Экспертиза промышленной безопасности: правила проведения в 2021 году, какие сведения содержит заключение

17.02.2021

Новые правила промышленной безопасности 2021 действуют в России с 1 января. Постановлением Правительства РФ № 1192 от 6 августа 2020 года, отменено более 155 правовых актов. Это перечень документов от Правительства РФ, Ростехнадзора, Госгортехнадзора, и различных министерств. Какие из основных актов устарели и на какие изменения стоит обратить внимание, рассказываем в материале.

С какой целью вводят изменения

Основная цель реформы — упростить ограничения, тормозящие развитие бизнеса, отменить регулирования, которые не обоснованы как необходимые для рыночной экономики.

Работа ведется в построении новых правил промышленной безопасности в 2021 году, соответствующих технологическому развитию. Законодатели хотят установить детальные правила организации контрольно-надзорной деятельности. Минтруд планирует сократить количество нормативных актов в сфере охраны труда на 93,3%.

Какие документы отменяются

В общей сложности порядка 180 правовых актов отменены с 2021 года. Это документы, изданные в период с 1970 по 2019 год. Большинство из них касались областей неразрушающего контроля, сварочных работ, ЭПБ и ТД, требований к ОПО.

Вот список самых значимых Постановлений Правительства РФ, попавших под «гильотину»:

  • «О лицензировании производства маркшейдерских работ».
  • «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности».
  • «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
  • «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах».
  • «О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения».
  • «Об утверждении Инструкции по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений РД 10-08-92».
  • «Об утверждении Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом».
  • «Об утверждении Правил аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства».
  • «Об утверждении Правил аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля».
  • «Об утверждении «Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Это далеко не полный список — практически две сотни документов утратили силу. На их замену обещают ввести 80. Согласно инсайдерам, подобные ревизии и корректировки предполагается проводить раз в пять лет.

Как сдавать отчёт согласно новым правилам промышленной безопасности в 2021 году

С 1 января 2021 года утратил силу основной документ для сдачи ежегодной отчётности по промбезопасности — Приказ Ростехнадхора № 25 от 23 января 2014 года. Однако сама отчётность не отменяется.

Организациям предложили временно отчитываться в соответствии с нормативным правовым актом (НПА), действующим на момент предоставления данных. В ближайшее время должны принять новый документ, который заменит Приказ № 25.

Работы в этом направлении уже ведутся.

Кто имеет право запрашивать декларацию промбезопасности ОПО

Новые правила изложены в Постановлении Правительства № 1241. В обязательном порядке декларацию нужно предоставлять надзорным органам: Ростехнадзору, федеральным и муниципальным органам, контролирующим безопасность эксплуатации. Запросить декларацию также имеют право территориальные органы МСУ, ФОИВ и проживающие на территории вблизи опасного объекта граждане.

Что нужно знать о реформе контрольной и надзорной деятельности

Реформа в области контроля напрямую касается новых правил промышленной безопасности в 2021 году. 31 июля президент РФ подписал два ключевых закона.

  1. «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».
  2. Закон направлен на предупреждение и профилактику нарушений. П.7. ст.30 «О государственном контроле». Он запрещает устанавливать ключевые показатели по выявленным нарушениям, количеству привлеченных к ответственности и выписанных штрафах. Планировать количество нарушений больше не нужно.

    С 1 июля 2021 года начинается формирование единого реестра видов контрольных функций. Они помогут внедрить новые правила промышленной безопасности в 2021 году.

  3. «Об обязательных требованиях в РФ».
  4. Акт поясняет, как нужно выстраивать требования. Их принимают только два раза в год: 1 марта и 1 октября. Вводить же требования можно только спустя три месяца после официального опубликования. Действуют они не более 6 лет. По истечению срока требования корректируются или переутверждаются.

    Согласно документу, нельзя рассматривать в качестве опоры акты, вступившие в силу до начала 2020 года.

    Учитывайте новые правила промышленной безопасности в 2021 году и изучайте первоисточники — так вы сможете избежать путаницы в требованиях.

Экспертиза промышленной безопасности: что изменится в 2021 году

01.12.2020

Работа любого предприятия должна быть безопасной для сотрудников, рядовых граждан и окружающей среды. Государство следит за соблюдением норм безопасности посредством специального ведомства — Ростехнадзора.

Главный документ — закон «О промышленной безопасности». Его работа оценивается по двум основным показателям:

  • уровню аварийности;
  • смертельному травматизму.

В августе 2020 года правительство России вернуло проект федерального закона «О промышленной безопасности» Ростехнадзору на доработку, чтобы привести его в соответствие с принятым в конце июля законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Что изменилось в законодательстве

С принятием закона в области промышленной безопасности отменяются:

  • 10 постановлений правительства;
  • 155 ведомственных приказов (нормы и правила).

В области безопасности гидротехнических сооружений:

  • 6 актов правительства;
  • 20 ведомственных актов.

Взамен отменяемых нормативных правовых актов Ростехнадзор выпустит новые постановления и разработает ведомственные нормативные правовые акты. Общее количество нормативных актов должно снизиться в три раза.

  • Порядка 90% требований сохранятся, но будут осовременены и приведены в более удобоваримую форму.
  • Эксперты прогнозируют, что все необходимые ведомственные документы будут выпущены и согласованы к 1 января 2021 года.
  • Изменения в Ростехнадзоре коснулись и работы с опасными веществами. В конце сентября вышло приложение к 116-ФЗ (Закон «О промышленной безопасности»), которое определяет характеристики опасных веществ:
  • горючие;
  • взрывчатые;
  • окисляющиеся;
  • воспламеняющиеся;
  • токсичные;
  • высокотоксичные.

В зависимости от имеющихся химико-физических свойств одни и те же вещества могут относиться одновременно к нескольким видам опасных элементов.

Закон «О промышленной безопасности» содержит информацию о том, что в процессе идентификации используется экспертиза промышленной безопасности, проектная документация, паспорт безопасности, карточки опасных грузов, иные информационные источники из открытого доступа, результаты исследований.

Что такое риск-ориентированный подход

В ведомстве отмечают, что показатели аварийности и травматизма на многих современных предприятиях постепенно снижаются.

Сыграл роль риск-ориентированный подход. Он подразумевает разделение предприятий по классу опасности: от I до IV. Наиболее опасные производства выделяют не только по рабочему процессу, но и по числу случаев аварийности и травматизма.

Требования к соблюдению мер промышленной безопасности усиливаются. Проводятся экспертизы промышленной безопасности, вводится дистанционный мониторинг всех отлаженных производственных процессов. Именно за счет дистанционного мониторинга в разы снижается число аварий и ситуаций получения травм на производстве.

Работу с документами упростит «Электронный инспектор»

Систему контроля в разы упростит «Электронный инспектор». Это современная электронная система была спроектирована для удобства работы инспекторов и руководителей предприятий.

Доступ к сервису осуществляется через Личный кабинет. Поднадзорные организации смогут в постоянном режиме выполнять самопроверку.

Система способна заметить любую неточность в документах и отправить их на доработку.

У системы есть и ещё один плюс. С компьютером невозможно «договориться». А значит, запуск цифровых решений значительно снизит риски коррупционных преступлений.

Первый этап запуска «Цифровой платформы Ростехнадзора» запланирован на середину 2021 года.

«Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»

При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:

Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом

  • Заключение экспертизы промышленной безопасности должно содержать: 1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы; 2) вводную часть, включающую: указание на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности (пункт, подпункт, часть, статья) на соответствие которым проводится оценка соответствия объекта экспертизы; сведения об экспертной организации (наименование организации, ее организационно-правовая форма, дата выдачи лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, ее номер); сведения об экспертах, принимавших участие в проведении экспертизы (фамилия, имя, отчество (при наличии), регистрационный номер квалификационного удостоверения эксперта); 3) наименование объекта экспертизы, на который распространяется действие заключения экспертизы; 4) данные о заказчике (наименование организации, ее организационно-правовая форма); 5) цель экспертизы; 6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации; 7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы; 8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на конкретные структурные единицы нормативных правовых актов в области промышленной безопасности; 9) выводы заключения экспертизы; 10) приложения, предусмотренные пунктом 31 настоящих Правил;11) сведения о проведенных мероприятиях и о результатах технического диагностирования технических устройств, обследования зданий и сооружений (при их проведении).см. страницу терминадолжно содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта): 1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта; 2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия (в том числе мероприятия, компенсирующие несоответствия), после проведения которых или при выполнении которых в процессе применения техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и не может быть применен при эксплуатации опасного производственного объекта.
  • Результат проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение в письменной форме, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированными электронными подписями руководителя организации, проводившей экспертизу, и эксперта (экспертов), участвовавшего (участвовавших) в проведении экспертизы. см. страницу термина
  • Эксперт в области промышленной безопасности является физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке , которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы. см. страницу термина
  • Экспертиза промышленной безопасности проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники. см. страницу термина
  • 9. Эксперт второй категории ДОЛЖЕН соответствовать следующим требованиям: …
  • 8. Эксперт первой категории ДОЛЖЕН соответствовать следующим требованиям: …
  • 10. Эксперт третьей категории ДОЛЖЕН соответствовать следующим требованиям: …
  • Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не ДОЛЖЕН участвовать в проведении экспертизы. …
  • 12. Эксперты ОБЯЗАНЫ: …
  • 11. Эксперту ЗАПРЕЩАЕТСЯ участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит. …
  • В случае участия в экспертизе группы экспертов, может быть определен руководитель группы экспертов, обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы. Область аттестации руководителя группы экспертов ДОЛЖНА соответствовать объекту экспертизы. …
  • 14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не ДОЛЖЕН превышать трех месяцев со дня получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее — заказчик) комплекта необходимых материалов и документов. Срок проведения экспертизы может быть продлен по соглашению сторон. …
  • 16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, ЗАПРЕЩАЕТСЯ проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации. …
  • Эксперты, участвующие в проведении экспертизы, ОБЯЗАНЫ соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте, установленные заказчиком. …
  • 22. Заказчик ОБЯЗАН предоставить безопасный доступ экспертам, участвующим в проведении экспертизы, к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, к зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза. …
  • 33. Экспертная организация ДОЛЖНА осуществлять учет выданных заключений экспертизы и хранить их копии. …
  • 34. Заключение экспертизы ДОЛЖНО содержать: …
  • В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы ДОЛЖНЫ указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика. …
  • 35. Заключение экспертизы ДОЛЖНО содержать один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта): …
  • 36. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы ДОЛЖНЫ дополнительно приводиться сведения о расчетных и аналитических процедурах оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации. …
  • 37. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы ДОЛЖНЫ содержаться следующие выводы: …
  • 3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности и НЕ МОЖЕТ БЫТЬ применен при эксплуатации опасного производственного объекта. …
  • 38. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы ДОЛЖНЫ содержаться следующие сведения: …
Читайте также:  Непоименованный договор

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

« все документы

© АО НПО «Техкранэнерго» Нижегородский филиал 2010-2021 Нижний Новгород, ул.Гребешковский откос, д. 7, офис 1

Инструкция по работе с сайтом

Эксперт и экспертная организация по Закону № 248-ФЗ о государственном контроле (надзоре) с 2021 года

С 2021 года в России действует Федеральный закон от 31.07.

2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), который установил совершенно новый подход к контрольно-надзорной деятельности инспекторов различных госорганов при проведении проверок и иных мероприятий. Из этой статьи узнаете, про одних из основных участников контроля (надзора) – экспертов и экспертные организации по Закону № 248-ФЗ о государственном контроле (надзоре) с 2021 года.

Согласно ст. 33 Закона № 248-ФЗ, статус эксперта подразумевает одновременное соответствие следующим критериям:

  • нет личной заинтересованности в результатах контрольного (надзорного) мероприятия/действия;
  • нет статуса ИП;
  • есть специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности;
  • получен статус эксперта в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ.

Эксперта привлекает контрольный (надзорный) орган для проведения экспертизы.

В свою очередь, экспертной организацией может быть:

  • не заинтересованные в результатах контрольного (надзорного) мероприятия/действия юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель;
  • когда есть аккредитация в соответствии с законодательством РФ о национальной системе аккредитации.

Экспертная организация сама определяет из числа своих работников лиц, которые будут выступать в качестве экспертов.

Также см. «Новый подход к проверкам с 1 июля 2021 года: основные изменения».

Аттестация экспертов

Порядок и правила аттестации экспертов, привлекаемых к осуществлению экспертизы, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2328.

Срок проведения аттестации эксперта – до 60 рабочих дней.

Читайте также:  Как юристу справиться с потоком негативной информации

Аттестация может быть:

  • сроком действия не менее 5 лет (общее правило);
  • однократной – на срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
  • бессрочной (при необходимости).

Квалификационный экзамен для аттестации проводится не всегда, а при необходимости.

Контрольный (надзорный) орган вносит сведения об аттестации эксперта в открытый реестр на своём официальном сайте.

Одно из оснований прекращения действия аттестации эксперта – подтверждение контрольным (надзорным) органом недостоверности или необъективности результатов его деятельности.

Приостановление действия аттестации эксперта происходит при его поступлении на государственную или муниципальную службу, а также при принятии на работу в контрольный (надзорный) орган, принявший решение о его аттестации.

Аттестации экспертов, выданные до 01.07.2021, актуальны до окончания их срока.

Права и обязанности экспертов

При проведении экспертизы эксперт, экспертная организация вправе:

  • знакомиться с документами и материалами, относящимися к экспертизе;
  • отказаться после получения документов и материалов, в том числе проб и/или образцов продукции (товаров), от экспертизы, если поставленные вопросы находятся вне их компетенции, или от ответов на вопросы, не входящие в их компетенцию;
  • запросить письменно в течение 3-х рабочих дней со дня получения документов и материалов для экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и/или образцы продукции (товаров), необходимые для экспертизы;
  • уточнять поставленные вопросы в соответствии со своими специальными и/или научными знаниями и компетенцией;
  • включать в заключение выводы об обстоятельствах, которые имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия и в отношении которых не были поставлены вопросы.

Одновременно эксперт или экспертная организация обязаны:

  • подготовить заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований;
  • не разглашать сведения, полученные в результате экспертизы, и не передавать их третьим лицам (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ);
  • соблюдать установленные сроки экспертизы.

По требованию проверяемого лица инспектор обязан предоставить информацию о привлекаемых экспертах, экспертных организациях, чтобы подтвердить их полномочия.

Ответственность

За дачу заведомо ложного заключения эксперт/экспертная организация несут ответственность, предусмотренную законодательством. Об этом они всегда должны быть предупреждены.

Как работают эксперты

Документы, которые оформляют эксперты, должны быть электронными с усиленной квалифицированной подписью (ч. 1 ст. 21 Закона № 248-ФЗ). Это правило действует с 31 декабря 2023 года. Но Правительство РФ может в рамках отдельных видов госконтроля ввести в действие это правило и ранее.

Положение о виде контроля может устанавливать особенности проведения экспертиз по меньшим срокам, объему.

Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, помимо прочего, обязательно указывают экспертов или наименование привлекаемой экспертной организации.

Экспертам и экспертным организациям возмещают расходы, понесенные ими в связи с участием в контрольных (надзорных) мероприятиях, если порядок возмещения установлен федеральным законом о виде контроля (ст. 35 Закона № 248-ФЗ).

Наличие экспертизы не избавит от ответственности

Ростехнадзор намерен исключить формальный подход при проведении экспертизы промышленной безопасности на опасных объектах. Речь идет об отказе с июля 2021 года от обязательной экспертизы зданий, сооружений и оборудования — решение о продлении их эксплуатации теперь будет принимать руководство предприятия, в том числе на основе внутренней экспертизы.

Предполагается, что новый механизм снизит издержки бизнеса, а вместе с тем увеличит ответственность руководства за безопасность на предприятиях. Пока служба не конкретизирует, как именно будет реализована «личная ответственность» их руководителей. Компании же, хотя и поддерживают идеи дерегулирования, относятся к инициативе с осторожностью и ждут конкретики.

Ростехнадзор предложил скорректировать механизм экспертизы промышленной безопасности, отказавшись от требования обязательной экспертизы зданий, сооружений и оборудования на опасных промышленных объектах,— поправки к закону о промбезопасности опубликованы на regulation.gov.ru. Одновременно служба предлагает перенести принятие решений о продлении сроков эксплуатации таких зданий, сооружений и оборудования на руководство компаний.

Само же решение может быть основано на результатах как внешней, так и внутренней экспертизы — проведение таких обследований не потребует разрешительных документов.

Такой подход продиктован положениями одобренного правительством в сентябре Общенационального плана восстановления экономики и должен снизить расходы бизнеса на выполнение избыточных требований в сфере промбезопасности, следует из пояснительной записки. Проектируемые нормы также должны способствовать «повышению уровня правосознания и дисциплинированности руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, а также пониманию личной ответственности».

Ранее в Ростехнадзоре неоднократно отмечали формальный подход ряда предприятий к выполнению требований об экспертизе.

«Сейчас менеджменту предприятий нужен документ-подтверждение о проведении экспертизы, чтобы уйти от ответственности в случае аварии,— пояснили в пресс-службе Ростехнадзора.

— После принятия закона понадобится документ другого свойства — чтобы аварии не произошло. Потому что ответственность за нее будет лежать на заказчике экспертизы».

На вопрос “Ъ” о том, как будет реализована ответственность руководства и менеджмента, в службе вчера не ответили. Разработанный проект таких деталей также не содержит.

По словам главы комитета ТПП по ЖКХ и строительству Андрея Журавлева, поправки должны сократить количество проверок и штрафов, тем самым снизив давление на предпринимателей. Впрочем, бизнес пока не понимает, как механизм будет реализован на практике, и в отсутствие детализации норм об ответственности проявляет осторожность в оценках.

В деловых объединениях инициативу Ростехнадзора в целом поддерживают. «Добросовестный бизнес и сам заинтересован в качественной экспертизе и обеспечении безопасности на предприятии.

Теперь компании смогут самостоятельно решать, когда им проводить экспертизу,— обязательная процедура лишь создавала бюрократические проволочки»,— сообщил “Ъ” собеседник на рынке.

Диана Галиева

Новое в промышленной безопасности в 2021 году

Промышленная безопасность – это зона повышенной ответственности, поскольку от соблюдения актуальных правил в этой области зависит здоровье и даже жизнь работников опасных производств. Эта ответственность распределена между всеми участниками деятельности в этой сфере, включая государственные контролирующие органы, работодателей и работников.

Однако при планировании работы в этом направлении всем сторонам нужно понимать, что промбезопасность – это та область, в которой действующие требования регулярно пересматриваются и уточняются. Важность этого принципа обусловлена изменениями, диктуемыми реальным сектором экономики.

Ведь в промышленном производстве вопросы эффективности становятся наиболее значимыми, что ведет к весьма быстрому обновлению технологий и применяемого оборудования.

А новейшие технологии и основные средства требуют обновления подходов к организации мер по охране труда и обеспечению необходимого уровня безопасности работников.

Основные изменения

В 2020 году в этой области, как и в предыдущие годы, произошел ряд важных изменений.

Основные из них связаны с принятием новых нормативных документов, которые вводят серьезные требования к организации мер по промышленной безопасности на производственных предприятиях. При этом ранее действовавшие нормативы в большей части таких случаев подлежат отмене.

Однако в отдельных ситуациях они переводятся в статус рекомендательных документов, действие которых не прекращается. Проанализируем наиболее важные из них более детально.

Законопроект о внесении изменений в 116-ФЗ

Сейчас основной нормативный документ, устанавливающий требования в области промышленной безопасности, — это по-прежнему федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ.

Представители Ростехнадзора многократно обращали внимание на то, что отдельные положения этого закона не отвечают текущей ситуации в рассматриваемой предметной области. Поэтому в июне 2019 года ведомством был подготовлен масштабный проект, нацеленный на ликвидацию выявленных недостатков.

Он был в установленном порядке опубликован на официальном портале проектов для организации публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

Читайте также:  Поворот исполнения решения суда в арбитражном процессе, в гражданском процессе, образец заявления

Основные нововведения, предложенные Ростехнадзором, касались следующих вопросов:

  • обновление применяемой понятийной базы, предполагающее введение новых терминов, отражающих текущее положение дел в области промышленной безопасности;
  • уточнение отдельных действующих понятий, основным из которых стало понятие «технические устройства». В проекте нормативного документа также предложено введение классификации таких устройств. Она включает две крупные категории: приспособления, применяемые для организации текущей эксплуатации опасных объектов промышленного производства (ОПО), и передвижная техника, типология которой приведена в законопроекте отдельным списком;
  • сужение сферы реализации процедуры оценки уровня промышленной безопасности объектов за счет исключения из нее проблем, касающихся продления нормативного срока эксплуатации зданий, конструкций, сооружений и технических приспособления. Рассматриваемые вопросы предложено выделить в отдельную процедуру;
  • введение обновленного механизма выполнения плановых проверок промышленных объектов разной степени опасности, задачей которого становится оптимизация порядка их выполнения. Конкретнее, предполагается установить связь между результатами проведенного аудита системы промбезопасности, действующей на предприятии, с графиком плановых проверок. Предлагался следующий алгоритм: если обнаружится, что итоги такого аудита были положительными, и они были зафиксированы в отчетной документации установленного образца, периодичность плановых проверок на таких предприятиях можно будет снизить до одного раза в пять лет;
  • введение системы выполнения дистанционного мониторинга промышленных предприятий, принадлежащих к группе опасных объектов. Одним из важных компонентов такой системы должна была стать процедура автоматизированной передачи необходимых данных в государственную систему учета. При этом предприятия, которые внедрили у себя такую систему, предполагалось исключить из графика организации плановых проверок;
  • дополнительные предложения, нацеленные на уточнение порядка выполнения отдельных видов работ, например, сварочных;
  • дополнительные предложения, ориентированные на установление требований безопасности, применяемых в ходе эксплуатации конкретных видов оборудования и техники, используемой при организации функционирования опасных производств.

Для внедрения предложенных нововведений предлагалось установить переходный период. Основная идея этого предложения заключалась в возможности облегчения адаптации к новым требованиям владельцев опасных производственных объектов, а также эксплуатирующих организаций. Согласно законопроекту, рассматриваемый период должен был длиться до 31 декабря 2021 года.

Результаты рассмотрения законопроекта

Согласно действующим правилам, после прохождения общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы законопроект был передан на рассмотрение в Министерство экономического развития РФ.

По результатам этого рассмотрения ведомство опубликовало на официальном портале проектов масштабный отчет, в котором указало на множество значимых недостатков разработанного документа.

В их список вошли:

  • несоответствие требованиям дорожной карты осуществляемого на федеральном уровне проекта «регуляторной гильотины», нацеленного на снижение административной нагрузки на бизнес и ликвидацию избыточных регулятивных требований, содержащихся в действующем законодательстве;
  • непроработанность механизма контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на предприятиях с использованием новых инструментов;
  • присутствие избыточных ограничений, контролирующих процедур и запретов, предусмотренных законопроектом;
  • недостаточная степень гармонизации проекта с действующей нормативной базой;
  • другие недостатки.

По результатам проведенного анализа Министерство сделало вывод о неготовности законопроекта к принятию в первоначальном виде и направило его на доработку. Однако, принимая во внимание актуальность этого вопроса и планы ведомства по его доработке, представленные в официальном формате, многие эксперты считают, что он может быть принят в этом году.

Другие проекты Ростехнадзора

Однако работа над проектом федерального закона о промышленной безопасности – не единственное направление работы Ростехнадзора в области нормотворчества.

Их полный список опубликован на официальном портале ведомства в виде конкретного плана. Он был утвержден руководителем службы в приказе № 6 от 14 января 2020 г.

Этот список включает три важных проекта федеральных законов, а также ряд дополнительных нормативных документов, в том числе:

  • законопроект, вносящий изменения в действующий федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ, посвященный вопросам безопасности гидротехнических конструкций;
  • доработанный законопроект, вносящий изменения в федеральный закон о промбезопасности от 21.07.1997 N 116-ФЗ;
  • законопроект, содержащий ряд серьезных изменений в действующий Градостроительный кодекс. Они касаются процесса эксплуатации разных типов потенциально опасных объектов, например, лифтов, эскалаторов, подъемных механизмов и проч. Предполагается, что документом будет введено требование об установлении государственного надзора за ходом функционирования таких объектов;
  • ряд нормативных документов, предусматривающих пересмотр действующих федеральных норм и правил в разных областях производственной деятельности. Общее количество документов, которые подлежат пересмотру согласно утвержденному плану, составляет почти 30 правовых актов.

Утвержденные изменения: охрана труда

Отдельные важные изменения в области обеспечения промбезопасности на производственных предприятиях пока находятся в стадии разработки, другие уже утверждены и вступили в действие, то есть будут применяться в 2021 году. Значительная часть из них касается вопросов охраны труда в организациях. Рассматриваемые нововведения коснулись следующих областей:

  • эксплуатация транспорта, задействованного в рамках технологического цикла на промышленных производствах. Для этой отрасли утверждены новые нормативы по ОТ, зафиксированные в приказе Минтруда №553н от 27.08.2018;

Новотест — Сертификация и декларирование, техническая документация

Промышленная безопасность — это комплекс разнообразных мероприятий целью предотвращение и/или минимизация последствий аварий на опасных производственных объектах (ОПО).

Промышленная безопасность и предприятие неразрывно связанны на всех этапах существования организации от стадии проектирования и эксплуатации, до ликвидации предприятия. За соблюдением исполнения норм и правил промышленной безопасности отвечает предприятие в лице руководителя предприятия, главного инженера и лиц ответственных за эксплуатацию опасного оборудования.

Надзор со стороны государства, возложен на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и иных федеральных норм и правил (ФНиП).

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) – это процесс подтверждения соответствия объекта требованиям и нормам безопасности, прописанным в федеральных нормах и правилах промышленной безопасности, а также иных документах РФ по промбезопасности. Заказать услугу

Экспертизе подлежат здания и сооружения, технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах (ОПО), а также различные виды технической документации, связанные с эксплуатацией опасно производственных объектов.

Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированное в реестре заключений ЭПБ Ростехнадзора.

Виды экспертиз промышленной безопасности

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 ФЗ-116 «О промышленной безопасности. опасных производственных объектов..» от 21.07.97 г. экспертная организация может проводить следующие виды экспертиз:

  1. экспертиза промбезопасности технических устройств;
  2. экспертиза промбезопасности зданий и сооружений;
  3. экспертиза промбезопасности проектной документации;
  4. экспертиза промбезопасности декларации промышленной безопасности;
  5. экспертиза обоснования безопасности опасных производственных объектов.

Основные случаи, когда может потребоваться экспертиза промышленной безопасности

  • отсутствуют документы на техническое устройство;
  • в техпаспорте не указан срок службы объекта;
  • истечение срока эксплуатации, установленного проектной документацией;
  • на техническое устройство воздействовали внешние силовые нагрузки, неучтенные расчетными параметрами;
  • возникновение аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • проводятся ремонтные работы, изменяющие конструкцию объекта или заменяющие материалы его несущих конструкций;
  • вносятся изменения/дополнения в проектные документы;

Экспертиза различных объектов

Перечень объектов, подлежащих экспертизе промышленной безопасности на опасном производственном объекте:

  • химически опасные, взрывопожароопасные и объекты спецхимии;
  • нефтяная и газовая промышленности;
  • коксохимическая промышленность и металлургия;
  • горнорудная и нерудная промышленность;
  • угольная промышленность;
  • транспортировка опасных веществ;
  • использующие оборудование, работающее под избыточным давлением;
  • системы газопотребления и распределения газа;
  • подъемные сооружения;
  • хранение и переработка растительного сырья.

В зависимости от типа опасного объекта определяется направление работ и их необходимый объем в рамках ЭПБ.

Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *