Как наказывают за ненадлежащую проверку контрагентов

Обвинение налогоплательщика в отсутствии должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента – это одна из самых частых претензий, предъявляемых налоговиками.

Чтобы признать ваши расходы по сделке документально неподтвержденными, налоговым органам достаточно заподозрить вашего партнера в недобросовестности.

Для избежания таких проблем надо еще до подписания документов убедиться в юридической чистоте стороны по договору.

Контрагент – это ваш партнер по сделкам (от латинского «contrahens», т.е. договаривающийся). Им является любая организация или физическое лицо, с которым вы вступили в договорные отношения. Точно так же и вы сами будете являться контрагентом для своего партнера по договору.

Как наказывают за ненадлежащую проверку контрагентов

Зачем проверять контрагента?

Обязанность проверять контрагента нигде в законе прямо не установлена. Все дело в постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53. В этом документе приводятся критерии оценки обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Налоговая выгода – это снижение суммы налога к уплате в результате уменьшения налоговой базы, применения налогового вычета, более низкой ставки, другой налоговой льготы, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Например, налоговую выгоду в виде учета произведенных расходов получают те, кто работает на общей системе налогообложения, УСН Доходы минус расходы, ЕСХН.

Для всех этих налогоплательщиков имеет большое значение признание налоговой инспекцией заявленных в отчетности расходов.

Представим, что бизнесмен на УСН Доходы минус расходы получил доходов 10 млн рублей, из которых 8 млн рублей – это затраты на сырье и материалы, арендные платежи, транспортные расходы и т.д.

По его мнению, налоговая база, то есть та сумма, которая облагается по налоговой ставке (стандартная ставка на УСН Доходы минус расходы – 15%), будет равна 2 млн рублей, а сумма налога к уплате, соответственно, 300 тыс. рублей.

А налоговая инспекция, проверив документы, подтверждающие расходы на сырье и материалы, посчитала поставщика недобросовестным контрагентом, и отказалась принимать расходы по сделке с ним на сумму 6 млн рублей. В результате, налоговая база составила 8 млн рублей, а вместо 300 тыс.

рублей налога бизнесмену придется уплатить 1,2 млн рублей. Так что, неосмотрительность в выборе контрагента в этом случае обойдется в 900 тыс. рублей. В этом плане УСН с объектом налогообложения «Доходы» гораздо безопаснее, т.к. не требует подтверждения произведенных расходов.

 

Если вы зададитесь вопросом – а какое отношение имеют к вам прегрешения вашего контрагента, то ответ получите в п.

10 постановления № 53: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».

И еще: «Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей».

Налоговой инспекции гораздо проще наказать действующего добросовестного предпринимателя, лишив его возможности на учет произведенных расходов, чем пытаться привлечь к ответственности фирму-однодневку. Вопрос о том, справедлива ли такая позиция, можно назвать риторическим.

Налоговые правоотношения основаны на подчинении одной из сторон (налогоплательщика) другой — государству и носят властный характер, гражданско-правовые принципы к ним не применяются.

Суды в спорах по обоснованности отказа в получении налоговой выгоды в большинстве случаев поддерживают позицию ФНС. 

В статье про налоговые проверки мы рассказали про Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Среди 12 критериев рисков в этом документе приводятся и риски, связанные с недобросовестными контрагентами. Признаки нежелательного партнера по сделке таковы:

  • отсутствие личных контактов руководителей или уполномоченных должностных лиц поставщика и покупателя;
  • отсутствие информации о местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или представителя контрагента, копий документов, удостоверяющих личность;
  • отсутствие информации о контрагенте, доступной на официальном сайте ФНС;
  • договорные условия, заметно отличающиеся от обычных условий (поставка крупных партий товара без предоплаты или гарантии оплаты; длительные отсрочки платежа; расчеты через третьих лиц; штрафные санкции, несопоставимые с последствиями нарушений и т.д.);
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика или его контрагента по взысканию дебиторской задолженности;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, без экономического обоснования целесообразности таких расходов и т.д.

Так что, если вы хотите снизить вероятность выездной налоговой проверки, то разумно вести свою деятельность так, чтобы не быть замеченным в подозрительных связях.

Что входит в мероприятия по проверке добросовестности контрагента?

И Минфин, и ФНС не оставляют без внимания вопрос подтверждения должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента. В своем последнем письме по этому вопросу от 17 декабря 2014 г.

N 03-02-07/1/65228 Минфин указывает, что Налоговый кодекс не определяет конкретный перечень действий и документов, запрашиваемых у контрагентов, который сможет подтвердить, что вы проявили ту самую осмотрительность и осторожность.

В результате, возможна ситуация, что как бы вы ни старались, избежать обвинений в том, что вы были неосторожны при выборе партнера, не получится. И все же, стремиться к этому надо.

Приводим дюжину возможных контрольных мероприятий по проверке контрагента. На практике далеко не все бизнесмены проверяют своего партнера так тщательно, но если сделка значимая для вас, то рекомендуем проверить все возможные риски, тем более что большая часть этих методов является бесплатной.

  1. Найти сведения о будущем партнере в государственном реестре (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). На своем сайте мы разместили бесплатную форму получения сведений из ЕГРЮЛ/ЕРГИП, которая полностью сопряжена с соответствующим официальным сервисом ФНС. Благодаря ему вы за минуту получите исчерпывающую информацию об официальных регистрационных данных вашего контрагента. Поиск возможен по ИНН или ОГРН, а также по наименованию организации. Чтобы найти сведения про индивидуального предпринимателя, надо знать его ФИО и регион места жительства.
  2. Получить информацию о контрагенте в открытых источниках (официальный сайт, реклама, отзывы клиентов).
  3. Запросить документы у контрагента. Обычный пакет выглядит так:
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • копия учредительных документов;
  • копия паспорта руководителя;
  • копия лицензии или доступа СРО, если договор заключен на такой вид деятельности;
  • документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора (копия протокола о назначении руководителя или доверенность на другое лицо);
  • копии приказа или доверенности на право работников контрагента заверять счета-фактуры и товарные накладные.

Копии документов должны быть заверены печатью и подписью руководителя. Кроме этих документов надо получить выписку по контрагенту из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), ее можно запросить у контрагента или заказать самому.

  1. Убедиться в том, что руководитель контрагента не является дисквалифицированным лицом.
  2. Получить сведения, подтверждающие, что контрагент сдает налоговую отчетность и не имеет задолженности по налогам.
  3. Узнать, не находится ли организация-контрагент в процессе ликвидации.
  4. Проверить паспортные данные руководителя по списку недействительных, утраченных или похищенных паспортов.
  5. Узнать, не ведется ли в отношении контрагента исполнительное производство. Это означает, что организация имеет непогашенную задолженность, которую с нее взыскивают через суд.
  6. Проверить, имеются ли сведения о причастности контрагента к экстремистской деятельности или терроризму.
  7. Посмотреть, не внесен ли будущий партнер в реестр недобросовестных поставщиков.
  8. Проверить, не заблокирован ли расчетный счет контрагента. Для этого надо знать ИНН контрагента и БИК его банка.
  9. Удостовериться, что контрагент отсутствует в списке компаний, с которыми нет связи по их юридическому адресу.

Мы собрали подборку имеющихся официальных сервисов по проверке контрагента в двух статьях, поэтому вам не придется блуждать в поисках этой информации по Интернету.

  • Полезные сервисы от ФНС
  • Полезные сервисы для бизнесмена

Верховный суд указал на незаконность ответственности за контрагентов :: РБК Pro

Верховный суд признал незаконным доначисления налогов бизнесу за недостатки его контрагентов. Новое определение дает надежду, что в будущем ВС не поддержит карательный подход и перекладывание вины за уход от налогов, рассчитывают опрошенные РБК юристы

Как наказывают за ненадлежащую проверку контрагентов

Филиал судоремонтной компании «Звездочка» ( star.ru)

Верховный суд признал незаконным наказывать бизнес за действия контрагентов в спорах о налоге на добавленную стоимость (НДС). Решение принято по делу судоремонтной компании «Звездочка» (Мурманск), закупившей продукцию у компании, которая, по мнению налоговиков, имела признаки однодневки, в результате «Звездочке» было отказано в вычетах НДС, а также доначислены пени и штрафы.

На дела о недобросовестных контрагентах сегодня приходится львиная доля налоговых споров, сообщил РБК партнер Taxology Алексей Артюх. Необходимость обращения Верховного суда к этой теме, по его словам, «вызвана очередным витком массового и недопустимого упрощения подходов к разрешению судебных дел». Сейчас 85% дел завершается не в пользу бизнеса, указывает юрист.

Читайте также:  Три вопроса о договорной работе в пандемию, которые все еще волнуют юристов

Для судов, налоговых органов и бизнеса новое определение ВС — хорошая инструкция в аналогичных делах, считает партнер ФБК Legal Галина Акчурина. Это, безусловно, положительный сигнал, и налогоплательщики могут ссылаться на него в похожих спорах, отмечает главный юрисконсульт практики налоговых споров МЭФ PKF Наталья Абрамова.

В чем суть спора

Как следует из решения суда, «Звездочка» покупала инструменты, стройматериалы и запчасти у компании «СК-Лоджистик» и принимала к вычету НДС.

Налоговые органы во время выездной проверки нашли у поставщика признаки фирмы-однодневки: «СК-Лоджистик» платил минимум налогов, в штате числился один сотрудник, у компании не было транспорта и производственных активов, а доля налоговых вычетов по НДС за проверяемый период достигала 98%.

Инспекция сочла, что «Звездочка» не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента, компании отказали в налоговых вычетах и начислили 24 млн руб. НДС, пени и штрафа.

При оспаривании решения в судах «Звездочка» приводила доводы о том, что поставщик арендовал склад в Мурманске, а товары поставлял, привлекая экспедиторов.

То, что товары были в реальности поставлены, в суде опровергнуто не было.

«Такого скудного набора доказательств явно не хватает для наказания налогоплательщика, но именно такую парадоксальную картину в налоговых спорах можно наблюдать сегодня в разных концах страны», — констатирует Алексей Артюх. Компания пострадала за действия своего контрагента, потому что «с покупателя проще взыскать, так как у него есть имущество», поясняет Галина Акчурина.

Верховный суд отменил доначисления и отправил дело на новое рассмотрение.

РБК направил запрос в пресс-службу ФНС.

Истребование документов о контрагенте налогоплательщика («встречная» проверка)

Как наказывают за ненадлежащую проверку контрагентов Нагрузка налогоплательщика, связанная с исполнением требований в рамках статьи 93.1 НК РФ, на практике может быть гораздо существенней, чем по статье 93 НК РФ. Четких ограничений на периодичность направления налоговым органом требований о представлении документов о контрагентах налогоплательщика и перечень истребуемых документов НК РФ не установлено. Организация может фактически постоянно находиться в процедуре представления документов, число которых нередко измеряется тысячами. Истребованию документов у налогоплательщика о деятельности его контрагентов посвящено интервью Сергея Разгулина, действительного государственного советника РФ 3 класса.

  • Какие основания для истребования у налогоплательщика документов о деятельности его контрагентов?
  • Может ли районная налоговая инспекция истребовать документы о соответствии цен в сделках рыночным ценам?
  • Как налогоплательщику убедиться в наличии оснований у налогового органа для истребования документов о контрагенте?

Во-первых, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, может истребовать у лица любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика. В данном случае под проверкой следует понимать камеральную и выездную проверку – как они указаны в статье 87 НК РФ. Во-вторых, любые документы (информацию) о деятельности проверяемого налогоплательщика вправе потребовать налоговый орган, который проводил проверку, и его руководитель (заместитель руководителя), принявший решение о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В-третьих, любой налоговый орган, проводящий мероприятия налогового контроля, не являющиеся налоговыми проверками, может истребовать у лица любые документы (информацию), но только относительно конкретной сделки. Поэтому, если конкретная сделка в требовании не указана, а основанием его направления названо «осуществление иных целей и задач налогового контроля», то это свидетельствует об отсутствии обязанности по исполнению данного требования. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами не является камеральной или выездной проверкой. В рамках такой проверки истребовать документы (информацию) у участников проверяемых сделок вправе только должностное лицо ФНС, проводящее проверку (пункт 7 статьи 105.17 НК РФ). Истребование документов проводится ФНС в порядке, аналогичном порядку истребования документов, установленному статьей 93.1 НК РФ, с направлением поручения в налоговый орган по месту учета лица, располагающего документами. Контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Таким образом, налоговый орган по месту нахождения организации не вправе требовать представления документации, касающейся, например, цен по договорам поставки за определенный период с описанием товаров, их классификацией, характерными свойствами предмета сделки и т.п. Из требования, как правило, неясно, за какой период проводится налоговая проверка налогоплательщика и в отношении каких налогов. Это снижает возможность установить как причину истребования, так и наличие связи запрашиваемых налоговым органом документов (информации) с предметом и периодом проверки. Более того, практика показывает, что налоговые органы стали указывать все возможные основания для истребования документов, скажем: «в связи с проводимой проверкой и необходимостью получения документов о конкретной сделке». Налогоплательщик вправе не выполнять требования налоговых органов, не соответствующие НК РФ. На требование налогового органа, направленное с очевидными нарушениями НК РФ, налогоплательщик может отреагировать письмом, в котором со ссылкой на подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ сообщит об оставлении полученного требования без исполнения. В спорных ситуациях рекомендуется направлять в адрес налогового органа письмо с просьбой уточнить основание и объем истребуемых документов. Например, НК РФ не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в том числе, предусмотренных специальными налоговыми режимами. Налогоплательщик, получивший в связи с проведением выездной налоговой проверки филиала организации – контрагента требование о представлении документов по НДС, вправе запросить у налогового органа подтверждение о том, как истребуемые документы относятся к деятельности проверяемого филиала и влияют на правильность исчисления и уплаты региональных и местных налогов.

Способом защиты от неправомерных требований о представлении документов является последующее заявление проверяемым налогоплательщиком возражений относительно использования налоговым органом в качестве доказательств по делу о налоговом правонарушении сведений, документов, истребованных и полученных с нарушением статьи 93.1 НК РФ. На использование подобного механизма указано в письме ФНС России № ЕД-4-2/9545 от 19 мая 2014 года.

В чем состоит процедура истребования документов о контрагентах налогоплательщика? Предусмотрен специальный документ – поручение об истребовании, которое налоговый орган, проводящий контрольные мероприятия, направляет в налоговый орган по месту учета лица, обладающего документами (информацией) о проверяемом налогоплательщике, проверяемой сделке. Копия этого поручения и требование о представлении документов направляются налоговым органом, в котором состоит на учете лицо, располагающее истребуемыми документами (информацией). Под местом учета организации понимается место нахождения организации или место нахождения ее обособленного подразделения. Поручение не направляется, если проверяемый налогоплательщик и лицо, связанное с деятельностью проверяемого налогоплательщика, состоят на учете в одном и том же налоговом органе. Такой порядок предусмотрен в приложении 18 к приказу ФНС России № ММВ-7-2/189@ от 8 мая 2015 года.

Как направляется требование (поручение)?

В соответствии с пунктом 4 статьи 93.1 НК РФ требование направляется с учетом положений пункта 1 статьи 93 НК РФ. Положения статьи 93 НК РФ в свою очередь в части направления требования содержат отсылку на порядок, установленный пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Иными словами, требование вместе с поручением направляются по почте заказным письмом или передаются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Как поступать налогоплательщику, если содержание требования и поручения не совпадают?

Ситуация, при которой содержание требования расходится с содержанием поручения, на практике встречается не так уж и редко. Универсальный совет налогоплательщику дать сложно. С одной стороны, так как первоначальным документом является поручение, то требование, которое выходит за пределы поручения, предположим, предусматривает запрос большего числа документов, расширяет основания, период истребования документов и т.п., можно оставлять без исполнения как нарушающее права налогоплательщика. С другой стороны, может быть обратная ситуация: из требования следует меньший объем документов, подлежащих представлению. При таких обстоятельствах налогоплательщик вправе представлять документы в объеме требования. Бывает более сложная ситуация, когда содержание требования и поручения перепутаны. В поручении указан один контрагент, в требовании – другой, при этом, например, может содержаться информация относительно конкретной сделки. В подобной ситуации налогоплательщик может ограничиться представлением документов только о конкретной сделке.

Правомерно ли истребование у лица в порядке статьи 93.1 НК РФ книги продаж, бухгалтерских и налоговых регистров?

Рекомендуется исполнять требование о представлении выписок из затребованных налоговым органом сводных документов налогоплательщика. Такой документ как, например, книга продаж, являясь регистром учета операций самого налогоплательщика, одновременно касается и деятельности контрагента налогоплательщика, может содержать сведения о его хозяйственных операциях (Определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Читайте также:  Компанию атаковали в СМИ и соцсетях: что происходит и как реагировать юристу

Должен ли налогоплательщик исполнять требование, если основанием его направления явилось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы затрагивают другое (третье) лицо? При этом конкретная сделка в требовании не указана.

Может быть признано неправомерным требование, основанием для направления которого являлось проведение налоговой проверки одного налогоплательщика, а истребуемые документы посвящены другому лицу, в том числе лицу, которому адресовано требование. Согласно Определению ВАС РФ от 15.10.2013 № ВАС-14062/13 по делу № А43-18174/2012, если истребуемые документы не касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то неисполнение такого требования не влечет ответственности. Но есть судебные решения, в которых суд в конкретной ситуации признал правомерным истребование документов (информации) в связи с проводимой проверкой по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена). То есть, у лица, не являвшегося непосредственным контрагентом проверяемого налогоплательщика (Определение Верховного Суда РФ от 20.02.2015 № 305-КГ14-7282 по делу № А40-172004/2013). При возникновении спора по причине непредставления документов налоговый орган должен будет обосновать необходимость использования запрашиваемых документов при проведении проверки, их влияние на финансово-хозяйственную деятельность проверяемого налогоплательщика. В свою очередь, налогоплательщик должен будет привести доводы о том, что истребованные документы никаким образом не влияют на исчисление и уплату налогов проверяемым налогоплательщиком, из требования не прослеживается «цепочка взаимодействия» с проверяемым налогоплательщиком. В случае получения требования, в котором налоговым органом обосновывается связь истребуемых документов с деятельностью проверяемого лица, рекомендуется исполнять полученное требование. Отказ от исполнения требования по существу возможен в виду явной и безусловной неотносимости документов к проверяемому налогоплательщику.

Какие рекомендации можно дать, если запрашиваются документы по конкретной сделке?

Как и зачем нужно проверять контрагентов в 2021 году

В первую очередь для того, чтобы потом налоговики не придирались к вашим расходам, не снимали вычеты по НДС, не доначисляли налоги и не штрафовали, если вдруг ваш контрагент им не понравится.

Еще с начала «нулевых» годов налоговики пытались переложить ответственность за неуплату налогов фирмами-однодневками на их контрагентов.

В 2006 году появилось понятие «должная осмотрительность» (Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). Бизнесмен мог избежать налоговой ответственности при работе с подозрительными контрагентами, только если докажет, что принял все меры для их проверки.

С появлением в Налоговом кодексе статьи 54.1 НК РФ на первый план вышли деловая цель, реальность сделки, и то, кто на самом деле выполнял обязательства по этой сделке.

То есть у налоговиков не будет претензий к вашим расходам и вычетам, если:

  • товары или услуги, которые вы купили, действительно были нужны для вашего бизнеса;
  • сделка была не только на бумаге, но и в действительности;
  • поставил товары или оказал услуги именно тот контрагент, с которым вы заключили договор, а не кто-то другой.

Контрагент должен обладать правоспособностью, а его руководители — необходимыми полномочиями.

У исполнителя по договору должна быть техническая возможность выполнить свои обязательства: персонал, помещения, оборудование и т.п. К примеру, вы заключаете договор на грузоперевозки — тогда у исполнителя должен быть соответствующий транспорт. У поставщика товаров должны быть склады, приспособленные для хранения таких товаров, персонал и т.д.

А для некоторых видов деятельности нужна лицензия или членство в СРО, например — при проведении строительных работ.

Все это нужно проверить, прежде чем подписывать договор.

Убедитесь в надежности контрагентов

Воспользуйтесь сервисом проверки контрагентов от «Моё дело»

Попробовать бесплатно

Если налоговики решат, что сделка фиктивная и направлена лишь на получение налоговой выгоды, они отменят затраты по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) или вычеты по НДС, которые связаны со спорным контрагентом. Соответственно, придётся доплачивать налоги. Такое может случиться, даже если у вас все чисто.

Если налоговики докажут, что у контрагентов не было возможности поставить товар, выполнить работы или оказать услуги, суд встанет на их сторону.

Доказать фиктивность сделки могут такие факты:

  1. Контрагенты не находятся по адресу государственной регистрации.
  2. Налоговую отчётность сдают с нулевыми или минимальными суммами.
  3. У контрагентов нет возможности выполнить обязательства: нет оборудования, сотрудников и т.д.
  4. Нет расходов, связанных с исполнением обязательств: на закупку товаров, аренду помещений и коммунальные платежи, выплату зарплаты и т.п.

В деле № А75-7919/2017 компания проиграла в суде именно поэтому. Заключили договор на поставку стройматериалов.

Налоговая выяснила, что фирма поставщика по юридическому адресу не находится, для поставки у неё нет ни транспорта ни основных средств, ни персонала. По банковским выпискам не увидели соответствующих расходов на аренду, коммуналку, зарплату персоналу.

В декларациях была минимальная сумма налога. Суд решил, что налоговики правильно отказали в вычетах, доначислили налог и выписали штраф.

К такому же выводу суд пришёл и в деле № А79-5339/2017.

Но бывает и наоборот. Если налоговики не докажут, что сделка была фиктивной, суд встанет на сторону налогоплательщика.

Работа с непроверенными контрагентами — это не только налоговые риски, но и риск нарваться на мошенников. Например, если компания с 2-3 сотрудниками, без основных средств и членства в СРО предлагает выполнить строительные работы и просит перечислить аванс, вы рискуете остаться и без денег, и без построенного объекта.

Упростите работу с контрагентами!

Воспользуйтесь онлайн-сервисом для выставления счетов и формирования документов

Получить доступ

Перед сделкой проверьте:

  1. Сведения о регистрации и постановке на налоговый учет.
  2. Есть ли у руководителей полномочия на заключение сделки.
  3. Где фактически находится фирма.
  4. Есть ли у неё производственные площади, оборудование, нужный персонал.
  5. Есть ли у компании сайт и какая информация на нём размещена: есть ли сведения о компании, руководстве, информация о товарах и услугах, насколько актуальны данные на сайте.
  6. Есть ли нужные лицензии и членство в СРО.

Полезно проверить судебные дела, в которых участвовал ваш потенциальный партнер. Если он часто фигурирует в судебных процессах в качестве ответчика, то скорее всего он не выполняет обязательства или находится в финансовом кризисе.

Самый простой вариант — запросить информацию у самого партнёра по сделке. Если он отказывается ее давать — это уже повод для того, чтобы насторожиться.

На сайте ФНС есть удобный сервис «Прозрачный бизнес». Там вы можете узнать:

  • не является ли юридический адрес фирмы адресом массовой регистрации, а учредитель — массовым учредителем;
  • сдает ли фирма отчетность, какие у неё доходы и расходы;
  • какая среднесписочная численность сотрудников;
  • есть ли у фирмы налоговые правонарушения и долги перед бюджетом;
  • не находится ли фирма в состоянии ликвидации или банкротства, и т.д.

Еще удобнее воспользоваться специальным сервисом «Моё Дело» для проверки контрагентов. Вы получите полное досье на потенциального партнера, включая информацию о госконтрактах и судебных делах.

Проверка контрагента позволяет не только защититься от возможного мошенничества, но и снизить налоговые риски. Чем крупнее предстоящая сделка, тем тщательнее нужно проверить контрагента. Одних регистрационных документов недостаточно — нужно убедиться, что у партнёра есть ресурсы для выполнения обязательств.

Информацию запрашивайте у самих партнёров и в специальных сервисах для проверки контрагентов.

Аутсорсинг «Моё дело — Бухобслуживание»

Команда из бухгалтера, юриста, кадровика и бизнес-ассистента возьмёт на себя всю рутину и общение с госорганами

Узнать подробнее

Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь:

Требования ФНС вне проверок: правила и штрафы

Налоговая инспекция вправе требовать, чтобы организация предоставила какие либо документы и информацию вне рамок проверки в двух случаях:

  • инспекция ведет налоговую проверку контрагента организации;
  • инспекции для осуществления налогового контроля нужна информация по конкретной сделке.

Рассмотрим оба случая и разберемся, какими должны быть требования ФНС по закону.

Требования при проверке контрагента

Как налоговая направляет требование

Порядок запроса информации у налогоплательщика при проверке его контрагента указан в статье 93.1 НК.

Когда контрагент и организация, у которой запрашивают документы, учтены в одной и той же инспекции, ИФНС напрямую требует нужные документы у организации.

Если в разных — инициатор проверки контрагента сперва направляет поручение в инспекцию по месту учета организации. Последняя направляет требование самой организации. К нему должна быть приложена копия поручения от инспекции, которая инициировала запрос.

В копии поручения указывают, при проведении какого именно мероприятия налоговикам потребовались документы и информация. Также она позволяет проверить, соответствуют ли сведения поручению инспекции-инициатора запроса.

Требование составляется на основании поручения от инспекции контрагента и не может выходить за его рамки. Если налоговая запрашивает другие документы, такое требования является незаконным.

Читайте также:  Доверенность на представительство в суде (интересов юридического лица, физического лица), образец 2021 судебной доверенности

Но если инспекция вовсе не приложит к требованию копию поручения, суд может не признать это грубым нарушением. Поэтому отсутствие копии — не повод игнорировать требование. А вот обжаловать его в таком случае можно. И если налогоплательщик выиграет суд, то сможет потребовать возмещения расходов на исполнение требования согласно статье 35 НК.

Что налоговая может потребовать

В НК нет ограничений по составу запрашиваемых документов или по тем , у кого можно их потребовать. Это значит, что ИФНС может направить требование контрагентам проверяемой организации первого, второго, третьего и последующего звена.

Налоговая вправе запросить не только документы по налогам и сборам, но и другие документы и информацию по проверяемому налогоплательщику. При этом налоговики не обязаны обосновывать свои требования и доказывать, что сведения необходимы при проверке контрагента.

Налоговики вправе потребовать штатное расписание, приказы о направлении работников в командировки и другие документы, которые содержат персональные данные работников организации или других людей.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право обрабатывать персональные данные без согласия их субъекта.

Но только при условии, что это необходимо для исполнения полномочий, на основании статьи 6 закона «О персональных данных».

Нет ограничений и по периоду проверки контрагента. Если инспекция запросила документы за период, который не охвачен проверкой, организация должна отреагировать на требование.

Требования по конкретной сделке

Согласно пункту 2 статьи 93.1 НК по требованию ИФНС налогоплательщик должен представлять документы и информацию по конкретным договорам с конкретными контрагентами, даже если он не являться стороной договора. Но только если сделка совершена в рамках договора.

Налоговая не может запросить данные в отношении операций:

  • по получению бюджетных субсидий;
  • по выплате дивидендов;
  • по внесению вкладов в имущество организации;
  • по внесению вкладов в уставный капитал организации.

Других ограничений по составу запрашиваемых документов или информации нет. Адресатом требования может быть участник сделки или другие лица, у которых есть нужные для проверки данные по сделке. Налоговая вправе требовать документы или информацию по нескольким сделкам.

В то же время нельзя запросить документы или информацию, которые не относятся к конкретной сделке. Налоговая должна указать в требовании сведения, которые позволяют идентифицировать сделку, согласно приказу ФНС № ММВ-7-2/628@ от 07.11.2018 года.

Судебная практика показывает, что инспекция не обязана указывать в требовании реквизиты договора или сделки, достаточно обозначить стороны и тип договора. Требование признают обоснованным, если по перечню запрашиваемых документов налогоплательщик может сам определить, какая сделка заинтересовала налоговую.

Штрафы за неисполнение требования

Налогоплательщик обязан отреагировать на требование ИФНС о представлении документов, даже если считает его незаконным.

Как реагировать:

  • известить инспекцию об отсутствии запрошенных документов;
  • исполнить требование в установленный срок;
  • обратиться в инспекцию с заявлением о продлении срока представления документов.

Если налоговый агент не отреагирует на требование представить документы за 10 рабочих дней со дня его получения, ИФНС может оштрафовать на 10 000 рублей на основании пункта 2 статьи 126 НК .

Если вовремя не выполнить требование по запросу документов и информации, налогоплательщика могут оштрафовать за неисполнение каждой части запроса. За непредставление документов оштрафуют на 10 000 рублей, информации — на 5 000 рублей по статье 129.1 НК.

Более того, согласно статье 138 НК срок на исполнение требования не приостанавливается, когда его обжалуют в вышестоящем управлении ФНС. Приостановить требование, которое обжалуют, может только суд.

Вопрос о законности требований, выставляемых налоговиками в рамках выездных и камеральных проверок мы подробно обсудили в статье «ИФНС требует документы: что делать?».

Налоговая оптимизация: как проявить должную осмотрительность при выборе контрагента

18.08.2021

Перед заключением договора организация обязана проверить контрагента. Это называется должной осмотрительностью и предписано Налоговым кодексом РФ.

Организация, не проверившая партнёра, рискует быть обвинённой в получении необоснованной налоговой выгоды (ст. 54.1 НК РФ). Уровень проявленной или непроявленной должной осмотрительности в отношении того или иного контрагента оценивают налоговые инспекторы согласно письму ФНС № БВ-4-7/3060@ от 10.03.2021.

У ФНС есть несколько поводов обвинить организацию в проявлении неосмотрительности в выборе контрагента:

  • очевидные данные, «говорящие» о том, что контрагент не мог выполнить условия договора;
  • деятельность контрагента не соответствует критериям прозрачности, а сведения о нём нельзя найти в свободном доступе.

Во внимание берётся совокупность сомнительных данных (даже самых мелки). При этом контраргумент о коммерческой выгоде сделки не работает.

Как выявить «технические компании»: признаки

Организации, которые не ведут реальной экономической деятельности, не используют и не выполняют налоговые обязательства, называют «техническими компаниями». Такой термин ФНС ввела в письме № БВ-4-7/3060@. В обиходе их часто называют «фирмами-однодневками».

«Технические компании» можно выявить по признакам ненадёжности:

  • Компания использует недостоверный адрес или использует адрес массовой регистрации.
  • О контрагенте нет никакой информации, подтверждающей реальное существование: официального сайта, официальных сообществ. Компания не размещает рекламу.
  • У контрагента нет ресурсов, чтобы выполнить условия договора: основных средств, достаточного штата персонала, необходимых разрешений и лицензий.

Также ФНС обращает внимание на перечень действий, которые компания выполнила или не выполнила:

  1. Сделка не соответствует бизнес-стратегии компании. В ней есть признаки сверхрисков, сомнительные с точки зрения коммерческой выгоду условия, для организации сделка непрофильная, договор составлен по нетиповой форме и содержит условия, которых нет в других договорах.
  2. При выборе контрагента не проводились торги, не собирались предложения и заявки от других исполнителей.
  3. Нет подтверждений, что сотрудники организации обсуждали условия сделки, подписывали документы и вообще каким-либо образом взаимодействовали.
  4. Нет подтверждения того, что компания проверяла сведения о контрагенте на сайте ФНС: распечатывала выписку и т.п.
  5. Договор с контрагентом не прошёл процедуру согласования с юридической службой, договорным отделом и другими подразделениями компании.
  6. Нарушены правила подписания договоров. Цена договора существенно завышена или завышена по сравнению с аналогичными на рынке сделками. В документах есть существенные противоречия, нет обязательных реквизитов, есть
  7. Применена вексельная схема — по договору нет оплаты, а в расчёте использовался вексель.

Как работать по «стандарту осмотрительного поведения»

«Стандарт осмотрительного поведения» предполагает проверку возможности исполнения контрагентом обязанностей по договору, его платёжеспособности и деловой репутации. Он направлен на предотвращение возможных убытков вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения контрагентом своих обязательств.

Организация может разработать и утвердить внутренний регламент проверки всех новых партнёров. В регламент следует включить перечень основных проверочных мероприятий и инструкции для сотрудников, которые отвечают за сделки с контрагентами.

Проверяйте деловую репутацию контрагентов.

Отсутствие в интернете информации о контрагенте — серьёзный повод задуматься. ФНС поинтересуется, откуда вы получили данные о партнёре, если их нет в свободном доступе. В особенности налоговиков заинтересуют крупные сделки.

Важно проверить:

  • деловую репутацию контрагента;
  • платёжеспособность, суммы доходов и расходов по данным бухотчётности;
  • сколько лет присутствует на рынке;
  • наличие задолженностей;
  • сколько сотрудников в штате (среднесписочная численность за год);
  • информацию об уплаченных налогах и сборах, нарушениях налогового законодательства.

Если сделка заключается на крупную сумму, в ФНС рекомендуют использовать для подстраховки перед подписанием договора видео или аудиофиксацию.

Отсутствие данных в ЕГРЮЛ — признак недействующей фирмы. С таким контрагентом никаких сделок заключать нельзя.

Какие документы, нужно запросить у контрагента

Пакет документов зависит от вида деятельности и типа компании. Пример перечней приведён в (таблице 1).

Таблица 1. Пакеты документов для проверки контрагентов разных типов

Индивидуальные предприниматели Российские компании Иностранные компании
Документ, подтверждающий личность ИП. Учредительные документы (ИНН, ОГРН, Устав). Документы, подтверждающие правовой статус (Устав).
Документы о регистрации. Документы, подтверждающие полномочия директора или его доверенного лица. Документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор.
Выписка из ЕГРИП. Выписка из ЕГРЮЛ, разрешения, лицензии, патенты. Выписка из торгового реестра страны иностранной компании.

Сведения можно запросить в самой компании, обратиться к сайту ФНС, наличие судебных дел и проблемных задолженностей можно найти на сайтах арбитражного суда и судебных приставов.

Как снизить риски и самостоятельно оценить эффективность различных законных налоговых схем, вы можете узнать на семинаре «Налоговая оптимизация».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *