Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

Новый формат налогового контроля — налоговый мониторинг — действует на просторах нашей страны с 2016 года. Однако до настоящего времени пользоваться им могли лишь крупные налогоплательщики. В 2021 году ситуация начала меняться, с введением новых правил налоговый мониторинг стал для предприятий еще более привлекательным, а уже с 2022 года к этой форме налогового контроля смогут подключиться и определенные представители среднего бизнеса. О сути и выгодах налогового мониторинга и основных требованиях для перехода к нему рассказывает эксперт по налогообложению Мария Гайнутдинова.

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

Что представляет собой налоговый мониторинг и для чего его проводят?

Как уже было сказано, под налоговым мониторингом принято понимать относительно свежую форму налоговых проверок, которая введена в Российской Федерации с 2016 года.

«Суть этой формы контроля заключается в том, что она является заменой привычных камеральных и выездных налоговых проверок и представляет собой взаимодействие с налогоплательщиком в режиме онлайн на базе предоставления налоговым инспекторам добровольного удаленного доступа к инфосистемам и отчетности предприятия — налоговой и бухгалтерской, — разъясняет Мария Гайнутдинова. — Таким образом, представителям органов контроля становится доступна учетная база организации, благодаря чему они могут контролировать верность расчетов и уплаты налоговых отчислений».

В чем основные достоинства налогового мониторинга?

Переход на налоговый мониторинг приносит с собой немало выгод для организации, принявшей такое решение. К примеру, он многократно сокращает количество контрольных мероприятий, равно как и первичных проверяемых бумаг.

Кроме того, в результате данного процесса снижается вероятность дополнительных налоговых начислений в ходе планирования производства и хозяйственно-финансовой деятельности.

Налоговый мониторинг также помогает определить налоговые риски и оперативно урегулировать спорные позиции в начислении налогов, а также предупредить такие риски уже в ходе проектирования сделок и других операций.

Нельзя не отметить и тот факт, что с переходом на налоговый мониторинг, предусматривающий онлайн-взаимодействие и практически полную финансовую открытость организации для проверяющих служб, она (организация) непременно будет признана добросовестным и надежным налогоплательщиком. Согласитесь, это неплохой плюс в копилку создания хорошей репутации для бизнес-партнеров, поставщиков и клиентов.

Каков период для проведения налогового мониторинга?

Для осуществления налогового мониторинга установлен период продолжительностью один календарный год. Срок мониторинга начинается с 1 января года, относящегося к указанному периоду, и заканчивается 1 октября того года, который за этим периодом следует.

Каковы особенности производства налогового мониторинга?

Организация налогового мониторинга проходит в соответствии со ст. 105.29 Налогового кодекса России. Во время этой процедуры (процесса) руководство организации совместно с налоговым органом оценивает налоговые риски, выявленные при внутреннем контроле.

«Со стороны налогоплательщика этот этап предполагает раскрытие рисков, а со стороны налогового органа — составление карты рисков, а также создание плана проведения мониторинга и объема включенных в него мероприятий, — добавляет Мария Гайнутдинова. — Если выявлены те или иные противоречия и/или несоответствия, то представители органа проверки письменно сообщают об этом налогоплательщику в пятидневный срок».

Если в ходе мониторинга установлены нарушения в расчете или перечислении налогов, то проверяющий орган в десятидневный срок направляет налогоплательщику уведомление об основаниях для формирования так называемого мотивированного мнения, порядок составления которого регламентирует ст. 105.30 НК РФ.

После этого организация может исправить нарушения или предложить налоговикам пояснения по существу этих вопросов, или дождаться мотивированного мнения, а затем не позднее месяца после его получения согласиться с этим документом или же предоставить возражения.

Также стоит отметить, что одновременно с прохождением налогового мониторинга в отношении налогоплательщика за редким исключением невозможны камеральные и выездные проверки по налогам.

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

Какие измерения в налоговом мониторинге произошли в 2021 году?

С 1 июля 2021 года в стране будет действовать немало поправок, благодаря чему форма налогового мониторинга станет для налогоплательщиков еще более привлекательной. К примеру, налоговая сумма за год, который предшествует году запроса на проведение процедуры, сократилась до 100 млн.

рублей против существующих в настоящее время 300 млн. Также будут снижены требования к размеру годовых доходов и общей стоимости активов компании.

Кроме того, процедура учтет НДФЛ со страховыми взносами, срок подачи заявления будет сдвинут до 1 сентября, а продлить мониторинг на грядущий год можно, не подавая новое заявление.

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

«Особые привилегированные положения будут касаться и подачи уточненной декларации, — продолжает наш эксперт.

— А случаи, при которых в отношении организации будут возможны дополнительные проверки, существенно сократятся.

К примеру, одновременная камеральная проверка налогоплательщику грозит лишь в одном случае: если он отказался от налогового мониторинга раньше, чем спустя три месяца после отправки отчетности».

Как правильно подать заявление и организовать процесс налогового мониторинга в 2021 году?

Налоговый мониторинг предусматривает определенные требования и затраты для его проведения. Заявление на желание участвовать в процедуре следует подать в налоговый орган — по месту расположения налогоплательщика.

Затем налоговики проверяют организацию на готовность к переходу, равно как и все необходимые документы, а по результатам проверок принимают одно из следующих решений — провести налоговый мониторинг либо мотивированно отказаться от выполнения этой процедуры по основаниям, перечисленным в п.5 ст.105.27 НК РФ.

Компании встали в очередь на налоговый мониторинг с 2021 года

25 января 2021 Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

Крупные компании все активнее раскрывают свою деятельность перед налоговыми органами. По данным ФНС России с 2021 года к 95 участникам системы налогового мониторинга добавятся еще 116 субъектов хозяйствования. Ситуацию комментирует доцент кафедры экономики и финансов, к. э. н. Ирина Куликова.

Подобный рост объясняется не только выгодой в части избавления от налоговых проверок, но и предписанием госкомпаниям по возможности подключиться к системе налогового мониторинга.

С января 2021 года к системе налогового мониторинга присоединились 10 компаний группы «Роснефть», включая НК «Роснефть», 17 дочерних компаний «Газпрома», пять дочерних компаний НОВАТЭК, четыре – ЛУКОЙЛа, «Норильский никель» и Московская биржа.

Среди новых участников много иностранных компаний: Procter & Gamble c двумя «дочками», «Леруа Мерлен», МЕТРО Cash & Carry, «Нестле», «Ферреро», «Тиккурила».

Заявления на налоговый мониторинг предоставили семь компаний, администрируемых в территориальных налоговых органах, в том числе «Роснано», «Петербургский нефтяной терминал», «Международный аэропорт Симферополя», «Башня «Федерация». Все эти участники будут переведены на межрегиональный уровень налогового администрирования.

Большинство участников (93%) предоставляют удаленный доступ к своим учетным сведениям или к витринам данных, которые интегрированы с информационно-управляющей системой предприятий со встроенными контрольными процедурами.

Это позволяет налоговому органу использовать возможность дистанционного контроля и сократить объемы истребования документов.

Такая новая форма налогового контроля как налоговый мониторинг появилась в России в 2016 году, но до сих пор это было доступно только крупным налогоплательщикам, но с 2021 года к данной системе могут присоединиться и некоторые представители среднего бизнеса.

Суть налогового мониторинга заключается в том, что налоговые инспекторы получают доступ к учетной базе организации и контролируют правильность исчисления и уплаты налогов. Взамен организацию освобождают от камеральных и выездных проверок за этот период, но есть и исключения. Порядок проведения налогового мониторинга прописан в разделе V.2 НК РФ. Переход на налоговый мониторинг добровольный.

Как стать участником налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

 Подать заявление на налоговый мониторинг с 2021 года компании могли до 1 октября 2020 года. Направить такое заявление в 2020 году можно было в электронном виде. Форма заявления утверждена Приложением №1 к приказу ФНС России от 21.04.2017 №ММВ-7-15/323 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Одновременно с заявлением на налоговый мониторинг направляют следующие документы: регламент информационного взаимодействия, информацию о взаимозависимых лицах, учетную политику для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие системы внутреннего контроля организации.

До 1 ноября налоговая инспекция рассматривает полученные материалы и в течение 5 рабочих дней принимает решение провести налоговый мониторинг или отказать.

Отказать могут из-за несоответствия критериям, либо несоответствия системы внутреннего контроля или информационного взаимодействия установленным требованиям.

При положительном решении мониторинг начинается с 1 января следующего года. Если организация не пожелает продолжать мониторинг в течение второго года, следует подать в налоговый орган заявление об отказе не позднее 1 декабря контролируемого года. Если такого заявление от налогоплательщика не будет, то налоговый мониторинг продлевается автоматически еще на два календарных года.

В 2020 году к налоговому мониторингу могли присоединиться компании, у которых: объем годовых доходов – 3 млрд руб.; активов – 3 млрд руб.; совокупная сумма исчисленных за год налогов — 300 млн руб., соответствие всем трем критериям одновременно.

Отметим, что в 2020 году Правительство РФ утвердило Концепцию развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга от 21.02.2020 № 381-р. Концепцией предусмотрено дальнейшее снижение критериев вхождения в систему налогового мониторинга.

Чтобы стать участником налогового мониторинга с 2022 года компаниям следует подать заявление до 1 июля 2021 года. Для привлечения к налоговому мониторингу большего количества налогоплательщиков, требования планируют снизить, соответствующий законопроект принят в Госдуме.

Планируемые изменения будут реализованы с 2022 года, то есть на мониторинг могут перейти компании с: объемом годовых доходов – 1 млрд руб.; активов – 1 млрд руб.; совокупной суммой уплаченных за год налогов – 100 млн руб., соответствие хотя бы одному критерию.

Читайте также:  Штраф за неприменение ККТ, за отсутствие (торговлю без ККТ), неиспользование в 2021 году, неснятие с учета, несовевременную перерегистрацию, закон о применении контрольно кассовой техники, как избежать

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

Выгода для компаний раскрывать свою деятельность перед налоговыми органами заключается в следующем:

  • компании, которой нечего скрывать от налоговых органов, больше доверяют государственные органы и партнеры;
  • налоговые органы не будут проводить камеральные и выездные налоговые проверки в период действия налогового мониторинга, но есть исключения. Так, проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позднее 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга налогоплательщик может сразу узнать, что налоговый орган нашел ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если имеются сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговым органом и получить их мотивированное мнение;
  • сокращается глубина проверки налоговой отчетности – со стандартных трех лет до года в течение отчетного периода и последующих девяти месяцев.

К недостаткам можно отнести постоянный контроль со стороны налоговых органов, риск утечки конфиденциальной информации также присутствует и серьезные требования к системе внутреннего контроля налогоплательщика.

Как проходит налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

Налоговые органы проводят его на своей территории, на основе деклараций  и учетных данных из базы налогоплательщика, куда организация дает доступ.

Налоговый орган имеет право:

  • запрашивать документы, информацию по расчетам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
  • требовать устные или письменные пояснения по существу запроса;
  • привлекать специалистов и экспертов.

Документы или информацию по запросам следует отправлять в налоговый орган в виде заверенных копий: в бумажном виде – через уполномоченного представителя или по почте; в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

На подготовку документов у налогоплательщика есть 10 дней. Если налоговые инспекторы находят недочеты или ошибки, они отправляют организации мотивированное мнение. Это можно сделать максимум до 1 июля года, следующего за периодом мониторинга.

Если у налогоплательщика нет возражений, то он обязан исполнить требования налогового органа. Если возражения имеются, то следует отправить их в налоговый орган в течение месяца, откуда их перенаправят в ФНС России для проведения процедуры согласования.

В результате мнение налоговой или изменят, либо оставят в силе и его необходимо будет исполнить.

Налоговый мониторинг и система внутреннего контроля в 1С

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года С 1 июля 2021 года для организаций изменился порядок проведения налогового мониторинга и требования, предъявляемые к внутреннему контролю, осуществляемому в ходе такого мониторинга. Рассказываем об этих изменениях, а также о том, как они реализованы в программных решениях 1С.

Изменение правил налогового мониторинга

1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ, утвердивший новые требования к порядку перехода компаний на налоговый мониторинг и процедуре его проведения.

Налоговый мониторинг – это вид налогового контроля, заключающийся в предоставлении налоговым органам удаленного доступа к системе автоматизации бухгалтерского и налогового учета организации.

Мониторинг проводится с согласия и по заявлению самого налогоплательщика, а налоговики контролируют учет и отчетность плательщика и выявляют ошибки. Налоговый мониторинг заменяет выездные и камеральные налоговые проверки.

По общему правилу, проверки в рамках мониторинга не проводятся. 

Для того, чтобы перейти на налоговый мониторинг, организация с 1 июля 2021 года должна соответствовать следующим требованиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет не менее 100 млн рублей (ранее – 300 млн рублей);
  • суммарный объем полученных доходов составляет не менее 1 млрд рублей (ранее – 3 млрд рублей);
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 1 млрд рублей (ранее – 3 млрд).

По новым правилам исключается применение суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг, установленных в отношении участников консолидированных групп налогоплательщиков, а также корректируются правила досрочного прекращения мониторинга.

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

Новые формы документов, используемых при проведении налогового мониторинга, утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@.

Все вышеуказанные изменения и новые документы, используемые в рамках мониторинга, уже учтены и реализованы в следующих программных продуктах 1C: 

  • «1C:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» , 
  • «1С:Управление холдингом», 
  • «1С:ERP. Управление холдингом»).
  • Организации, которые планируют перейти на налоговый мониторинг или уже применяют его, могут прямо из указанных программ 1С обмениваться с налоговыми органами электронными документами, которые соответствуют обновленным требованиям.
  • Перечисленные программные продукты обладают полноценным функционалом и позволяют реализовать права и обязанности организации-налогоплательщика от момента подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг и подготовки дорожных карт (для компаний с государственным участием) вплоть до отказа от мониторинга по желанию самого плательщика.

Изменение требований к системе внутреннего контроля

Организация, планирующая перейти на налоговый мониторинг, в обязательном порядке должна приложить к заявлению о таком переходе документы об организации внутреннего контроля, установленного в компании-заявителе (пп. 4 п. 2 ст. 105.27 НК РФ).

В самом общем виде система внутреннего контроля – это утвержденная организацией совокупность правил и процедур, применяемых для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, а также для выявления, исправления и предотвращения ошибок при исчислении налогов, сборов и страховых взносов и своевременной подготовки налоговой отчетности.

Следует учитывать, что требования к системе внутреннего контроля с 1 июля 2021 года также претерпели изменения. Новые требования к организации системы внутреннего контроля совместно с обновленными форматами документов, представляемых при раскрытии информации о системе внутреннего контроля, утв. приказом ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.

С учетом нововведений в программах«1C:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО», «1С:Управление холдингом» и «1С:ERP. Управление холдингом» уже реализована новая подсистема для автоматизации системы управления рисками и внутреннего контроля. Подсистема включает:

  • регистрацию, идентификацию и предварительную оценку рисков;
  • регистрацию инцидентов и планов реакции на них;
  • функции планирования и регистрации контрольных процедур для выявления или предупреждения инцидентов (реализации рисков);
  • пакет наглядных отчетов для анализа информации и необходимых уведомлений для предоставления в налоговую инспекцию.

При помощи программных решений 1С организации, подключившиеся к налоговому мониторингу, могут на постоянной основе раскрывать для налоговиков следующую информацию:

  • об организации системы внутреннего контроля;
  • о рисках и контрольных процедурах организации, направленных на предупреждение или минимизацию этих рисков;
  • об оценке уровня организации системы внутреннего контроля и мероприятиях по совершенствованию системы внутреннего контроля;
  • о результатах выполнения контрольных процедур и т.д.

Обмен вышеуказанными документами и сведениями между налоговыми органами и участниками налогового мониторинга происходит исключительно в электронном виде и полностью в автоматическом режиме.

Переход на налоговый мониторинг в программах 1С

Чтобы перейти на налоговый мониторинг с 2022 года, компания должна не позднее 1 сентября 2021 года подать в налоговую инспекцию электронное заявление по формату, утв. приказом ФНС от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. Сделать это можно, в частности, из программы «1C:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».

Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об организациях, о физических лицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление;
  • сведения о контрольных процедурах организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга;
  • оценка уровня организации системы внутреннего контроля;
  • информация об организации системы внутреннего контроля;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

По результатам рассмотрения заявления ИФНС до 1 ноября 2021 года примет либо решение о проведении налогового мониторинга в отношении организации, либо решение об отказе в проведении мониторинга. 

Соответствующее решение направляется организации в течение 5 дней со дня его принятия (п. 6 ст. 105.27 НК РФ).

Проведение налогового мониторинга в программах 1С

В целях проведения налогового мониторинга с учетом новых требований в обновленных версиях программ «1C:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО», «1С:Управление холдингом» и «1С:ERP. Управление холдингом» были реализованы следующие возможности:

  • новое автоматизированное рабочее место (АРМ) для налогового инспектора с избранными функциями для анализа данных информационной базы налогоплательщика в необходимом объеме;
  • конструктор основного налогового контроля организации, который позволяет инспекторам удобно наращивать типовой функционал. АРМ обеспечивает регистрацию инспектором запросов на предоставление документов и разъяснений, а налогоплательщиком – ввод ответов с вложением необходимых сканов подтверждающих документов;
  • два варианта доступа налогового инспектора к данным налогоплательщика: к рабочей информационной базе учетной системы или к ее копии. Реализован конструктор для настройки перечня публикуемых в копии объектов и их реквизитного состава, а также инструменты для публикации данных;
  • новая подсистема «Управление рисками», обеспечивающая регистрацию рисков, контрольных процедур, инцидентов реализации рисков, мероприятий по предупреждению рисков и реакций на инциденты, а также подготовку уведомлений согласно приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@;
  • уровни рисков регламентируются в зависимости от их вероятности и оценки ущерба, для всех рисков описываются причины и последствия, а также приводится дополнительная информация;
  • при регистрации рисков в документе создается перечень контрольных процедур и реакций на возможный риск.

Новые версии программ 1С позволяют не только эффективно работать с рисками в рамках налогового мониторинга, но и оперативно обмениваться с налоговиками всей необходимой документацией и сведениями.

Читайте также:  Срок действия договора: как правильно прописать (написать, указать), примеры и образцы формулировок в пункте о сроке (на неопределенный срок, если срок ограничен)

Обновленные решения 1С позволяют своевременно исполнять требования ИФНС в рамках налогового мониторинга и избегать возможного привлечения к налоговой ответственности.

Налоговый мониторинг с 2021 года

]]>Налоговый мониторинг: что это такое как новая форма налогового контроля с 1 июля 2021 года]]>

Проведение налогового мониторинга подразумевает постоянную проверку сотрудниками ФНС правильности расчета налогов и их уплаты. Для этого налогоплательщик предоставляет налоговикам доступ к своим учетным данным в режиме реального времени, а при выявлении недочетов специалисты ФНС высказывают свою позицию в форме мотивированного мнения. То есть при обнаружении нарушений не выносится решение о привлечении к ответственности, а даются рекомендации. Воспользоваться таким сервисом могут налогоплательщики на добровольной основе.

Как изменится налоговый мониторинг с 2021 года

С 2021 года система фискального мониторинга откорректирована нормами Закона от 29.12.2020 г. № 470-ФЗ. Что изменилось:

  • смягчились критерии отбора потенциальных участников системы мониторинга;
  • откорректирован срок присоединения к системе налогового контроля – раньше обратиться с соответствующим заявлением надо было до 1 июля, новый срок сдвинут на 1 сентября;
  • налоговая проверка (мониторинг) автоматически продлевается на следующий год, если налогоплательщик не заявил о своем желании выйти из системы до 1 декабря;
  • закон внес изменения и в порядок назначения камеральных проверок в отношении участников налогового контроля – единственным поводом для этого события является досрочное прекращение налогового мониторинга при условии, что с момента сдачи последней отчетности прошло менее 3 месяцев.

Участники налогового мониторинга 2021 года при получении мотивированного мнения ФНС должны либо откорректировать свои учетные данные в соответствии с рекомендациями, либо направить аргументированные возражения в контролирующий орган.

Если до декабря текущего года мнение не учтено и не поданы возражения, инициируется проведение выездной проверки.

Также проверка назначается в ситуациях, если после прекращения мониторинга за период контроля сдана уточненка, уменьшающая сумму обязательств по налогам или взносам.

Налоговый мониторинг проводится с 1 января года, следующего за годом подачи заявления о присоединении к такой системе контроля.

Специалисты ФНС в процессе проверки могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщика, расчеты, устные и письменные пояснения. При необходимости допускается привлечение экспертов для разрешения спорных моментов.

Документация передается налоговикам в электронном виде (бумажные бланки направляются в форме скан-образов с сохранением реквизитов).

Служба налогового мониторинга в обновленном формате будет организована так, что у налоговиков появится возможность проводить осмотр территории, помещений и документов налогоплательщика для проверки правильности расчета НДС к возмещению. Также налоговики смогут истребовать необходимую документацию у контрагентов проверяемого налогоплательщика.

Критерии налогового мониторинга в 2021 году

Обновленные критерии, которым должны соответствовать потенциальные участники системы налогового мониторинга:

  • уменьшена необходимая сумма годового дохода субъекта хозяйствования до уровня 1 млрд. руб. вместо 3 млрд. руб., аналогично изменили требования к размеру стоимости активов предприятия;
  • изменен в меньшую сторону показатель по сумме налогов за год – раньше минимальная планка была на уровне 300 млн. руб., теперь достаточно 100 млн. руб., причем увеличивается спектр учитываемых видов налогов – к НДС, акцизам, налогу на прибыль и НДПИ добавили НДФЛ и страховые взносы.

Важно, чтобы выполнялись все условия одновременно. Налоговый мониторинг РФ в отношении налогоплательщика может быть прекращен досрочно по инициативе ФНС в соответствии с основаниями, перечисленными в ст. 105.28 НК.

Поводом для этого может стать несоблюдение регламента информационного взаимодействия, предоставление налоговикам недостоверных сведений, неоднократное непредставление истребуемых пояснений или документов.

С июля 2021 года оснований станет больше – прекращение мониторинга возможно также из-за повторяющихся случаев несоблюдения сроков подачи пояснений и документации по запросам ФНС.

Если налоговый мониторинг прекращается досрочно по вине налогоплательщика, ФНС уведомляет о такой перспективе в электронном виде в десятидневный срок.

Еще 10 дней дается организации для устранения обстоятельств, препятствующих дальнейшему проведению проверок в режиме реального времени.

Окончательное решение о продолжении или прекращении мониторинга налоговая принимает в течение 10 дней после истечения срока на исправление налогоплательщиком недочетов.

Налоговый мониторинг – документы

Для перехода на систему налогового мониторинга в ФНС по месту нахождения организации надо подать заявление. Документ оформляется по рекомендованной налоговиками форме. Налогоплательщик на стадии обработки заявления может отозвать его. К заявительному документу прикладывают:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • сведения по вкладчикам, которые владеют минимум 25% капитала предприятия;
  • учетную политику;
  • локальные акты, которыми установлен порядок внутреннего контроля предприятия.

Организация налогового мониторинга осуществляется с применением шаблонов документов для электронного обмена информацией между ФНС и налогоплательщиком – образцы утверждены Приказом ФНС от 11.05.2021 г. № ЕД-7-23/476@.

В регламенте информационного взаимодействия надо обозначить сроки и порядок передачи в ФНС документации по исчислению и уплате налогов, механизм ознакомления контролирующего органа с оригиналами документов, период доступа налоговиков к учетным данным. Также необходимо обозначить состав и структуру бухгалтерских и налоговых регистров, которые применяются предприятием.

Обязательно отражается информация о мероприятиях по внутреннему контролю правильности налоговых расчетов и своевременности погашения обязательств перед бюджетом. 

Налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года: разбираем некоторые новшества

Налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года: разбираем некоторые новшества

 С июля применять налоговый мониторинг станет несколько проще. Что изменится? Какие лимиты установили для его проведения? В какой срок нужно подать заявление? В каких случаях могут проводить камеральные и выездные проверки? Ответы на эти и другие вопросы читайте в обзоре.

Пороговые значения для перехода на налоговый мониторинг снижают в 3 раза. По новым правилам на него можно перейти, когда у вас одновременно:

  • не менее 1 млрд руб. доходов за предыдущий год и такая же балансовая стоимость активов на 31 декабря прошлого года;
  • не менее 100 млн руб. налогов за предыдущий год. В эту сумму входят НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, а с 1 июля еще НДФЛ и страховые взносы.

Если у вас уже идет мониторинг, эти условия необязательны для принятия решения о его проведении.

Какие организации могут перейти на налоговый мониторинг

Чтобы перейти на налоговый мониторинг с 2022 года, подайте заявление не позднее 1 сентября 2021 года. Направлять его каждый год не нужно, мониторинг продлят автоматически. Продлевать его можно неограниченное число раз.

Если же вы больше не хотите его применять, подайте заявление об отказе. Сделать это нужно до 1 декабря текущего года, чтобы со следующего года мониторинг отменили.

            Налоговый мониторинг проводят за календарный год. Как правило, его начинают с 1 января проверяемого года и оканчивают 1 октября следующего года. Однако по новым правилам в некоторых случаях этот срок может быть увеличен на несколько месяцев.

            Например, мониторинг могут продлить, если вы подадите уточненку по НДС или акцизу к возмещению в году, по которому мониторинга нет, менее чем за 6 месяцев до его окончания.

Причем в декларации уточните период, который был проверен или который подлежит проверке в рамках мониторинга. В этом случае срок его проведения могут продлить максимум на 6 месяцев.

Это правило применимо к декларациям и расчетам за периоды, которые наступят после 1 июля.

Срок проведения налогового мониторинга

Увеличение срока проведения налогового мониторинга

Изменения затрагивают и налоговые проверки во время мониторинга. Камеральную проверку могут провести только в одном случае — при досрочном прекращении мониторинга менее чем через 3 месяца со дня подачи декларации или расчета. Данное правило касается отчетности за периоды, которые наступят после 1 июля.

В каких случаях могут проводить камеральные проверки за период мониторинга

Уточняют и ситуации, при которых можно провести выездную проверку. Например, ее назначат, если вы:

  • не выполните в срок мотивированное мнение. Сделать это нужно до 1 декабря года, следующего за периодом, проверенным в рамках мониторинга;
  • подадите уточненку в году, когда мониторинга нет, за период, когда он был проведен, и уменьшите в ней суммы налога или взносов либо увеличите сумму возмещения НДС или акцизов, или сумму убытка.

В каких случаях могут проводить выездные проверки за период мониторинга

Во время мониторинга вы добровольно даете инспекции онлайн-доступ к данным бухгалтерского и налогового учета. Вместо камеральных и выездных проверок она анализирует эти данные в режиме реального времени. Документы и пояснения могут запросить у вас в любое время.

В каком объеме вы будете раскрывать информацию инспекции, нужно указать в регламенте информационного взаимодействия. По новым правилам в нем можно также отразить:

  • сроки представления документов и информации;
  • состав и структуру раскрытия данных регистров бухгалтерского и налогового учета;
  • время доступа к документам и информации в период мониторинга и трех лет со дня его окончания.

            Процедуру проведения мониторинга упорядочивают. Так, если проверяющие обнаружат, что вы неправильно рассчитали или удержали налоги, уплатили их не вовремя или не полностью, вам сначала направят электронное уведомление о том, что есть основания для составления мотивированного мнения. В нем в том числе укажут ваши нарушения и свои предложения по их устранению.

            Ответить на уведомление вы можете в течение 15 рабочих дней — представить пояснения, внести исправления.

            Если вы проигнорируете уведомление или, несмотря на ваш ответ, проверяющие будут настаивать на наличии нарушений, инспекция вынесет мотивированное мнение. Данный документ не налагает на вас штраф, но он обязательный для исполнения. Вы можете подать на него разногласия. После этого ФНС России должна провести взаимосогласительную процедуру.

Читайте также:  12 интересных выводов арбитражных судов по процессуальным вопросам в ноябре 2021 года

            Мотивированное мнение могут составить и по вашему заявлению.

В 2021 году вступают новые правила налогового мониторинга

Налоговый мониторинг — одна из форм налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Применяется в РФ с 2016 года, практически заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на добровольный удаленный доступ налоговых служб к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности.

  • Подключение к системе налогового мониторинга (-«НМ») определяет ряд преимуществ для налогоплательщиков:
  • — снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;
  • — снижение риска дополнительных начислений по налогам при планировании производственной и финансово-хозяйственной деятельности; -превентивное урегулирование налоговых споров;
  • — признание организации добросовестным и надежным налогоплательщиком.

В мировой практике налоговый контроль в форме мониторинга относительно новое и активно развиваемое направление, «co-operative compliance» — т.н. программы совместного соблюдения требований, которые используются в 30 странах мира, причем с разным режимом добровольности и доступом для разных категорий налогоплательщиков.

В Великобритании – это обязательное требование для крупных компаний, а в Нидерландах доступно малым и средним предприятиям на добровольной основе.

Европейский подход (ОЭСР, OECD) — цифровизация налогового контроля позволяет улучшать качество информационных данных и повышать эффективность их использования за счет более аналитического характера работы сотрудников налоговых служб и  прозрачности данных налогоплательщиков.

Главной целью программ «co-operative compliance» является укрепление отношений взаимного доверия, уважения и ответственности между бизнесом и государством. Актуализируются обязательства бизнеса перед государством, а обязательства налоговых органов в отношении прав налогоплательщиков    становятся более прозрачными и прогнозируемыми.

Подход российских властей сформулирован в «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга», принятой распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р (далее -«Концепции»).

 Целевая задача- интеграция функции государственного налогового контроля в корпоративные информационные системы плательщиков, что позволит обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату (перечисление) налогов, сборов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации, повышение эффективности налогового контроля и снижение административного бремени для плательщиков.

В «Концепции» обозначены программные показатели развития системы налогового мониторинга:

  1. расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга: — к 2022 году — не менее 3879 плательщиков; — к 2024 году — не менее 7827 плательщиков;
  2. увеличение количества плательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, на уровне не ниже 20 процентов в год; 
  3. повышение доли автоматических и автоматизированных контрольных процедур, выполняемых в рамках налогового мониторинга, на уровне не ниже 20 процентов в год.

Внедрение системы налогового мониторинга в российскую практику началось с запуска в 2012 году пилотного проекта. Эксперимент был признан успешным, и новая форма налогового контроля стала действовать в России начиная с отчетности за 2015 год.  С 1 января 2021 года налоговыми органами налоговый мониторинг проводится в отношении 209 компаний, из которых 106 новых.

  1. По официальным данным ФНС РФ всех новых участников заявочной кампании-2020  можно разделить на две группы:
  2. — крупные холдинги (Газпром, Новатэк, Роснефть), которые переводят на налоговый мониторинг свои дочерние организации,
  3. — независимые компании

С середины 2021 года проверять бизнес будут по-новому

26 августа 2020

14859

В рамках «регуляторной гильотины» принят Закон,  который существенно изменит процедуру проверок бизнеса. Его задача –устранить недостатки действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снизить количество проверок бизнеса.

  • Пробежимся по основным изменениям.
  • Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований
  • В законе установили, что проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля недопустима.
  • Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Все проверяющие смогут следить за проверкой в режиме реального времени в онлайне.

Для этого будут созданы:

  • Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
  • Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
  • Информационная система досудебного обжалования;
  • Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
  • Информационные системы контрольных (надзорных) органов.

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять.

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

То есть оценка результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа больше не будет зависеть от:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.
  1. Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.
  2. Определены способы сокращения количества проверок
  3. Новый закон предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль.

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований.

Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки.

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

Новые виды контроля по замыслу законодателя потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов.

Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней. По действующим сегодня правилам проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий предлагается мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом.

Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа.

А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга.

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

По новым нормам выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в  объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.

Права контролируемых лиц будут защищены лучше

В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.

Закреплена также возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно
ст.

20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки).

Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой.

Вступление в силу и переходные положения

Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным
старым Законом.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам
нового Закона без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии со
старым Законом. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Источник:
ИС 1С:ИТС

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *