕМ © Игорь Ашманов

Нас разбудят в другой стране: завтра налоговая получит все сведения о вас и вашей семье

Этот текст представляет собой записку, которую я на прошлой неделе направлял разным организациям и людям, имеющим отношение к правам человека и развитию ИТ в нашей стране.

  В ней рассматриваются политические, правовые и технические риски законопроекта ПФЗ № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации…» (далее – Законопроект или ЕФИР).

Сейчас законопроект прошёл два чтения, с третьего чтения его вернули обратно в Госдуму; третье чтение планируется 21-го мая, в четверг. Скорее всего, законопроект будет принят.

ЕФИР, Единый федеральный информационный регистр, закон о Едином федеральном информационном регистре населения, что такое ЕФИР (всероссийский регистр)В законопроекте декларируется создание ЕФИР – единого федерального регистра, содержащего сведения о гражданах в единой базе данных, управлять которой будет Федеральная Налоговая Служба. Создаваться ЕФИР должен постепенно, вступить в строй полностью – примерно к 2024-2025 году.

Изучение текста законопроекта приводит к заключению, что в текущем виде он создаёт серьёзные риски для прав граждан России, нарушает существующие федеральные законы. Подробнее – ниже.

Читайте также:  Памятка юристу о коронавирусе в Москве (коронавирус признан форс-мажором, пропуск на время карантина, ответственность за нарушение карантина по коронавирусу, профилактика коронавируса на предприятиях, организации, деятельность которых не приостановлена)

1. Общие соображения

  1. Значение законопроекта. Этот законопроект – не проходной, не технический, его значение – огромное. Он вторгается в частную жизнь, создаёт множество рисков (о которых ниже). Это очень важный законопроект, по существу – конституционного уровня.
  2. Частная жизнь и Конституция.

     Законопроект вторгается в очень интимную сферу частной жизни граждан, определяемую Конституцией РФ, нарушая (или переопределяя) положения Главы 2 Конституции РФ и несколько федеральных законов. Об этом – ниже в разделах 3 и 4.

  3. Новый вид власти – цифровой.

     С созданием ЕФИР, с размещением на улицах наших городов и на дорогах областей сотен тысяч камер высокого разрешения с распознаванием лиц у операторов баз персональных данных возникает новый вид власти – цифровой власти над данными граждан.

    Надо понимать, что в случае принятия законопроекта о Едином Регистре:

    1. эту власть получают некие неустановленные и неизвестные населению гражданские лица,
    2. граждане РФ не делегировали им эту власть над собой,
    3. есть обоснованные опасения, что на этом процесс не остановится, в базу постепенно будут добавлены и биометрия, и переписка, и география перемещений, и медицинские данные (каковое пополнение Регистра внешними ведомствами предусмотрено в законопроекте – см. ниже). Можно предполагать, что в итоге может возникнуть и социальный рейтинг по китайскому образцу, и разные виды дискриминации граждан на основе персональных данных.
  4. Правовые риски. Граждан в законопроекте просто забыли, в том числе – несовершеннолетних. Гражданин не получает возможности хоть как-то повлиять на процесс сбора, хранения и использования персональных данных о себе, является по сути объектом, а не субъектом. Законопроект прямо упраздняет 152-ФЗ о персональных данных, создаёт правовой нигилизм в отношении частной жизни и персональных данных граждан. Об этом ниже в правовом разделе 4.
  5. Проект несёт очевидные технические риски. Сбор данных в одном месте, кроме удобства для оператора (ФНС), несёт риски утечек, компрометации данных и использования служебного положения. О этом ниже в разделе «Технические риски».
  6. Процедура проведения законопроекта – неправильная. Его «протаскивают» поспешно, «под шумок», без общественных слушаний. Для проекта такой значимости это недопустимо.
  7. Обоснование законопроекта очень слабое. Фактически, сторонник и «двигатели» законопроекта в Пояснительной записке и в публичных выступлениях говорят только «ну это же будет очень круто – знать всё про всех!», «иметь наиболее достоверные и полные данные о всех!», «больше собирать налогов!». Нет аргументов, почему не годится текущее положение, когда ведомства обмениваются данными, держа частичные персональные данные граждан в своих ведомственных базах. Эта невнятица и привязка к фискальным задачам ФНС влечёт большие политические риски для власти. Об этом ниже – в разделе 2 о политических рисках.

2.   Политические риски

  1. Публичные обоснования законопроекта – негодные. Обоснования в Пояснительной записке и в прессе сводятся к облегчению сбора денег с населения, а также к тому, что «иметь полные и достоверных данные обо всех гражданах – очень хорошо». Это легко увидеть, посмотрев тексты.

    В пояснительной записке в качестве основания для создания нового закона даётся ссылка на Указ Президента РФ от 2016 об усилении платёжной дисциплины. То есть по сути, прямо сказано, что закон нужен для собирания большего количества денег с населения. В глазах населения это будет выглядеть издевательством, особенно в текущей ситуации.

    Упоминаемые в Пояснительной записке «борьба с мошенниками» или «помощь неимущим» очень плохо сочетаются с целями повышения собираемости налогов и с управлением ФНС. Сбор данных Налоговой службой делается в целях помощи немущим? В восприятии населения ФНС занимается не раздачей денег, а сбором, получается двойная насмешка.

  2. Официальная публичная риторика в поддержку законопроекта – негодная. Высказывание замначальника ФНС, что «такое сосредоточение всех данных поможет оценить совокупные доходы домохозяйств, число нуждающихся семей в стране.

    Это стало особенно актуально в условиях распространения коронавирусной инфекции, когда необходимо оказывать адресную помощь именно тем, чьи доходы упали из-за кризиса», опять же, звучит просто насмешкой, издевательством (ведь в самом законопроекте написано, что закон в принципе планируется ввести в действие до 23-го года, когда про коронавирусную инфекцию все забудут. Это просто неуклюжая попытка обмана).

По сути, никаких разумных объяснений того, зачем нужен новый закон, гражданам не предлагается.

  1. Процедура проведения законопроекта – негодная. Текущая процедура продвижения законопроекта вызывает очень много нареканий. Это делается быстро, кулуарно, без обсуждения в прессе, под шум о коронавирусе, без широкого общественного обсуждения. Это несёт в том числе большие политические риски для власти в РФ.Почему не проведены общественные слушания?
  2. Присвоение номерного идентификатора человеку вступает в противоречие с позицией РПЦ. Законопроект игнорирует позицию РПЦ, принятую Архиерейским Собором РПЦ 04.02.2013:

«Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учёта персональных данных и личной конфиденциальной информации».

Можно ожидать дальнейшего возрастания недовольства как верующих, так и религиозных организаций.

Вывод: принятие законопроекта будет медийным аналогом пенсионной реформы. С точки зрения медийного и политического воздействия на умы граждан РФ создаётся ещё один сильный повод для разжигания ненависти к власти и чиновникам, к дальнейшему «расторжению общественного договора» между властью и народом.

Возможно, властные политтехнологи сейчас обещают инициаторам законопроекта, что «мы всё заровняем, всё будет тихо», как они обещали при продвижении Пенсионной реформы. Это неправда: Пенсионная реформа ещё свежа в памяти, нанесла мощный удар по лояльности граждан. Сейчас гражданам будет дан ещё один серьёзный повод для недоверия и ненависти к власти.

3. Юридические риски и противоречия

  1. В законопроекте имеются явные нарушения Конституции РФ:
    1. По ч. 1 ст. 24 Конституции «Сбор, хранение, использование … информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Если сейчас управление персональными данными принадлежит субъекту данных, за некоторыми обоснованными исключениями, то Законопроект легализует сбор и обработку эти данных в постоянном режиме без согласия граждан (ст.8 Законопроекта). Персональные данные представляют собой информацию, которая относится к «частной жизни»

Что такое единый регистр сведений о населении и зачем он необходим

Государственная Дума 21 мая приняла закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра. Он будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О.

, дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.

Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений.

Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

На вопросы читателей официального сайта и социальных сетей ГД отвечает Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

— Государство будет собирать еще больше сведений о гражданах?

Нет. Все сведения, которые поступают в эту базу, — это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино.

Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны.

Важно, что в этой базе не будет сведений ни о налогах, ни о доходах, ни о размерах пенсии. Нет в этой базе никаких данных о состоянии здоровья, QR-кодов, никакой биометрии. 

— Какая польза от этого регистра?

Государство сможет более четко прогнозировать развитие страны, оперативно администрировать процессы.

Для граждан в первую очередь это удобно, потому что им не потребуется по кругу носить документы в случае каких‑либо изменений, скажем, смены паспорта.

Сегодня после того, как ты меняешь паспорт, везде, где есть данные о нем, ты должен снова представить сведения о паспорте. После вступления закона в силу это будет происходить в автоматическом режиме.

  • — Как будут защищены данные?
  • Они будут находиться в центре обработки данных, проверенном и протестированном на безопасность уполномоченными на это органами, в первую очередь ФСБ.
  • Из Федеральной налоговой службы ни разу за всю ее историю сведения не утекли, что говорит о достаточно высоком уровне защищенности.
  • Внутри этой базы будет еще одна внутренняя база, связанная с деятельностью силовых структур.
  • — Кто будет иметь доступ к регистру?

Государственные органы, каждый — в части своей компетенции. Иными словами, если кто‑то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС.

— А нотариусы?

Нотариусы не будут иметь доступа к этой базе данных, но при совершении нотариальных действий обязаны будут сверяться с этими данными, отправив запрос. Это нужно для того, чтобы все нотариальные действия совершали, удостоверившись в подлинности представленных документов, сведений.

— Зачем нужна еще одна база, если есть Госуслуги?

Госуслуги это не база, это портал обратной связи государства и граждан. Здесь другой формат. 

Сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых оно идет к гражданину с поддержкой, а не люди должны бегать за ним.

 В частности, когда мы говорим о выплатах на детей. Президент обозначил, что не нужно людям самим ходить со справками. Например, известно, что у человека есть второй ребенок, и он должен получить меры поддержки. Когда в этой базе будут собраны данные, там будут видны и люди наиболее нуждающиеся.

— Что делать, если я не хочу, чтобы данные обо мне собирали в этом регистре?

Человек в любом случае получил паспорт, свидетельство о рождении или регистрации брака, этими данными уже государство располагает. Сейчас они просто будут собраны в единый ресурс. Удаляться записи из регистра не могут.

  1. — А что делать, если там ошибка?
  2. Важно, что человек получит право проверить сведения о себе, и в случае если он увидит ошибку (такое возможно, например, паспорт был выдан с неправильной датой рождения), закон определяет порядок, по которому изменения в регистр могут вноситься по его заявлению.
  3. — Почему ФНС станет оператором единого регистра? 
  4. Федеральная налоговая служба — самое продвинутое цифровое ведомство в стране, которое работает с большим количеством баз, даже тех, которые не относятся к его деятельности, — например, с базой данных ЗАГС. 
  5. Мы понимаем, что ФНС — это орган, который сегодня в состоянии не только разработать эту систему, но и эффективно ее вести и сопровождать.

Что такое единый регистр сведений о населении и зачем он необходим

Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

На вопросы читателей официального сайта и социальных сетей ГД отвечает Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

— Государство будет собирать еще больше сведений о гражданах?

Нет. Все сведения, которые поступают в эту базу, — это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино.

Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны.

Важно, что в этой базе не будет сведений ни о налогах, ни о доходах, ни о размерах пенсии. Нет в этой базе никаких данных о состоянии здоровья, QR-кодов, никакой биометрии.

— Какая польза от этого регистра?

Государство сможет более четко прогнозировать развитие страны, оперативно администрировать процессы.

Для граждан в первую очередь это удобно, потому что им не потребуется по кругу носить документы в случае каких либо изменений, скажем, смены паспорта.

Сегодня после того, как ты меняешь паспорт, везде, где есть данные о нем, ты должен снова представить сведения о паспорте. После вступления закона в силу это будет происходить в автоматическом режиме.

— Как будут защищены данные?

Они будут находиться в центре обработки данных, проверенном и протестированном на безопасность уполномоченными на это органами, в первую очередь ФСБ.

Из Федеральной налоговой службы ни разу за всю ее историю сведения не утекли, что говорит о достаточно высоком уровне защищенности.

Внутри этой базы будет еще одна внутренняя база, связанная с деятельностью силовых структур.

— Кто будет иметь доступ к регистру?

Государственные органы, каждый — в части своей компетенции. Иными словами, если кто то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС.

Нотариусы не будут иметь доступа к этой базе данных, но при совершении нотариальных действий обязаны будут сверяться с этими данными, отправив запрос. Это нужно для того, чтобы все нотариальные действия совершали, удостоверившись в подлинности представленных документов, сведений.

— Зачем нужна еще одна база, если есть Госуслуги?

Госуслуги это не база, это портал обратной связи государства и граждан. Здесь другой формат.

Сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых оно идет к гражданину с поддержкой, а не люди должны бегать за ним.

В частности, когда мы говорим о выплатах на детей. Президент обозначил, что не нужно людям самим ходить со справками. Например, известно, что у человека есть второй ребенок, и он должен получить меры поддержки. Когда в этой базе будут собраны данные, там будут видны и люди наиболее нуждающиеся.

— Что делать, если я не хочу, чтобы данные обо мне собирали в этом регистре?

Человек в любом случае получил паспорт, свидетельство о рождении или регистрации брака, этими данными уже государство располагает. Сейчас они просто будут собраны в единый ресурс. Удаляться записи из регистра не могут.

— А что делать, если там ошибка?

Важно, что человек получит право проверить сведения о себе, и в случае если он увидит ошибку (такое возможно, например, паспорт был выдан с неправильной датой рождения), закон определяет порядок, по которому изменения в регистр могут вноситься по его заявлению.

— Почему ФНС станет оператором единого регистра?

Федеральная налоговая служба — самое продвинутое цифровое ведомство в стране, которое работает с большим количеством баз, даже тех, которые не относятся к его деятельности, — например, с базой данных ЗАГС.

Мы понимаем, что ФНС — это орган, который сегодня в состоянии не только разработать эту систему, но и эффективно ее вести и сопровождать.

Новый регистр в управлении ФНС

27 апреля 2020 г. 13:10

«Профиль»: В России запустят интернет-ресурс с персональными данными населения

Единый федеральный информационный ресурс с персональными данными россиян начнет работать с 1 января 2026 г. В нем будут храниться сведения о каждом, кто постоянно или временно проживает на территории России. Информация будет доступна не только органам власти, но и самим гражданам – но только о самих себе.

Предполагается, что это упростит получение выписок, справок и социальных выплат, а также покончит с неуплатой налогов.

Член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян в комментарии журналу «Профиль» указала, что пока не ясно, как будет обеспечиваться информационная безопасность системы, ведь хранящиеся в ней данные имеют большую ценность для коммерческого использования.

Порядок создания и ведения реестра установит федеральный закон «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Его проект был внесен в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ и прошел уже второе чтение, подарившее бесплатный доступ к всероссийской базе данных физлицам и нотариусам.

Ресурс будет содержать персональные данные обо всех гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, о трудовых мигрантах, беженцах и получивших временное убежище в стране.

Он объединит в себе базы данных различных ведомств: МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС и государственных внебюджетных фондов – всего 12 поставщиков информации.

Это такие данные, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, СНИЛС, ИНН, семейное положение и родственные связи, данные о регистрации по месту жительства, образовании, воинском учете и т.д.

Единый федеральный регистр будет создан на основе электронного реестра актов гражданского состояния, который ведется с октября 2018 г. Работа до сих пор идет и будет закончена к концу 2020 г. – оцифровке подлежат более 500 млн исторических записей, начиная с 1926 г.

Все данные о каждом человеке будут выстраиваться в одну цепочку в хронологическом порядке: когда он родился, где учился и работал, какие налоги платит, на ком женился, кто его дети, когда и в связи с какими условиями поменял семейное положение, фамилию, гражданство или пол.

Оператором этой системы является Федеральная налоговая служба, она же уполномочена вести новый ресурс и обеспечивать защиту сведений в нем.

«В ресурсе будет обеспечена защита всех сведений в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных.

Для создания инфраструктуры ресурса в первую очередь будет рассматриваться использование инфраструктуры ведения реестра ЗАГС.

Уже сейчас он ведется исключительно на отечественном оборудовании и с использованием отечественного программного обеспечения», – рассказала первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, представляя законопроект депутатам.

По ее словам, создание ресурса позволит обеспечить достоверность и актуальность информации, сократить сроки и повысить качество оказания государственных услуг.

Также цель создания системы, заявленная в законопроекте, – укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Ожидается, что единая система будет способствовать борьбе с правонарушениями и мошенничеством при получении социальной поддержки и уплаты налогов. Ее появление упростит обмен информацией между различными ведомствами.

Во втором чтении к этим положениям добавилось несколько новаций. Так, право получать информацию из регистра дали гражданам и их законным представителям. Речь идет только о сведениях, касающихся непосредственно их самих, и о запросах, которые поступали о нем.

Если человек обнаружит ошибку в собственных данных, то по его запросу уполномоченные органы обязаны исправить ее в течение пяти рабочих дней.

Раньше предполагалось, что ресурс создается только для доступа государственных и муниципальных органов, судов, прокуратуры, дознания или следствия, ФСИН, МФЦ, Росстата, избиркомов и т.п.

Сведения будут предоставляться в электронной форме бесплатно через портал госуслуг: после идентификации они станут доступны в личном кабинете.

Также единую базу данных разрешили использовать для совершения нотариальных действий. Благодаря этому гражданам не придется больше оформлять выписки и справки и заверять их у нотариуса. Сбор информации будет происходить в автоматическом режиме.

Кроме этого, в регистре будет специальный раздел о лицах, находящихся под государственной защитой или государственной охраной. Он будет закрыт, а информация в нем зашифрована.

Реестр должен начать работать в полной мере с 1 января 2026 г., до 31 декабря 2025 г. устанавливается переходный период, в течение которого ведомства должны создать все необходимые для этого инструменты.

Создание единой базы россиян – это неизбежный шаг на пути к цифровизации страны, говорит председатель комитета по ИТ Московского отделения «Деловой России», разработчик облачных хранилищ Никита Северинов. Аналогичная система работает, например, в США, где водительские права или идентификационная карта (электронный паспорт) – связующие звенья во всех государственных органах и системах.

При должной автоматизации правительственных структур такая база данных поможет ускорить принятие решений органами власти, улучшить качество госуслуг (особенно в электронной форме), противодействовать мошенничеству.

«За создание подобной информационной системы и базы данных должны отвечать высококвалифицированные специалисты в ИТ-отрасли, которые используют передовые системы безопасности и технологии в реализации ИТ-проектов.

Очень важно сконцентрировать внимание на команде разработчиков, аппаратной части, технологиях, отказоустойчивости, регламенте предоставления доступа к такой системе. Сейчас очень сложно сказать на сто процентов – безопасна или нет “Единая база россиян”.

Любую информационную систему можно подвергнуть атаке или взлому – как технически, так и используя социальный инжиниринг, и здесь важно оперативно выявлять, реагировать и устранять такие угрозы», – подчеркнул он.

Данный ресурс должен стать стержневым каталогом для всех прочих функционирующих государственных сетевых ресурсов, потому что именно он будет обеспечивать учет населения, отмечает член Совета ФПА РФ Елена Авакян.

При этом совершенно непонятно, как будет обеспечиваться настолько глобальная система с точки зрения информационной безопасности. Также не ясно иерархическое взаимодействие между этим ресурсом и иными госреестрами.

«Абсолютно не ясно, что все-таки будет главным информационным ресурсом, по которому планируют осуществлять сверку этих данных.

Закон сформулирован таким образом, что информация стекается из разных органов власти и управления, и если она где-то меняется, то она должна изменяться в этом ресурсе.

Но нужно понимать, где скапливается достоверная информация и каким образом эта достоверность подтверждается; каким образом физическое лицо получает доступ к этой информации и каким образом оно может так или иначе оказывать влияние на эту информацию.

Ставится вопрос о том, как будут устраняться случайные ошибки, каким образом будут восстанавливаться права личности, если произойдет перехват данных и намеренное изменение сведений; и все-таки что будет считаться первым достоверным источником», – пояснила она.

Кроме того, подчеркивает Елена Авакян, если этот ресурс основополагающий, то в законе должны быть четко прописаны нормы и правила, каким образом будет происходить обновление информации в иных государственных ресурсах.

То есть физическое лицо меняет о себе данные в режиме «одного окна». Из этого следует, что биометрическая информация должна фиксироваться единожды и не должна изменяться.

Только таким образом может быть обеспечена идентификация в случае перехвата его цифрового аватара. Также не может произвольно изменяться информация о внешности.

Причем внешность должна подтверждаться не только фотографией, а какими-то дополнительными специальными аналитическими средствами.

Также в законопроекте нет ни слова о сохранении архивов сведений обо всех изменениях.

Должно быть обеспечено постоянное архивирование этой информации, условно, в течение 150 лет с момента внесения, считает член Совета ФПА.

Очевидно, что от перехода одних технологий в другие данные могут изменяться до неузнаваемости, поэтому требуется предусмотреть возможность изменения форматов хранения данных.

Очень важно, чтобы любые юридически значимые действия были известны тому лицу, в отношении которого они совершаются, а значит, должна быть выстроена система информирования о любом малейшем изменении.

Кроме того, в законопроекте не указано, существует ли независимый государственный ресурс, на который будет осуществляться постоянное бэк-копирование данных, и не прописана процедура их восстановления в случае информационных атак.

Также вызывает недоумение, почему именно ФНС будет вести реестр, ведь эта служба имеет своей целью не учет населения, а учет налогов и контроль за правильностью их взыскания.

Если Минюст России отвечает за функционирование Системы записи актов гражданского состояния, то подобные ей системы должны либо контролироваться профильным министерством, либо должны быть созданы независимо, чтобы никакие ведомственные интересы не оказывали влияние, полагает она.

Но самый большой вопрос – это, кончено, утечка данных, подчеркивает адвокат.

«Фактически на базе государственного реестра создается система, которая обеспечивает лишь “псевдообезличивание” данных, потому что в любой момент внутри системы можно произвести персонализацию данных.

Планируется обособленное хранение таких обезличенных данных, и абсолютно очевидно, что планируется их использование.

Причем эти данные имеют большую материальную ценность для коммерческого использования», – отмечает эксперт.

По мнению члена Совета ФПА, у граждан должно быть право запретить использование собственных данных, включая обезличенные. Государство должно обеспечить право на тайну частной жизни.

Источник – еженедельник «Профиль».

Ефир — новый реестр сведений о населении. закон принят, разбираемся

Если кратко — о вас государству будет известно абсолютно все, начиная от рождения, заканчивая смертью…

Начнем с того, что правительственный Законопроект за номером 759897-7 “О создании единого федерального регистра, содержащего информацию о населении страны” был принят Госдумой в третьем чтении. И нет никаких сомнений, что его примут, дело осталось за малым. Ориентировочный срок начала работы информационной базы — 1 января 2023 года. А теперь немного предыстории.

Данный законопроект был внесен в Государственную Думу еще в прошлом году — летом 2019 года и принят в сентябре того же года в первом чтении. Далее вся эта история “замялась” до апреля 2020 года.

Ко второму чтению депутаты подготовились основательно, скорректировали и дополнили документ некоторыми возможностями для граждан.

Например, возможностью получать из реестра сведения и совершать нотариальные действия.

Затем начинается самое интересное. Все уходят на самоизоляцию в связи с эпидемией коронавируса, и в срочном порядке этот законопроект выносится на второе чтение и благополучно принимается (здесь уже стоит задуматься, в чем причина такой спешки?).

На тот момент ни у экспертов, ни у общественности фактически не было даже возможности более детально ознакомиться с текстом законопроекта. Все это лишний раз говорит о том, что депутаты, скажем так, “проталкивающие” законопроект были заинтересованы в быстром его принятии безо всякого противодействия со стороны.

Кстати говоря, “срочность” принятия этого законопроекта была объяснена необходимостью борьбы с коронавирусной инфекцией. Но в чем здесь взаимосвязь? Каким образом единый регистр данных поможет победить вирус? Это второй вполне логичный вопрос. Скорее всего, вся эта ситуация с эпидемией использовалась лишь как предлог и некий удобный случай.

Переходим непосредственно к содержанию законопроекта. И поговорим об информации, которая будет отражена в реестре о всех нас.

Перечень данных, которые будут содержаться в регистре

Если кратко — о вас государству будет известно абсолютно все, начиная от рождения, заканчивая смертью.

Оператором регистра будет ФНС (а кто ж еще?), которая кроме всего прочего обязана будет защищать всю персональную информацию, содержащуюся в базе.

Сбор и обработка персональных данных населения будут осуществляться из других государственных информационных систем.

Причем речь идет не только о гражданах нашей страны, но также и об иностранцах, которые приехали в Россию жить и зарабатывать, и о лицах без гражданства.

Итак, о вас будет известно следующее:

  • Базовая информация: ФИО, дата рождения и смерти, место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, реквизиты записи акта гражданскoго состояния о рождении и смерти, документы об образовании, воинском учете и пр.;
  • Дополнительная информация: семейное положение и ваши родственные связи и пр.

Повторюсь, из совершенно разных информационных систем все данные в буквальном смысле “сольют” в единую базу. Правом запроса будут обладать как государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды, избирательные комиссии, так и граждане (все, что касается именно их данных), включая законных представителей.

Очевидные юридические неточности

Во-первых, бросается в глаза сама цель этого законопроекта, закрепляемая статьей 4:

“Целью формирования и ведения федерального регистра сведений о населении является создание системы учета сведений о населении РФ”.

Сам по себе регистр — это и есть система учета данных. Если буквально толковать, то система учета данных создается с целью создания учета сведений. Юридически цель не обоснована от слова совсем

Во-вторых, согласие граждан, то есть нас с вами, на передачу данных в единый регистр не нужно. Все органы, имеющие базы данных с информацией, перечисленной мной выше, ДОЛЖНЫ будут передать сведения в единый регистр. Здесь вообще все печально. Персональные данные без ведома населения будут “гулять” из базы в базу.

И сразу хочется сделать отсылку к части 1 статьи 24 Конституции РФ, которая гласит: “Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются”. Невольно складывается впечатление, судя по ряду принимаемых законов в последнее время, что Конституция постепенно утрачивает свое значение.

В-третьих, а на сколько вообще будут защищены персональные данные населения? Сведения и так будут доступны всем госорганам, МФЦ и пр., так еще и смело могут попасть в руки заинтересованных лиц, злоумышленников и т.д. Установить всю эту цепочку при утечке личных данных не так-то уж и просто.

Несмотря на бурное развитие информационных технологий, цифровизации всего и вся совершенно ясно, что создание единого регистра чревато утечками персональных данных наших граждан. Помимо того, на сегодняшний день невозможно на 100% технически обеспечить безопасность какой-либо информационной системы.

И единый регистр сведений — не исключение.

Ко всему прочему, возникает очередной вопрос: а почему бы перед запуском базы не провести тестирование? Собрать данные (не наши с вами) и хотя бы посмотреть, как все это работает и чем может обернуться.

И здесь совершенно справедливо, на мой взгляд, выразился заместитель руководителя фракции «Справедливой России» Олег Нилов. Он предложил для начала протестировать единый регистр, введя в него только информацию о чиновниках и депутатах.

А собственно, почему бы и нет? Согласны?

И это лишь малая доля проблем законопроекта, вызвавшего широкий общественный резонанс.

К слову, на сайте citizengo была выложена петиция против создания в стране тотального электронного контроля. На данный момент ее подписало уже порядка 159 тыс. человек.

Против создания регистра выступали уже также и многие ученые, политики, общественные деятели… Но услышит ли нас власть? Большой вопрос.

Грядет электронная диктатура? А вы ЗА или ПРОТИВ? Жду ваши мысли на этот счет в х

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *