Публичный договор: что это такое в гражданском праве (ст. 426 ГК РФ), стороны, правила заключения

В повседневной жизни мы постоянно заключаем договоры, часто не задумываясь об этом. Сели в троллейбус — заключили договор перевозки, отдали ребенка в школу — заключили договор об оказании образовательных услуг, купили телевизор — заключили договор розничной купли-продажи.

Примеров вступления в договорные отношения без классического письменного оформления этих отношений можно привести много. Хотя в приведенных примерах договором будет является чек. Эти договоры именуются публичными договорами и договорами присоединения.

Можно ли влиять на условия договора, который Вам предстоит заключить, если он относится к договорам присоединения или публичным договорам? Статья 428 Гражданского кодекса РФ договором присоединения признает такой, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Для граждан-потребителей такими договорами могут быть, например, договоры на оказание услуг вневедомственной охраны, на услуги мобильной связи. Хочешь — подписывай такой договор, каков есть, а не хочешь — не подписывай вовсе, и тогда останешься без охраны квартиры или без мобильного телефона.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Участие в таких договорах совсем не означает, что граждане-потребители полностью бесправны.

Статья 426 Гражданского кодекса РФ предусмотрела правило, по которому исполнитель обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате необоснованного отказа в заключении договора на выполнение работ или оказание услуг.

Вас отказались обслужить в обувной мастерской по неизвестным причинам, и Вы были вынуждены ехать на другой конец города, чтобы отремонтировать обувь, — налицо нарушение закона и причинение убытков. Убытки в данном случае могут выразиться в затратах на проезд.

Аналогично с договорами присоединения присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если он хотя и не противоречит закону или иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора (статья 428 Гражданского кодекса РФ).

Можно и нужно защищать себя в случаях вступления в публичные договорные отношения и в отношения, вытекающие из договора присоединения.

Не всегда отсутствие письменного закрепления ваших прав свидетельствует об отсутствии права на защиту этих прав в случае их нарушения. Помните, что с Вами надежные защитники — Гражданский кодекс РФ и Закон о защите прав потребителей.

Эти законы помогут вам отстоять ваши нарушенные права, даже если они не были закреплены письменно.

Так, согласно, абзаца 2 пункта 2 статьи 428 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом или не вытекает из существа обязательства, в случае изменения или расторжения договора судом по требованию присоединившейся к договору стороны договор считается действовавшим в измененной редакции либо соответственно не действовавшим с момента его заключения.

В соответствии с пунктом 3  статьи 428 Гражданского кодекса РФ, правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 428 Гражданского кодекса РФ, подлежат применению также в случаях, если при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона в силу явного неравенства переговорных возможностей поставлена в положение, существенно затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора.

Следует отметить, что потребители вправе обсуждать условия договора и требовать внесения предлагаемых им условий в договор. Таким образом, потребитель вправе спрашивать, что подразумевает другая сторона договора в том или ином его пункте договора, предлагать изменить его или дополнить, если данный пункт или условие не копирует императивную норму закона.

Такой подход к заключению договоров серьезно облегчит жизнь в дальнейшем. Нередко встречаются случаи, когда условия договора составлены с нарушениями или не прописаны важные условия. Зачастую обнаружение ущемляющих условий, неполных условий, или отсутствие каких либо условий юристом, спасет от материальных затрат потребителя.

Если Вам непонятны положения договора, не подписывайте его сразу, попросите копию и покажите юристу, который обратит внимание на несоответствия договора закону, имеющиеся нарушения, наличие не полных условий, отсутствия условий которые желательно согласовать и отразить в договоре, а также в целом определит риски по предлагаемому к заключению договору.

Если изменить условия договора не удается, откажитесь от его заключения или терпеливо сносите те последствия, которые наступят после заключения.

КОНСУЛЬТАЦИЮ по вопросам защиты прав потребителей Вы можете получить в Консультационном центре для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Рязанской области», расположенном по адресу: г. Рязань, ул. Островского, д. 51 а, каб. 313. (тел. 92-97-80), а также по телефону горячей линии: 8-800-200-10-62

Версия для печати Версия для MS Word

Публичный договор. Как защитить слабую сторону

Публичный договор. Как защитить слабую сторону

Дарья Нюхалкина, адвокат АБ «Эксиора»

Юрист компании. 2018. № 7

Компания хотела заключить договор с морским портом, чтобы подвозить грузы в вагонах по ж/д путям. Порт отказался из-за того, что ремонтировал рельсы. Компания подала иск об упущенной выгоде и взыскала 13 млн руб.

Суды признали, что ответчик был обязан заключить договор с компанией-потребителем, поскольку отношения между сторонами подпадают под правила о публичном договоре А06 Читайте в статье, какие нарушения допускают исполнители и как потребителю противостоять им.

Как заставить заключить договор

В публичном договоре не работает принцип свободы договора. Исполнитель не вправе отказаться заключить публичный договор, если могла предоставить потребителю товары, оказать услуги либо выполнить для него работы 426ГК-1

Если исполнитель необоснованно уклоняется от заключения, подавайте исковое заявление. Просите суд обязать ответчика заключить договор на условиях, которые изложены в проекте.

Суд применит нормы о заключении договора в обязательном порядке. Например, обяжет заключить договор с потребителем 445ГК. Требовать заключить публичный договор вправе только потребитель ВАС14

Обязанность исполнителя заключить договор с любым, кто к нему обратится – это способ защитить более слабую сторону – потребителя, непрофессионального участника договорных отношений, даже если это тоже компания, а не физлицо. Именно исполнитель должен доказывать в суде, что не мог передать потребителю товар, оказать услугу или выполнить работы.

Пример: суд первой инстанции удовлетворил иск управляющей компании, которая просила обязать ресурсоснабжающую организацию направить в адрес истца договор теплоснабжения по многоквартирным домам. Дело дошло до Верховного суда.

Коллегия по экономическим спорам ВС указала, что ответчик был не вправе уклоняться от заключения публичного договора по надуманным и формальным основаниям, а именно из-за того, что в актах проверки не было информации, готовы ли дома к отопительному сезону. Управляющая компания предоставила все необходимые для заключения договора документы. У ресурсоснабжающей организации были сведения о тепловой нагрузке домов, которых достаточно для тарификации ресурсов и бесперебойного теплоснабжения ВСА41

Если у сторон возникли разногласия по отдельным условиям публичного договора, потребитель может через суд понудить исполнителя заключить публичный договор на своих условиях ВАС. При этом потребитель не должен получать согласие исполнителя на обращение в судебный орган ВС6

Пример из практики
Сбытовая компания отказывалась заключать новый договор энергоснабжения с сетевой организацией
Истец
просил обязать ответчика заключить с ним договор.
Ответчик
указал, что истец пытается изменить действующий договор, а не заключить новый.
Суд
удовлетворил исковое требование. В ходе процесса ответчик заявлял, что истец хочет изменить условия действующего договора. Сбытовая компания объясняла это тем, что сетевая организация просит подписать договор по тем же точкам поставки, по которым уже заключен контракт. Ответчик добавлял, что истец был не вправе односторонне отказываться от договора. Три инстанции не согласились с такими выводами. Ответчик обязан заключить с истцом договор энергоснабжения на условиях, которые содержатся в новом проекте.
Источник: постановление АС Северо-Западного округа от 07.05.2015 по делу № А05-10129/2014

Как добиться исполнения договора

Даже если исполнитель по публичному договору подписал его, это не означает, что для потребителя не будет причин для споров. Встречаются случаи, когда контрагент начинает уклоняться от исполнения договора. Если возникла такая ситуация, потребитель вправе потребовать в судебном порядке выполнить согласованные сторонами условия.

Пример: общество, которое занимается IT-сервисом по поиску работы и подбору сотрудников, предложило доступ к закрытому сервису по поиску персонала на superjob.ru. Для этого ООО разместило на своем сайте публичную оферту. Компания ее акцептовала, но доступ так и не получила.

Три инстанции признали договор возмездного оказания услуг между двумя коммерческими организациями публичным договором. Суды обязали исполнителя представить потребителю предусмотренное договором право использовать базы данных на сервере Superjob.ru А40

Потребитель вправе дополнительно потребовать от исполнителя возместить убытки 445ГК-1.

Пример: общество и речной порт заключили договор по уборке и подаче вагонов, поскольку общество доставляло грузы ж/д транспортом по путям необщего пользования, которые принадлежали порту.

Читайте также:  Договор перевозки грузов автомобильным транспортом, образец договора на автомобильную перевозку

Из-за капитального ремонта путей порт отказал обществу в исполнении договора, поэтому организации пришлось заключить аналогичный договор с другими лицами по более высоким ценам. ООО обратилось в суд с иском о возмещении убытков с речного порта.

Суд удовлетворил исковые требования. Три инстанции указали, что ответчик необоснованно уклонился от исполнения договора, потому как был обязан содержать пути в надлежащем техническом состоянии. Порт причинил обществу убытки, поскольку вынудил последнего пользоваться аналогичными услугами и нести на это большие затраты А06.

Что делать, если исполнитель оказывает предпочтение одному потребителю перед другими

Исполнитель в публичном договоре должен закреплять одинаковые условия для всех контрагентов, которые к нему обращаются. Иногда исполнитель нарушает положение о равных условиях, например, устанавливает завышенные цены одному потребителю. В таком случае слабая сторона вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с исполнителя неосновательного обогащения.

Пример: ТСЖ и общество заключили договор на поставку тепловой энергии, горячей и холодной воды и прием сточных вод. Потребитель решил, что исполнитель необоснованно начислил ему завышенную плату по тарифам за холодную воду. В связи с этим ТСЖ предъявило иск о взыскании с контрагента суммы неосновательного обогащения.

Суды удовлетворили требование, поскольку исполнитель применил при расчетах с потребителем тарифы, которые отличались от утвержденных уполномоченным органом. При этом ответчик был обязан использовать при расчетах с истцом показатели, которые установил региональный департамент по тарифам А45.

Действия исполнителя по предпочтению одного потребителя перед другими могут привлечь внимание антимонопольных органов. Например, общество с доминирующим положением на рынке вывоза ТБО необоснованно увеличило тариф на уборку отходов для одного района Приморского края.

Управление ФАС увидело в этом нарушение и обязало общество устранить его. ООО обратилось в суд с заявлением, просило признать предписание УФАС незаконным. Суды приняли сторону антимонопольного органа и отказали в иске.

Общество не доказало обоснованность различия цены на услугу для определенных групп потребителей А51.

Когда суд поддержит исполнителя в публичном договоре

Суды могут встать на сторону исполнителя, когда потребитель, который уже начал пользоваться предложенными исполнителем благами, уклоняется от заключения публичного договора.

Они считают, что в этом случае между сторонами возникли и существуют договорные отношения.

Суды при этом ссылаются на позицию президиума ВАС: если потребитель фактически пользуется услугами исполнителя, то в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК это нужно считать акцептом оферты. Поэтому данные отношения нужно рассматривать как договорные ВАС14.

Например, суд признал, что между арендатором и арендодателем универсама были фактические договорные отношения по водоснабжению, так как арендатор самовольно пользовался централизованными системами водоснабжения без договора и не представил доказательств оплаты пользования ими А81.

А06 Постановление АС Поволжского округа от 13.11.2015 по делу № А06-9970/2014

426ГК-1 П. 3 ст. 426 ГК

445ГК П. 4 ст. 445 ГК

Статья 426. Публичный договор

Новая редакция Ст. 426 ГК РФ

1.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

Судебная практика.

Публичный договор не основан на началах свободы договора. Специфика характера данного договора, субъектный состав (обязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую «слабость» потребителя ограничением прав коммерческой организации.

При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (ст. 426 Кодекса) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.

Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).

Статья 426. Публичный договор

1.

Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

3.

Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.

4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит положения о публичном договоре — частноправовом институте, охватывающем отношения между коммерческими организациями и потребителями их услуг. Специфика публичного договора заключается в особом положении коммерческой организации, которая адресует свои предложения любому, кто отзовется.

Для того чтобы договор мог быть признан публичным, необходимо наличие одновременно двух обстоятельств: 1) сторонами такого договора выступают коммерческая организация и потребитель (как физическое, так и юридическое лицо); 2) характер деятельности организации таков, что она должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого, кто к ней обратится. В качестве примеров такого рода деятельности законодатель указывает розничную торговлю, перевозку транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание.

Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.

Термин «потребитель» используется в комментируемой статье применительно к гражданам и юридическим лицам и не наделен содержанием, которое вкладывает в него Закон о защите прав потребителей.

Особое положение стороны публичного договора — коммерческой организации состоит в применении к ней некоторых ограничений свободы договора (статья 421 ГК РФ).

При заключении договора этот контрагент не может отказать лицу, которое к нему обратилось, а кроме того, при заключении договора одному потребителю не может быть оказано предпочтение перед другим и условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей.

Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены правом издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (п. 4 ст. 445 ГК).

Каждое из приведенных последствий, предусмотренных комментируемой статьей 426 ГК РФ для коммерческой организации, являющейся субъектом публичного договора, применяется с некоторыми оговорками.

Читайте также:  Банкротство ИП (индивидуального предпринимателя), признание, последствия для должника, процедура, ИП после банкротства, особенности несостоятельности, признаки, 2021, через МФЦ (внесудебное), стадии, реализация имущества

2. Ограничение свободы договора, диктуемое публичным характером деятельности коммерческой организации и не позволяющее отказать потребителю в заключении договора, не является абсолютным. Законом или иными правовыми актами могут быть установлены исключения из этого правила.

Кроме того, в заключении договора может быть отказано со ссылкой на невозможность предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Так, согласно ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 1994 г.

N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» транспортные организации должны обеспечить в первоочередном порядке перевозку материальных ценностей государственного резерва. При таких обстоятельствах иные потребители услуг перевозчика вынуждены ожидать.

Правомерен также, например, отказ организации, осуществляющей кинопрокат, предоставить свои услуги определенному лицу в случае, когда свободных мест на сеанс, который хочет посетить потребитель, нет. При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 6 и Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г.

, бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию .

———————————
Постановление Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 32.

Требование комментируемой статьи к условиям договора, одинаковым для всех потребителей, не означает, что потребитель всякий раз лишь присоединяется к предложенной коммерческой организацией проформе договора.

По существу, ГК РФ запрещает дискриминационные условия публичного договора, но допускает существование различий между публичными договорами, заключенными одной и той же организацией с различными потребителями.

Такие различия могут касаться порядка оплаты, сроков исполнения обязательства и пр.

Одинаковые для всех потребителей условия публичного договора могут быть иными в случае, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Законом о защите прав потребителей и Федеральными законами «О газоснабжении в Российской Федерации» и «О связи» предусмотрены случаи, в которых на подзаконном уровне могут издаваться типовые договоры или положения — правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Так, в настоящее время действуют Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации , Правила оказания услуг связи по передаче данных , Правила оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания , Правила оказания телематических услуг связи , Правила оказания услуг по реализации туристского продукта , Правила продажи товаров дистанционным способом и другие подобные акты.

———————————
Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Здесь и далее автор не приводит ссылки на официальные источники, в которых были опубликованы использованные в комментарии нормативные акты и акты судебной практики, поскольку все документы взяты автором в справочной правовой системе «КонсультантПлюс».

Автор выражает глубокую признательность компании «КонсультантПлюс» за предоставленную информационную поддержку.

Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 785.

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575.

Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452.

Постановление Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612.

Неисполнение коммерческой организацией требований о недискриминационных условиях публичного договора и правил, обязательных при заключении публичных договоров, влечет неблагоприятные последствия.

Пункт 5 комментируемой статьи объявляет условия публичного договора, нарушающие такие требования, ничтожными.

Это не влечет недействительности всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст. 180 ГК).

3.

К числу способов защиты, адресованных комментируемой статьей 426 ГК потребителю как стороне публичного договора, следует отнести прежде всего требование о понуждении заключить договор, которое может быть заявлено при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора вместе с требованием о возмещении убытков, причиненных потребителю уклонением стороны от заключения договора .

———————————
Как поясняет Высший Арбитражный Суд РФ, с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить. См. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров».

В случае неисполнения положений п. п. 2 и 4 комментируемой статьи могут быть заявлены требования о применении последствий недействительности части сделки (или последствий недействительности сделки).

4. Конституционный Суд РФ, рассматривая значение комментируемой статьи, указывает, что ее положения направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора .

———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. N 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Кроме того, как отмечал М.И.

Брагинский, положения комментируемой статьи призваны создать односторонние гарантии потребителю — экономически более слабой стороне, «которая, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, — к коммерческой организации». Таким образом, нормы о публичном договоре уравнивают положения обеих сторон, а также создают гарантии функционирования свободного рынка и способствуют борьбе с монопольными тенденциями .

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 198 — 200.

5. Необходимо отличать публичный договор, заключаемый коммерческими организациями и регулируемый нормами гражданского законодательства, от одноименного правового явления, обнаруживаемого в публично-правовой науке, — так называемого публичного (или административного) договора.

Отечественная теория административного права пока не сформировала развитого и полного учения об административном договоре .

Отмечается лишь наличие «некоторых свидетельств, пока еще недостаточно категоричных, в пользу развития реальных договорных элементов административного типа» , причем в качестве примеров таких соглашений, как правило, приводятся договоры о разграничении компетенции между органами власти различного уровня.

———————————
Данная проблема рассматривалась с особых позиций в советский период. Так, Ц.А.

Ямпольская полагала возможным признание административно-правовой природы соглашений органов государственной власти с гражданами, например в сфере бытового обслуживания. См.: Ямпольская Ц.А.

О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. N 10. С. 134 — 135. В настоящее время подобные утверждения не встречаются.

Эта идея высказана Ю.М. Козловым в кн.: Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 264.

6. Положения комментируемой статьи 426 Гражданского кодекса РФ применимы также к случаям, когда продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг занимается индивидуальный предприниматель. В силу п. 3 ст.

23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Публичный договор согласно ГК РФ (нюансы)

Понятие публичного договора раскрывается в ст. 426 Гражданского кодекса РФ: это соглашение, заключаемое коммерческой организацией, осуществляющей определенную деятельность, которую она обязана совершать по запросу любого лица.

При этом ч. 2 п. 1 ст. 426 ГК РФ не допускает формирования у обязанного субъекта предпочтений в выборе стороны для подписания договора.

Если обязанная сторона уклоняется от подписания, ее контрагент имеет право в судебном порядке защитить свои нарушенные права, предъявив требование о понуждении к заключению договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ).

Общие правила ГК РФ конкретизируются в специальных нормативных актах — правилах, касающихся исполнения публичных договоров, утвержденных Правительством РФ (во всех сферах коммунальных услуг, в области страхования, связи и т. п.). 

Может ли по статье 426 ГК РФ такой договор быть заключен организацией 

В силу положений ст. 426 ГК РФ сторонами публичного договора являются:

  1. Предприниматель, обязанный заключить договор по характеру своей деятельности.
  2. Любое обратившееся к нему лицо. 

Соответственно, кодекс не ограничивает круг субъектов данного договора их отнесением к физическим лицам или организациям. Имеют значение исключительный характер услуги или товара, обязательно предоставляемых по запросу, и потребности в таковых у потребителя.

Стандартно цены для организаций/ИП в таких случаях выше, чем для граждан, не являющихся предпринимателями, т. к. обязанность устанавливать единую цену ограничена рамками одной категории потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). 

В чем заключается подписание публичного договора 

Публичный договор не обязательно подписывается в виде единого согласованного сторонами документа. Согласованием публичной оферты поставщика услуг могут считаться:

  • подключение абонента-потребителя к сетям снабжающей организации (ст. 450 ГК РФ);
  • покупка билета на массовое представление (письмо Минкультуры РФ от 13.04.2009 № 2344-01-39/03-Е4);
  • получение оферентом сообщения от потребителя о принятии оферты (п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом, утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612). 

Если договор оформлен в письменном виде, он должен соответствовать правилам для данного вида деятельности: пункты, нарушающие их не в пользу потребителя, признаются недействительными. 

Читайте также:  Фиктивное трудоустройство на работу: ст. 285 УК РФ, ответственность работника, судебная практика

Итак, согласно ГК РФ к публичным относятся договоры, обязательные к заключению, структура которых определена правилами соответствующего вида деятельности. Зачастую для принятия предложения обязанной стороны стороне-потребителю достаточно конклюдентных действий, в виде документа договор оформляется не всегда.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Правовое регулирование публичного договора



Являясь исключением из принципа свободы договоров, публичный договор занимает значительное место среди гражданско-правовых договоров, основной особенностью публичного договора является необходимость его заключения коммерческой организацией в обязательном порядке (ст. 445 ГК РФ).

Подобного рода исключение из общего правила правового регулирования договорных отношений вызвано необходимостью государственной защиты общественных интересов, прав граждан-потребителей, а также в сфере экономических отношений.

В статье анализируется правовое регулирование публичного договора, исследуются его особенности, рассматривается история возникновения и общая характеристика публичного договора по Гражданскому праву России, описывается состояние общественных отношений, которые им урегулированы.

Ключевые слова: публичный договор, институт гражданского права, экономическое неравенство, Гражданский кодекс РФ, правовой режим, потребности, права потребителей, положение коммерческой организации, ответственность.

Being an exception to the principle of freedom of contracts, a public contract takes a significant place among civil law contracts, the main feature of a public contract is the need for it to be concluded by a commercial organization on a mandatory basis (Article 445 of the Civil Code of the Russian Federation).

Such an exception to the general rule of legal regulation of contractual relations is caused by the need for state protection of public interests, the rights of citizens-consumers, as well as in the field of economic relations.

The article analyzes the legal regulation of a public contract, explores its features, examines the history and general characteristics of a public contract under Russian Civil Law, describes the state of public relations that it has settled.

  • Keywords: public contract, civil law institution, economic inequality, Civil Code of the Russian Federation, legal regime, needs, consumer rights, position of a commercial organization, responsibility.
  • Цель статьи: Анализ правового регулирования публичного договора в судебной практике РФ.
  • Для достижения цели были определены следующие задачи:
  • – Изучить особенности публичного договора;
  • – Исследовать общие положения публичного договора;
  • – Выявить, что является целью публичного договора;
  • – Проанализировать судебную практику правового регулирования публичного договора.

Переход Российской Федерации на капиталистическую экономику повлек за собой реформирование всей отрасли гражданского права, в результате чего в 1994 году был принят новый Гражданский кодекс [1], где в ст. 426 содержалось понятие «публичного договора».

Первоначальное определение было таково: публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.).

Определение публичного договора: ФЗ от 8 марта 2015 г.

«Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п.)» [11;12]. Данное определение действует уже более года и именно на его основе будет дан дальнейший анализ публичного договора в гражданском праве.

Публичный договор это правовой режим (под этим термином в теории понимается специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств) [8, с. 272], который отражает публично-правовые начала в гражданском законодательстве.

Наиболее полно характеризует публичный договор как специфический правовой режим именно норма, закрепляющая возможность в случае, предусмотренном законом, посредством актов Правительства и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти, издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (п. 4 ст. 426). Как отмечает Брагинский потребность в ограничении прав Правительства РФ на издание нормативных актов в рассматриваемых случаях отражает общую тенденцию законодателя к жесткому регулированию публичных договоров [4, с. 248].

Публичный договор заключается путем направления публичной оферты, т. е. предложения, содержащего все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ).

Главное, что следует выделить среди общих особенностей публичного договора, это его направленность на защиту «экономически слабой» стороны в договоре, а так же то, что в строгом смысле слова публичный договор является скорее специфическим правовым режимом, обеспечивающим регулирование обязательственных отношений с участием, прежде всего потребителей, а не договором как таковым.

Функцией любого государства как публично-правового образования является, прежде всего, обеспечение публичных интересов, это цель его существования.

Одним из наиболее важных направлений данной функции является обеспечение жизненно необходимых для населения интересов: энергоснабжения, общественной связи и транспортного сообщения, обеспечения продовольствием и т. п.

, что вытекает из положений самой Конституции РФ [1, ст.2; 11; 12; 13].

В условиях динамично развивающегося рынка государство потеряло возможность монопольно предоставлять всем гражданам все соответствующие услуги, выполнять работы и продавать необходимые товары. В настоящий момент большинство таких предоставлений осуществляют коммерческие субъекты — лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В частности, такие субъекты осуществляют розничную куплю-продажу, услуги связи, пассажирских перевозок, гостиничного обслуживания, ремонтных работ и т. д.

При этом интерес в этих предоставлениях (товарах, работах и услугах) не перестал быть публичным (всеобъемлющим), а соответственно, не пропала необходимость государственного вмешательства в деятельность коммерческих субъектов, которые его обеспечивают.

В современном российском праве данная государственная прерогатива нашла отражение в институте публичного договора, посредством которого государство устанавливает ряд понятий, правил и запретов, целью которых является непрерывное, своевременное и в полном объеме обеспечение всех нуждающихся в указанных потребностях [11; 12].

В свою очередь, такое законодательное воздействие существенно ограничивает коммерческого субъекта в правах по сравнению со «свободными» договорными правоотношениями, запрещая отдавать кому-либо предпочтение в выборе контрагента [10].

Подобное вмешательство направлено на обеспечение равного предоставления всем нуждающимся гражданам товаров, работ и услуг.

Каждый человек ежедневно вступает в отношения с коммерческими субъектами по поводу удовлетворения повседневных потребностей, и нарушение его права на заключение публичного договора недопустимо [11]. На такой правовой позиции настаивают Конституционный Суд РФ и бывший Высший Арбитражный Суд [3, 4].

Но исследование российского правового института публичного договора указывает на тенденцию ухудшения уровня добросовестности коммерческих организаций в отношениях с потребителями, что выражается в возрастающем неуважении к правам потребителя и злоупотреблении доминирующим положением в рамках договорных обязательств [11;12]. Причина этому видится, в сущности, и содержании правового института публичного договора, а именно в недостаточности законодательного регулирования рассматриваемых общественных отношений.

Публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится [2, ст.

426; 13].

Вмешательство государства в частноправовые отношения осуществляется с целью защиты публичного интереса, при этом таким интересом в договорных отношениях между коммерческими субъектами и гражданами является направленность данных отношений на массовое применение, ежедневно, неоднократно и в отношении неопределенного круга лиц [11;12].

Представляется логичным, что основным контрагентом коммерческого субъекта по публичному договору выступают, безусловно, граждане, и в гораздо меньшем соотношении — юридические лица.

Это подтверждается и тем, что большинство публичных договоров в силу сложившейся «обычности» их использования и одностороннего установления условий, заключаются в форме договора присоединения [8].

При этом интересы юридических лиц, поскольку они являются коллективными субъектами, и их жизнедеятельность напрямую не зависит от удовлетворения массовых общественных потребностей, могут быть эффективно защищены действующим правовым регулированием [11;12].

При этом очевидно и то, что публичным (государственным) интерес становится тогда, когда он приобретает высокую значимость именно для граждан, что также вытекает из статьи 2 Конституции РФ [1].

Социальная значимость рассматриваемого института определяется тем, что публичный договор важен для каждого по отдельности и для всего общества в целом [9, с. 17].

Это определяется широчайшим кругом массовых общественных потребностей, которые обеспечиваются заключением публичного договора.

Всю совокупность таких публичных интересов можно разделить на три большие группы: жизнеобеспечение населения (газо-, водо-, электроснабжение, продовольствие, медицина, платное образование и т.

д), комфорт общественной жизни (услуги связи, транспорта, киновидеообслуживания, телевизионного вещания, распространения периодики, ремонтные работы и техническое обслуживание и т. д.) и рекреационные интересы (общественное питание, отдых, гостиницы, развлечения, услуги автостоянок, реализации туристского продукта и т. д.) [11; 13].

Ежедневно миллионы людей покупают продукты питания и средства гигиены, пользуются водоснабжением и услугами путей сообщения, общественного питания, поэтому интересы каждого индивида перерастают в интересы групп, социальных общностей, а через них и в интересы самого общества [11].

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *