Правовой режим земель промышленности, земли промышленности, что это такое, состав, категория, ЗК РФ, виды, права, собственность, находятся, аренда, законы

Основные положения правового режима этих земель определены в ст. 88 ЗК

Землями промышленности признаются земли, которые использу­ются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов промышленности и права на которые возникли у уча­стников земельных отношений на основаниях, предусмотренных земельным Ко­дексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Земельное законодательство о землях промышленности лишь частично определяет их состав. Пункт 2 ст. 88 указывает на то, что земельные участки промышленным организациям предоставляются для раз­мещения производственных и административных зданий, строений, со­оружений и обслуживающих их объектов, а также установления санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования.

На практике значительная часть земельных территорий используется промышленными предприятиями и организациями для размещения обслуживающих их объектов (складских помещений, инженерно-транспортной инфраструктуры, очистных сооружений, пунктов утили­зации, переработки и хранения отходов, отдельных жилых помещений, домов культуры, клубов, библиотек, мага­зинов, водных бассейнов, стадионов, медицинских учреждений, пан­сионатов, гаражей, депо и других объектов).

Значительные земельные территории отводятся под посадку и раз­мещение зеленых насаждений, устройству искусственных водных объектов, газонов и цветников в пределах внутренней территории предпри­ятий.

Производственная деятельность промышленного предприятия представляет собой источник повышенной опасности для населения и состояния окружающей среды, поэтому вокруг таких предприятий устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Проектно-технической документацией строящихся промышлен­ных предприятий предусмотрено выделение земельных территорий с особыми условиями пользования — санитарно-защитных зон за пределами промышленных предприятий, организаций. Бремя расходов по содержанию и организации этих зон возлагается на пред­приятия, они несут ответственность за обеспечение установленного правового режима использования и охраны санитарно-защитных зон.

Порядок установления санитарно-защитных зон определен в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Главным государственным санитарным врачом России 30 марта 2003 г.

Для предприятий в зависимости от их мощности, условий эксплуатации, характера и объема выделяемых в окружающую среду токсических и пахучих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов устанавливаются следующие минимальные размеры СЗЗ:

  • — предприятия первого класса – 1000 м;
  • — предприятия второго класса – 500 м;
  • — предприятия третьего класса – 300 м;
  • — предприятия четвертого класса – 100 м;
  • — предприятия пятого класса – 50 м.

В санитарно-защитной зоне запрещается размещение коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В границах зоны запрещается размещение предприятий пищевой промышленности, а также по производству посуды, тары, оборудования и т.д. Запрещается размещение объектов для проживания людей.

В особом порядке земельный участок предоставляется организа­циям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности.

Сложный характер возникновения права пользования земельными участками обусловлен тем, что для получения земельного участка для этих целей требуется предварительное специальное разре­шение государственного органа управления в виде лицензии, опреде­ляющей порядок и условия пользования недрами.

Лицензия выдается на основе проведенного конкурса (аукциона), с последующим горным отводом (определением геометрического блока недр, необходимого для разработки месторождений полезных ископаемых). Уточненные грани­цы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек) включаются в лицензию в качестве составной части.

Пользователь недрами, получивший горный отвод, имеет исключительное право пользоваться в его пределах недрами в соответствии с лицензией (ст. 7 Закона «О недрах»).

Правовой режим земель промышленности, земли промышленности, что это такое, состав, категория, ЗК РФ, виды, права, собственность, находятся, аренда, законы

Предоставление организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельных участков для разработки месторождений и добычи полезных ископаемых, кроме лицензии и горного отвода, тре­бует предварительного утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных (т. е. нарушенных) земель.

Использование особо ценных продуктивных сельскохозяйствен­ных угодий организациями горнодобывающей и нефтегазовой про­мышленности допускается только в тех случаях, если законодательство субъектов РФ не включило их в перечень земель, использование кото­рых для этих целей не допускается (п. 4 ст. 79).

Понятие, состав земель промышленности и общая характеристика их правового режима

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со Земельный кодекс (ЗК РФ) Глава I. Общие положения ст. 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Земли промышленности — земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 88 ЗК РФ).

В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. При этом размеры предоставляемых земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

Являются федеральной собственностью земли промышленности (и иного специального назначения), занятые:

    • федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии;
    • федеральным транспортом, путями сообщения;
    • объектами федеральной информатики и связи;
    • объектами, обеспечивающими космическую деятельность;
    • объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства;
    • объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
    • другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации.

Состав земель промышленности

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться зоны с особыми условиями использования земель:

    • охранные;
    • санитарно-защитные;
    • иные.

Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

О порядоке установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особенностях использования расположенных в них участков см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»

Общая характеристика правового режима земель промышленности

Под правовым режимом земель промышленности и иного назначения следует понимать систему правового регулирования отношений по использованию и охране этих земель, которая характеризуется едиными принципами и специфическими приемами регулирования.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

    1. Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
    2. органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    3. органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со ст. 24 ЗК РФ могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования.

В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды необходимо учитывать, что:

    • размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);
    • нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Читайте также:  Таможенная очистка товара, груза: что это такое, процедура, документы, виды, импорт, экспорт, тк еаэс

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Правовой режим земель промышленности

Большая часть площади земель специального назначения занята землями промышленности.

Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. К землям промышленности относятся земли, расположенные за границами населенных пунктов и используемые (предназначенные), например, для фабрик, заводов, шахт, рудников, карьеров, приисков и других организаций.

Размеры земельных участков для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности должны определяться в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией. Поскольку нормы отвода земель не принимаются, то на практике земельные участки для промышленных объектов выделяются на основании проектно-сметной документации.

На практике земельные участки под промышленными объектами на период их (объектов) строительства выделяются на праве аренды (до 5 лет)[1], а после ввода в эксплуатацию промышленного объекта уполномоченным органом принимается решение о предоставлении земельного участка в собственность (ранее — как правило, на праве постоянного (бессрочного) пользования) или долгосрочную аренду.

Место размещения промышленного объекта определяется в том числе с учетом характера производства, степени вредных выбросов и иных характеристик объекта.

В целях обеспечения безопасности населения и вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом — санитарно-защитная зона.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Объекты и производства, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду, подлежат разделению на пять классов опасности, в зависимости от которых определяется ширина санитарно-защитной зоны. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в ее проекте. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I—III класса опасности является обязательной (см.: СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»).

Федеральное законодательство устанавливает специальные экологические и санитарно-гигиенические требования к размещению, проектированию, вводу в эксплуатацию промышленных объектов.

При проектировании зданий, строений, сооружений должны учитываться нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться мероприятия по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды, а также способы размещения отходов производства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

До утверждения проектов и до отвода земельных участков в натуре строительство, реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов запрещается.

При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий.

Правовой режим земель горно-добывающей и нефтедобывающей промышленности устанавливается как нормами ЗК РФ, так и положениями специальных нормативных актов, в частности Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах».

Определение недр закреплено в преамбуле указанного Закона.

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Наибольшую ценность имеют те ресурсы недр, которые доступны для геологического освоения и изучения и могут быть использованы для удовлетворения различных нужд — полезные ископаемые.

Существует большое количество видов полезных ископаемых, классифицировать которые возможно по различным критериям. Например, в зависимости от физического состояния выделяют твердые, жидкие и газообразные полезные ископаемые. Правовое значение имеет деление всех полезных ископаемых на два вида: общераспространенные и необщераспространенные.

Региональные перечни полезных ископаемых, отнесенных к общераспространенным, определяются Министерством природных ресурсов и экологии РФ совместно с субъектами РФ и федеральным органом исполнительной власти РФ в области горного надзора.

Все другие полезные ископаемые, не названные в утвержденном перечне общераспространенных полезных ископаемых, соответственно составляют группу необщераспространенных полезных ископаемых. Обычно к общераспространенным полезным ископаемым относятся: глина, песок, галька, гравий, мел, гипс, доломит, известняк и др.

; к необщераспространенным — уголь, газ, нефть, руды и др. От вида полезных ископаемых зависят способ их разработки (промышленный или непромышленный) и порядок предоставления соответствующего участка недр.

Состав недр не ограничивается полезными ископаемыми. В недрах также содержатся и энергетические ресурсы, искусственные и естественные полости и др. Недра в границах территории РФ являются государственной собственностью.

Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в различных формах собственности.

Российское законодательство определяет, что проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается на основании разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа. Выдача такого разрешения может осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 25 Закона РФ «О недрах»). Организациям горно-добывающей и нефтедобывающей промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются с соблюдением земельного законодательства после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода (ст. 88 ЗК РФ).

В пользование, конечно, предоставляются не недра в целом, а лишь их часть — горный отвод (геометризованный блок недр)[2] на основании лицензии.

При выдаче лицензии на пользование участком недр выделяется и земельный участок в соответствии с земельным законодательством, поэтому для получения лицензии необходимо предварительное согласие собственника земельного участка, землепользователя или землевладельца на предоставление соответствующего земельного участка для проведения работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр (недропользование). Предоставление земельного участка для недропользования осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, после утверждения проекта проведения указанных работ. Недропользование производится с целью геологического изучения (поиск, разведка) и добычи полезных ископаемых.

Классификация полезных ископаемых на общераспространенные и необщераспространенные имеет правовое значение и для землепользователя (ст. 40 ЗК РФ).

Добыча общераспространенных полезных ископаемых может быть промышленной и непромышленной (например, проводимая самим собственником для удовлетворения внутрихозяйственных нужд).

Разработка необщераспространенных полезных ископаемых может быть только промышленной (горный промысел) и осуществляться юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями: шахтами, комбинатами, разрезами и др. Законодательством может ограничиваться круг субъектов — недропользователей.

Так, добычу радиоактивного сырья вправе проводить лишь юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и имеющие разрешения (лицензии), выданные уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти, на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных материалов, токсичных и иных опасных отходов.

  • Недра предоставляются в бессрочное пользование (например, для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых) или срочное пользование (например, на срок до 5 лет недра выделяются для геологического изучения, на срок до 25 лет — для добычи подземных вод).
  • Одним из обязательных условий предоставления земельного участка недропользователям является наличие проекта рекультивации земель, нарушаемых в процессе пользования недрами.
  • Рекультивация земель ведется в ходе основной деятельности недропользователей, а при невозможности этого — не позднее одного года после завершения работ.
  • Строительство и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки допускаются при наличии проектов восстановления загрязненных земель в зонах временного и (или) постоянного отвода земель, положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Читайте также:  Специальная оценка условий труда (спецоценка, СОУТ): что это такое, 2021, последние изменения, проведение, кто должен проходить, штраф

Вопрос об обеспечении недропользователя правом на земельный участок, находящийся в пользовании частных лиц, не решен на федеральном уровне. В отдельных случаях возможно применение института изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, при условии что соответствующие основания изъятия установлены законодателем.

Например, изъятие земельного участка можно произвести для размещения линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий, объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения, автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (см. ст. 49 ЗК РФ). При иных обстоятельствах заинтересованность недропользователя в землепользовании может повлечь крайне невыгодные для него соглашения с частным собственником земельного участка. Собственник земельного участка вообще может не пойти на сделку с недропользователем.

Федеральное законодательство не требует от недропользователя наличие права на соответствующий земельный участок. Согласно ст. 25.

1 Закона о недрах земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским, земельным, лесным, водным законодательством и Законом о недрах. В силу ч. 6 ст.

11 Закона о недрах только после утверждения проекта проведения работ, связанных с использованием недр, осуществляется предоставление земельного участка для проведения работ, в порядке, установленном законодательством РФ.

Соответственно, право на использование подземного пространства может возникнуть как у лица, обладающего земельным участком (правообладателем земельного участка), так и не обладающим им.

Между тем, например, строительство подземных сооружений всегда связано с нарушением земной поверхности и наличие права на земельный участок, пусть и не совпадающий с площадью недр, является обязательным. Земельные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу ст. 25.

1 Закона о недрах предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Аналогичное положение продублировано в п. 2.2 ст. 30 ЗК РФ. Соответственно, недропользователю земельные участки для строительства подземных объектов предоставляются в порядке ст.

30, 31, 32 ЗК РФ, определяющих процедуру получения государственных или муниципальных земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта. Земельный участок предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода (ч. 4 ст. 25.1 Закона о недрах).

Приведенные положения имеют достаточно узкое применение и распространяются только на свободные от прав иных лиц земельные участки. Наличие права на государственный или муниципальный земельный участок у третьего лица, независимо от вида такого права, является препятствием для его предоставления недропользователю.

Основания для принудительного прекращения вещного права могут быть предусмотрены федеральным законом, обязательственных прав — также и договором. Законодательство не обусловливает прекращение права землепользования фактом возникновения недропользования. Если земельный участок находится в частной собственности, отношения между недропользователем и правообладателем земельного участка определяются в договорном порядке.

Таким образом, право на недропользование не всегда влечет обязанность третьих лиц обеспечить недропользователю использование земельного участка.

Тема: Правовой режим земель промышленности

  • Глава XVI
  • статьи 87 и 88 Земельного кодекса РФ
  • Земли промышленностиземли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным Кодексом, Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом к данной категории относятся не только земли, уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые соответствующими строениями и сооружениями, обеспечивающие их функционирование или предназначенные для такого использования. Установление данной нормы дает возможность включить в состав этих земель охранные зоны и иные земли, не непосредственно, но косвенно включенные в соответствующие процессы.

  1. Порядок использования отдельных видов земель промышленности, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено Земельным Кодексом, определяется:
  2. Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
  3. органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ;
  4. органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.
  5. Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
  6. земли промышленности (используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности);
  7. земли энергетики (предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики);
  8. земли транспорта (используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта);
  9. земли связи, радиовещания, телевидения, информатики (используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики);
  10. земли для обеспечения космической деятельности (используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности);
  11. земли обороны и безопасности (используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях);

земли иного специального назначения, к таким землям могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов. К землям специального значения можно отнести и земли, занимаемые кладбищами.

Субъектный состав:

Земельные участки из земель промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 27 ЗК РФ могут предоставляться в государственную, муниципальную, а также в частную собственность.

Однако в законодательстве закреплен ряд исключений из общего правила, обусловленных тем, что большинство таких земель изъяты или ограничены в обороте.

А, как известно, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, ни при каких обстоятельствах не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные же участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, военные суды; занятые объектами организаций федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ; занятые объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Изъяты из оборота также участки воинских захоронений.

  • Кроме того, ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.
  • Ограничены в обороте также участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; участки, предоставленные для нужд связи, занятые объектами космической инфраструктуры; участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений; земельные участки, предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также участки, загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.
  • Цель земель промышленности— строительство и эксплуатация различных объектов недвижимости, имеющих, как правило, производственное назначение.
Читайте также:  Карьерный план — GPS для юриста

Более развернуто целевое назначение земель промышленности представлено в Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Утвержденной Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 20.03.2003 №П/49.

  1. В соответствии с этой методикой земельные участки промышленности — это земельные участки, которые используются или предназначены для следующих целей:
  2. — для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
  3. — предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых.
  • Таким образом, к землям промышленности относятся земельные участки, которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности.
  • Иными словами, земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями.
  • Основаниями приобретения права собственности на земельный участок из земель промышленности: (ст. 8 ГК РФ)
  • договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;
  • акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;
  • судебное решение;
  • приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом;
  • иные действия граждан и юридических лиц;
  • события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
  • Прекращение права собственности на данные земельные участки возможно:

При отчуждении собственником своего имущества другим лицам (п. 1 ст. 235 ГК РФ).

В случае обращения взыскания на земельный участок по обязательствам его собственника (ст. 237 ГК РФ). При этом обращение взыскания допускается только на основании решения суда (ст. 278 ГК РФ).

При реквизиции (ст. 242 ГК РФ).

При конфискации (ст. 243 ГК РФ).

Путем выкупа: земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ).

Прекращение права собственности на земельные участки из земель промышленности невозможно по таким основаниям, как:

Отказ собственника от права собственности, а также в случае гибели или уничтожения имущества (п. 1 ст. 235 ГК РФ), поскольку в отношении земель промышленности немыслимы действия собственника, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на него.

Отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ), так как земельные участки из земель промышленности не относятся к объектам гражданских прав, изъятых из оборота или ограниченных в нем.

Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (ст. 239 ГК РФ).

Перевод земель промышленности в другую категорию: осуществляется по правилам установленным ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», осуществляется без ограничений, за исключением случаев установленных статьей 9 вышеуказанного закона, а именно:

  1. когда данные земли нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
  2. на которых осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
  3. Право собственности на земельный участок из земель промышленности
  4. это право юридического или физического лица владеть, пользоваться и распоряжаться таким участком своей волей и в своем интересе в пределах, установленных законом.

Особенность владения землями промышленности в том, что оно неотъемлемо от владения промышленным объектом. Правильная квалификация такого владения в рамках дихотомии «законное-незаконное» может состоять в следующем.

В случае самовольного строительства промышленного объекта по мотиву непредоставления участка для строительства решением местного органа власти владение участком будет незаконным.

В остальных случаях — законным. Пункт 1 ст. 36 ЗК РФ при решении вопроса о выкупе или принятии в аренду земельного участка под расположенными на нем объектами недвижимого имущества ориентирован на фактическую принадлежность участка безотносительно к правовому титулу (т.е. рассматривает владение как факт, а не право).

  • Особенности правового режима земель промышленности:
  • Согласно пункту 2 статьи 88 Земельного кодекса РФ, в состав земель промышленности могут включаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
  • Санитарно-защитные зоны- обязательный элемент любого объекта, который может быть источником химического, биологического или физического воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Они представляют собой территории (площади), отделяющие предприятия, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, от жилой застройки. Использование площадей санитарно-защитных зон осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством, санитарными нормами и правилами.

строгое нормирование размеров земельных участков, предоставляемых для использования их в перечисленных выше целях.

Согласно пункту 3 статьи 88 Земельного кодекса размеры таких земельных участков определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.

В случае если таких норм не установлено, то площадь земельного участка, необходимого для обслуживания объекта, определяется в проекте его строительства.

пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса закрепляет условия, при соблюдении которых организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности предоставляются земельные участки для разработки полезных ископаемых.

предоставление земельных участков для указанных целей осуществляется после оформления горного отвода.

Горный отводгеометризованный блок недр (ст. 7 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1 «О недрах»).

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.

После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Добыча полезных ископаемых без наличия документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, запрещается.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

  1. земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных земель.
  2. В связи с этим предприятия, деятельность которых нарушает почвенный покров, обязаны снимать и хранить плодородный слой для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий.
  3. Рекультивация нарушенных земель осуществляется в целях восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных нужд за счет средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
  4. Рекультивация ведется в ходе основной деятельности, а при невозможности этого — не позднее одного года после завершения работ.
  5. особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предоставляются в соответствии со статьей 79 ЗК РФ после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *