Закон о цифровых финансовых активах, цифровая валюта, ФЗ (федеральный закон) в России, что это такое, 2021, 2021, понятие, оператор обмена, правовое регулирование

Закон о цифровых финансовых активах, цифровая валюта, ФЗ (федеральный закон) в России, что это такое, 2021, 2021, понятие, оператор обмена, правовое регулирование

Большинство государств не сразу начали заниматься вопросами регулирования монет и токенов. Нормы принятого нового закона о криптовалюте в России в 2021 году только начали действовать.

С этого момента все сделки граждан РФ с цифровыми активами регулируются. А за нарушения при выполнении таких операций предусмотрена ответственность. Но принятый закон не лишен недостатков.

Например, авторы почти ничего не сказали о майнинге и запретили принимать оплату товаров. Совершать сделки с активами можно. Но нужно информировать о них налоговые органы.

Документ оставил ряд пробелов и неопределенностей в регулировании. Из-за них пользователи и владельцы бизнеса, связанного с цифровыми монетами, часто не знают, как проводить подобные сделки.

Федеральный закон о криптовалюте в России

Новые правила легализовали цифровые монеты в РФ, но фактически запретили их оборот. В документе также определены условия налогообложения и судебной защиты собственников токенов.

Законопроект о криптовалюте в России в 2021 году вступил в силу. Документ включает 27 статей, регулирующих выпуск, обращение и учет цифровых активов. В нем также прописаны особенности работы операторов операционных систем и обмена токенов.

Закон вводит следующие правила:

  1. Цифровая валюта считается выпущенной или обмениваемой в России, если в процессе участвуют объекты информационной инфраструктуры, расположенные на территории страны (доменные имена, сетевые адреса, технические сервисы).
  2. Граждане и юридические лица не могут принимать криптомонеты в качестве платы за товары. Ограничения распространяются на филиалы, представительства иностранных компаний.
  3. В России запрещено распространять информацию о принятии токенов в качестве вознаграждения за товары или выполненную работу.
  4. Криптовалюта приравнивается к другой собственности.
  5. Судебные иски, связанные с токенами, будут удовлетворяться, только если о владении и транзакциях с ними было предварительно сообщено в налоговую службу.

Таким образом закон признает существование крипты, но запрещает ее использование в РФ. Из определения следует, что новые нормы касаются не только децентрализованных токенов, но и монет, выпущенных Правительством.

ФЗ о цифровых финансовых активах и цифровой валюте

В отличие от ряда зарубежных стран, российские нормы права не регулируют некоторые типы токенов. В законе различаются понятия цифровых активов и криптовалюты. Под токенами подразумевают набор закодированных данных, который содержится в сети.

Под цифровыми активами понимают права, которые включают:

  • Реализацию полномочий по ценным бумагам.
  • Разрешение на участие в капитале непубличных акционерных организаций.
  • Основание требовать передачи ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске активов. Эмиссия, использование, учет монет возможны только после внесения записей в блокчейн.

Что допускается совершать с криптой

Закон о биткоинах в России запретил применение монет в качестве платежного средства. Но некоторые операции с ними допустимы. Например, пользователи могут торговать коинами. Доход, полученный от сделок купли-продажи, подлежит налогообложению по ставке 13%. Кроме того, разрешены:

  • Добыча коинов.
  • Инвестирование.
  • Дарение.
  • Завещание.
  • Обмен.
  • Залог.

На октябрь 2021 года нет никаких предпосылок того, что крипта будет принята в качестве законной денежной единицы РФ. Правительство и ЦБ только изучают возможность создания цифровых токенов.

Первым в отрасли стал Сбербанк России, который сообщил о готовящемся запуске монеты Sbercoin. Проект уже проходит последние согласования с регулятором. Актив выпустят на собственной блокчейн-платформе. Она также будет доступна компаниям, изъявившим желание создавать свои виртуальные валюты.

Инвестирование

Физические и юридические лица могут вкладывать деньги в активы. Однако нужно учитывать, где были выпущены токены. Если вне российской юрисдикции, то купить их можно только на иностранных платформах.

По данным ЦБ РФ около 7 трлн рублей россиян вложены в рынок цифровых монет. Заместитель председателя Центробанка Сергей Швецов предлагает объяснять гражданам, что инвестиции в токены сопряжены с высокими рисками и не защищены государством. Чиновник также отметил, что уже начата работа с банками, в рамках которой блокируются платежи в пользу криптовалютных бирж и обменников.

смотреть все биржи

Майнинг

Законодательство о криптовалюте в РФ определяет добычу коинов как деятельность, направленную на выпуск активов, которая осуществляется с использованием:

  • Объектов национальной информационной инфраструктуры или оборудования, находящегося на территории страны.
  • Доменных имен и сетевых адресов в зоне ru.
  • Комплексом программно-аппаратных средств.

Как торговля монетами и прочая деятельность, приносящая прибыль, майнинг облагается налогом по ставке 13%.

Закон о цифровых финансовых активах, цифровая валюта, ФЗ (федеральный закон) в России, что это такое, 2021, 2021, понятие, оператор обмена, правовое регулированиеДобыча биткоина на Binance

Работа криптобирж и обменников

Текст нового закона содержит определение оператора обмена цифровыми токенами, которым регулируется работа бирж. В документе нет пояснений, имеются в виду международные компании с зарубежными лицензиями или российские платформы. Предполагается, что речь идет об отечественных проектах. Но есть требования:

  • Юридическое лицо, ведущее деятельность в РФ, должно руководствоваться российским законом.
  • Управление компанией осуществляется коллегиально.
  • Оператор обмена криптовалют не может быть кредитной организацией.

В сентябре 2021 года Роскомнадзор заблокировал сайт Binance. В госоргане сослались на то, что на платформе распространяется информация о возможности покупки биткоина. Представители биржи заявили, что не получали уведомлений от госорганов РФ об исках и судебных решениях. Несмотря на блокировку, платформа продолжает оказывать услуги российским клиентам в полном объеме.
Закон о цифровых финансовых активах, цифровая валюта, ФЗ (федеральный закон) в России, что это такое, 2021, 2021, понятие, оператор обмена, правовое регулированиеОфициальный сайт Binance

Ограничения для представителей власти

С 2021 года покупать криптовалюту в России могут только частные лица. Для представителей власти, сотрудников правоохранительных органов, депутатов и их семей действует запрет на торговлю, хранение монет, выпущенных на зарубежных платформах.

Документ также обязывает чиновников декларировать принадлежащие им токены и разъясняет сроки подачи налоговой отчетности.

Предложения правительства РФ

Поскольку вступивший в силу закон содержит много белых пятен, власти планируют внести поправки, которые предусматривают различные виды ответственности за непредоставление отчетов, внесение ложной информации. Кроме того, разрабатывается новая статья в УК РФ, которая вводит наказание за:

  • Сокрытие сделок в крупном размере. Установлен штраф от 100 тыс. рублей или тюремное заключение на срок до 6 мес.
  • Сокрытие операций в особо крупном размере (свыше 45 млн рублей). Штраф или заключение до трех лет.

При расчете суммы сделок учитываются операции, совершенные за 3 последних года. Кроме того, законодатели планируют ввести административное наказание за незаконный оборот цифровых валют.

Вид нарушенияКатегории гражданРазмер штрафа (руб.)
Незаконный выпуск токенов Рядовое населениеДолжностные лицаКомпании 50 тыс. — 500 тыс.100 тыс. — 1 млн200 тыс. — 2 млн
Незаконное совершение сделки Рядовое населениеДолжностные лицаКомпании 50 тыс. — 500 тыс.100 тыс. — 1 млн200 тыс. — 2 млн
Нарушение правил при совершении сделки Рядовое населениеДолжностные лицаКомпании 20 тыс. — 200 тыс.50 тыс. — 400 тыс.100 тыс. — 1 млн.

Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов также предлагает разрешить конфискацию токенов у граждан, если они получены незаконным путем. По мнению чиновника, такая мера поможет победить коррупцию в стране.

Налоги и штрафы

Криптовалюты признаны имуществом, доход от их добычи и продажи облагается НДФЛ. При этом применяется ставка налога 13%. А с прибыли, превышающей 5 млн рублей — 15%.

Если владелец монет уклоняется от уплаты, к нему применяется наказание, предусмотренное статьей 122 НК РФ:

  • За неумышленные действия штраф составит 20% от начисленного налога.
  • За отказ от оплаты сбора — до 40% от суммы.

Налоговая служба расценивает майнинг как предпринимательскую деятельность. Поэтому требует сведения о владельце кошелька и совершенных операциях. Закон также разрешает несовершеннолетним гражданам покупать цифровые монеты. Но при получении дохода налог за них должны оплатить родители.

Практика зарубежных стран по регулированию криптовалюты

Отношение государств к цифровым монетам неоднозначно. Одни страны содействуют развитию индустрии, другие — блокируют любые инициативы, связанные с токенами и коинами.

В Японии криптовалюта является законным платежным средством. Ее принимают в интернет-магазинах и банках (Bank of Yokohama SBI). Доходы, полученные от операций с коинами, нужно декларировать. Ставка налога составляет 55%.

В США вопросы регулирования цифровых финансов до сих пор не решены. В разных штатах токены рассматривают как вид денег, имущество или биржевой товар. Налог на прибыль от операций с токенами установлен в диапазоне 15-35%. Для некоторых категорий граждан действуют нормы, освобождающие их от оплаты сборов.

Германия рассматривает цифровые валюты как частную форму денег и как финансовый инструмент. Нормы регулирования почти полностью сформулированы и внедрены. Однако банкам рекомендовано воздерживаться от транзакций с токенами до тех пор, пока не будут выработаны все механизмы контроля. Немцы платят налог на прибыль от сделок с криптоактивами в размере 45%.

Декрет №8, принятый в Беларуси в 2018 году, разрешает операции с виртуальной валютой, включая оплату товаров, майнинг, инвестирование и завещание. Граждане страны освобождены от налогов на такие операции до 2023 года. Компании могут создавать и размещать собственные токены, проводить сделки через биржи и обменники.

Швейцария — еще одно передовое государство в Европе, которое признает коины и подходит к BTC с точки зрения его технологических преимуществ. В стране изменили законодательство и предложили продвинутую правовую базу. С монетами работает банк SEBA. А доходы облагаются налогом на имущество (до 0,5%).

Часто задаваемые вопросы

❓ Можно ли за криптовалюту покупать товары за пределами России?

Закон запрещает гражданам страны использовать токены как средство оплаты. Но он действует только на территории РФ. За рубежом граждане могут покупать товары без последствий.

???? Возможно ли появление торговых платформ в России?

Решение о выдаче лицензий на деятельность обменников принимает ЦБ РФ. Пока он сохраняет отрицательную позицию по отношению к цифровым монетам. Оператор призывает банки блокировать операции, связанные с покупкой активов.

???? Можно ли гражданам России инвестировать в криптовалюты?

Да. Новый закон не запрещает вложения в цифровые монеты, однако регулятор предупреждает о рисках таких инвестиций.

???? Какие налоги нужно платить за майнинг?

Добыча криптовалют приравнена к предпринимательской деятельности. Компании платят налог на прибыль (13-15%), физические лица облагаются НДФЛ (13%).

???? Как продать биткоины российскому гражданину?

Можно воспользоваться услугами бирж, обменников, P2P-сервисов.

заместитель главного редактора

Утилитарные цифровые права, цифровые активы и цифровая валюта. Разбираемся, что есть что по российскому закону

Закон о цифровых финансовых активах, цифровая валюта, ФЗ (федеральный закон) в России, что это такое, 2021, 2021, понятие, оператор обмена, правовое регулирование

При упоминании цифровых прав в голове у каждого возникает стойкая футуристическая, но абсолютно неконкретная ассоциация – это права, связанные больше не с людьми и вещами, а с пользователями и Интернетом. Действительно, в международном праве формируется новая категория цифровых прав, связанных с правами человека в Интернете, однако пока она точно не определена ни на международном, ни на национальном уровне. В этом материале я хочу поговорить о других цифровых правах, а именно о тех, которым посвящена ст. 141.1 Гражданского кодекса РФ.

Читайте также:  Как юрист вступил в дело за пять дней до заседания в верховном суде и выиграл спор

Цифровое право или право на цифру?

  • С 2019 года со вступлением в силу Федерального закона №34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую ГК РФ» в российское гражданское право введен новый объект вещных прав – цифровые права.
  • Цифровые права определяются законом как обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых устанавливаются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей указанным в законе признакам.
  • Из указанного определения можно вывести следующие особенности цифровых прав:
  • это старые знакомые имущественные права – право получить купленную вещь, право получить проценты за переданные в заем денежные средства и т.п.
  • эти имущественные права, в отличие от своих «собратьев», определяются правилами соответствующей информационной системы, которые должны соответствовать закону. Они существуют и передаются только в рамках данной системы – обособленного виртуального сегмента.

Говоря простыми словами, цифровые права – это новая цифровая обертка хорошо знакомых имущественных прав, реализация и существование которых ограничены какой-либо цифровой платформой.

Кажется, что вот она, наконец, открыта дорога бонусным системам и онлайн-играм, можно и аккаунты по завещанию передавать. Но существует одно «НО»: закон устанавливает, что права могут быть рассмотрены в качестве цифровых только в случае признания их таковыми отдельным законом.

Поэтому пока – до принятия соответствующих законов – ни баллы в онлайн-магазине, ни внутриигровые валюты цифровыми правами не являются. На сегодняшний момент к таким правам относятся только две категории: утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы.

Таким образом, отношения к каким-либо специфическим правам, свойственным только для пользователей Интернета, права из ст. 141.1 ГК РФ увы, пока не имеют.

Цифровое право или криптовалюта?

Стоит отметить, что первоначально законопроект о внесении в ГК РФ ст. 141.

1 предусматривал несколько иное определение цифровых прав: «в случаях, предусмотренных законом, права на объекты гражданских прав, за исключением нематериальных благ, могут быть удостоверены совокупностью электронных данных (цифровым кодом или обозначением), существующей в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, при условии, что информационные технологии и технические средства этой информационной системы обеспечивают лицу, имеющему уникальный доступ к этому цифровому коду или обозначению, возможность в любой момент ознакомиться с описанием соответствующего объекта гражданских прав. Указанные цифровой код или обозначение признаются цифровым правом». Такое громоздкое определение позволяло легализовать настоящие криптовалюты, такие как биткоин и этериум.

В отличие от цифровых прав, криптовалюты обладают универсальным охватом: с их помощью можно осуществлять сделки не только на строго определенной платформе, но и на ряде других, если они реализовали такую функцию в своем интерфейсе.

Проблемы криптовалют заключается в том, что для такой «мультиплатформенности» необходимо использование децентрализованной информационной системы, основанной на принципах анонимности и трансграничности, – такой как блокчейн.

А это означает практически полное отсутствие возможностей контроля экономической деятельности, осуществляемой с помощью криптовалют, со стороны государства.

В связи с этим, в ходе обсуждения законопроекта, от такого решения законодатель отказался и удалил из текста упоминание децентрализованных систем.

Это означает, что цифровыми правами могут признаваться только те права, которые содержаться в централизованных реестрах – наподобие реестров держателей ценных бумаг.

Таким образом, в текущей редакции ГК РФ цифровые права представляются в определенной степени как цифровые аналоги ценных бумаг. Легализация криптовалют была на какое-то время отменена.

Между тем, принятым позднее законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (Закон о ЦФА) криптовалюты все же получили легализацию в качестве «цифровой валюты» (п. 3 ст.

1 Закона о ЦФА) – с обязанностью собственников по декларированию фактов владения и распоряжения ею.

Однако законодатель отделил понятия цифровых прав и цифровой валюты – последняя к ним не относится, хотя и может выступать как платежный инструмент в цифровых системах.

Утилитарные цифровые права и цифровые финансовые активы

Вернемся к утилитарным цифровым правам и финансовым активам.

Первые регулируются законом о краудфандинге («О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

Отличительная особенность утилитарных цифровых прав заключается в том, что предмет последних ограничен. Согласно ст. 8 закона о краудфандинге, к утилитарным цифровым правам могут относятся только:

  1. 1) право требовать передачи вещи (вещей);
  2. 2) право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
  3. 3) право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

К утилитарным цифровым правам не относится право требования имущества, если либо имущество, либо сделка с ним подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению (пока, недвижимость!).

Еще одна разновидность цифровых прав определена в законе о ЦФА. К цифровым финансовым активам относятся следующие цифровые права:

  1. денежные требования;

  2. права по эмиссионным ценным бумагам;

  3. права участия в капитале непубличного акционерного общества;

  4. право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, предусмотренных решением о выпуске цифровых финансовых активов.

Говоря простым языком, согласно российскому закону, цифровые права это либо ценные бумаги, зарегистрированные в цифровом реестре (цифровые финансовые активы), либо права инвесторов по краудфандинговым проектам (утилитарные цифровые права).

Цифровые права — это новая правовая конструкция, введенная в законодательство совсем недавно.

Еще не успели сформироваться ни экономическая, ни судебная практика, позволяющие конкретизировать отдельные положения закона и понять, какие нюансы и пробелы требуют дополнительного нормативного регулирования.

Цифровые права можно наследовать, но как осуществляется этот процесс? Может ли цифровое право быть принудительно реализовано для погашения долгов его владельца, и если да, то каким образом? Пока на эти вопросы нет ответов.

Какие ограничения вводятся в России на криптовалюту и криптоактивы. Полный анализ

23 Июля 2020 15:21 23 Июл 2020 15:21 |

Госдума приняла долгожданный закон о цифровых финансовых активах (ЦФА). Закон вводит понятие цифровой валюты, но запрещает ее оборот на территории России и запрещает чиновникам владеть ею. В России появятся два типа операторов, связанных с ЦФА, работу которых будет регулировать Центробанк.

Госдума приняла в третьем и окончательном чтении закон «О Цифровых финансовых активах» (ЦФА). Документ был разработан рядом депутатом во главе с председателем комитета по финансовым рынкам Анатолием Аксаковым и принят в первом чтении еще в 2018 г.

С тех пор документ претерпел значительные изменения, например, из него были исключены понятия «майнинг» и «токен». Сам объем закона достиг более чем 100 страниц.

В числе прочего, документ вносит изменения в законы «О несостоятельности», «О Банке России», «О рекламе», «Об исполнительном производстве», «О противодействии коррупции», «О национальной платежной системе», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета, хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».

Что такое цифровая валюта

Цифровой валютой признается совокупность электронных данных, содержащихся в информационной системе, которые предлагаются в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей России, денежной единицей иностранного государства или международной денежной единицей, и в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора или узлов информационной системы, обязанных только за обеспечение соответствия порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению записей в такую информационную систему ее правилам.

Закон о цифровых финансовых активах, цифровая валюта, ФЗ (федеральный закон) в России, что это такое, 2021, 2021, понятие, оператор обмена, правовое регулирование

Госдума приняла долгожданный закон о цифровых финансовых активах

Под организацией выпуска в России цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты, с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, или информационных систем, технические средства которых размещены на территории России и комплексов программно-аппаратных средств, размещенных на территории России.

Под выпуском цифровой валюты в России понимаются действия с использованием объектов российской информационной инфраструктуры, и пользовательского оборудования, размещения на территории России, направленные на предоставления возможностей использования цифровой валюты третьими лицами.

Под организацией обращения в РФ цифровой валюты понимается деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от единого обладателя к другому, с использованием объектов российской инфраструктуры.

Какие ограничения вводятся на использование криптовалюты на территории России

Юридические лица, личным законом которых является российское право, филиалы, представительства и иные обособленные подразделения международных организаций и иностранных юридических лиц, компаний и других корпоративных образований, обладающих гражданской правоспособностью и созданных на территории России, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые ими товары, выполненные ими работы, оказываемые ими услуги или иной способ, позволяющий предполагать оплату цифровой валютой товаров. Данное требование касается и физических лиц, фактически находящихся на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Указанные лица могут требовать факта судебной защиты принадлежащей им цифровой валюты, но только при условии информирования о ее наличие в соответствие с законодательством о налогах и сборах.

Также в России запрещается распространение информации о предложении или приеме цифровой валюты в качестве встреченного предоставления за передаваемые ими товары, выполненные ими работы, оказываемые ими услуги или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валюты товаров.

Госслужащие должны включать цифровую валюту в декларации о своем имуществе. Также чиновникам запрещается инвестировать в цифровые финансовые активы, выпущенные в информационных системах, организованных в соответствие с иностранным правом, и в цифровую валюту.

Мнение эксперта: закон оставил много непонятных вопросов

«В законопроекте о цифровых финансовых активах разграничиваются понятия ЦФА и цифровой валюты, — объясняет директор по связям с общественностью криптобиржи Garantex Татьяна Максименко .

— ЦФА — это цифровые права, а цифровая валюта — код, который может использоваться в качестве средства платежа. Но мы уверены, что не стоит разделять эти понятия. Должно быть единое определение цифровых прав, которое уже существует в статье 141.1 Гражданского кодекса.

Там уже предусматривается возможность перехода прав в цифровой формат».

«Сам закон о ЦФА коснется регулирования токенов, хотя сам термин из документа исчез, — продолжает Максименко. — Как будет регулироваться цифровая валюта без определенного эмитента, то есть истинная криптовалюта, такая как биткоин или Monero, неизвестно. Это будет указано в законопроекте о цифровой валюте, который нам обещают к сентябрю».

Представитель криптобиржи Garantex также отмечает, что осталось совершенно непонятное требование к использованию доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационных систем, технические средства которых размещены на территории России.

«Если передача цифровой валюты произведена с использованием объектов нероссийской информационной инфраструктуры, то всё, операция незаконна? – задается вопросом Максименко.

— Принимать цифровую валюту за оплату товаров, работ и услуг тоже запрещается, что выводит огромный пласт возможных правоотношений из поля законности. Хорошо хоть, что остался пункт о декларировании цифровой валюты.

Это позволит хоть как-то расследовать дела о кражах, вести банкротные производства, передавать криптовалюту по наследству».

Что такое цифровые финансовые активы

Цифровыми финансовым активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения записей в информационную систему на основе распределенного реестра.

Права, удостоверенные ЦФА, возникают у их первого обладателя с момента внесения в информационную систему, в которой осуществляется выпуск ЦФА, записи о зачислении данных активов указанному лицу.

ЦФА могут быть зачислены номинальному держателю, которые учитывает права на них, принадлежащие иным лицам.

В роли номинального держателя может выступать только лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности, и не может выступать оператор информационной системы, в которых осуществляет выпуск данных активов.

Решение о выпуске ЦФА должно содержать сведения о лице, выпускающем данные активы, включая: сведения о бенефициарном владельце; сведения об операторе информационной системы, в который осуществляется выпуск ЦФА; вид и объем прав; количество выпускаемых ЦФА; условия, при наступлении которых выпуск ЦФА признается состоявшимся; цену приобретения ЦФА; дату начала размещения цифровых финансовых активов путем заключения договоров об их приобретении; способ оплаты выпускаемых ЦФА; указание на ограничение оснований или размера ответственности лица, выпускающего ЦФА.

Также в решение о выпуске ЦФА может быть указание на использование для их выпуска сделок, предусматривающих исполнение сторонами возникающих из них обязательств при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления сторон путем применения информационных технологий (смарт-контрактов).

При использовании обеспечения выпуска ЦФА должно быть указание на то, что их выпуск обеспечивается имуществом лица, выпускающего данные активы.

При выпуске ЦФА, удостоверяющих возможность осуществления прав за эмиссионным ценным бумагам или право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, должно быть указание вида эмиссионной ценной бумаги, возможность осуществления прав по которой удостоверяют выпускаемые ЦФА.

Решение о выпуске ЦФА составляется в электронной форме и должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью соответствующего лица. Решение должно быть опубликовано в интернете на сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, и должно находиться в публичном доступе.

Правила информационной системы должны предусматривать, что в случае прекращения обязательств, удостоверенных цифровыми финансовыми активами, записи о ЦФА финансовых активах должны быть погашены.

Записи о ЦФА не погашаются в случае, если их обладателем становится лицо, их выпустившее.

При этом по истечении одного года с момента, когда лицо, выпустившее ЦФА, стало их обладателем, запись о таких ЦФА должны быть погашена, если до истечения этого срока указанное лицо не перестало быть их обладателем.

Лицо признается обладателем ЦФА, если оно включено в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются данные активы, и имеет доступ к этой системе посредством уникального кода, который позволяет ему получать информацию о ЦФА, которыми он обладает, и распоряжаться ими.

Ограничения на рекламу цифровых финансовых активов

В рекламе ЦФА должна быть информация о максимальной сумме, на которую могут приобрести данные активы неквалифицированные инвесторы, и указание на то, что ЦФА являются высокорискованными и их приобретение может привести к потере денежных средств. Реклама не должна содержать обещания выплаты дохода по ЦФА и прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых ЦФА. Реклама ЦФА не допускается до публикации решения о выпуске ЦФА.

Два вида операторов ЦФА

Сделки купли-продажи ЦФА, обмена ЦФА одного вида на ЦФА другого вида либо на цифровые права, предусмотренные законом, в том числе сделки с ЦФА, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствие с иностранным правом, а также сделки с цифровыми правами, включающими в себя одновременно ЦФА и иные цифровые права, совершаются через оператора обмена цифровых финансовых активов. Он обеспечивает заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия в сделке с ЦФА в качестве стороны такой сделки в интересах третьих лиц.

Оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, ровно как и оператором обмена ЦФА, может быть юридическое лицо (включая кредитные организации), личным законом которого является российское право и включенное в соответствующий реестр. Оператором обмена ЦФА также могут выступать организаторы торговли и операторы информационных систем, в которых выпускаются ЦФА. Центробанк будет вести реестры обоих типов операторов.

Требования к акционерам и руководителям операторов ЦФА

Для операторов обмена ЦФА устанавливаются дополнительные требования в виде размера уставного капитала не менее 50 млн руб. и аналогичного минимального размера чистых активов.

Также участниками такого рода операторов не могут быть юридические лица, зарегистрированные в государствах, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения или не предусматривающих раскрытие и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшоры).

Закон 2020 № 259-ФЗ о цифровых финансовых активах и финансовой валюте с 2021 года: обзор

В середине 2020 года был принят Закон № 259-ФЗ о цифровых финансовых активах и финансовой валюте. С 2021 года он впервые ввёл в российское законодательство эти понятия. Рассказываем, что это, как применять новый закон и что он регулирует.

Полное название Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ (далее – Закон № 259-ФЗ) – «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступил в силу с 1 января 2021 года.

Цель Закона № 259-ФЗ – законодательное закрепление в российском правовом поле определений наиболее широко распространенных в настоящее время финансовых активов, создаваемых и/или выпускаемых с использованием цифровых финансовых технологий. Это:

  • распределенный реестр цифровых транзакций;
  • привлечение российскими юрлицами и ИП инвестиций путем выпуска токенов, являющихся одним из видов цифровых финансовых активов.

Цифровые финансовые активы

Это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном Законом № 259-ФЗ.

Их выпуск, учет и обращение возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные инфосистемы.

Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации.

Права, удостоверенные фин. активами в цифре, возникают у их первого обладателя с момента внесения в систему записи о зачислении ему таких активов. Эти записи смогут вносить ИП и организации.

Полного перечня сделок, которые можно совершать с цифровыми финансовыми активами, в Законе № 259-ФЗ нет. Но здесь упомянуты, в частности, купля-продажа и обмен на такие же активы другого вида.

Цифровая валюта

Это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения) в информационной системе, которые предлагают и/или могут быть приняты в качестве

  • средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и/или международной денежной или расчетной единицей;
  • и/или в качестве инвестиций.

В их отношении отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных. Исключение: оператор и/или узлы (пользователи) информационной системы, обязанные только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществление в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

Дума приняла закон о цифровых финансовых активах

22 июля Госдума приняла в третьем чтении закон (законопроект № 419059-7) о цифровых финансовых активах. На рассмотрение и корректировку поправок у депутатов ушло почти два с половиной года.

Документ регулирует отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а кроме того, особенности деятельности оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также оператора обмена таких активов.

Проект закона о цифровых финансовых активах подготовлен ко второму чтениюИз документа были исключены такие понятия, как майнинг, смарт-контракт и токен, криптовалюта и цифровой кошелек

Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества.

Сюда же входит право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, закрепленных в решении о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения записей в информационной системе на основе распределенного реестра.

Указывается, что в информационных системах, в рамках которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, могут осуществляться выпуск цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права. Вносить записи о зачислении цифровых финансовых активов их первому обладателю вправе ИП, юрлица.

В законе указывается, что должно содержать решение о выпуске цифровых финансовых активов. Кроме того, разъясняются их учет и обращение.

Так, подчеркивается, что Банк России вправе определить признаки цифровых финансовых активов, приобретение которых лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, может осуществляться только в пределах установленных ЦБ суммы денежных средств, передаваемых в их оплату, и (или) совокупной стоимости иных цифровых активов либо цифровых операционных знаков, передаваемых в качестве встречного представления.

Закрепляется, что оператор информационной системы обязан предоставлять содержащуюся в записях распределенного реестра информацию о цифровых финансовых активах, принадлежащих их обладателю, по требованию судов, Росфинмониторинга, при наличии согласия руководителя следственного органа – по требованию органов предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Кроме того, оператор информационной системы обязан предоставить информацию оперативникам, если имеется решение суда, по запросам, направляемым уполномоченными лицами в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции, а также по требованию конкурсного управляющего.

  • Оператор информационной системы должен собирать информацию о пользователях цифровых финансовых активов, а в случае утраты сведений несет ответственность.
  • В соответствии с законом операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, которые включены Центробанком на основании их ходатайства в реестр операторов обмена цифровых финансовых активов.
  • Устанавливаются особенности выпуска и размещения цифровых финансовых активов, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

Корреспондирующие изменения вносятся в Закон об акционерных обществах, Закон о рынке ценных бумаг, Закон о противодействии легализации преступных доходов, Закон о ЦБ РФ, Закон о банкротстве, Закон об исполнительном производстве и противодействии коррупции, Закон о национальной платежной системе.

Также поправки вносятся в Закон о контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, Закон о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, Закон о привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ, а также в Закон о рекламе.

Дума рассмотрит проект закона о криптовалютахРазработанный Минфином законопроект о регулировании оборота криптовалют и цифровых финансовых активов внесен в Думу группой депутатов

Ранее в комментарии «АГ» финансовый директор юридической компании BMS Law Firm Юрий Степанов назвал нормы проекта конкретными. Он указал, что они затрагивают много правоотношений, что связано, в частности, с изменившимся по сравнению с первым чтением понятием цифровых активов, к которым теперь могут относиться разные права.

Партнер юридической компании «Дювернуа Лигал» Александр Арбузов пояснил, что речь идет о любых правах требования: «Денежные требования (например, долги по займу), права по эмиссионным ценным бумагам (например, акциям), право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг и прочие. Все эти виды “обязательственных и иных прав” (как сказано в тексте) объединены в один термин “цифровые права”».

Он также отмечал, что в соответствии с требованиями закона операторами, имеющими соответствующее разрешение, будет вестись учет таких прав в «информационных системах» под контролем Банка России.

«Таким образом, вместо изначальной цели регулирования оборота электронных валют (разного рода биткойнов, его многочисленных аналогов – альткойнов, а также токенов) законотворцы решили объять необъятное – весь рынок прав требования.

Для чего это делается? Слухи ходили давно, а потому цель проекта известна – поставить под фискальный (прежде всего налоговый) контроль как можно больший объем операций с денежными притязаниями», – посчитал юрист.

По его мнению, «ни к чему хорошему» подобного рода бюрократизация не приведет: «Если раньше уступки прав требования по долгам можно было совершать свободно, то теперь потребуются время и расходы. И это не говоря уже о том, что возникнет путаница, какие права требования считать “цифровыми финансовыми активами”, а какие нет», – указывал Александр Арбузов.

Об официальном отзыве Правительства на законопроект о цифровых финансовых активах

21 апреля 2018 09:00

Законопроектом предусматривается определение статуса цифровых технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платёжного средства в России, а также регулирование публичного привлечения денежных средств и криптовалют путём размещения токенов по аналогии с регулированием первичного размещения ценных бумаг.

Проект
федерального закона №419059-7 «О цифровых финансовых активах» внесён депутатами
Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом
Совета Федерации Н.А.Журавлевым.

Законопроект направлен на определение статуса цифровых
технологий, применяемых в финансовой сфере, и их понятий исходя из
обязательности рубля в качестве единственного законного платёжного средства в
Российской Федерации, а также регулирование публичного привлечения денежных
средств и криптовалют путём размещения токенов по аналогии с регулированием
первичного размещения ценных бумаг.

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен
представленный проект федерального закона.

Статьёй 1 законопроекта предусмотрено, что им
регулируются отношения, возникающие при осуществлении и исполнении обязательств

по смарт-контрактам, однако в законопроекте это не отражено. В связи с этим
Правительство считает необходимым предусмотреть соответствующие положения в
законопроекте.

В статье 2 законопроекта даётся определение
цифровых финансовых активов, одним из которых является криптовалюта. При этом
законопроект не содержит регулирования правоотношений, возникающих в связи с
оборотом криптовалюты, что может повлечь трудности правоприменительной
практики.

В соответствии с указанной статьей законопроекта
майнингом признаётся деятельность, направленная на создание криптовалюты
и (или) валидацию с целью получения вознаграждения в виде криптовалюты.

При этом майнинг признаётся предпринимательской деятельностью в случае, если
лицо, которое его осуществляет, в течение трёх месяцев подряд превышает лимиты
энергопотребления, установленные Правительством Российской Федерации.

Правительство считает, что деятельность, направленная
на создание криптовалюты, может не быть напрямую связана с формированием
реестра транзакций, а заключаться в предоставлении энергетических, технических
мощностей, в том числе площадей, на которых размещается необходимое для
майнинга оборудование, в связи с чем такая деятельность не может быть отнесена
к майнингу. С учётом изложенного Правительство полагает необходимым уточнить
определение предлагаемого понятия «майнинг».

  • Правительство считает целесообразным расширить
    перечень критериев, на основании которых субъект может быть признан лицом,
    осуществляющим майнинг, поскольку показатель энергопотребления не даёт
    однозначного основания для такого вывода.
  • Учитывая, что законодательством Российской Федерации
    не регламентированы вопросы налогообложения цифровых финансовых активов и
    сделок, совершаемых с ними, Правительство считает необходимым внести
    соответствующе изменения в законодательство Российской Федерации о налогах и
    сборах.
  • С учётом того, что согласно абзацу второму
    статьи 2 законопроекта цифровой финансовый актив – это имущество в
    электронной форме, Правительство считает необходимым регламентировать вопросы
    бухгалтерского учёта в данной части.

В статье 2 законопроекта закрепляются понятия токена и
криптовалюты, однако из предложенных определений этих понятий не представляется
возможным определить их соотношение между собой. Из положений законопроекта
нельзя установить, каким образом регулируется их первичная эмиссия.

Положения законопроекта, а также пояснительная записка
к нему не содержат обоснования введения ряда ограничений, налагаемых на
резидентов Российской Федерации. Так, с учётом положений статьи 3 законопроекта
резиденты Российской Федерации не могут инвестировать в цифровые финансовые
активы в иностранных юрисдикциях. При этом подобное ограничение представляется
неоправданным.

Одновременно с этим Правительство отмечает, что
согласно положениям статьи 4 законопроекта цифровой кошелёк открывается
оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур
идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом «О противодействии
легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию
терроризма».

Таким образом, вводится ограничение для участия
иностранных инвесторов, а также значительно затрудняется возможность участия
российских инвесторов и эмитентов в обороте токенов. Учитывая данное
обстоятельство, Правительство предлагает предусмотреть в законопроекте
возможность проведения оператором обмена цифровыми финансовыми активами упрощённой
идентификации дистанционным способом.

Правительство считает целесообразным дополнительно
урегулировать вопрос, связанный с правом иностранных инвесторов перечислять криптовалюты
на кошелёк эмитента в обмен на токены российского эмитента. Подобная мера
позволит повысить инвестиционную привлекательность российских проектов.

  1. В статье 2 законопроекта указывается, что
    цифровой финансовый актив – это имущество в электронной форме, созданное с
    использованием криптографических средств.
  2. Предложенное законопроектом определение не позволяет
    выделить его из числа других объектов, создаваемых с использованием средств
    криптографической защиты информации, таких как сертификаты усиленной
    квалифицированной электронной подписи, сессионные ключи, вырабатываемые в
    процессе установления соединений при реализации протоколов обмена информацией в
    информационно-телекоммуникационных сетях.
  3. Правительство указывает на целесообразность дать в
    законопроекте оценку статусу цифрового финансового актива как имущества в
    электронной форме с учётом принятого в гражданском праве Российской Федерации
    подхода, относящего аналогичные объекты права к категории имущественных прав.
  4. В абзаце четырнадцатом статьи 2 законопроекта
    слово «обязательств» необходимо заменить словом «обязанностей», поскольку
    договором является соглашение лиц об установлении, изменении или прекращении
    гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 Гражданского
    кодекса Российской Федерации).

Правительство указывает, что представляется
необходимым предусмотреть обязательный контроль за операциями по обмену
криптовалюты на валюту Российской Федерации или иностранную валюту в сумме,
равной или превышающей 600 тыс.
рублей или эквивалент в иностранной валюте.

Вместе с тем отсутствие механизма установления
собственников цифровых финансовых активов и лиц, ответственных за
функционирование систем цифровых финансовых активов, не позволит
противодействовать криминализации данной сферы и использованию названных
активов в противоправных целях, а также обеспечить защиту соответствующих прав
собственности.

Также Правительство отмечает, что предлагаемые
законопроектом определения используемых в нём понятий необходимо
скорректировать с технической точки зрения.

Кроме того, необходимо соотнести положения
законопроекта, регулирующие особенности выпуска токенов, с положениями
законопроекта №424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвёртую
Гражданского кодекса Российской Федерации», внесённого депутатами
Государственной Думы В.В.Володиным, П.В.Крашенинниковым, Д.В.

Сазоновым и
другими, и с положениями законопроекта №419090-7 «Об альтернативных
способах привлечения инвестиций (краудфандинге)», внесённого депутатами
Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, О.А.Николаевым и членом
Совета Федерации Н.А.

Журавлевым, а также дополнительно проработать положения
законопроекта с учётом нецелесообразности излишнего регулирования
гражданско-правовых отношений.

Правительство Российской Федерации поддерживает
законопроект при условии его доработки ко второму чтению в соответствии с
указанными замечаниями.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *