Личный закон юридического лица: в мчп (международном частном праве), в россии, сфера применения, понятие и содержание, национальность юридического лица

Юридическое лицо — это организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает им по своим обязательствам, приобретает гражданские права и несет обязанности, выступает от своего имени в суде и арбитраже.

Под юридическими лицами в отличие от физических лиц понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников).

Ст. 48 ГК РФ. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

  • Правоспособность в гражданском праве подразумевает способность лица (физического либо юридического) иметь права и нести обязанности.
  • Правоспособность юридического лица появляется с момента его регистрации (внесения записи в ЕГРЮЛ о его создании) и заканчивается с момента внесения записи об исключении из реестра указанного юридического лица.
  • Различают общую и специальную правоспособность юридических лиц.

При общей правоспособности юридическое лицо вправе приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности, как и лицо физическое, за исключением таких прав и обязанностей, необходимой предпосылкой которых являются естественные свойства человека. Общая правоспособность характеризуется тем, что юридическое лицо может осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, конечно, за исключением тех, которые не запрещены законодательством.

При специальной правоспособности юридическое лицо вправе вступать в такие правоотношения, которые необходимы только для достижения указанной в законе или уставе цели.

Если в уставе юридического лица содержится исчерпывающий список видов деятельности (закрытый), то такое юридическое лицо будет иметь специальную правоспособность.

Кроме того, специальная правоспособность может быть установлена законом.

Юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возникают вопросы:

  1. 1) о признании правосубъектности иностранного юридического лица;
  2. 2) о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.
  3. Функции, которые выполняют юридические лица в международных хозяйственных отношениях, позволяют утверждать, что именно они являются основными субъектами международного частного права.

Основным критерием при определении правового положения юридического лица является личный закон юридического лица, так как он определяет его государственную принадлежность, «национальность». Личный закон (статут) юридического лица отвечает на вопрос о «национальности» юридического лица или его государственной принадлежности.

 «Национальность» юридического лица – это принадлежность юридического лица к определенному государству, право этого государства компетентно ответить на весь круг вопросов, связанных с правоспособностью юридического лица..

1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации». (Теория ИНКОРПОРАЦИИ)

Если юридическое лицо, учрежденное российскими лицами со 100 %-ным российским капиталом, зарегистрировано в оффшорной зоне, например на Кипре, то возникает вопрос, по какому праву будет определяться его правоспособность, в данном случае – право страны, где учреждено юридическое лицо, будет всегда его личным законом независимо от его принадлежности.

Личный закон юридического лица: в МЧП (международном частном праве), в России, сфера применения, понятие и содержание, национальность юридического лица

  • 2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:
  • 1) статус организации в качестве юридического лица;
  • 2) организационно-правовая форма юридического лица;
  • 3) требования к наименованию юридического лица;
  • 4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
  • 5) содержание правоспособности юридического лица;
  • 6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
  • 7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
  • 8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам;
  • 9) вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.

3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

4.

Если учрежденное за границей юридическое лицо осуществляет свою предпринимательскую деятельность преимущественно на территории Российской Федерации, к требованиям об ответственности по обязательствам юридического лица его учредителей (участников), других лиц, которые имеют право давать обязательные для него указания или иным образом имеют возможность определять его действия, применяется российское право либо по выбору кредитора личный закон такого юридического лица.

Теории определения личного закона юридического лица.

В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона, или личного статута юридического лица (lex societatis). Личный закон (статут) юридического лица отвечает на вопрос о «национальности» юридического лица или его государственной принадлежности.

На основе этого закона можно установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, какова его правоспособность и дееспособность, как определяется ответственность по обязательствам юридического лица и т.д.

В международном частном праве эти вопросы разре­шаются на основании так называемого личного закона юридического лица (lex societatis). Именно по нему опре­деляют привязку юридического лица к той или иной пра­вовой системе при выяснении коллизионных вопросов.

Однако нет единства в определении того, что же счи­тать личным законом юридического лица. Законодательст­во некоторых стран опирается в этом вопросе на понятие национальности (то есть места регистрации юридического лица); в некоторых других странах — на понятие домици­лия; в третьих — на принцип резиденции (место постоян­ного пребывания, где совершаются основные операции).

Существует несколько доктрин, определяющих статуса юри­дического лица.

1. Доктрина инкорпорации. Считается, что личным за­коном юридического лица является право государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано. В основ­ном такое представление господствует в странах англо­американского права. В результате коллизии остаются.

Нередко юридическое лицо создается в одном государстве, имеет центр своего управления в другом, а основные опе­рации осуществляет в третьем.

Это и приводит к тому, что юридическое лицо может избежать выполнения тех требо­ваний, которые предусмотрены законодательством страны, где иностранное юридическое лицо осуществляет свою практическую деятельность.

Основные преимущество:

a. легкость практического применения

b. предсказуемость правого регулирования.

Недостатки:

a. Учредитель юр.лица имеет возможность выбрать для себя гос-ва с наиболее привлекательной правовой системой и учредить там юр.лицо, которое по факту будет функционировать и управляться в другом гос-ве

2. Доктрина центра эксплуатации. Согласно этой док­трине личным законом юридического лица является закон места осуществления его основной деятельности. Однако при такой постановке вопроса не будет учтено то обстоя­тельство, что юридическое лицо может иметь несколько стран, где осуществляется его деятельность.

  1.  теория центра эксплуатации (Индия),
  2. Исходит из критерия – основное место деятельности.
  3. Недостатки:

a. Неопределенность данного критерия – юр.лицо может осуществлять свою деятельность на территории нескольких гос-в

b. Настойчивость – юр.лицо может сменить несколько мест совей предпринимательской деятельности.

3. Доктрина оседлости. Во многих странах континен­тального права (Австрия, Германия, Франция, Швейца­рия) личным законом юридического лица признается за­кон места нахождения его административного центра(центра управления). Но и здесь возникают различного рода казусы.

Так, в литературе по международному частному праву приводятся примеры, когда компания, образованная по законам Франции, имеет центр управления в Англии. Согласно английской доктри­не инкорпорации это юридическое лицо имеет француз­скую национальность, поскольку оно образовано и зареги­стрировано в Париже.

А согласно французской доктрине оседлости это юридическое лицо имеет английскую нацио­нальность, ибо его административный центр управления находится в Лондоне. В результате получается, что такое юридическое лицо вообще не имеет национальности.

А ес­ли бы оно было бы создано в Англии и имело свой центр управления во Франции, то приобрело бы сразу две нацио­нальности.

  • Преимущества:
  • a. Обеспечена защита персонала
  • Недостатки:

a. Проблема признания иностранных юр.лиц. она возникает в случае, когда юр.лицо учреждено в гос-ве, придерживающимся критерия места учреждения юр.лица, но органы юр.лица фактически находятся на территории гос-ва, использующего критерий реальной оседлости. Или наоборот, юр.

лицо зарегистрировано в стране, где доминирует критерий реальной оседлости, но фактически управляется с территории другого гос-ва. В указанных примерах юр.лицо не будет признано на территории страны, использующей критерий реальной оседлости, либо будут признаны в ином качестве.

Для признания, там необходимо вновь зарегистрироваться.

По этому поводу известный специалист в области меж­дународного частного права В.П.

Звеков заметил, что обращение к любому коллизионному критерию(к этим трем) — они носят формальный характер) с целью определения «национальности» юридического лица, его го­сударственной принадлежности ставилось практикой под сомнение на том основании, что ее применение не выявля­ет действительной принадлежности капиталов юридиче­ского лица и потому носит формальный характер. Пози­ция эта породила так называемую теорию контроля.

4) Теория контроля — юридическое лицо имеет национальность того государства, с территорий которого контролируется (в смысле акционерами) его деятельность.

Теория контроля определена как господствующее правило коллизионного регулирования личного статута юридических лиц в праве большинства развивающихся стран (Конго, Заир).

В качестве субсидиарной коллизионной привязки эта теория используется в праве Великобритании, США, Швеции и Франции. юридический международный иностранный

Она возникла в связи с событиями первой и второй мировых войн, когда для предупреждения нарушения законодатель­ства «о враждебных иностранцах» устанавливались вла­дельцы капиталов юридических лиц. В качестве иллюстра­ции направленности данной теории приводится дело (дело Даймлера) Daimler Co v.

Continental Tyre and Rubber Co (1915 г.), при разрешении которого в английском суде обсуждался во­прос, может ли имеющая британскую национальность ком­пания, акции которой находятся в руках враждебных ино­странцев (из 25 тыс.

акций акционерной компании по продаже шин лишь одна акция принадлежала британскому подданному, другими же владели германские собственни­ки), «рассматриваться как британская компания с точки зрения законоположений о запрещении торговли с вра­гом». С точки зрения английского права, компания — английское юридическое лицо.

Однако суд признал, что в данном случае надо установить, кто контролирует юридическое лицо, и соответственно с этим решил вопрос о его фактической принадлежности.

В отличие от критериев формального характера, которые сохраняют определенную стабильность, состав капитала непостоянен, он меняется; поэтому установление государственной принадлежности на основе критерия контроля не остается неизменным.

При перераспределении уставного капитала между акционерами из различных государств национальность юридического лица будет постоянно меняться.

Кроме того, в ряде случаев установить состав капитала (например, в анонимных компаниях в отношении акций на предъявителя) вообще нельзя, а от этого зависит определение «национальности» в случае применения «теории контроля».

Многовариантное понимание коллизионного принципа «личный закон юридического лица» оказывает негативное влияние на развитие международных экономических отношений, а различное определение национальной принадлежности юридических лиц порождает проблемы «двойной национальности», двойного налогообложения, невозможности признать компанию банкротом или наложить арест на ее уставной капитал. В целях устранения подобных проблем современная судебная практика и законодательство большинства стран идут по пути определения национальной принадлежности юридических лиц при помощи комплексных критериев, совмещения нескольких коллизионных начал, установления «цепочки» коллизионных норм.

⇐ Предыдущая17181920212223242526Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Некоторые вопросы правового положения государств и юридических лиц в международном частном праве

На сегодняшний день юридические лица являются одним из основных участников в отношения международного характера.

Гражданский Кодекс Российской Федерации дает следующее определение юридическому лицу: «организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

[1] Правовое положение юридических лиц в Российской Федерации определяется законодательством и Уставом, в то время как правовое положение юридических лиц в международном частном праве регулируется международными договорами и нормами национального законодательства, в котором создана и ведет свою деятельность организация.

Для определения правового положения юридического лица в международном частном праве используются такие понятия как личный закон (статут) юридического лица и национальность юридического лица.

Личный закон определяет внутреннюю организацию юридического лица, уставный капитал, права и обязанности учредителей и другие элементы.

Национальность юридического лица не следует путать с национальностью, или гражданством, физического лица. В международном частном праве этот термин имеет значение принадлежности к определенному государству.

Национальность юридического лица определяет его личный статут. Отсюда следует, что, например, является ли объединение юридическим лицом, зависит от его национальности. Национальность юридического лица дает о представления о тех правах и обязанностях, которыми наделено данное объединение.

  • Для решения различных правовых ситуаций, возникающих как в международном частном праве, так и в публичном праве, необходимо, прежде всего, определить национальность юридического лица. Существуют следующие подходы, которые помогут это осуществить:
  • 1)                  Критерий инкорпорации.
  • 2)                  Критерий местонахождения юридических лиц
  • 3)                  Критерий основного места деятельности юридического лица.
  • Таким образом, на данный момент не существует унифицированного подхода для определения национальности юридического лица.
  • Не меньшее значение имеет вопрос о правовом положении иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

Следует отметить, то иностранные юридические лица, если они были признаны таковыми, на территории Российской Федерации действуют в соответствии с ее национальным законодательством. Также возникает вопрос о том, какой режим будет предоставлен юридическому лицу и каким комплексом прав и обязанностей оно будет наделено.

В соответствии со ст.

29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в отношении товаров, происходящих из других государств устанавливается национальный режим, следовательно торговые фирмы — импортеры получают возможность осуществлять свою деятельность наравне с российскими торговыми организациями за некоторыми изъятиями. Отсюда можно сделать вывод, что именно национальное законодательство той страны, в которой осуществляет свою деятельность иностранное юридическое лицо, определяет набор его прав и обязанностей. [2]

  1. ГК РФ также указывает на то, что деятельность иностранных организаций регулируется национальным законодательством, в частности статья 2 гласит: «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». [1]
  2. Иностранные юридические лица могут осуществлять свою деятельность путем открытия филиалов и представительств.
  3. В соответствии с ГК РФ «Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту», а филиал представляет собой «обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства». [1]
  4. Таким образом были рассмотрены права иностранных юридических лиц при осуществлении своей деятельности на территории Российской Федерации, а также рассмотрены варианты определения личного закона и национальности юридического лица.

Второе важное направление, которое необходимо осветить в рамках данной статьи — правовое положение государства в международном частном праве.

На сегодняшний день государства вступают в различные виды общественных отношений не только друг с другом, а также международными межправительственными организациями, но и в общественные отношения с юридическими лицами, различными организациями и физическими лицами.

Соответственно две группы отношений в зависимости от субъектов отношений помимо государства регулируются различными видами права. Так, отношения вида государство — государство и государство — международная межправительственная организация регулируются международным публичным правом, в то время как другая группа отношений регулируется международным частным правом.

В. В. Гаврилов приводит следующие примеры случаев, когда возникают отношения второго типа:

  • 1)         государство осуществляет выпуск займов и облигаций, продаваемых иностранцам;
  • 2)         государство заключает концессионные соглашения и торговые сделки;
  • 3)         государство вступает в арендные отношения с иностранным участием;
  • 4)         государство выступает в качестве наследника выморочного имущества;

5)         государство предоставляет гарантии по внешнеторговым сделкам. [3, стр. 104].

В приведенных примерах государство следует рассматривать как определенный субъект права, но не отождествлять его с юридическими лицами, поскольку суверенитет государства неотделим от него, и даже в тех ситуациях, когда государство выступает в качестве субъекта экономической деятельности, оно все равно имеет черты, которые будут отождествлять его с носителем государственной власти.

Возможность участия государства в подобных общественных отношениях определена положения Гражданского Кодекса РФ, а именно статьей 124 ГК РФ, которая гласит, что: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов». [1]

Внешнеэкономические сделки государства в Российской Федерации регулируются положениями ФЗ от 8 декабря 2003 г.

N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который ограничивает участие РФ во внешнеэкономических сделках: «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами». [2]

Таким образом, можно сделать вывод, что Российская Федерации, равно как и субъекты РФ может принимать участие во внешнеэкономических отношения, а также в отношениях хозяйственного характера.

Одной из особенностей, которая отличает государство как специфичный субъект в отношениях собственности, является государственный иммунитет. В его основе лежит принцип «равный не имеет права над равным». В данном принципе можно выделить такие составляющие как:

  1. 1.                   Судебный иммунитет;
  2. 2.                   Иммунитет от предварительного обеспечения иска;
  3. 3.                   Иммунитет от принудительного исполнения иска;

4.                   Иммунитет собственности государства.

Понятие государственный иммунитет раскрывается через определения его составляющих, поэтому необходимо осветить каждое из них более подробно.

Судебный иммунитет представляет собой неподсудность одного государства другому.

Его значение состоит в том, что одно государство не может выступать в качестве ответчика по судебным делам в судах другого государства, а если такая ситуация и возможна, то только при таких обстоятельствах, когда существует выраженное в официальной форме и в соответствии со внутренним законодательством согласие на то государства — ответчика.

  • Иммунитет от предварительного обеспечения иска несет в себе недопустимость наложения принудительных мер на имущество государства без его согласия.
  • Иммунитет от предварительного исполнения иска предполагает, что без согласия государства нельзя осуществить вынесенное против него решение.
  • Иммунитет собственности государства имеет тесную связь со всеми описанными выше принципами и предполагает, что в отношении собственности одного государства не могут быть применены меры насильственного воздействия другого государства.

Иммунитет собственности распространяется на органы государства, представляющие его на территории другого государства, и на использующееся в этом случае имущество. При этом государство может отказаться от иммунитета имущества, что обычно закрепляется международными договорами, чаще всего двусторонними.

Таким образом, было рассмотрено правовое положение государства в международном частном праве, виды права, которые регулируют это положение, способы взаимодействия государств межу собой, а также с юридическими и физическими лицами.

Литература:

1.                   Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1

2.                   Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»

3.                   Гаврилов В. В. Международное частное право. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М), 2011. — 304 с.

«Критерии определения национальности юридического лица» [Эссе №12227]

Под национальностью юридического лица понимается его принадлежность к определенному государству.

Определение национальности юридического лица необходимо, во-первых, для выяснения вопроса, является ли оно отечественным или иностранным субъектом права; во-вторых, для установления его личного статута, отвечающего на вопросы о статусе данного образования — является ли оно юридическим лицом, каков порядок его возникновения и прекращения, объем правоспособности, организационная структура и пр.

  • В науке МЧП разработаны несколько критериев, на основании которых делают заключение о национальности (государственной принадлежности) юридического лица:
  • • критерий места, учреждения («инкорпорации») — юридическое лицо имеет национальность той страны, по праву которой оно было создано (зарегистрировано, инкорпорировано);
  • • критерий, местонахождения («центра оседлости») — юридическое лицо имеет национальность той страны, в которой расположены его исполнительный орган либо зарегистрированный (основной) офис;
  • • критерий места деятельности («центра эксплуатации») — юридическое лицо обладает национальностью того государства, в котором осуществляет свою основную деятельность;
  • • критерий контроля — определяющей признается государственная принадлежность учредителей (участников) юридического лица или членов его органа управления.
  • Законодательство Украины устанавливает различные критерии для определения иностранного юридического лица в отдельных сферах правового регулирования.

В соответствии со ст. 25 ЗУ «МЧП» Личным законом юридического лица считается право государства местонахождение юридического лица.

Местонахождением юридического, в соответствии с Законом, лица является государство, в котором юридическое лицо зарегистрировано или иным образом создано согласно с правом этого государства.

При отсутствии таких условий или если их невозможно установить, применяется право государства, в котором находится исполнительный орган управления юридического лица.

Однако уже Закон «О внешнеэкономической деятельности» использует иной критерий для деления юридических лиц на отечественных и иностранных — в ст. 1 Закон определяет иностранных субъектов хозяйственной деятельности как субъектов, имеющих постоянное местонахождение или постоянное место жительства за пределами Украины.

Под постоянным местонахождениемпри этом понимается местонахождение официально зарегистрированного главного органа управления (конторы) субъекта хозяйственной деятельности. Таким образом, в данном законодательном акте для разграничения отечественных и иностранных юридических лиц использован критерий местонахождения.

Закон «О налогообложении прибыли предприятий» определяет понятие «нерезиденты», используя две критерия —места учреждения и места нахождения.

К юридическим лицам — нерезидентам данным Законом отнесены «юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности, не имеющие статуса юридического лица, с местонахождением за пределами Украины, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством другого государства…».

Если обратиться к международным договорам Украины — имеет место применение всех четырех критериев. Например, Соглашение с Францией о взаимном содействии и взаимной защите инвестиций от 3.05.1994 г.

предусматривает применение нескольких критериев: «Термин «компании» означает любое юридическое лицо, созданное на территории одной из Договаривающихся Сторон в соответствии с ее законодательством и имеющее там свой юридический адрес, или прямо либо косвенно контролируемое гражданами одной из Договаривающихся Сторон или юридическими лицами, имеющими юридический адрес на территории одной из Договаривающихся Сторон и созданными в соответствии с ее законодательством». Данное определение указывает на необходимость применения трех критериев: места учреждения и местонахождения, а также контроля. Соглашение о взаимном поощрении и взаимной защите инвестиций с Польшей от 12.01.1993 г. предусматривает также и применение критерия места деятельности.

Включение в международные договоры тех или иных критериев определения национальности юридических лиц (обычно действующих комплексно, в совокупности) обусловлено различными подходами государств-сторон договора к определению национальности юридических лиц.

Признание иностранных юридических лиц.

Определение юридического лица как иностранного неизбежно ставит вопрос о его признании. Долгое время юридические лица, созданные по законам одного государства, не признавались и не могли осуществлять хозяйственную или иную деятельность в другом государстве.

Данный подход объясняется сущностью юридического лица как искусственного, фиктивного субъекта права, созданного и существующего в рамках определенного национального правопорядка, — за рамками действия данного правопорядка такие лица соответственно не признавались.

Однако развитие международных экономических отношений, глобализация хозяйственных связей показали неэффективность подобного подхода к иностранным юридическим лицам.

Сегодня вопрос о признании иностранных юридических лиц может решаться как во внутреннем праве, так и в международных договорах (двусторонних и многосторонних).

Общепризнанным принципом МЧП является автоматическое и безусловное признание иностранных юридических лиц.

Юридическое лицо, получившее статус субъекта права по законам одного государства, признается в качестве иностранного субъекта права на территории иного государства.

Иностранные юридические лица подтверждают свой статус выпиской из торгового, банковского или судебного реестра того государства, в котором было создано юридическое лицо и правопорядок которого наделяет его гражданской правосубъектностью, а также учредительными документами, заверенными в установленном порядке. Если иное не установлено международным договором, данные документы должны быть легализованы и переведены на язык той страны, где предполагается их использование (Приказ МВЭСиТорг Укр. от 18.01.1996г.№ 30).

  1. Определение права, применимого к иностранным юридическим
  2. липам.
  3. Правовой статус иностранного юридического лица определяется:
  4. 1) личным законом (статутом) юридического лица (законом страны его государственной принадлежности);
  5. 2) законом государства, на территории которого осуществляется
  6. деятельность юридического липа.
  7. Личный закон юридического лица (личный статут) определяет:
  8. • относится ли данное образование к категории юридических
  9. лиц, может ли оно выступать полноправным участником гражданско-
  10. правовых отношений;
  11. • порядок его возникновения и прекращения;
  12. • объем правоспособности;
  13. • органы управления;
  14. • режим имущества;
  15. • ответственность по обязательствам и др.

Допуск иностранного юридического лица к осуществлению деятельности на территории иностранного государства и порядок такой деятельности регулируется законами данного государства — т.е. применяется закон места осуществления деятельности.

Юридическое лицо не может иметь за границей больше прав, чем дал бы ему личный статут. В то же время иностранное юридическое лицо не может пользоваться правами, не предусмотренными законодательством государства, на территории которого осуществляется деятельность данного лица.

  • Иные подходы применяются в МЧП при определении правового статуса международных юридических лиц.
  • Международными юридическими лицами являются:
  • 1) юридические лица, созданные непосредственно международным договором или на основании национального закона, принятого в соответствии с международным договором, учредителями которых выступают государства или иные суверенные субъекты прав;

2) юридические лица, созданные и осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормами международных договоров, учредителями которых выступают субъекты частного права (европейская компания, европейское объединение с общей экономической целью и др.).

  1. Такие юридические лица не имеют национальности, их личным статутом является международный правопорядок.
  2. Тем не менее, международные юридические лица не являются полностью автономными по отношению к национальным правовым системам — по ряду вопросов, круг которых определяется в соответствующем международном договоре, данные юридические лица подчиняются национальному праву отдельного государства — например, государства, в котором находится штаб-квартира или представительство международной организации или зарегистрированный офис европейской компании.
  3. Европейская компания является образованием нового типа, существенно изменяющим подход МЧП к вопросу о международных юридических лицах.

8 октября 2001 года Советом ЕС был принят Регламент об уставе европейской компании (Council Regulation (ЕС) N0 2157/2001 of 8 October 2001 on the Statute for a European company (SE)).

Регламент вводит единую для всех стран ЕС систему правового регулирования деятельности нового корпоративного образования — европейской компании (European Company Societas SE).

Европейская компания создается в форме публичной компании с ограниченной ответственностью и может быть зарегистрирована в любом из государств — членов ЕС. Наименование европейской компании обязательно должно содержать аббревиатуру «ЕС».

Статья 2 Регламента предусматривает различные способы формирования европейской компании. Европейская компания может быть создана двумя и более юридическими лицами путем подписки на ее акции, она может возникать вследствие слияния действующих публичных компаний или преобразования национальной публичной компании в европейскую.

Европейская компания может быть также сформирована как холдинговая компания, объединяющая национальные публичные компании. Разработчики положения планировали, что европейская компания будет использоваться прежде всего для осуществления трансграничных слияний публичных компаний, расположенных в различных государствах — членах ЕС.

Правовой статус европейской компании является достаточно специфичным. Она подчиняется нормам Положения об уставе европейской компании, а также специальным правовым предписаниям государств — членов ЕС относительно статуса европейской компании.

По вопросам, не урегулированным вышеназванными источниками, действует общее право страны местонахождения зарегистрированного офиса европейской компании (т.е. право данной страны, применяемое к национальным публичным компаниям).

Так, Положение не затрагивает вопросы налогообложения, конкуренции, интеллектуальной собственности, а также неплатежеспособности компаний, и соответственно к данным правоотношениям будет применяться внутригосударственное право стран — членов ЕС.

Капитал европейской компании должен быть выражен в евро. Размещенный капитал должен быть не менее 120 тыс. евро.

Европейская компания может переносить свой зарегистрированный офис из одного государства ЕС в другое, не утрачивая при этом своей правосубъектности, — действие совершенно неосуществимое для национальных юридических лиц.

Критерии определения «национальности » юридического лица

  1. Места учреждения; данный критерий характерен для стран англо- американской системы права;
  2. Места нахождения его административного (управляющего) центра, который характерен для стран континентальной Европы;
  3. Места осуществления его деятельности, «центр эксплуатации».

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса: «1.

Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо». Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении «национальности» юридического лица из критерия инкорпорации. Этот принцип применялся и в прежнем законодательстве.

Из этого следует, что, для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, какую государственную принадлежность оно имеет. Согласно ст. 1203 ГК личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.

Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом.

Таким образом, как и в любом правоотношении с иностранным элементом, решить вопрос изнутри невозможно. Вопрос следует рассматривать шире, так как всегда есть вероятность более справедливого разрешения ситуации. Как уже отмечалось, на наш взгляд сегодня это наиболее успешно удается применить только по вопросам налогообложения в силу существования множества двусторонних соглашений.

Следует развивать именно международное сотрудничество, основанное на практике, без использования отсылочных норм, чтобы иметь более или менее обоснованную базу разрешения спора, минуя коллизионные нормы. На сегодняшний день законодательство позволяет говорить об интеграции России в мировое экономическое сообщество, так как тенденция восприятия мирового законодательного опыта уже существует.

Юридические лица как субъекты международного частного права (определение их государственной принадлежности и личного статута)

Личный закон юридического лица (lex societatis)

Правовой статус юр. лица определяется законом того гос-ва, чью гос-венную принадлежность (национальность) имеет юр лицо. Национальность указывает на принадлежность юр лица к конкретному правопорядку, являющемуся личным статутом компании.

  • Личный статут юр лица (применимое право) представляет собой его личный закон, на основе которого определяются:
  • — статус организации в качестве юр лица;
  • — его организационно-правовая форма;
  • — требования к наименованию юр лица;
  • — вопросы создания, реорганизации и ликвидации юр лица, вопросы правопреемства;
  • — содержание и объем правоспособности юр лица;
  • — порядок приобретения прав и обязанностей;
  • — внутренние отношения, в том числе отношения юр лица с его участниками;
  • — способность юр лица отвечать по своим обязательствам.

Личный закон юр лица и его гос-венная принадлежность (национальность) — различные.

Личный закон — категория коллизионного права, право конкретного гос-ва, компетентное ответить на вопросы, которые связаны с правосубъектностью юр лица.

Гос-венная принадлежность (национальность) — материально-правовая категория, «привязанность» юр лица к определенному гос-ву и его правопорядку.

Варианты определения национальности юр лиц:

— теория инкорпорации: личным законом юр лица считается право того гос-ва, в котором данное лицо зарегистрировано (Великобритания, Россия, Китай, Индия, США)

  1. — теория оседлости: юр лицо принадлежит тому государству, на чьей территории находится его административный центр (Франция, Бельгия, Украина)
  2. — теория эффективного (основного) места деятельности (местонахождения коммерческого предприятия): юр лицо имеет национальность того гос-ва, на чьей территории оно ведет основную хозяйственную деятельность (Сирия, Алжир)
  3. — теория контроля:юр лицо имеет национальность того гос-ва, с территории которого контролируется и управляется его деятельность (законодательство большинства развивающихся стран, Вашингтонская конвенция 1965, Договор к Энергетической хартии 1994)
  4. — смешанный критерий:как дополняющие друг друга устанавливаются привязки к праву гос-ва инкорпорации, места нахождения и места осуществления деятельности, применяется и теория контроля (Италия, Канада, Египет).

В российском праве понятие личного статута юр лица дано в ст. 1202 ГК. Россия — одна из немногих стран мира, в чьем праве установлен только один критерий определения личного закона юр лица — критерий инкорпорации (п. 1 ст. 1202).

В отечественной доктрине указывается, что под местом учреждения юр лица понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа или место нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юр лица без доверенности. Поэтому при определении юр лица как российского критерий инкорпорации дополняется критерием оседлости. Судебная практика идет именно по этому пути.

НПА: Гаагская конвенция о признании прав юр лица за иностранными компаниями, ассоциациями, учреждениями (1956), Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (1957).

Государство как субъект международных частных правоотношений. Иммунитет государства и его виды.

       К субъектам международного частного права принято также государства, если они вступают в отношения с физическими или юридическими иностранными лицами.

       Виды правоотношений, в которых участвуют государства:во-первых, регулируемые международным правом отношения, возникающие между государствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, кредитные и т.д.);во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (не межгосударственные) организации и отдельные граждане.

       Особенности правоотношений с участием государства:государство — особый субъект гражданско-правовых отношений.

Оно не является юридическим лицом, так как в своих законах само определяет статус юридического лица;2)к договору между государством и иностранным физическим или юридическим лицом применяется внутреннее право этого государства;3)в силу своего суверенитета государство имеет иммунитеты, поэтому сделки с ним подвергнуты повышенному риску;4)в гражданских отношениях государство участвует на равных началах с другими участниками данных отношений.

       Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следующем изречении: Равный не имеет власти над равным»

       Содержание иммунитета. Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов: 1) Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.

  • 2) Иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска — суд, рассматривающий частно-правовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска.
  • 3) Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения — государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо принудительные меры по исполнению иностранного судебного (арбитражного) решения любыми органами этого и любого другого иностранного государства.
  • 4) Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
  • 5) Иммунитет сделок государства — предопределяется правилом, давно сложившимся в судебной практике — частно-правовые отношения международного характера с участием государства, в частности, сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Функциональный иммунитет. Этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на два вида: публично-правовую и частно-правовую.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *