Мораторий на налоговые проверки в 2021 году в связи с коронавирусом (на выездные налоговые проверки), продление моратория

Мораторий на налоговые проверки в 2021 году в связи с коронавирусом (на выездные налоговые проверки), продление моратория

ФНС решила позаботиться о здоровье сотрудников и налогоплательщиков (на фото – руководитель службы Даниил Егоров) / Максим Стулов / Ведомости

В Федеральной налоговой службе (ФНС) обсуждается приостановка всех мер контроля – выездные проверки, выемки, осмотры, допросы, при которых инспекторам приходится лично общаться с налогоплательщиками. Об этом «Ведомостям» рассказали два федеральных чиновника и сотрудник одной из налоговых инспекций.

Из-за распространения коронавируса количество выездных проверок сократят до минимума, проводить их будут только в случае критической необходимости, объясняет один из чиновников. Мораторий будет действовать, пока не нормализуется эпидемиологическая ситуация.

Обсуждается также перенос срока сдачи деклараций по НДФЛ (30 апреля), чтобы меньше людей приходило в инспекции, говорит чиновник, для этого потребуются поправки в Налоговый кодекс.

Представитель ФНС отказался от комментариев.

Это правильное решение, учитывая, что сами компании массово переходят на удаленную работу, говорит партнер ФБК Галина Акчурина. Среди клиентов уже началась легкая паника, рассказывает управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин, сотрудники компаний опасаются контактировать с налоговиками, так же как сотрудники инспекций – с бизнесом.

Серьезных проблем у службы не должно возникнуть, считает сотрудник налоговой инспекции.

Еще не начатые проверки можно отложить, а уже открытые – приостановить по решению руководителя налогового органа, рассуждает он, главное – чтобы мораторий не продлился более полугода: это предельный срок приостановки проверки, а всего она не может длиться более года.

Трудности могут возникнуть лишь с проверками, которые подходят к концу, говорит собеседник «Ведомостей»: можно не успеть провести выемки, поэтому такие проверки стоит завершить.

Еще одна проблема – проверки сложных операций, которые привели к уходу от НДС, говорит сотрудник другой инспекции: можно работать и дистанционно, но опросы свидетелей, выемка документов, конечно, более эффективные методы.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) не будет из-за коронавируса отказываться от выездов в компании и внезапных проверок, говорит начальник управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Тенишев.

Эти проверки – тоже способ защитить население и не дать ценам на жизненно важные товары, лекарства, маски вырасти, а недобросовестным компаниям – нажиться на сложной ситуации, объяснил он.

Представители ФТС, Ростехнадзора, Росприроднадзора и Роспотребнадзора не ответили на запросы «Ведомостей».

Затягивание проверок может помочь компаниям избежать ответственности, замечает партнер EY Алексей Нестеренко, если эпидемия продлится еще полгода и налоговые акты будут выписаны только в 2021 г., то ответственности за нарушения в 2017 г. бизнес избежит.

Риски могут возникнуть и у самого бизнеса: чем дольше длится проверка, тем больше может оказаться размер пени, предупреждает он.

Если компания не согласна с приостановкой проверки, она может оспорить такое решение, говорит Костальгин, но стоит в Налоговом кодексе предусмотреть, что при приостановке проверок из-за вируса пеня не будет накапливаться.

А партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская опасается, что после отмены режима удаленной работы бизнес может столкнуться с весьма интенсивными проверками – инспектора будут спешить, чтобы завершить проверки в срок.

Выездные проверки давно стали скорее исключением, чем правилом, но все помнят, что этот дамоклов меч может обрушиться в любую минуту, говорит партнер Taxology Алексей Артюх.

За последние пять лет число выездных налоговых проверок сократилось в 3,3 раза. В 2019 г. ФНС провела на 34% меньше выездных проверок, чем годом ранее, – всего около 9000.

При этом доначисленная по ним сумма сократилась только на 2,2% до 300 млрд руб. с 306,4 млрд.

Еще большее сокращение количества выездных проверок не означает, что налоговая будет меньше контактировать с бизнесом: взаимодействие уже перешло в формат предпроверочного анализа, указывает Акчурина, у службы достаточно ресурсов, чтобы обеспечить онлайн-контроль.

Налоговики могут проводить всю аналитическую работу, не выходя из кабинета, согласен Артюх, вне проверок можно запрашивать документы и проводить допросы.

Во время камеральных проверок можно затребовать всю необходимую документацию, говорит сотрудник одного из крупных бизнес-объединений, крупный бизнес привык именно к электронному взаимодействию с налоговой, ему так комфортнее.

Проблемы могут возникнуть скорее у малого бизнеса, полагает налоговый менеджер крупной компании. Приостановка выездных проверок будет правильным решением, поддерживает ФНС президент «Опоры России» Александр Калинин.

«Карантин» стоит распространить не только на проверки, считает Костальгин. Например, можно отсрочить подачу отчетности по контролируемым иностранным компаниям, которую можно сдать только лично, отмечает он: многие клиенты опасаются приходить в налоговые инспекции. Собирается ли ФНС делать исключения для них, собеседники «Ведомостей» не говорят.

На каком основании? Внеплановые проверки в 2021 году

Мораторий на проверки бизнеса в 2021 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является.

На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2021 году? Что такое инспекционный визит — новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2021 года? Подробнее об этом в нашей статье.

Мораторий с множеством оговорок.

В России в конце ноября 2020 года был продлен мораторий на весь 2021 год на проверки для бизнеса. Такими заголовками пестрила пресса, однако этот вопрос требует пояснений. Важно знать, что не все проверки отменены, и не для всех.

Например, для компаний, деятельность которых (или используемые производственные объекты в ходе этой деятельности) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, сохранены как плановые, так и внеплановые проверки.

Также не освободили от проверок участников бюджетного процесса, государственных, муниципальных бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Любопытная цифра:

90% российских компаний, к которым приходят с проверкой, признаются нарушителями.

На весь 2021 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако и для МСП мораторий является мерой поддержки с множеством оговорок.

Внеплановые проверки в отношении МСП могут проводить при ряде условий, например, при создании угрозы для жизни. В 2021 году к перечню разрешительных причин для внеплановой проверки добавилось несколько новых. Например, в 2021 году, на основании Постановления Правительства РФ от 30 ноября 2020 г.

№ 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году…» могут нагрянуть с внеплановой проверкой из-за получения административного наказания в связи с совершением грубого правонарушения, административного наказания из-за дисквалификации или приостановки деятельности предприятия.

Какие малые и средние предприятия освобождены от проверок:

  • запрет распространяется на юрлица и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства,
  • некоммерческие организации, среднесписочная численность сотрудников которых за предыдущий год не превышает 200 человек (исключением являются политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

От каких проверок НЕ освобождены МСП:

  • внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,
  • внеплановые проверки, цель которых — проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения,
  • внеплановые проверки, проводимые на основании дисквалификации или приостановки деятельности,
  • внеплановые проверки, призванные удостовериться в правильности сведений, указанных в документах на получение лицензии,
  • внеплановые проверки, назначенные в целях возобновления действия лицензии, призванные проверить устранение фактов, послуживших причиной приостановки действия лицензии.
Читайте также:  Налоги после карантина

В плане на 2021 год – сотни тысяч проверок.

500 тысяч проверок заявили различные контролирующие органы на согласование Генпрокуратуры. Генпрокуратурой было согласовано около 400 тысяч проверок на 2021 год.

Как рассказал в интервью «Российской газете» начальник управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры Артем Кононенко, в 2020 году прокуроры исключили из сводного плана более половины запланированных контролерами мероприятий — почти 200 тысяч, снизив их число до исторического минимума в 170 тысяч.

Предупредят о проверке или придут «как снег на голову» ?..

Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.

Уведомят ли заранее о внеплановой проверке?

  • Должны уведомить за 24 часа. О проведении внеплановой выездной проверки в 2021 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Уведомить контролирующий орган имеет право любым удобным для него способом, например, через электронный документ, письмом на электронную почту предприятия, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. Если, конечно, такой адрес указан в едином государственном реестре юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или же электронный адрес был ранее указан в выходных данных предприятия в отчетности или других материалах для контролирующего органа.
  • Не уведомят, если… Уведомление о проверке не предусмотрено в двух случаях:
  1. если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и коллекциям,
  2. в результате действий предприятия возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Проверки в форме визита.

Кроме того, с 2021 года вводятся новые формы контроля в ходе проверки.

  • Во-первых, законодательно установлено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио или видеосвязи.
  • Во-вторых, принято решение, что со второй половины 2021 года плановая проверка может быть заменена инспекционным визитом. Как гласит пункт 2 Постановления № 1969 от 30 ноября 2020 года, органом государственного контроля после 1 июля 2021 года может быть принято решение о проведении вместо плановой выездной проверки инспекционного визита. Такое решение должно быть принято не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
  • В-третьих, о проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения о замене проверки на инспекционный визит.

В чем ключевое отличие инспекционного визита от классической проверки? Такой визит, согласно закону о госконтроле, не может превышать один рабочий день. Это своего рода экспресс-проверка. Однако, как предупреждают многие эксперты, не стоит расслабляться.

Ведь довольно большое число проверок – это проверки налоговые, а в отношении налоговых проверок инспекционный визит не распространяется.

В ФЗ №248-ФЗ о госконтроле, в статье 2 под названием «Сфера применения» сказано, что положения настоящего ФЗ не применяются к организации и осуществлению следующих видов государственного контроля: налогового контроля, валютного контроля, таможенного контроля.

Как оценить вероятность проверки?

Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной. Эти факторы мы перечислили в статье выше.

Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность.

СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.

СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения, проверит все данные по счетам-фактурам со всеми контрагентами, обеспечит контроль над расхождениями начислений и уплаты НДФЛ, проверит РСВ по алгоритму госорганов и поможет сдать его с первого раза. СБИС обезопасит вас от дополнительных штрафов и пени, снизит риск доначислений.

О том, как уберечь предприятие от внеплановой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

Мораторий на проверки

Правительством РФ на период 2020 года принято решение о приостановлении проведения плановых административных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства:

Нормативно-правовая база:

— ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

— Постановление Правительства РФ от 03.04.

2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ПП РФ № 438) и некоторых иных подзаконных нормативных правовых актах.

  • Запрет на проведение плановых проверок субъектов МСП (в рамках 294-ФЗ):
  • — Контроль качества и безопасности медицинской деятельности;- Контроль в сфере обращения лекарственных средств;- Контроль за обращением медицинских изделий;- Лицензионный контроль;- Санитарно-эпидемиологический надзор;- Надзор по закону о защите прав потребителей;- Пожарный надзор;- Страховой надзор (в частности, контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями);
  • — Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • Запрет на проведение проверок не распространяется на:
  • — Налоговый и финансовый контроль;- Проведение административных расследований;- Проведение проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

— Некоторых других видов контроля (см. ч. 3.1 и 4 ст. 1 ФЗ № 294).

— Проведение некоторых других мероприятий, указанных в ч. 3 ст. 1 ФЗ № 294.

  1. Не были приостановлены:
  2. • Мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований;• Мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.

Если в процессе их проведения будут выявлены нарушения, это также может послужить основанием для проведения внеплановых проверок, в частности, медицинских организаций (ч. 5 ст. 8.3 ФЗ № 294).

Исключение из реестра плановых проверок

Решения об исключении из ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, должны быть приняты органами контроля в течение 7 рабочих дней после вступления в силу ПП РФ № 438 (п. 3).

Данное Постановление вступило в силу 14 апреля, а значит уже до 23 апреля организации, которые числились в реестре плановых проверок на 2020 год, должны быть оттуда исключены.

Внеплановые проверки по прежнему могут проводится:

• Выявлены факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью.Согласование прокуратуры — требуется.

• Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.Согласование прокуратуры — требуется.

• Проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.Согласование прокуратуры — требуется.

• Поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (например, в случае поступления в прокуратуру обоснованной жалобы от пациента на нарушение его прав).Согласование прокуратуры — не требуется.

Читайте также:  6 интересных выводов арбитражных судов по спорам из договоров оказания услуг в октябре 2021

• Поступление в Росздравнадзор заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о выдаче лицензии на медицинскую деятельность.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Ходатайство медицинской организации о проведении Росздравнадзором внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания об устранении нарушений.Согласование прокуратуры — не требуется.

• Проверка исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.Согласование прокуратуры — не требуется.

Как быть с теми проверками, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020?

Как указано в п. 9 ПП РФ № 438, проверки, которые были приостановлены в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 18.03.

2020, подлежат завершению в связи с невозможностью их проведения не позднее 3 рабочих дней после вступления в силу данного постановления.

Исключение – внеплановые проверки, указанные в таблице выше, а также плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Налоговый контроль в условиях коронавируса:

Нормативно-правовая база:

Запрет на неналоговые проверки для малого бизнеса продлили на 2021 год

Запрет на неналоговые проверки для малого бизнеса продлили на 2021 год

Правительство РФ решило продлить до конца 2021 года мораторий на плановые неналоговые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. Правда, некоторые представители малого бизнеса все же попадут в планы проверок. Однако ревизии будут проходить с некоторыми послаблениями. Соответствующие положения закреплены в постановлении от 30.11.20 № 1969.

Напомним, что неналоговыми или административными проверками обычно называются контрольные мероприятия, которые проводят пожарные, инспекции по труду, органы местного самоуправления и др.

Порядок и частота осуществления таких проверок регулируются Федеральным законом от 26.12.

08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (см. «Что бухгалтеру нужно знать о неналоговых проверках»).

Изначально запрет на плановые неналоговые проверки субъектов малого предпринимательства был введен Федеральным законом от 13.07.15 № 246-ФЗ. Мораторий действовал с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Затем он был продлен до конца 2020 года Федеральным законом от 25.12.18 № 480-ФЗ (см. «Продлен мораторий на некоторые плановые неналоговые проверки малого бизнеса»).

Особенности нового продления моратория

В комментируемом постановлении контролирующим органам предписано не включать субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в планы проверок на 2021 год. Если такие планы уже составлены, то их надлежит скорректировать в срок до 15 декабря 2020 года.

Однако запрет на плановые проверки не будет касаться:

  • лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков, либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности (о категориях риска см., например, «Проверки Роструда: нарушения работодателей распределили по степени риска»);
  • лиц, осуществляющих виды деятельности, перечисленные в пункте 9 статьи 9 Закона № 294-ФЗ (здравоохранение, образование, электроэнергетика и проч.);
  • субъектов МСП, в отношении которых за последние три года приняты постановления о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, либо наказаний в виде дисквалификации или приостановления деятельности;

Проверить контрагента на банкротство

  • лиц, в отношении которых проводится лицензионный контроль;
  • субъектов МСП, в отношении которых проводится контроль: в области обеспечения радиационной безопасности, за обеспечением защиты гостайны, качества работы аудиторских организаций, в области использования атомной энергии.

Но для упомянутых выше лиц установлены некоторые послабления. В частности, проверки разрешено осуществлять дистанционно — посредством аудио- или видеосвязи.

Кроме того, с 1 июля 2021 года контролирующие органы смогут заменять многодневные ревизии на краткосрочные инспекционные визиты.

С этой же даты плановые контрольные мероприятия не должны длиться дольше 10 рабочих дней с даты вынесения решения о назначении проверки.

Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку

Мораторий на проверки бизнеса

https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/moratoriy-na-proverki-biznesa/

  • Ноянова Елисавета
  • Адвокат адвокатской конторы Нижегородского района НОКА
  • 16 ИЮНЯ 2020

Юрлиц и ИП не будут проверять до конца года. С 1 июля возобновятся лишь налоговые проверки. Однако мораторий распространяется не на все категории бизнеса и виды проверок

Проявление «чуда чудесного» – именно так можно назвать введенный Правительством РФ мораторий на проведение проверок, который существенно снизил надзорную нагрузку на бизнес. Рассмотрим нюансы его применения.

На какие проверки распространяется мораторий и сколько он будет действовать?

Мораторий на проверки на срок с 1 апреля по 31 декабря текущего года установлен Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 438.

Распространяется он на все виды проверок, которые проводятся в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294).

Для налоговых, валютных и таможенных проверок запрет на проведение наложен на основании других постановлений, о чем будет сказано ниже.

Мораторий распространяется на следующие виды проверок:

Вид проверки

Надзорный орган

Лицензионный контроль Орган, выдавший лицензию
Экспортный контроль ФСТЭК России
Миграционный контроль Управление по вопросам миграции МВД России
Транспортный надзор Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси Госавтоинспекция
Надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права Федеральная трудовая инспекция
Государственный пожарный надзор МЧС России
Строительный надзор Федеральная служба по экологическому, технологическому и
атомному надзору и другие – в зависимости от объекта строительства
Жилищный надзор, контроль Госжилнадзор, соответствующий орган местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде таким органом является городская администрация
Земельный надзор, контроль Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии и другие (земельный надзор), соответствующие органы местного самоуправления, например в Нижнем Новгороде данная функция возложена на Управление административно-технического и муниципального контроля администрации города
Надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Роспотребнадзор

Также мораторий распространяется на иные проверки, исключенные из сферы применения Закона № 294 (ч. 3, 3.1 ст. 1):

Вид проверки

Надзорный орган

Проверки при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия Органы, на которые возложены соответствующие полномочия, например ОВД, ОФСБ, СК России, органы прокуратуры и др.
Проверки при осуществлении прокурорского надзора, правосудия, административного расследования
Проверки при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий
Проверки при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юрлиц, государственному и муниципальному имуществу
Контроль за осуществлением иностранных инвестиций ФАС России
Государственный контроль за экономической концентрацией
Контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере Счетная палата (внешний контроль),
Федеральное казначейство (внутренний контроль)
Государственный портовый контроль Росморречфлот
Контроль за уплатой взносов в ФОМС, ФСС, ПФР ФНС России
Контроль на финансовых рынках Банк России
Банковский надзор
Страховой надзор
Надзор в национальной платежной системе
Контроль за осуществлением клиринговой деятельности
Контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов
Контроль за соблюдением законодательства в сфере контрактной системы Минфин и ФАС России, Федеральное казначейство
«Антиотмывочный» контроль Росфинмониторинг
Пограничный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный и транспортный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ ФТС России
Контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов Федеральные органы исполнительной власти, которым подконтрольна организация
Контроль за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса Росгвардия
Контроль за частной охранной деятельностью
Контроль за соблюдением требований в связи с распространением информации в Интернете и деятельностью ее организаторов Роскомнадзор
Контроль и надзор за обработкой персональных данных
Контроль при ввозе в Россию и вывозе драгметаллов и драгоценных камней ФТС России
Контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры РФ ФСТЭК России

К кому могут прийти с плановой проверкой?

Плановые проверки отменены:

  • для субъектов малого и среднего предпринимательства, включенных в реестр субъектов МСП (числится ли организация в реестре, можно проверить на сайте ФНС);
  • для НКО со средней численностью сотрудников не более 200 человек; за исключением НКО, являющихся иностранными агентами, и политических партий;
  • для остального бизнеса; кроме юрлиц и ИП, деятельность и используемые производственные объекты которых отнесены к категории чрезвычайно высокого и высокого риска. Такими объектами считаются: детские дома, интернаты, дошкольные учреждения, лагеря с круглосуточным пребыванием детей, школы, детские сады и др. (Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290).
Читайте также:  Адвокатский запрос о предоставлении информации, что это такое, образец формы для 2021 года, закон, изменения

В каких случаях разрешено проводить внеплановые проверки?

Внеплановые проверки отменены, но для всех юрлиц и ИП действуют исключения (п. 1, 2 Постановления № 438). Разрешено осуществлять:

  • проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера; проведение таких проверок должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • проверки, которые назначаются в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан; их проведение также должно быть согласовано органами прокуратуры;
  • проверки, проводимые по поручению президента или Правительства РФ в отношении конкретного юрлица или ИП, а также на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • проверки по заявлению от проверяемого лица о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии, согласования), а также по ходатайству лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки для установления факта досрочного исполнения предписания;
  • проверки, назначенные в целях контроля за исполнением ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа разрешительного характера.

Как проводятся незапрещенные проверки?

Разрешенные проверки проводятся с использованием средств дистанционного взаимодействия (п. 6 Постановления № 438). Выезд должностных лиц надзорных органов возможен лишь в исключительных случаях (п.

7 Постановления № 438) – в ходе проверок: по фактам причинения или угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан и по ранее выданным предписаниям по таким фактам; в случае возникновения ЧС; по поручению президента или Правительства РФ; по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов.

Надзорный орган может провести проверку, только если она вошла в ежегодный план проверок. При этом из таких планов должны быть исключены проверки, на которые распространяется мораторий (п. 3 Постановления № 438). Надзорный орган не может назначить проверку, вошедшую в план после 18 марта 2020 г.

, если она не указана как разрешенная. Такое действие запрещено (п. 8 Постановления № 438), оно будет являться грубым нарушением закона (ч. 1 ст. 20, ч. 2 ст. 26.2 Закона № 294) и повлечет недействительность результатов проверки. Вместе с тем проверки, приостановленные в период с 18 марта по 5 апреля 2020 г.

, должны быть завершены (п. 9 Постановления № 438).

Сводный план проверок размещается на сайтах Генпрокуратуры РФ, прокуратуры субъекта и соответствующего надзорного органа. Вошло ли юрлицо или ИП в перечень проверок, можно проверить через информационную систему «Единый реестр проверок», указав ИНН, ОГРН или название компании.

Пунктом 2 ст. 9 Закона № 294 установлены ограничения по проведению проверок.

Например, плановые проверки проводятся не чаще одного раза в 3 года (лишь для некоторых видов деятельности, где действует усиленный контроль со стороны государства, установлены исключения, например для сферы здравоохранения, образования и др.

; Правительство РФ может установить иную периодичность проведения проверок для определенных видов деятельности). Для субъектов малого предпринимательства продолжают действовать введенные ранее «надзорные каникулы» (ст. 26.2 Закона № 294).

Что делать, если надзорный орган вышел с проверкой, невзирая на запрет?

На надзорные органы возложена обязанность по корректировке ежегодных планов проверок в связи с действием моратория (п. 3 Постановления № 438), поэтому результаты такой проверки могут быть обжалованы на основании ч. 1 ст. 20 Закона № 294 как полученные с грубым нарушением закона (п. 7 ч. 2 ст. 20 Закона № 294).

Результаты проверки могут быть обжалованы:

  • в соответствующий орган контроля в течение 15 дней с даты получения акта проверки (ч. 12 ст. 16 Закона № 294);
  • в прокуратуру;
  • в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня получения документа (ч. 4 ст. 198 АПК РФ); но в суд эффективнее обжаловать предписание, а не акт проверки.

Если проверка еще не закончена, то в указанные органы может быть обжаловано распоряжение (приказ) надзорного органа, которое вручается под роспись проверяемому лицу (ч. 3 ст. 14 Закона № 294).

Кроме того, 5 июня Министерство экономического развития объявило о сборе информации о проверках, проведенных в нарушение моратория. Предприниматели могут сообщить об этом на сайте ведомства, заполнив форму. Итоги опроса будут направлены в аппарат правительства (подробнее об этом читайте в новости «Минэкономразвития просит предпринимателей рассказать о незаконных проверках»).

Мораторий на таможенные проверки

Плановые выездные таможенные проверки в текущем году не назначаются (п. 12 Постановления № 438). Внеплановые проверки также отменены, но есть исключения. Разрешено проводить:

  • проверки по заявлению лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
  • проверки по поручению таможенного органа государства – члена ЕЭС;
  • проверки, основанием которых является причинение вреда жизни и здоровью граждан, возникновение ЧС природного и техногенного характера.

Ранее назначенные таможенные проверки подлежат приостановлению (п. 13 Постановления № 438).

Мораторий на налоговые и валютные проверки

Мораторий установлен на основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 409. Распространяется он на всех налогоплательщиков – физлиц, в том числе ИП, и юридических лиц.

Приостановлены:

  • выездные проверки, в том числе повторные;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
  • проверки по соблюдению валютного законодательства.

Приостановлено течение сроков осуществления следующих мероприятий (Письмо ФНС от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@):

  • проведение и приостановление проведения выездной налоговой проверки;
  • составление и вручение акта такой проверки;
  • представление возражений на этот акт;
  • рассмотрение материалов выездной налоговой проверки;
  • проведение дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • составление и вручение дополнения к акту налоговой проверки;
  • представление возражений на дополнение к акту;
  • составление акта, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ;
  • представление возражений на этот акт;
  • рассмотрение дела о налоговом правонарушении, предусмотренного ст. 101.4 НК РФ.

Мораторий действует до 30 июня 2020 г. Назначенные проверки возобновляются с 1 июля 2020 г. без вынесения налоговым органом специального решения.

До особого распоряжения приостановлено проведение мероприятий налогового контроля, подразумевающих контакт проверяющих с другими лицами (п. 2 Приказа ФНС от 20 марта 2020 г. № ЕД-7-2/181@).

Это касается тех мероприятий, в ходе которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика (ст. 91 НК РФ), а также осуществления допросов (ст. 90 НК РФ), осмотров (ст. 92 НК РФ), вызовов в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст.

31 НК РФ), выемок (ст. 94 НК РФ) и др.

Проведение налоговой проверки в период действия моратория влечет недействительность ее результатов (п. 14 ч. 1 ст. 101 НК РФ).

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения для предпринимателей, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам, маркетингу, иным вопросам развития бизнеса.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки,  сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России (мы помогли нашим клиентам привлечь более 9 миллиардов рублей государственных средств, в том числе из бюджета РФ — более 5,5 миллиардов рублей)
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, паспорта проекта, подготовка пакета документации по проекту (мы оказали более 850 комплексов таких услуг),
  • проведение исследований рынков (маркетинговых) продукта, работ, услуг, поиск рыночных ниш, анализ конкурентной среды и перспектив развития
  • помощь финансиста, экономиста, юриста, маркетолога для привлечение государственных и частных инвестиций, партнеров в проект, бизнес (мы провели более 8000 консультаций для малого и среднего бизнеса),

Мы будем рады помочь Вам в решении Ваших задач. По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *