Аттестация работников, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности, цель, проведение

Аттестация работников, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности, цель, проведение

Аттестация является базовой процедурой, необходимой для эффективного управления персоналом. Она предполагает регулярное проведение оценки компетенции сотрудников предприятия или организации.

Зачем проводится аттестация?

Главная цель аттестации персонала – получение информации, которая поможет руководству принимать правильные управленческие решения. На основании полученных результатов руководство может скорректировать цели компании, сформулировать задачи и наметить дальнейшие шаги развития.

Также в ходе аттестации осуществляется сбор данных о сотрудниках. Такая информация нужна для контроля их деятельности, оценки качества выполняемой работы, формирования системы мотивации, поощрения и стимулирования.

Аттестация работников, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности, цель, проведение

Как проводится аттестация персонала?

Процесс представляет собой ряд последовательных этапов:

  1. Подготовительный. Он предполагает разработку проекта аттестации, обоснование ее необходимости и проведение презентации для руководителей организации.
  2. Этап формализации. Он заключается в оформлении необходимых документов и принятии организационных решений. Как правило, разрабатывается специальное положение «Об аттестации персонала». Оно является внутрикорпоративным документом, в котором прописываются требования, касающиеся периодичности, самой процедуры, методик оценки. Формализация позволяет конкретизировать все правила и максимально учесть все детали. Благодаря такому подходу аттестация становится прозрачной и понятной для персонала.
  3. Пробная оценка. Чтобы проверить и апробировать процесс, необходимо запустить пилотный проект. Чаще всего такая проверка проводится с сотрудниками отдела персонала. В конце необходимо сделать анализ и доработать этапы внедряемой процедуры.
  4. Непосредственная аттестация. Проводится в соответствии с утвержденными правилами.
  5. Подведение итогов. Результаты оценки ложатся в основу принятия управленческих решений.

Как часто проводится аттестация?

Есть два вида проверки: очередная и внеочередная. Первая проходит один раз в пять лет, и она обязательна для всех сотрудников компании. Такая аттестация направлена на сбор данных об уровне профессиональной компетенции специалиста, достигнутого за обозначенное время, и его вкладе в общее дело.

Внеочередная проверка проводится при необходимости, например, когда сотруднику предлагается занять более высокую должность. С другой стороны, проверка требуется, если работник не справляется со своими трудовыми обязанностями.

Под аттестацию также попадают сотрудники, у которых закончился испытательный срок.

Особенности аттестации работников

В ходе аттестации оцениваются несколько параметров:

  • Особенности поведенческой сферы (необходимо для анализа деятельности сотрудника и формирования общих стандартов поведения, которые напрямую влияют на эффективность труда);
  • Эффективность деятельности (здесь используются такие методики, как экспертная оценка руководителем, оценка удовлетворенности клиента и т. п.);
  • Уровень достижения цели (предполагает выявление причин психологических срывов, определение склонности к профессиональному выгоранию).

Критерии оценки

Простыми словами, аттестация нужна для определения компетентности, под которой понимается набор определенных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач.

Так, оценивается профессиональная компетентность – соответствие сотрудника рабочему месту и выполняемому виду деятельности.

Кроме этого, устанавливается уровень корпоративной компетентности – понимание работников основных целей и задач компании.

Аттестация работников, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности, цель, проведение

Итоги аттестации

Итогом аттестации является выпуск распоряжения, приказа или иного акта, в котором прописываются, например, изменения в кадровой политике, кадровой расстановке, поощрениях и наградах аттестованных сотрудников.

По результатам проверки руководство принимает решения. Их можно разделить на несколько групп:

  • Сотрудник не соответствует должности, которую занимает. В этом случае его могут перевести на другую должность или уволить в соответствии с действующим законодательством;
  • Сотрудник соответствует занимаемой должности, но к нему есть небольшие замечания, касающиеся выполнения обязанностей или уровня компетенции. При таких результатах может быть назначена контрольная аттестация. Если же у комиссии нет никаких претензий, специалиста могут рекомендовать и утвердить на более высокую должность или зачислить в кадровый резерв.

Аттестация персонала – полезный и эффективный инструмент не только для управления коллективом, но и для эффективной организации деятельности всего предприятия. Она нужна и руководителям, и самим работникам: первые могут правильно планировать кадровую политику, а для вторых проверка и оценка станет хорошим стимулом для профессионального роста.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Минтруд России разъяснил вопросы проведения работодателем аттестации работников

Аттестация работников, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности, цель, проведение

Минтруд России ответил на вопрос о соотношении положений ст. 81 Трудового кодекса в части аттестации работников и ст. 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», далее – Закон № 238-ФЗ (письмо Минтруда России от 18 сентября 2019 г. № 14-3/В-742).

Напомним, что согласно ст.

11 Закона № 238-ФЗ в случае если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлен иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, чем это предусмотрено данным законом, применение указанного порядка допускается до 1 июля 2019 года. Исключение сделано для случаев, когда иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, установлен другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в случае, если в отношении соответствующих категорий работников ТК РФ определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

В то же время ст. 81 ТК РФ устанавливает возможность проведения аттестации работников для подтверждения их квалификации в целях определения соответствия работников занимаемой должности.

Порядок проведения таких аттестаций устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Многие специалисты в настоящее время полагают, что с 1 июля самостоятельное проведение работодателем аттестации, как это предусмотрено ст. 81 ТК РФ, невозможно и для этих целей работников необходимо отправлять в центры независимой оценки квалификаций.

В Минтруде России ответили, что с целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.

Организации, на которые не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аттестации отдельных категорий работников, самостоятельно, на уровне локальных нормативных актов, решают вопрос о процедуре проведения аттестации, определяют цели и задачи, категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, сроки и порядок ее проведения, состав аттестационной комиссии, перечень документов, необходимых для проведения аттестации и др.

В свою очередь независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта. Именно эту процедуру регулирует Закон № 238-ФЗ.

Сказанное позволяет заключить, что чиновники считают аттестацию, проводимую на основании ст. 81 ТК РФ, и независимую оценку квалификации различными процедурами, преследующими разные цели. И положения Закона № 238-ФЗ не распространяются на проведение аттестации работников и не лишают работодателя права проведения такой процедуры.

Вместе с тем Минтруд России отметил, что в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.

Также в ведомстве обратили внимание на то, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики, установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 1 июля 2019 года.

Аттестация работников – проверка знаний сотрудников организаций

ОбучениеПериодичность аттестации персоналаПодготовка к аттестации Аттестация работников, аттестация сотрудников на соответствие занимаемой должности, цель, проведение

Работников школ, больниц, государственных или муниципальных учреждений удивить аттестацией сложно. Им приходится регулярно подтверждать свою профпригодность. А вот руководители частных предприятий до сих пор не знают, должны ли они заниматься подобными вопросами и в каком порядке.

Проблема заключается в том, что процедура введена, но детально не проработана. Ни ТК РФ, ни письма Минтруда, ни иные подзаконные акты не содержат исчерпывающей информации о том, кто должен проводить аттестацию персонала, как часто и с какой целью.

Все имеющиеся распоряжения, письма, разъяснения касаются бюджетных структур. Нигде нет ни слова о том, обязаны ли частные компании тратить время и ресурсы на проведение аттестации работников.

Но многие работодатели уже успели оценить преимущества процедуры. Результаты аттестации часто становятся основанием для увольнения тех работников, кто по мнению руководства не справляется со своими обязанностями. Последние же могут обратиться в суд и попытаться доказать, что аттестация проведена с нарушениями.

Читайте также:  Ответственное хранение товара: образец договора между юридическими лицами, как составить соглашение

О том, как избежать ошибок на разных этапах аттестации, речь и пойдет далее.

Даже очень внимательное чтение Трудового кодекса не даст никакого результата. Ни в одной из глав или статей не сказано, что же представляет собой «аттестация персонала». Остается перечитывать энциклопедии. В соответствии с научными трактовками под проведением аттестации понимается оценка знаний, опыта работника, его соответствие, в конечном итоге, занимаемой должности.

Но цель аттестации заключается не только в том, чтобы выявить кандидатов на увольнение. Возможно кому-то требуется пройти переобучение, повысить квалификацию. Работодатель получает возможность определить, кого продвигать по карьерной лестнице в ближайшей или отдаленной перспективе.

Если говорить о проведении аттестации предметно, не стоит забывать о таком понятии, как «квалификация», точнее о ее трактовке в Трудовом кодексе. В ч. 1 ст. 195.

1 сказано, что квалификация — это уровень знаний и умений сотрудника, способность выполнять возложенные на него обязанности. По информации из ч. 2 ст. 195.

1 ТК РФ уровень квалификации, позволяющий работнику выполнять определенные обязанности, определяется разработанными профессиональными стандартами.

К настоящему моменту времени профстандарты сформированы практически для всех отраслей и сфер деятельности. Но здесь нужно отметить, что если квалификационные справочники (ЕКС и ЕТКС) обязательны к применению всеми работодателями, то профессиональные стандарты нет.

Ситуация несколько изменилась после 1 июля 2016 года. С этого момента стала актуальна ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ. Она предусматривает, что предприятия и организации обязательно учитывают в работе профессиональные стандарты.

Но это касается только «особых» работников: врачей и медсестер, учителей, аудиторов, воспитателей,а также ответственных и руководителей и т. д. К их квалификации на уровне закона предъявляются дополнительные требования.

Если же работодатель не обязан учитывать профстандарты, то, в соответствии с ч. 2 ст. 195.

3 ТК РФ, он может взять указанные нормативные акты в качестве основы при разработке собственных требований к квалификации персонала, установлении порядка проведения аттестации.

При этом предприятие дополнительно учитывает функциональные обязанности работников, применяемые в работе технологии и оборудование.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что предприятие-работодатель вправе опираться как на профстандарты, так и на квалификационные справочники, если необходимо определить, может ли конкретный работник занимать определенную должность.

Однозначного ответа на вопрос нет. Муниципальные, государственные структуры, финансируемые из бюджетов всех уровней, обязаны проводить аттестацию работников. Это касается школ, иных бюджетных учебных заведений, поликлиник, больниц, музеев и т. д. Частные, коммерческие предприятия в соответствии с законодательством могут обходиться и без аттестации, однако не всегда и не все.

Исключение — сферы деятельности, в которых проведение данной процедуры закреплено законодательно.

Например, обязаны инициировать аттестацию персонала предприятия, занимающиеся хранением, переработкой, размещением горючих, легковоспламеняющихся веществ, компонентов, подверженных окислению и другие сферы требующие от персонала допуски. В иных случаях только руководство юридического лица решает, нужна аттестация работников или нет.

Бесплатная консультация специалиста по обучению персонала

Аттестация может быть добровольной или обязательной. Директорат при ее проведении вне зависимости от цели процедуры обязан руководствоваться федеральным законодательством (ТК РФ) и локальными нормативными актами. При этом обязательно учитывается мнение профсоюза или представителей рабочего коллектива. Основание — ч. 2 с. 81 ТК РФ.

На практике это означает, что организации, проводящей аттестацию работников, обязательно надлежит разработать положение, регламентирующее все аспекты процедуры. Важно учесть, кто обязан проходить аттестацию на основании закона.

Дополнительно руководство обязано учитывать положения соответствующих законов и подзаконных актов, регламентирующих периодичность и порядок проведения процедуры. Если работников, подлежащих обязательной аттестации, нет, руководство компании вправе самостоятельно решать, как выявлять лиц, не соответствующих занимаемой должности.

Но при этом следует все же учитывать ряд нормативных актов, чтобы не получать потом претензии от трудовой инспекции и не отстаивать свою позицию в судах. Эти законы, постановления приняты еще времена СССР, но до сих пор не отменены и не заменены иными нормативными актами, в том числе:

  • Постановление ГКНТ СССР № 470, Госкомтруда СССР № 267 от 05.10.1973 года;

Аттестация: как протестировать сотрудников

Аттестация — это оценка деловых качеств и квалификации сотрудника. На основе ее результатов сотрудника можно:

  • повысить или понизить в должности,
  • премировать;
  • перевести на более подходящую должность;
  • отправить на повышение квалификации;
  • уволить на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК.

Квалификация — это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы. Такое определение есть в ст. 195.1 ТК. Характеристика квалификации, которая нужна работнику, содержится в профессиональных стандартах. На основании этих стандартов работодатель разрабатывает должностные инструкции.

Аттестация обязательна для госслужащих, муниципальных служащих, медработников, педагогов, аудиторов, работников опасного производства, пилотов, машинистов поездов. В общем, для всех ответственных должностей, к которым федеральные законы предъявляют квалификационные требования.

В госучреждениях правила проведения аттестации приняты на ведомственном уровне. Частные компании могут проводить аттестацию по желанию и составить собственные локальные акты, которые будут регулировать процесс.

Положение о проведении аттестации

Квалификацию сотрудников проверяют на основании положения о проведении аттестации. В нем нужно подробно определить порядок аттестации, иначе результаты процедуры могут признать недействительными.

Примерное содержание положения:

  • понятие аттестации, ее задачи и цели;
  • категории работников, которые подлежат и не подлежат аттестации;
  • сроки аттестации;
  • формы аттестации;
  • состав и полномочия аттестационной комиссии;
  • критерии оценки;
  • порядок проведения аттестации;
  • результаты аттестации.

В приложении обычно утверждают формы документов, которые относятся к процессу аттестации:

  • приказ о проведении аттестации;
  • график аттестации;
  • приказ об утверждении аттестационной комиссии;
  • положение о работе аттестационной комиссии;
  • протокол заседания аттестационной комиссии;
  • документация по экспертизе качеств работника;
  • приказ об итогах аттестации и т.п.

Не подлежат аттестации:

  • работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года;
  • беременные женщины;
  • женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.

В последнем случае аттестация проводится не ранее, чем через год после выхода из отпуска.

Компания может расширить этот список. Например, сделать неприкосновенными молодых специалистов — на год или два. Или работников, которые трудятся по совместительству.

Сроки аттестации

Аттестация сотрудников может быть плановая и внеплановая. Внеплановую оценку соответствия должности проводят после несчастных случаев или когда работник систематически не справляется с должностными обязанностями.

Плановую аттестацию обычно проводят раз в несколько лет. Периодичность можно прописать следующими формулировками: «аттестация работников проводится 1 раз в 3 года» или «аттестация работников проводится не чаще, чем 1 раз в 3 года». Дату начала течения этого срока нужно установить с момента издания руководителем приказа о проведении аттестации или с даты, указанной в приказе.

Также нужно установить срок, который отводится на проведение аттестации вплоть до установления итогов. Он может быть разным и зависит от количества и квалификационного состава аттестуемых.

Если в положении об аттестации сроки проведения определить сложно, их можно указать в приказе о проведении каждой конкретной проверки.

Формы аттестации

Комиссия может проводить аттестацию устно, письменно или в смешанной форме. Устная аттестация представляет собой собеседование, письменная — заполнение тестов и опросников. При смешанной форме комиссия проводит собеседование с обязательным ответом в письменном виде на вопросы теста или анкеты

Состав и полномочия аттестационной комиссии

Руководитель компании должен определить состав аттестационной комиссии и распределить функций ее членов. Это делают в положении либо в приказе о проведении конкретной процедуры.

В комиссию могут входить эксперты из числа высококвалифицированных работников, обладающих достаточными знаниями в определенной области, а также руководители соответствующих подразделений. Из их числа назначают председателя и секретаря комиссии.

Важно: если по итогам аттестации возможно увольнение работников, в состав аттестационной комиссии включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа.

Критерии оценки

Определить соответствие квалификации работника выполняемой им работе можно, если в трудовом договоре или должностной инструкции четко сформулированы функции сотрудника. На их основе в положении о проведении аттестации прописывают критерии оценки соответствия должности.

Читайте также:  Электронная доверенность (нотариальная, подписанная ЭЦП): доверенность в электронном виде (форме), как сделать (оформить) через нотариуса, как получить

Важно: сотрудники, которые подлежат аттестации, должны быть ознакомлены с критериями до проведения аттестации. Иначе результаты аттестации легко оспорить.

Порядок проведения аттестации

Прежде всего, необходимо оповестить сотрудников о будущей аттестации не менее чем за месяц до начала.

При подготовке к аттестации ответственное лицо из комиссии оформляет и собирает документы: отзывы, характеристики, анкеты, отчеты сотрудников. На этом же этапе разрабатывается график проведения аттестации работников.

В графике проведения аттестации необходимо указать:

  • ФИО работников;
  • должности работников;
  • дату, время и место проведения аттестации;
  • перечень документов, которые работники должны представить в комиссию.

В графике обязательно должна быть графа для ознакомления работника, где он поставит подпись. Если сотрудник отказывается знакомиться с графиком проведения аттестации, необходимо сделать в документе соответствующую отметку.

Аттестацию проводят в присутствии аттестуемого работника и его непосредственного руководителя. Но если работник отсутствует без уважительной причины или отказался явиться на аттестацию, комиссия имеет право провести процедуру без него.

Проанализировав данные о сотрудниках, члены комиссии голосуют, отвечая на вопрос: соответствует ли конкретный сотрудник занимаемой должности.

Результаты аттестации

Комиссия может принять решение о том, что сотрудник:

  • «соответствует занимаемой должности»;
  • «не соответствует занимаемой должности»;
  • «соответствует занимаемой должности при условии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии».

Решение комиссии закрепляется в протоколе и доводится до сведения работников под подпись. Информацию об итогах оценки вносят в личную карточку работника.

На основании проведенной аттестации руководитель компании издает приказ об итогах процедуры. По итогам аттестации можно принять решения:

  • о переводах на вышестоящие должности;
  • о присвоении категории;
  • о повышении окладов;
  • об изменении или отмене надбавок;
  • о понижении квалификационной категории;
  • о переводах или об увольнении работников.

Важно: в положение об аттестации нельзя включать дисциплинарные взыскания как меру воздействия на сотрудников. Несоответствие занимаемой должности не предполагает вины работника в отсутствии у него достаточной квалификации.

Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

В связи с имеющими место нарушениями требований Порядка проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 7 апреля 2014г. № 276 (далее — Порядок), Аттестационная комиссия Министерства образования обращает внимание:

Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором:

  • Воспитатель
  • Инструктор-методист
  • Инструктор по труду
  • Инструктор по физической культуре
  • Концертмейстер
  • Логопед
  • Мастер производственного обучения
  • Методист
  • Музыкальный руководитель
  • Педагог дополнительного образования
  • Педагог-библиотекарь
  • Педагог-организатор
  • Педагог-психолог
  • Преподаватель
  • Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
  • Руководитель физического воспитания
  • Социальный педагог
  • Старший вожатый
  • Старший воспитатель
  • Старший инструктор-методист
  • Старший методист
  • Старший педагог дополнительного образования
  • Старший тренер-преподаватель
  • Тренер-преподаватель
  • Тьютор
  • Учитель
  • Учитель-дефектолог
  • Учитель-логопед.
  • 1) Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее — аттестационная комиссия организации).
  • 2) Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:
  • а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
  • б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  • в) беременные женщины;
  • г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.
  • Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д» настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.
  • Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.
  • 3) Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.
  • 4) В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).
  • 5) Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя:
  • Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.
  • Необходимость и сроки проведения аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности определяются работодателем с учетом положений, предусмотренных пунктами 5 и 22 Порядка аттестации.

Таким образом, нет обязательного требования проводить аттестацию на соответствие сразу после окончания срока действия квалификационной категории, в каждом отдельном случае необходимо учитывать целесообразность проведения данной процедуры. Например, педагогический работник в самое ближайшее время планирует выходить на квалификационную категорию, или планирует выходить на пенсию со следующего учебного года и др.

  1. 6) Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации Представление.
  2. Заявления на аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности педагоги НЕ пишут.
  3. 7) В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:
  4. а) фамилия, имя, отчество (при наличии);
  5. б) наименование должности на дату проведения аттестации;
  6. в) дата заключения по этой должности трудового договора;
  7. г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  8. д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  9. е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  10. ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.
  11. 8) Работодатель знакомит педагогического работника с Представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.
  12. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).
  13. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.
  14. 9) Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.
  15. Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.
  16. В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.
  17. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.
  18. 10) На заседании Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

Порядок НЕ предусматривает проведение в ходе аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности каких-либо квалификационных испытаний для аттестуемого педагога (таких как: составление самоанализа, проведение открытых мероприятий и др.).

  • 11) По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:
  • соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).
Читайте также:  Ограничение арендодателем доступа арендатора в арендуемое помещение при задолженности, ГК РФ, долг

По вопросу применения аттестации работников, предусмотренной статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации от 18 сентября 2019

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел письмо по вопросу применения аттестации работников, предусмотренной статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом положений, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее — Федеральный закон N 238-ФЗ), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

  • Мнение специалистов Департамента по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.
  • С целью установления соответствия уровня квалификации работника выполняемой работе работодатель вправе проводить аттестацию работника на соответствие занимаемой должности или выполняемой работе, проводимой в порядке, установленном в соответствии с законодательством.
  • В силу статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе подтверждается результатами аттестации, проводимой работодателем.
  • Согласно части 2 статьи 81 Кодекса порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Так, специальными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами установлена обязанность работодателя проводить аттестацию работников (например, в отношении государственных служащих, прокурорских работников, руководителей государственных федеральных унитарных предприятий, педагогических работников и т.д.).

Организации, на которые не распространяется действие законодательных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок аттестации отдельных категорий работников, самостоятельно, на уровне локальных нормативных актов, решают вопрос о процедуре проведения аттестации, цели и задачи, категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, сроки и порядок ее проведения, состав аттестационной комиссии, перечень документов, необходимых для проведения аттестации и др.

Аттестацию работников в организации должна осуществлять аттестационная комиссия.

В соответствии с частью третьей статьи 82 Кодекса при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Кодекса, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.

  1. Порядок проведения процедуры описывается в локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения профсоюза, в которых регламентируются такие вопросы проведения аттестации как: цели и задачи, категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация, сроки и порядок ее проведения, состав аттестационной комиссии и др.
  2. Федеральный закон N 238-ФЗ устанавливает порядок подтверждения квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  3. Независимая оценка квалификации является процедурой подтверждения соответствия квалификации работника (соискателя) положениям профессионального стандарта (пункт 3 статьи 2 Федерального закона N 238-ФЗ).
  4. Наличие у работника профессиональных знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой функции в соответствии с профессиональным стандартом, может быть определено в ходе независимой оценки квалификации.
  5. Работодатель в соответствии с трудовым законодательством наделен правом на направление работника на независимую оценку квалификации в целях определения соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта.
  6. Таким образом, в порядок проведения процедуры аттестации может быть включено также положение о направлении работников на независимую оценку квалификации как один из этапов аттестации.

Обращаем внимание, что федеральными законами и принятыми в их исполнение нормативными правовыми актами в ряде сфер экономики, установлены обязательные требования к квалификации работников по определенному виду профессиональной деятельности и процедурам ее подтверждения. Указанные требования не подлежат отмене после 1 июля 2019 года.

Директор ДепартаментаМ.С.Маслова

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

«Учет. Налоги. Право с приложением

«Официальные документы»,

N 39, 15.10.2019-21.10.2019

Аттестация работников на соответствие занимаемой должности

Под традиционной системой аттестации работников действующим законодательством понимается процедура, содержание и порядок которой работодатель разрабатывает самостоятельно.

В ТК РФ отсутствует статья под наименованием «Аттестация работников на соответствие занимаемой должности».

Однако Трудовой кодекс, согласно статье 81, определяет, что порядок проведения аттестации устанавливается локальным нормативным актом работодателя.

К примеру, аттестация работников культуры определяется Порядком, утвержденным заместителем министра культуры РФ, от 08.02.2010 № 7790-44/04-ПХ. Данным нормативным актом, в частности, предусмотрено, что аттестации не подлежат сотрудники, которым по роду их деятельности не требуются специальные навыки или знания, например неквалифицированные рабочие.

Существует нюанс: положение об аттестации подчиненных работодатель разрабатывает самостоятельно с учетом мнения профсоюза. Но если профсоюза в организации нет, то и согласовывать ничего ни с кем не надо.

Подробнее: Оценка и аттестация персонала: учимся их различать

Положение об аттестации работников

Поскольку в 2020 году аттестация работников регламентируется работодателем, в качестве основы для разработки внутреннего нормативного акта рекомендуем брать Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное Постановлением Госкомитета СССР от 05.10.1973 № 267.

Действующее законодательство ничем не ограничивает категории сотрудников, в отношении которых можно провести аттестацию, а также периодичность и сам порядок проведения аттестации.

Работодатель вправе устанавливать по своему усмотрению любой порядок проведения данной процедуры в отношении любых категорий сотрудников.

Рекомендуем подойти к разработке документа, который будет носить название «Положение о проведении аттестации работников», с вниманием. В целях исключения возможной негативной судебной практики, а также чтобы аттестация работников на соответствие занимаемой должности была максимально понятна и сотрудникам, и самому работодателю, целесообразно включить в него следующие разделы:

  1. Общая информация.
  2. Раздел о подготовительных мероприятиях.
  3. Раздел о проведении аттестации.
  4. Заключительные положения.
  5. Приложения.

Указанные разделы приведены в качестве примера и не претендуют на универсальность. Мы хотим дать работодателю пошаговый алгоритм, чтобы аттестация работников на его предприятии не давала сбоев и была максимально объективной.

Общий раздел

Шаг 1. Обозначить цель проведения аттестации

Для одного работодателя будет достаточно написать, что целью проведения данного мероприятия является определение соответствия квалификации работника занимаемой им должности.

Другой может изложить целью рациональное использование трудовых ресурсов своих сотрудников, повышение результативности их труда и ответственности за порученную работу. Сформулируйте ясно и конкретно именно ту цель, которой стремитесь добиться.

Например, в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 № 234, целями аттестации руководителей предприятий являются:

  • объективная оценка деятельности руководителей и определение ее соответствия занимаемой должности;
  • оказание содействия в повышении эффективности работы предприятий;
  • стимулирование профессионального роста руководителей предприятий.

Шаг 2. Определить состав аттестуемых работников

Принимая во внимание, что законодательство не ограничивает работодателя в выборе категорий сотрудников для их аттестации, все же рекомендуем НЕ включать в списки аттестуемых:

  • беременных;
  • проработавших в должности менее года;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком и сотрудников, которые проработали менее одного года после выхода на работу из данного отпуска;
  • пенсионеров по старости;
  • несовершеннолетних;
  • сотрудников, с которыми заключены срочные трудовые отношения.

Остальной персонал можно аттестовывать.

Например, когда проводится аттестация прокурорских работников, то в число аттестуемых не включают:

  • беременных;
  • находящихся в отпуске по уходу за ребенком (они могут быть аттестованы через шесть месяцев после выхода из отпуска);
  • работников, достигших предельного возраста нахождения на службе (если они не допустили в работе существенных упущений);
  • офицеров в запасе органов военной прокуратуры при присвоении им первоначального классного чина.

Все остальные из числа работников органов прокуратуры подлежат аттестации в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 20.06.2012 № 242.

Шаг 3. Закрепить периодичность проведения аттестации

Аттестацию можно проводить каждый год, однако такая периодичность вряд ли будет способствовать формированию здоровой атмосферы в коллективе. Поэтому оптимальным вариантом будет период не чаще чем один раз в три года и не реже одного раза в пять лет.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *