Таможенный досмотр это форма таможенного контроля, тк еаэс, как проводится, поручение, порядок, срок проведения, акт

Таможенный контроль осуществляется в соответствии с ТК ЕАЭС. С ним так или иначе столкнётся любой субъект, переводящий груз через границу, а также пассажиры, следующие в частном порядке. Для предотвращения нежелательных последствий нужно подробно ознакомиться с особенностями проведения таможенного контроля. Тогда ни один каверзный вопрос или ситуация не смогут застать врасплох.

Таможенный контроль по ТК ЕАЭС

На 2021 год Российская Федерация входит в Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС), созданный в 2015 году. Объединение включает в себя следующие Республики: Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. В 2018 году на территориях Союза вступил в силу Таможенный Кодекс ЕАЭС.

Таможенный кодекс ЕАЭС – классифицированный нормативно-правовой акт, включающий в себя совокупность мер по отслеживанию соблюдения правил ввоза и вывоза груза на территории Евразийского экономического союза.

Цели таможенного контроля:

  1. Обеспечение членам ЕАЭС экономической безопасности при транспортировке и торговле.
  2. Гарантия выполнения международных договоров внутри Союза.
  3. Обозначение прав и обязанностей лиц, занимающихся деятельностью, связанной с транспортировкой различных объектов на территории Союза.
  4. Гарантия соблюдения мер регулирования.
  5. Противодействие преступным организациям, занимающимся финансированием террористических объединений и «отмыванием» доходов.
  6. Ведение статистики.
  7. Взимание пошлин и платежей.
  8. Осуществление государственного контроля над ввозом-вывозом товаров на территории ЕАЭС.
  9. Координирование взаимоотношений соответствующих органов.

Задачи таможенного контроля:

  1. Создание условий для максимально простой и быстрой транспортировки товаров на территориях Евразийского Союза.
  2. Гарантия исполнения членами Союза мировых договоров, актов и т.п., касающихся таможенного объединения.
  3. Охранять национальную безопасность стран-членов, граждан и окружающей среды.

Таможенный досмотр это форма таможенного контроля, ТК ЕАЭС, как проводится, поручение, порядок, срок проведения, акт

В 2017 году Кодекс был подвержен правкам. Страны Союза выпустили несколько новых актов. При этом виды таможенного контроля не были отредактированы и остались прежними.

Формы таможенного контроля ТК ЕАЭС:

  1. Получение объяснений. Должностным лицам предоставляются сведения, которые имеют значение для специализированных органов. Информацию предоставляют лица, которые располагают ей. При оформлении составляется специальный документ.
  2. Проверка таможенных документов и/или сведений. Документы изучаются на предмет транспортируемых товаров. После определяется, соответствует ли их оформление установленным правилам. Лица, занимающиеся транспортировкой на территориях Союза, обязаны предоставлять те документы, которые необходимы для проведения дальнейших операций.
  3. Таможенный осмотр. Объект (груз, багаж, транспорт и т.п.) визуально осматривают. При данной форме запрещено нарушать целостность осматриваемой вещи, разбирать её, проводить демонтаж, вскрывать упаковку и т.д. Проводится в отсутствии лиц, имеющих какие-либо полномочия касательно осматриваемого товара.
  4. Таможенный досмотр. Объект тщательно осматривают. Отличается от осмотра: в обязательном порядке вскрывают упаковки, демонтируют, разбирают грузовые отсеки и т.п.
  5. Личный таможенный досмотр. Касается только физических лиц, пересекающих границу и попавших под подозрение о сокрытии каких-либо объектов внутри зоны таможенного контроля.
  6. Таможенный осмотр помещений и территорий. Включает в себя визуальный осмотр территорий и помещений. Проводится проверка наличия в данных помещения каких-либо объектов, касающихся контроля.
  7. Таможенная проверка. На таможне сопоставляют сведения, предоставленные проверяемым лицом о грузе или товаре и действующего Кодекса.

Выделяются следующие объекты таможенного контроля:

  1. Товары, находящиеся под контролем Кодекса.
  2. Объекты с приобретённым статусом «Товаров Союза».
  3. Товары, находящиеся на территориях Союза.
  4. Документы, которые могут быть предоставлены контролирующим органам.
  5. Лица, чья деятельность связана с транспортировкой грузов за границу Союза.
  6. Различные сооружения.

Выделяют следующие принципы проведения таможенного контроля:

  1. Принцип обязательности. Предметами проверки могут быть любые вещи, транспортируемые через границу. Законодательство предусматривает возможность отказа от некоторых форм проверки, но не освобождает от всех.
  2. Принцип выборочности. Невозможно провести все меры по проверке какого-либо объекта, проходящего через границу. Поэтому соответствующие органы вправе выбирать формы и порядок проведения таможенного контроля.
  3. Принцип использования системы управления рисками. Принцип выборочности связан с определённой долей риска в отношении транспортируемых товаров. Поэтому вырабатываются специальный критерии для проверки в системе управления рисками.
  4. Принцип международного сотрудничества. Составляет основу Кодекса.
  5. Принцип об осуществлении контроля. Методы таможенного контроля могут осуществляться исключительно специализированными органами.

Таможенный досмотр это форма таможенного контроля, ТК ЕАЭС, как проводится, поручение, порядок, срок проведения, акт

На данный момент существуют меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля. Соответствующие органы вправе принять любые из них для осуществления задач.

  1. Опрашивать физических лиц.
  2. Назначать экспертизу.
  3. Товары, находящиеся под таможенным контролем, в обязательном порядке состоят в учёте.
  4. Назначать маршруты перевозок.
  5. Осуществлять наблюдение.
  6. Использовать различные технические средства.
  7. Проводить ревизию систем товаров.
  8. Применять сопровождение.
  9. Осуществлять опознание документов, транспорта и прочего.
  10. Привлекать специалистов.
  11. Требовать совершения грузовых операций.

Технические средства таможенного контроля очень важны для международных отношений. Благодаря различному оборудованию и устройствам измерения останавливают террористическую деятельность, предотвращают экологические и техногенные катастрофы.

Технологии таможенного контроля достаточно прогрессивны:

  • рентгеновская досмотровая установка;
  • переносной аппарат для проверки ручной клади;
  • системы досмотра днища автотранспорта;
  • инспекционно-досмотровые комплексы (применяются на транспорте).

Зона таможенного контроля – это территория, на которой осуществляется таможенный контроль. Включает в себя:

  • территории, где происходит перемещение объектов за границу;
  • склады;
  • магазины duty free.

Все проверки происходят на этих зонах. Их разделяют на постоянные и временные. Исходя из названий, постоянная зона действует на регулярной основе, а временную — организуют на определённый промежуток времени.

Периметр зон обозначают специальными табличками, также используются «желтые» ленты, таблички и ограждения.

Таможенный досмотр это форма таможенного контроля, ТК ЕАЭС, как проводится, поручение, порядок, срок проведения, акт

Контроль таможенной стоимости товаров основывается на декларации. Сотрудники проверяют соответствие заявленной в документе стоимости и реальной. В рамках проверки:

  • определяется, каким методом была определена стоимость;
  • запрашиваются документы, подтверждающие стоимость;
  • запрашивается письменное описание факторов и обстоятельств, повлиявших на стоимость.

Проведение таможенного контроля над товарами может длиться до трёх лет. Проверяют сведения об объектах, которые бы подтверждали их выпуск или нелегальное нахождение на территориях Союза (например, данные объекты нарушают соглашения или законодательство).

Объектами таможенного контроля после выпуска товаров могут стать те объекты, которые были ввезены на территорию таможни, нарушая следующие критерии:

  • не предъявлены документы, которые бы подтверждали соблюдение условий законодательства;
  • указанные в ДТ товары не предоставлены или их место нахождения не доказано.

Таможенный контроль в аэропорту необходим для проверки перевозки нелегальных товаров: редких животных, наркотиков, валюты, добытой незаконным путём и другого. Включает формы, приведённые выше, например:

  • устный опрос;
  • досмотр багажа;
  • личный осмотр гражданина;
  • проверку документов.

После регистрации все пассажиры перемещаются в специальную зону проведения контроля, где находится два коридора: зелёный и красный. Проходящим в «зелёный» коридор не грозит морока с документами, очередями и прочим; у них отсутствуют вещи, подлежащие обязательной декларации. А вот проходящим в «красный» придётся немного помучиться.

Обязательной письменной декларации подлежат следующие вещи:

  1. Лекарства, отпускаемые строго по рецепту.
  2. Наличные, общая сумма которых превышает 10000 долларов.
  3. Вымирающие растения и животные.
  4. Ценные бумаги.
  5. Драгоценности, суммарной стоимостью выше 250000 долларов.
  6. Высокочастотные и радиоэлектронные технические устройства.
  7. Оружие и боеприпасы.
  8. Взрывчатые вещества.
  9. Алкогольные напитки и табак в больших объемах.

Чтобы пройти таможню нужно:

  1. Декларировать груз.
  2. Предъявить документы, которые бы подтверждали декларацию.
  3. Оплатить пошлины и налоги.
  4. Оказать содействие при оформлении груза.

При этом каждому пассажиру, имеющему хотя бы какой-то багаж при себе, необходимо иметь:

  • загранпаспорт;
  • разрешение на въезд;
  • документацию на груз.

Свяжитесь с нами и мы вдумчиво подберем оптимальное логистическое решение для вашего бизнеса

или

Просто оставьте свой номер, наши опытные профессионалы вам перезвонят

Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Таможенный контроль ТК ЕАЭС: основные понятия, контроль продукции после выпуска товаров

Содержание:

Таможенный контроль ТК ЕАЭС — совокупность мер, позволяющая отслеживать соблюдение правил ввоза и вывоза товаров (а также других объектов) через границы стран-участниц союза.

С января 2018 года все процедуры и условия регулируются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Благодаря созданию общего экономического пространства оформление и перемещение товаров значительно упростилось.

Немаловажную роль сыграли современные технологии — теперь подача необходимых документов может осуществляться посредством электронных систем.

Таможенный досмотр это форма таможенного контроля, ТК ЕАЭС, как проводится, поручение, порядок, срок проведения, акт

Виды таможенного контроля ТК ЕАЭС

Согласно действующему кодексу, который действителен во всех государствах союза, предусмотрено несколько форм контрольных мер. Выбор одной из них зависит от условий процедур, типа товара и других особенностей. Предусмотрены следующие формы таможенного контроля по ТК ЕАЭС:

  • осмотр, досмотр, в том числе личный, а также помещений, территорий;
  • проверка, в том числе различных документов;
  • получение объяснений.

Все эти формы актуальны в момент нахождения объектов под таможенным контролем.

Однако есть процедуры, которые могут проводиться в течение 3 лет после окончания основного оформления.

Таким образом осуществляется контроль после выпуска по ТК ЕАЭС. Он предполагает подтверждение фактов легального ввоза товаров на территории союза, а назначается при возникновении информации о нарушении действующих норм и правил.

Официальное определение таможенного контроля дано в ТК ЕАЭС, как и условия его проведения, прохождения для потенциальных декларантов.

Помимо данного документа, необходимо обращаться еще к законодательству той страны, где осуществляется оформление товаров. Оптимальный выход — заключить договор со специалистами в этой сфере.

Ошибки при оформлении, например, неполные данные, отсутствие сопроводительной документации, приводят к потере времени и задержкам поставок по договорам.

Особенности таможенного контроля ТК ЕАЭС

Новый кодекс принес приятные изменения и упростил регламенты процессов. Теперь можно оформить товар без личной подачи документации в оригинале, а сделать это через заполнение форм в электронном виде.

Также таможенный контроль ТК ЕАЭС проходит намного быстрее — до 4 часов при отсутствии ошибок и подаче полных данных об объекте. В оформлении и некоторых видах проверки должностные лица органов практически не принимают участие.

Их функции возложены на автоматические системы.

Таможенный досмотр это форма таможенного контроля, ТК ЕАЭС, как проводится, поручение, порядок, срок проведения, акт

Однако неизменными остались распространенные проблемы, с которыми сталкиваются заинтересованные лица. Во-первых, законодательство не стало проще для людей без опыта в этой сфере или профильного образования.

Иногда приходят запросы с неточными, неполными формулировками от должностных лиц контролирующих (надзорных) органов или не хватает документов об успешной сертификации продукции. А контроль после выпуска товаров по ТК ЕАЭС сопровождается большим количеством вопросов.

Быстро разобраться в этом самостоятельно получается не всегда.

Помощь специалистов

Специалисты отслеживают изменения в законодательстве, кодексах и других взаимосвязанных нормативно-правовых актах. Они знают, какие документы подаются на оформление и как без лишних затрат пройти все официальные процедуры.

«РТС-Сертификация» ответит на вопросы о ТК ЕАЭС, таможенном контроле после выпуска товаров. Поможем оформить недостающие документы. Узнайте о стоимости сертификата соответствия Таможенного союза и особенности процедур по телефонам.

Сроки таможенного досмотра товаров при международной перевозке. Что нужно знать перевозчику. — Юрвест

Таможенный досмотр это форма таможенного контроля, ТК ЕАЭС, как проводится, поручение, порядок, срок проведения, акт

Одной из наиболее распространенных проблем, с которой в нашу компанию обращаются международные перевозчики, является проблема прохождения таможенного контроля на границе ТС. И в частности в тех случаях, когда осуществляется таможенный досмотр товаров.

Казалось бы, одной из задач, поставленных перед таможенными органами, является создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу. Также ТК ТС установлено, что срок выпуска товаров составляет один рабочий день. Да и таможенный досмотр таможня вроде бы должна проводить за один день.

Так почему же транспортные средства стоят на границе по две недели и более? Давайте разберемся, в чем корень проблемы.

Начать следует с того, что есть два понятия, которые необходимо различать:

А. Срок выпуска товаров.

Б. Срок проведения таможенного досмотра как одной из форм таможенного контроля.

Их взаимосвязь заключается в том, что сроки проведения досмотра, хотя и имеют свои правила течения, не могут выходить за рамки срока выпуска товаров.

Что такое срок выпуска товаров? Это срок с момента регистрации таможенной декларации до момента принятия таможней решения по декларации. И по умолчанию он действительно составляет один рабочий день.

Но… проведение таможенного досмотра является одним из оснований, по которым таможня может продлить срок выпуска еще на 10 рабочих дней – итого 11 рабочих дней. А это уже больше двух недель.

Таким образом, скорость прохождения таможенного поста напрямую зависит от того, сколько времени займет таможенный досмотр.

Сроки таможенного досмотра можно подразделить на несколько составляющих, каждая из которых влияет на время нахождения транспортного средства с товаром на таможенном посту:

  1. Срок вручения перевозчику уведомления о проведении досмотра.

Каждый раз, когда таможня решает досмотреть товар, вас должны сразу поставить в известность (выдать уведомление) и сообщить, какие действия требуются от вас для проведения досмотра (выдать требования о предъявлении товаров и проведении операций).

Данный этап складывается из нескольких последовательных действий: выявление профиля риска, составление докладной записки, принятие решения о проведении досмотра, назначение ответственного сотрудника отдела таможенного досмотра, вручение водителю уведомления о проведении досмотра, требования о предъявлении товаров и требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств.

Общий срок с момента выявления профиля риска до вручения водителю всех документов по предстоящему досмотру должен составлять 1,5-2 часа. Если, к примеру, в 10.

00 вашу машину взвесили, выявили перевес, и со слов таможенного инспектора вы уже знаете, что будет проводиться досмотр, либо просто со стороны таможни возникла непонятная для вас пауза, то где-то в 12.

00 вы уже можете требовать выдачи документов либо предоставления информации о том, что таможня планирует делать дальше, в том числе путем подачи письменного заявления.

Почему важен данный срок? Потому что дальнейший срок проведения таможенного досмотра начинает течь с момента предъявления товаров к досмотру. А вы, в свою очередь, не можете предъявить товар к досмотру, пока не получите от таможни требование об этом.

  1. Собственно срок проведения таможенного досмотра.

Досмотр должен быть проведен не позднее окончания следующего рабочего дня после принятия решения о проведении досмотра и с момента предъявления товаров к досмотру либо уведомления перевозчика о готовности предъявить товары, а если таможенный пост работает в круглосуточном режиме – не позднее 24 часов.

Приграничные посты, как правило, работают круглосуточно. Следовательно, если сегодня в 15.00 вы уведомили таможню о готовности выгрузить товар, то завтра к этому же времени инспектор должен провести досмотр.

Что значит предъявление товаров к досмотру? Для того, чтобы товар считался предъявленным, недостаточно того, что он находится в отсеке машины, стоящей на посту. В отношении него должны быть выполнены все операции, указанные таможенным органом в требовании (обозначены галочками). Это могут быть полная или частичная выгрузка, а также разделение товара по видам и наименованиям.

Если перевозчик не готов понести расходы на выгрузку товара сразу после получения уведомления о проведении досмотра, то таможня обычно просит водителя перевозчика написать заявление о предоставлении срока на выгрузку или разделение товара по видам и наименованиям. Если такое заявление пишется, то таможенный орган имеет право не проверять готовность машины к досмотру в течение всего срока, на который оно написано. Срок проведения досмотра при этом не начинает течь, так как товар еще не предъявлен.

В таких ситуациях важно следовать ряду рекомендаций.

Во-первых, заключите договор с СВХ на выгрузку товара.

Во-вторых, не пишите в таможню заявление о предоставлении срока, так как вы не обязаны его писать и для вас оно не несет никакой выгоды. А если пишете, то пишите на короткий срок (например, один день).

В-третьих, заключив договор на выгрузку, направьте в таможню уведомление об этом. Причем вне зависимости от того, писали или нет заявление о предоставлении срока. С момента такого уведомления для таможни начинают течь 24 часа, чтобы провести досмотр.

  1. Срок составления акта таможенного досмотра.

Акт таможенного досмотра составляется в срок не позднее одного рабочего дня после окончания досмотра. К примеру, если фактически досмотр завершен сегодня, то акт досмотра должен быть вручен перевозчику до конца завтрашнего дня. Акт таможенного досмотра, как завершающая стадия досмотра, обязательно должен быть составлен в пределах срока выпуска товаров.

Подводя итог, можно сказать, что нарушение любого из вышеуказанных сроков будет фактически нарушением ваших прав. В этом случае вы имеете право потребовать от таможни ускорения работы либо обжаловать бездействие таможни в вышестоящий орган, транспортную прокуратуру или в суд.

Но также следует признать, что очень часто задержки на границе возникают из-за непродуманных и неэффективных действий перевозчиков, не выполняющих своевременно требования таможни в рамках досмотра. Иногда даже перевозчики делают это сознательно.

Но в конечном итоге, это лишь дает таможне возможность продлевать сроки досмотра. Правда и то, что, продлевая сроки досмотра, таможня часто нарушает сроки выпуска товаров.

Но единственное решение, которое таможенный орган может принять в отношении товара, не завершив досмотр в соответствии с профилем риска, – это отказ в выпуске.

Учитывайте данную информацию при работе с таможней. Держите таможенный контроль под своим контролем.

Алексей Зимин
Юрист Юридической фирмы «ЮРВЕСТ»

Личный таможенный досмотр

Исключительной формой таможенного контроля выступает личный досмотр (ст. 329 ТК ЕАЭС) – это форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении досмотра физических лиц.

Проводится по письменному решению руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, при наличии достаточных оснований полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, перемещаемые с нарушением таможенного законодательства Союза.

Личный досмотр в определенной степени связан с ограничением прав и свобод гражданина (посягательством на личную неприкосновенность), поэтому решение о его осуществлении принимает начальник таможенного органа либо должностное лицо, его замещающее.

Положения TК Союза, регламентирующие порядок личного досмотра, предусматривают все необходимые гарантии соблюдения прав человека и гражданина, в том числе права на охрану государством достоинства личности.

Это выразилось в признании личного досмотра исключительной формой таможенного контроля, применяемой лишь в тех случаях, когда.

имеются достаточно веские основания предполагать совершение правонарушения и нет иных возможностей такие предположения проверить.

  • Личный досмотр проводится, если есть достаточные основания предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу Союза и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары:
  • — запрещенные к ввозу на таможенную территорию Союза и вывозу с этой территории;
  • — перемещаемые с нарушением порядка, установленного таможенным законодательством,
  • Таможенный инспектор помимо профессиональных должен обладать и психоаналитическими навыками, поэтому он должен обращать внимание на нервозность, раздражительность или иное поведение лица, позволяющие полагать, что оно может быть нарушителем таможенных правил.
  • Основаниями для проведения личного досмотра считаются:
  • 1) информация, содержащаяся:
  • — в сообщениях и заявлениях российских и иностранных лиц;
  • — в материалах, поступивших от других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов;
  • — в информации, поступившей от таможенных и иных правоохранительных служб, и других компетентных органов иностранных государств, международных организаций;
  • — в материалах, поступивших от других таможенных органов;
  • 2) непосредственное обнаружение должностным лицом таможенного органа любых признаков, прямо или косвенно указывающих на то, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары.

Решение о личном досмотре принимает начальник таможенного органа или лицо, его замещающее, в письменной форме путем наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа. Такое решение может быть оформлено и отдельным актом. Обязательным условием при этом должно быть указание конкретного должностного лица, которому поручается проведение личного досмотра.

Перед началом личного таможенного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано представить физическому лицу решение о проведении личного таможенного досмотра, ознакомить физическое лицо с его правами в случае такого досмотра и предложить добровольно выдать скрываемые товары.

Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется указанным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра.

В случае отказа от совершения таких действий об этом делается отметка на решении о проведении личного досмотра, удостоверяемая подписью должностного лица таможенного органа, объявившего решение о проведении личного досмотра.

Личный досмотр предполагает обследование вещей, одежды и тела физического лица, а при необходимости — их исследование. Данная форма контроля должна осуществляться корректно, без унижения достоинства личности и причинения неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров,

Таможенный досмотр это форма таможенного контроля, ТК ЕАЭС, как проводится, поручение, порядок, срок проведения, акт

Местом личного досмотра является изолированное помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, при отсутствии наблюдения посторонними лицами.

Двери в смежные комнаты, окна, иллюминаторы должны быть закрыты на запоры; предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения, удалены. Должны быть исключены доступ в это помещение других физических лиц и возможность наблюдения за личным досмотром с их стороны.

Личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола, Тело досматриваемого должно обследоваться только медицинским работником.

При личном досмотре несовершеннолетнего или недееспособного физического лица должны присутствовать законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) или сопровождающие лица.

  1. Досматриваемое лицо (его законный представитель) в ходе личного досмотра обязано выполнять законные требования должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр. Досматриваемое лицо (его законный представитель) имеет следующие права:
  2. — требовать объявления ему решения начальника таможенного органа или лица, его замещающего, о проведении личного досмотра;
  3. — знакомиться со своими правами и обязанностями;
  4. — давать объяснения;
  5. — заявлять ходатайства;
  6. — знакомиться с актом личного досмотра по окончании его составления; — делать заявления, подлежащие внесению в акт;
  7. — пользоваться родным языком, а также пользоваться услугами переводчика; — обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по окончании личного досмотра. если указанное лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра;
  8. — получать второй экземпляр акта личного досмотра.

В ходе личного досмотра могут быть обнаружены предметы, запрещенные к перемещению через таможенную границу. Так, в истории Шереметьевской таможни был случай, когда гражданин провозил на себе необработанные алмазы на сумму, эквивалентную 2 млн. долл. США.

В настоящее время чаще всего личный досмотр проводится в отношении наркокурьеров — лиц, провозящих проглоченные наркотические средства, а также скрывающих запрещенные к ввозу и вывозу на теле. Личному досмотру может быть подвергнуто любое физическое лицо независимо от гражданства.

Следует отметить, что существуют перечни лиц, определяемые федеральными законами, международными конвенциями и договорами, которые не могут быть. подвергнуты личному досмотру.

К таким лицам относятся президенты государств — членов Союза, представители высших органов исполнительной и законодательной власти согласно законодательству Союза, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей; лица, обладающие иммунитетом на территории государств – членов Союза в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 r.; иные лица, освобожденные от проведения личного досмотра в соответствии с международными договорами.

Проведение личного досмотра можно условно подразделить на три этапа.

На первом (подготовительном) этапе происходит ознакомление физического лица с решением начальника таможенного органа о проведении личного досмотра, что удостоверяется соответствующей надписью гражданина на решении. В случае отказа от этого должностное лицо таможенного органа делает отметку, удостоверив ее собственной подписью.

В присутствии понятых гражданину разъясняют его права и обязанности, а также предлагают добровольно выдать имеющиеся у него предметы. Если гражданин отказался добровольно выдать сокрытые товары либо если после их выдачи у сотрудника таможенного органа имеются предположения, что гражданин продолжает скрывать какие-либо товары, наступает второй этап – непосредственный личный досмотр.

Чтобы обеспечить безопасность субъектов таможенного контроля, лицо, осуществляющее данную форму контроля, убеждается в отсутствии у досматриваемого лица огнестрельного, газового и холодного оружия, сыпучих и иных веществ, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения. Кроме того, ведется безусловный надзор за тем.

чтобы гражданин во время сопровождения в помещение для личного досмотра не избавился либо не уничтожил находящиеся при нем товары и документы. В ходе личного досмотра обследованию подлежат: все мелкие предметы, имеющиеся у гражданина (зонт, портмоне, зажигалка, авторучка и т.д.

); верхняя одежда; обувь, головной убор; тело поверх нательного белья сверху вниз путем ощупывания; снятое нательное белье; тело (волосы, кисти рук, ступни ног и т.д.).

В ходе личного досмотра должностное лицо ведет постоянное наблюдение за поведением гражданина, обращая внимание на следы ремонта его одежды, обуви и вещей, наличие повязок и бинтов на теле, а также учитывая характерные способы сокрытия некоторых предметов. Так, контейнеры с наркотическими веществами для того, чтобы их транспортировать, зачастую проглатывают.

Обследованию также подлежат предметы кустарного производства, ортопедическая обувь, швы, заплаты, манжеты, пояса, подкладка одежды, стельки и т.д.

При этом лица, участвующие в личном досмотре, обязаны аккуратно обращаться с вещами, а вскрывать или разрушать их лишь в степени необходимости, Кроме того, они не должны разглашать результаты досмотра, как и интимные, и физические особенности досматриваемого лица.

На третьем (завершающем) этапе результаты личного досмотра документально оформляются путем составления специального акта.

В акте фиксируются: дата и место составления протокола; наименование таможенного органа, принявшего решение о проведении личного досмотра; фамилия, имя, отчество, досматриваемого лица; сведения о понятых, переводчике, специалистах, медицинском работнике; факт разъяснения прав и обязанностей всем лицам, участвующим в досмотре; последовательность и пределы личного досмотра и иные сведения.

Акт подписывают все участвующие лица. В случае отказа от подписи досматриваемого лица в акте об этом делается запись, заверяемая подписями понятых.

К акту личного досмотра приобщаются предметы, добровольно выданные гражданином, а также обнаруженные и изъятые в ходе личного досмотра.

Все вещественные доказательства должны быть упакованы в отдельные пакеты и опечатаны. Пакеты должны содержать необходимые пояснения и должны быть заверены подписями понятых, а также должностного лица таможенного органа, проводящего личный досмотр.

При возбуждении уголовного дела или заведении дела о нарушении таможенных правил подлинник акта личного досмотра приобщают к материалам дела, а в таможенном органе остается его копия.

Личный досмотр гражданина тесно связан с проблемой возможности применения к нему отдельных мер административного принуждения.

Среди них -административное задержание, которое заключается в кратковременном (на срок от трех до 48 часов) ограничении свободы физического лица в целях предупреждения или пресечения правонарушения.

При этом, как правило, задержание проводится на таможенных постах, в местах пересечения таможенной границы Таможенного склада, пересечение границы в подавляющем большинстве случаев связано с приобретением билетов (зачастую дорогостоящих) на транспортное средство (автобус, поезд, самолет). Действиями должностных лиц таможенных органов по задержанию гражданина возможно причинение материального ущерба и морального вреда такому гражданину вследствие его опоздания на поезд, самолет.

При фактическом таможенном контроле товаров нередко используется рентгеновская техника, в частности при досмотре ручной клади и багажа. Высокая производительность, безопасность для окружающей среды и надежность данной техники позволяют эффективно достигать целей таможенного контроля.

Необходимо отметить, что личный досмотр как форма таможенного контроля применяется при выявлении признаков нарушений таможенного законодательства, поэтому требуется совершенствовать технологии таможенного досмотра, используя современные нововведения.

Сопровождение таможенных проверок

Таможенная проверка является основной формой таможенного контроля, проводимая таможенными органами в целях удостоверения о соблюдении лицами таможенного законодательства. В соответствии со ст.

331 ТК ЕАЭС, таможенная проверка представляет собой сложный процесс и заключается в сопоставлении сведений, заявленных в таможенной декларации и представленных в таможенный орган документах, и (или) иных сведений, с документами и (или) данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и иной информацией полученной таможенными органами в порядке контроля за деятельностью юридического лица.

Участники внешнеэкономической деятельности, довольно часто сталкиваются с контрольными, оперативно-розыскными мероприятиями, а также следственными действиями. Несмотря на общую направленность в ТК ЕАЭС на упрощение и ускорение таможенных процедур, а также мер таможенного контроля, тенденция доначислений в рамках проводимых таможенными органами проверок с каждым годом растет.

В связи с постоянно изменяющимся законодательством и принятием новых решений Евразийской экономической комиссией, бизнесу все сложнее становится противостоять требованиям таможенных органов. Подготовка к проверке, представление возражений на действия проверяющего требуют от подконтрольных субъектов наличия глубоких знаний законодательства, разъяснений судебной практики.

В результате, из-за незнаний тенденций правового регулирования, а иногда и собственных прав, проведение проверки оборачивается значительными временными и денежных затратами.

Почему в отношении компании может быть назначена таможенная проверка?

Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов.

В основе процедуры отбора лица на таможенную проверку лежит субъекто-ориентированный подход, формируемый системой управления рисками Федеральной таможенной службы России.

ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем применяет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.

Основные причины выбора лица для проведения проверки:

  • Наличие сумм задолженности перед таможенными органами, неуплаченные административные штрафы;
  • Непредставление документов;
  • Реорганизация или ликвидация компании;
  • Небольшой размер уставного капитала участника ВЭД;
  • Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
  • Значительная доля товарооборота с офшорными зонами;
  • Поставка товаров из страны, не являющейся страной происхождения;
  • Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел.

На основе полученной информации определяется искомое количество участников ВЭД, которые имеют наибольшие риски причинения возможного экономического ущерба и которые целесообразно включить в план проведения таможенных проверок.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможенного органа путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов. Таможенные органы обязаны уведомлять лицо о начале проверки. Проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения. Срок проверки – 90 календарных дней с момента направления уведомления, в отдельных случаях может быть продлен на 120 календарных дней.

Этапы проведения:

Подготовительный – происходит сбор сведений и данных, принимается решение о необходимости проведения проверки; Основной – происходит непосредственная проверка имеющихся документов. Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:

  • помещен ли товар под надлежащую таможенную процедуру;
  •  достоверность сведений о товаре в декларации и прочих документах;
  • соблюдение запретов и ограничений по использованию товара;
  • соблюдение требований лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере;
  • иные требования, предусмотренные таможенным законодательством.

Дополнительный – таможенным органом могут быть запрошены документы, необходимые для осуществления проверки. Кроме того, в ходе камеральной проверки таможенные органы могут провести таможенный осмотр и досмотр.

Заключительный – составляется акт о завершении камеральной таможенной проверки с описанием полученных выводов и результатов.

По результатам проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, имеет право знакомиться с материалами проверки, а так же представить возражения относительно выводов.

Выездная таможенная проверка

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности проверяемыми лицами.

Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:

Плановая выездная таможенная проверка

–  проводится на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в год. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года.

Выбор лиц, в отношении которых проводится плановая выездная таможенная проверка, производится с использованием информации, полученной из следующих источников:

  1. результаты проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;
  2. информационные ресурсы таможенных органов;
  3. результаты предыдущих таможенных проверок;
  4. банки, небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, государств-членов;
  5. таможенные и (или) иные государственные органы государств-членов;
  6. средства массовой информации;
  7. иные источники информации.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы обязаны направить проверяемому лицу уведомление о проведении проверки.  Кроме того, на сайте ФТС России таможенными органами публикуются планы проверок юридических лиц на ближайшие годы.

Одним из основных нарушений при проведении плановой выездной проверки является нарушение срока проверки.

Пример из судебной практики (до введения ТК ЕАЭС):

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.2014 по делу № А43-3032/2014. Требования:  ООО «ИСТКОН У» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Нижегородской таможни выразившихся в истребовании у Общества документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки.

Решение: требования Общества удовлетворены судом первой инстанции, решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции.

Выводы суда: таможенным органом был нарушен срок проведения проверки и отсутствовали законные основания для продления срока приостановления проверки, в связи с чем действия таможенного органа по истребованию у заявителя документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки по требованиям являются незаконными.

Действия Нижегородской таможни по истребованию у заявителя документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки по требованиям совершены ответчиком в нарушение требований части 12 статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Внеплановая выездная таможенная проверка

Проводится на основании данных, свидетельствующих о возможном нарушении лицом таможенного законодательства, либо иные обстоятельства, с которыми закон связывает проведение указанного вида проверки. Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.

Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок могут являться:

  1. данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  2. информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  3. заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
  4. обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом Союза, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с иностранным лицом;
  5. поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;
  6. поручение таможенного органа одного государства-члена, данного таможенному органу другого государства-члена, о проведении выездной таможенной проверки и др. (полный перечень оснований указан в ст. 333 ТК ЕАЭС, ст.229 ФЗ № 289)

Так же, одним из основных нарушений при проведении плановой выездной проверки является нарушение срока проверки, а так же запрос документов, не относящихся к предмету проверки.

Пример из судебной практики (до введения ТК ЕАЭС):

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22 августа 2017 г.

по делу № А40-161221/16 Требования: ООО «Техно Партс» (далее — общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской таможне о  признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении установленных сроков проведения выездной таможенной проверки; о признании недействительным решения о приостановлении выездной таможенной проверки.

Решение: требования Общества удовлетворены судом первой инстанции, решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции.

Вывод суда: в полученном заявителем уведомлении о приостановлении выездной таможенной проверки наличие каких-либо обстоятельств из числа перечисленных в абзаце 3 пункта 12 статьи 132 ТК ТС не указано, в связи с чем, суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение о приостановлении выездной таможенной проверки вынесено в отсутствие законных оснований, поскольку таможенным органом был нарушен срок проведения проверки и отсутствовали законные основания для продления срока приостановления проверки. Таможенным органом нарушен срок предоставления запрашиваемой от иностранного таможенного органа информации.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *