Муниципальный земельный контроль

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Этот контроль проводят органы местного самоуправления (п. 1 ст. 72 Земельного Кодекса РФ).

На основании требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при муниципальном земельном контроле проводятся плановые и внеплановые проверки (ст. ст. 9, 10 Закона № 294-ФЗ ).

Отличия в проведении проверок при осуществлении муниципального земельного контроля заключаются в следующем:

— проект ежегодного плана муниципальных проверок до его утверждения должен быть согласован с территориальными органами земельного надзора. Это делается для того, чтобы не допустить проверку исполнения в организации одних и тех же требований земельного законодательства и периодичности проведения проверок (п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515);

— риск-ориентированный подход при проведении муниципального контроля не применяется. Он применяется только при проведении государственного надзора (ст. 8.1 Закона № 294-ФЗ). На периодичность плановых проверок не влияет категория риска, присвоенная земельному участку. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в три года (ч. 2 ст. 9 названного Закона);

— проверочные листы применяются в случае, если это предусмотрено порядком организации и проведения муниципального земельного контроля (ч. 11.1 ст. 9 указанного Закона);

— проверка проводится на основании распоряжения (приказа) руководителя органа муниципального контроля или его заместителя (ч. 1 ст. 14 Закона 294-ФЗ);

— если при проверке обнаружены нарушения законодательства субъекта РФ, составляется протокол об административных правонарушениях.

Для привлечения лица к ответственности органы муниципального контроля направляют копию акта проверки в органы земельного надзора.

В течение пяти рабочих дней со дня его поступления эти органы должны принять решение о возбуждении либо об отказе в возбуждении дела об административном нарушении (п. п. 5, 6 ст. 72 ЗК РФ).

Под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений (п. 1 ст. 72.1 ЗК РФ).

Проведение общественного земельного контроля регулируется Федеральным законом от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Он может осуществляться в форме общественных мониторинга, проверки, экспертизы. Кроме того, могут проводиться общественные обсуждения и общественные (публичные) слушания.

При этом такой контроль может быть проведен одновременно в нескольких формах (ч. 1, 2 ст. 18 названного Закона).

Информация о проводимых мероприятиях и их результатах размещается в Интернете и опубликовывается в СМИ (ч. 4 ст. 26 указанного Закона)

Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о привлечении к ответственности виновных должностных лиц (ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 212-ФЗ).

(подготовлено прокурором Орджоникидзевского района г. Перми Теплых А.В.)

7 способов повысить эффективность муниципального земельного контроля

Наладьте контроль, чтобы не проигрывать споры о праве собственности на землю

Земельный контроль относится к самым частым и регулярно осуществляемым видам муниципального контроля. Прямой материальной заинтересованности муниципалитетов в его осуществлении нет. У органов местного самоуправления есть только полномочия составлять акты проверок. Решения об административных правонарушениях выносят территориальные управления органов государственной власти.

Денежные средства от наложенных по этим решениям штрафов поступают не в бюджет муниципального образования, где расположен земельный участок, а в бюджет региона. Штрафы за неисполнение предписаний по вынесенным органами государственной власти протоколам лишь незначительно пополняют местные бюджеты: размеры их небольшие.

За невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений гражданина могут оштрафовать на 300–500 руб., должностное лицо — на 1–2 тыс. руб., юрлицо — на 10–20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП). Тем не менее представители муниципальных образований выступают за сохранение в законодательстве муниципального земельного контроля.

Это показал опрос, проведенный в 2018 году Центром местного самоуправления РАНХиГС при Президенте РФ.

На заметку: В Центр местного самоуправления РАНХиГС поступило 2507 анкет. Свое мнение направили представители 68 регионов (131fz.ranepa.ru/post/950)

Слабый контроль может привести к тому, что муниципалитет не узнает своевременно о нарушении своего права собственности на землю. В этом случае местные власти рискуют пропустить срок давности для подачи иска в суд. 

ПРИМЕР 1. Администрация городского округа обратилась в суд с иском к гражданину, который стал собственником земельного участка площадью 1 тыс. кв. м в результате двух последовательных сделок купли-продажи.

Чиновники потребовали признать недействительным свидетельство о праве собственности и снять участок с кадастрового учета. Право собственности у первого продавца возникло незаконно, так как администрация не принимала решения предоставить землю этому гражданину.

Он никогда не пользовался данным участком и каких-либо строений на нем не возводил.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование муниципалитета. Но суд кассационной инстанции с ними не согласился. Администрация пропустила общий срок исковой давности — три года (п. 1 ст. 196 ГК).

Он начался в день, когда администрация узнала или должна была узнать о возникшем праве иных лиц на спорный земельный участок и незаконности этого права. Чиновники утверждали, что могли узнать об этом только из выписки из ЕГРП и после получения сведений из архивного отдела о том, что оспариваемое свидетельство продавцу не выдавали.

Кассационный суд указал, что на самом деле срок исковой давности начался раньше. Органы местного самоуправления должны были узнать о нарушении своих прав на землю по результатам плановой проверки. Провели ее инспекторы фактически или нет, значения не имеет. В день плановой проверки начался срок исковой давности. Администрация срок пропустила.

Поэтому суд отменил предыдущие решения и отправил дело на новое рассмотрение (постановление Московского областного суда от 23.05.2018 № 44Г-129/2018 4Г-696/2018).

Документ: Аналогичные примеры — в решениях Арбитражного суда Иркутской области от 10.09.2018 по делу № А19-13900/2018, Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2018 по делу № А60-8497/2018

При проведении проверок муниципальные контролеры сталкиваются со множеством проблем. Если их не решить, проверку могут признать проведенной с нарушениями. Ее результаты не станут доказательством совершения административного правонарушения.

Проверяемое лицо не привлекут к административной ответственности, и оно не устранит нарушения земельного законодательства.

Дадим семь рекомендаций, которые помогут соблюсти закон при осуществлении муниципального земельного контроля и повысить эффективность проверок.

1. Не выходите за рамки полномочий органов местного самоуправления

Правовые основы муниципального земельного контроля установлены в пункте 20 части 1 статьи 14 и пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.06.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Порядок осуществления муниципального земельного контроля предусмотрен статьей 72 ЗК. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Органы, подразделения, должностные лица, уполномоченные на его осуществление, вправе:

  • запрашивать и получать сведения, материалы об использовании земельных участков — например, документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки;
  • проводить проверки использования земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании и аренде;
  • привлекать специалистов для проведения экспертиз, дачи заключений при проведении проверок;
  • обращаться в правоохранительные органы за содействием в предотвращении или пресечении действий (бездействия), препятствующих осуществлению муниципального земельного контроля;
  • при необходимости направлять материалы в органы, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, допущенных при использовании земель.
Читайте также:  Взыскание долгов с юридического лица

Органы местного самоуправления наделены полномочиями по составлению только актов проверок. Не выносите предписаний, постановлений, представлений и решений на основании составленных актов проверок. Это прерогатива органа государственной власти. В акте проверки укажите информацию о наличии признаков выявленного нарушения. Копию акта направьте в орган государственного земельного надзора.

2. Не нарушайте периодичность плановых проверок

Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводите в соответствии с ежегодными планами (письмо Роснедвижимости от 20.07.2005 № ММ/0644). Ежегодные планы утверждает руководитель органа муниципального земельного контроля. Согласуйте план с прокуратурой.

На заметку: Дата начала осуществления предпринимательской деятельности указана в уведомлении, представленном в ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Мероприятия в рамках муниципального земельного контроля в отношении физических лиц организуйте не чаще чем один раз в три календарных года. Включите в ежегодный план проверки ИП и юридических лиц, у которых прошло три года:

  • со дня государственной регистрации;
  • после окончания последней плановой проверки;
  • с начала осуществления предпринимательской деятельности.

Если вы безосновательно запланируете проверку юридического лица или ИП, суд признает эти действия незаконными и потребует исключить мероприятие из плана (решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2018 по делу № А28-14361/2017).

3. Обосновывайте необходимость внеплановых проверок

Руководитель муниципального образования или органа местного самоуправления должен обосновать необходимость внеплановой проверки в заявлении в прокуратуру

Плановые проверки в области земельных отношений менее эффективны, чем внеплановые. При подготовке ежегодного плана невозможно определить, какое юридическое лицо или ИП, когда и где будет самовольно использовать земельный участок без правоустанавливающих документов.

Оснований для внеплановой проверки два.

1. Вы обнаружили достаточно данных, которые указывают на нарушение требований законодательства по вопросам использования земель.

2. Из органов государственной власти или местного самоуправления, от юридических лиц или граждан поступила информация, свидетельствующая о наличии признаков нарушения.

Проведение внеплановых проверок нужно согласовывать с прокуратурой. Сложность этой процедуры снижает эффективность муниципального контроля в тех случаях, когда мероприятие необходимо провести оперативно.

Заявление в прокуратуру направляет руководитель муниципального образования или органа местного самоуправления. Он должен указать сведения о нарушениях земельного законодательства, которые обосновывают необходимость проведения внеплановой проверки.

Если в заявлении этой информации нет, оно не может рассматриваться как основание для внеплановой проверки. Это подтверждает судебная практика. Примеры — в решениях Арбитражного суда Иркутской области от 25.10.2018 по делу № А19-17025/2018, Арбитражного суда Приморского края от 03.05.

2018 по делу № А51-24595/2017, Волгоградского областного суда от 15.05.2018 № 07–506/2018.

4. Не направляйте извещения обычными письмами

В законодательстве отсутствует четкий и однозначный перечень возможных способов уведомления субъектов о сроках проверки.

Если направить приказ почтой, есть риск, что представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель не явится к месту проверки.

В этом случае вы не сможете провести контрольное мероприятие (решение Верховного суда Республики Дагестан от 15.05.2018 № 21–474/2018).

Если проверяемое лицо — гражданин, провести проверку в его отсутствие можно при условии, что орган муниципального земельного контроля своевременно направил извещение.

Чтобы сообщить гражданину о необходимости прибыть на место проверки, используйте способ связи или доставки, при котором вы получите документ о вручении извещения адресату.

Например, можно направить заказное письмо или повестку с уведомлением о вручении либо телеграмму.

5. Если не получили доступ к объекту, подавайте в суд

Если проверяемое лицо отказывается предоставить доступ к объекту для проведения проверки, обратитесь в суд.

На заметку:  Максимальный штраф по статье 19.4.1 КоАП для гражданина — 1 тыс. руб., для должностного лица — 4 тыс. руб., для юридического лица — 10 тыс. руб.

ПРИМЕР 2. Гражданин отказался предоставить доступ к земельному участку для проведения контрольных мероприятий.

Суд пришел к выводу, что требование о предоставлении доступа исходило от органа, обладающего властными полномочиями по проверке соблюдения земельного законодательства. Гражданин был обязан допустить контролеров на земельный участок.

За отказ нарушителя привлекли к административной ответственности по статье 19.4.1 КоАП и обязали обеспечить доступ (постановление Челябинского областного суда от 08.07.2016 по делу № 4а16-499).

6. Занимайтесь подготовкой кадров

Не подготовленные к проведению муниципального земельного контроля или чрезмерно загруженные иной работой служащие не всегда способны адекватно оценить правомерность своих действий. Это подтверждает огромное количество судебных актов по искам физических и юридических лиц, несогласных с действиями органов муниципального контроля.

ПРИМЕР 3. Гражданин обратился в суд с иском к местной администрации поселения. Он потребовал признать незаконными акт проверки и предписание, выданное органом местного самоуправления. По мнению истца, контролеры незаконно возложили на него обязанность в 10-дневный срок разгородить водный объект и освободить береговую зону для беспрепятственного доступа граждан.

Суд указал, что распоряжаться земельными участками в береговой полосе водного объекта вправе Российская Федерация в лице уполномоченного органа.

Объектом нарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Административный ответчик — муниципалитет.

Он не является специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и природопользования.

Принадлежащий гражданину на праве собственности участок не граничит с рекой. Водный объект, граничащий с участком, — это родниковая заболоченность, соединяющаяся с рекой. Истец не создавал препятствий к пользованию водным объектом, а сетку-рабицу установил вдоль родниковой заболоченности.

Когда глава сельского поселения вынес гражданину предписание, он вышел за пределы полномочий, указанных в статье 72 ЗК. Органы муниципального земельного контроля не имеют права выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.

Суд признал предписание недействительным (решение Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.11.2017 по делу № 2А-483/2017). Другие примеры споров, которые завершились не в пользу муниципалитетов, — в решениях Арбитражного суда Республики Крым от 30.07.

2018 по делу № А83-13630/2017 и Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31.07.2014 по делу № 2–4541/14.

Земельным контролем должно заниматься специальное подразделение органа местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы экономики и имущественных отношений. Муниципальные служащие, занимающиеся муниципальным земельным контролем, должны знать действующее законодательство.

7. Используйте новые возможностиф

При проведении муниципального контроля используйте новые инструменты. Некоторые муниципалитеты уже переводят процедуру муниципального контроля в электронный вид и используют мобильные приложения. Изучайте опыт коллег и внедряйте его на своей территории.

ПРИМЕР 4. В Московской области с октября 2018 года тестируется мобильное приложение «Проверки Подмосковья». В программу введены 12 критериев для определения земель, предполагаемых к проверке.

В их числе — вид разрешенного использования, форма собственности, площадь, наличие границ, тип собственника, информация о ранее проведенных проверках.

Программа автоматически формирует перечень земельных участков, которые будут обследованы в порядке планового осмотра.

Принцип работы приложения прост. Когда инспектор муниципального земельного контроля приезжает на участок, он заполняет в мобильном приложении проверочный лист из 10–15 вопросов, подтверждает через смартфон геолокацию и производит фотофиксацию.

Ответы из проверочного листа автоматически генерируются в акт планового осмотра и отправляются в базу данных для последующей печати. С помощью приложения «Проверки Подмосковья» уже проведены осмотры 570 земельных участков в Московской области.

Муниципальный земельный контроль

«Муниципальный земельный контроль на территории Одинцовского городского округа» — деятельность уполномоченных должностных лиц Администрации Одинцовского городского округа Московской области направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами предусмотрена административная и иная ответственность.

Должностные лица Администрации Одинцовского городского округа Московской области в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за соблюдением:

  • требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
  • требований о переоформлении юридическими лицами в установленный федеральным законом срок права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
  • требований законодательства об использовании земельного участка по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
  • требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;
  • требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
  • требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
  • требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
  • требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
  • требований, связанных с выполнением обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
  • требований, связанных с проведением мероприятий по удалению борщевика Сосновского.
Читайте также:  Апелляционная жалоба на решение арбитражного суда, образец, срок подачи в арбитражном процессе

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме:

  • проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений;
  • проведения плановых (рейдовых) осмотров земельных участков;
  • проведения плановых и внеплановых проверок.

Должностные лица уполномоченные на осуществление муниципального земельного контроля, являются муниципальными земельными инспекторами и имеют удостоверения муниципального земельного инспектора Одинцовского городского округа Московской области.

Оформление результатов проверок

По результатам проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований должностные лица органа муниципального земельного контроля:

  • обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
  • осуществляют информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • обеспечивают регулярное (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в целях недопущения таких нарушений;
  • выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.

По результатам проведения плановых (рейдовых) осмотров, обследований:

  • составляется акт планового (рейдового) осмотра земельного участка;
  • в случае выявления признаков нарушений обязательных требований, должностные лица органа муниципального земельного контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений.
  • Результатами осуществления проверки являются:
  • — акт проверки в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается или направляется лицу, в отношении которого осуществляется муниципальный земельный контроль;
  • — в случае выявления нарушений обязательных требований:
  • а) выдача или направление лицу, в отношении которого осуществляется муниципальный земельный контроль, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;
  • б) направление перечня документов, в орган государственного земельного надзора;

— в случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, должностное лицо обязано в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направить в структурное подразделение органа местного самоуправления по месту нахождения данного земельного участка уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Информирование об исполнении муниципальной функции

Информацию по вопросам исполнения муниципальной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Администрацию Одинцовского городского округа Московской области письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на официальном сайте Администрации в сети интернет (https://odin.ru/).

Почтовый адрес для направления обращений: 143000, Московская область, г.Одинцово, ул. Маршала Жукова, д. 28.

Фактический адрес местонахождения: Московская область, г.Одинцово, ул. Молодежная, д. 18, подъезд 1, этаж 2, левое крыло.

Телефоны для справок: 8 (495) 596-14-25, 8 (495) 593-24-21.

Адрес электронной почты: adm@odin.ru.

Муниципальный земельный контроль

  • Муниципальный земельный контроль — деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – субъекты муниципального земельного контроля) в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Челябинской области (далее — земельное законодательство), за нарушение которых земельным законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.
  • Органом муниципального земельного контроля является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее — Комитет).
  • Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение субъектами муниципального земельного  контроля требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Челябинской области, муниципальными правовыми актами при использовании земель, находящихся в границах города Челябинска (далее — обязательные требования).
  • Уполномоченные работники Комитета в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за: 
  • — соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;
  • — использованием земель по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием;
  • — соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
  • — своевременным освобождением земельных участков по окончании срока действия договоров аренды земельных участков;
  • — исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;
  • — наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
  • — выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
  •  Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме:
  • — проведения плановых и внеплановых проверок;
  • — принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
  • Оформление результатов проверок

По результатам проверок уполномоченными работниками Комитета составляются акты проверок соблюдения субъектом муниципального земельного контроля обязательных требований. В случае выявления нарушений обязательных требований земельного законодательства, материалы о таких нарушениях направляются в орган, осуществляющий государственный земельный надзор, для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

  1. Обжалования решений и действий (бездействия) Комитета, должностных лиц и работников Комитета по вопросам осуществления муниципального земельного контроля
  2. Субъект муниципального земельного контроля имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) Комитета, должностных лиц и работников Комитета, осуществляемых в ходе осуществления муниципального земельного контроля, в досудебном (внесудебном) или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
  3. Информирование об исполнении муниципальной функции
Читайте также:  Новогодний подарок коллеге или партнеру. Выбирайте без страз, дарите без пафоса

Информацию по вопросам исполнения муниципальной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Комитет письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на сайте Комитета в сети Интернет (kuizo.ru).

Почтовый адрес для направления обращений: ул. Тимирязева, 36, г. Челябинск, 454113, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

Телефоны для справок: (351)266-47-64.

Адрес электронной почты: kuizo@kuizo.ru, mail@cheladmin.ru.

Муниципальный земельный контроль

Профилактика нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований земельного законодательства

Реализация комплекса поставленных задач по повышению эффективности использования имущественного потенциала города Ставрополя в немалой степени призван способствовать муниципальный земельный контроль, который должен исключить использование земельных участков не по целевому назначению, а также самовольное занятие земельных участков или их использование без оформления соответствующих документов, устанавливающих право на землю. 

В свою очередь, муниципальный земельный контроль направлен на предупреждение, обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам использования земель.

Целью муниципального земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельных участков и земель в целом. 

  • Профилактика нарушений обязательных требований проводится в рамках осуществления муниципального земельного контроля, а также при обследовании земельных участков в рамках деятельности комитета. 
  • Целью профилактической работы является обеспечение прозрачности деятельности комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя области при осуществлении муниципального земельного контроля, что в свою очередь должно способствовать предупреждению нарушений, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению требований законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, а также создать мотивацию к добросовестному поведению участников земельно-правовых отношений. 
  • Следует обратить внимание, что, согласно положениям пункта 1 статьи 74 Земельного Кодекса Российской Федерации, за земельные правонарушения лица, виновные в совершении данных правонарушений, несут не только административную, но и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. 
  • Насколько же оправдано и целесообразно использовать земельные участки в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами и нормативно-правовыми актами? 
  • Согласно статистическим данным отдела муниципального земельного контроля комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя типичными нарушениями, являются: 

1. Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (10,0 % от выявленных нарушений). 

Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок. 

2. Использование земельного участка при отсутствии оформленных в установленном порядке правоустанавливающих (удостоверяющих право) документов на землю (61,0% от выявленных нарушений). 

Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Федеральный закон №218-ФЗ). 

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений (ч. 2 ст. 1 Федерального закона №218-ФЗ). Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ (п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ). 

3. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом его разрешенного использования (38,0 % от выявленных нарушений).

Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. 

  1. В целях профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства рекомендуем собственникам и арендаторам земельных участков во избежание административного штрафа использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и видом разрешенного использования, а также оформлением правоустанавливающих документов на земельные участки. 
  2. Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за первое полугодие 2021 года
  3. Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля за 2020 год
  4. Мониторинг эффективности муниципального земельного контроля  на территории города Ставрополя 

По сравнению с показателями за предшествующий год эффективность муниципального земельного контроля за отчетный период снизилась на 11,4%. Причиной снижения указанного показателя послужило отсутствие возможности проведения в 2020 году плановых выездных проверок.

Информация о результатах обследования территории города Ставрополя за период 2019 года

Муниципальный земельный контроль в границах городского округа

Уполномоченными на осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа являются территориальные органы администрации города Перми.

Положение о территориальном органе:

решение Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7 «О территориальных органах администрации города Перми»

  • Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля:
  • Земельный кодекс Российской Федерации;
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль»;
  • приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • постановление Правительства Пермского края от 14 апреля 2015 г. № 222-п «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Пермского края»;

постановление Администрации г. Перми от 23 июля 2013 г. № 601 «Об утверждении Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории города Перми»;

постановление Администрации г. Перми от 22 июля 2015 г. № 489 «Об утверждении Перечня должностных лиц функциональных, территориальных органов администрации города Перми, уполномоченных на осуществление муниципального контроля (за исключением муниципального финансового контроля)»;

постановление Администрации г. Перми от 17 января 2018 г. № 30 «Об утверждении Регламента взаимодействия департамента земельных отношений администрации города Перми с территориальными органами администрации города Перми при осуществлении муниципального земельного контроля на территории города Перми».

Практика применения муниципального земельного контроля.

Обобщение практики осуществления муниципального земельного контроля на территории города Перми за 2020 год (дата размещения 12.01.2021)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *