Налоговые последствия пандемии COVID-19 для бизнеса

Чтобы выбраться из кризиса после коронавируса, правительство облегчает жизнь бизнесу и людям, предлагая разные льготы по налогам и кредитам. Разобрались, какие налоговые послабления получат физические лица в 2020 году

Налоговые последствия пандемии COVID-19 для бизнеса

stevepb / Pixabay

Когда пандемия коронавируса дошла до России и правительство ввело карантин, многие люди и бизнесы лишились доходов. Для того чтобы облегчить жизнь в это время и помочь пострадавшим, государство предоставило множество льгот, субсидий и налоговых отсрочек как юридическим, так и физическим лицам. В этой статье мы поговорим про льготы по налогам для физических лиц.

Но перед этим стоит напомнить, что большинство мер поддержки предназначено для бизнеса и индивидуальных предпринимателей, которые работают в сферах, максимально пострадавших от коронавируса, и числятся в реестре МСП.

Попадает ли ваш бизнес в такую отрасль, можно проверить по основному коду ОКВЭД. Этот код можно найти в постановлении Правительства РФ от 3 апреля № 434.

А на сайте ФНС можно автоматически проверить по ИНН, полагаются ли вашему бизнесу отсрочки или рассрочки по оплате налогов, а также страховых взносов.

Отсрочка для подачи декларации 3-НДФЛ

А теперь вернемся к физическим лицам. Для начала, согласно НК РФ, физические лица обязаны самостоятельно декларировать свой доход с помощью декларации 3-НДФЛ. Чтобы это сделать, нужно заполнить документы на сайте ФНС России, используя личный кабинет налогоплательщика для физических лиц.

«По налоговому законодательству, отчитаться о доходах, полученных в 2019 году, необходимо было до 30 апреля 2020 года. Теперь последний день подачи декларации — 30 июля.

По просьбам предпринимателей власти продлили в 2020 году срок представления деклараций из-за пандемии коронавируса. Об этом сказано в постановлении Правительства РФ от 02.04.

2020 № 409», — объясняет директор по рыночной аналитике podelu.ru Лилия Федулина.

По просьбе РБК Quote глава НДФЛ Гуру Алексей Вашук рассказал подробно, в каких случаях человек обязан самостоятельно уплатить налог государству с помощью 3-НДФЛ.

Доходы от продажи имущества

Если человек получил недвижимость в наследство и владеет ею менее трех лет, то в случае ее продажи придется заплатить 13% налога. Чтобы избежать налога, нужно владеть недвижимостью не менее пяти лет. Любопытный факт: валюта с точки зрения Налогового кодекса является имуществом.

Если человек покупает и продает валюту через обменник или за рубежом через иностранного брокера или банк, то обязательно нужно задекларировать операции и уплатить налог. Нарушение грозит штрафом и уголовной ответственностью. Стоит отметить, что из-за курсовой разницы можно получить убыток. В таком случае Налоговый кодекс позволяет на этот убыток уменьшить налоговую базу.

Доходы от сдачи имущества в аренду

Если человек сдает имущество в аренду, то с этого дохода он должен рассчитать и уплатить налог. Раньше такие доходы не всегда и не везде декларировались, потому что у ФНС не было необходимой связки с банками. Сейчас все регулярные поступления отслеживаются. А если недовольный сосед заявит, что в соседней квартире кто-то живет, для этого должно быть основание или договор.

Доходы от источников за пределами РФ

Сюда входят доходы, полученные по авторским договорам, различные гонорары и заработная плата, полученная от иностранной компании. А еще — доходы от сдачи в аренду зарубежной недвижимости, если она оформлена на физическое лицо.

Учет доходов из-за рубежа самый сложный и трудозатратный. Все поступающие доходы необходимо пересчитать по курсу ЦБ на дату их поступления, а также произвести расчет налога к доплате на территории России в случае уплаты налога в странах, с которыми у нас заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.

Подача декларации для владельцев зарубежных брокерских счетов усугубляется тем, что такой расчет содержит сотни, а порой и тысячи операций покупки и продажи акций, облигаций, опционов и других финансовых инструментов. Такие расчеты требуют определенной квалификации и понимания нюансов учета инвестиционных инструментов.

С 2020 года ужесточилось законодательство для владельцев иностранных брокерских счетов. Теперь резиденты и граждане РФ должны уведомлять ФНС об открытии брокерских счетов и движении денежных средств по ним. Поэтому многие инвесторы стараются выйти из тени, заплатить налоги и спать спокойно.

Иные доходы

Сюда относят доходы от акций, облигаций, ПИФов и других активов российского финансового рынка, которые подлежат обязательному декларированию. Но здесь все просто, так как ваш банк или брокер, скорее всего, является налоговым агентом и декларирует все доходы за вас, а также уплачивает налог.

Хотелось бы отметить, что инвесторы, которые получили дивиденды 
по зарубежным акциям через российских брокеров, должны самостоятельно подавать декларацию. Некоторые банки в мобильных приложениях предлагают купить иностранные акции. Но при получении дивидендов по ним брокер не является налоговым агентом.

«Чтобы посчитать, сколько человек должен заплатить налогов, нужно правильно рассчитать налоговую базу, — поясняет Алексей Вашук. — Для физических лиц применяется кассовый метод. Берутся все поступления на счет, вычитаются все траты, сопровождающие получение такого дохода, и от полученного финансового результата исчисляется процентная ставка налога».

«Но будьте внимательны, — предупреждает Вашук. — Подача декларации — это одно, а уплата налогов — другое. Несмотря на отсрочку по подаче декларации, дата, до которой нужно заплатить сам налог, осталась прежней — не позднее 15 июля 2020 года. Вышла довольно странная ситуация, в которой налог нужно заплатить раньше, чем подать декларацию. То есть, по сути, никакой отсрочки мы не получили».

Налоговые льготы для самозанятых

А вот самозанятым правительство обещает полностью вернуть налог, который они заплатили за 2019 год. В постановлении Правительства РФ N 783 от 29 мая 2020 года написаны правила предоставления субсидий из федерального бюджета физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям в 2020 году, которые уплачивали в 2019 году налог на профессиональный доход.

Чтобы получить эту субсидию, понадобится только приложение «Мой налог.» Там нужно будет указать банковскую карту, на которую вы хотите получить деньги.

Далее ФНС самостоятельно сформирует реестр и направит рассчитанные средства в банк для распределения. Субсидию можно получить один раз в 2020 году. Также всем самозанятым правительство предоставит дополнительный налоговый капитал — ₽12 130.

Вывести на карту эти деньги нельзя, но на эту сумму можно уменьшить налог в 2020 году.

Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Дивиденды — это часть прибыли или свободного денежного потока (FCF), которую компания выплачивает акционерам. Сумма выплат зависит от дивидендной политики. Там же прописана их периодичность — раз в год, каждое полугодие или квартал. Есть компании, которые не платят дивиденды, а направляют прибыль на развитие бизнеса или просто не имеют возможности из-за слабых результатов. Акции дивидендных компаний чаще всего интересны инвесторам, которые хотят добиться финансовой независимости или обеспечить себе достойный уровень жизни на пенсии. При помощи дивидендов они создают себе источник пассивного дохода. Подробнее

Поддержка бизнеса, наиболее пострадавшего в условиях пандемии COVID-19: проблемы и перспективы

Пандемия коронавируса заставила государство разработать весомое количество мер оперативной помощи бизнесу, ощутившему на себе тяжелые последствия вспышки заболевания. Такие меры принимались и продолжают приниматься как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Виды помощи различны для различных субъектов предпринимательской деятельности. Пожалуй, самым широким арсеналом мер поддержки может воспользоваться бизнес, ведущий свою деятельность в отраслях экономики, признанных государством в наибольшей степени пострадавшими в условиях пандемии коронавируса, что вполне логично.

К числу таких отраслей относятся те, которые прямо названы таковыми в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 года № 434 (далее – Перечень наиболее пострадавших отраслей, Перечень). Так, например, в Перечень включены непродовольственный ритейл (коды ОКВЭД 45.11.2; 45.11.3; 45.19.2; 45.19.3; 45.32; 45.40.2; 45.40.3; 47.19; 47.4; 47.5; 47.

6; 47.7; 47.82; 47.89; 47.99.2), общественное питание (код ОКВЭД 56) и ряд др. отраслей.

Для того чтобы определить, является ли компания/ИП получателем мер поддержки, рассчитанных на наиболее пострадавшие отрасли, необходимо сопоставить закрепленный в Перечне код ОКВЭД с кодом ОКВЭД, указанным в сведениях о таком лице в ЕГРЮЛ/ЕГРИП (для большинства мер поддержки – в качестве основного кода, однако есть исключения) на определенную дату.

В случае если в Перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень. Например, как прямо указала ФНС России в Письме от 15.05.

2020 года № СД-4-3/8085 «О предоставлении мер поддержки для видов деятельности по ОКВЭД 47.19», меры поддержки, предусмотренные для субъектов с кодами основного вида деятельности 47.

19, распространяются также на тех субъектов, чьими кодами основного вида деятельности являются 47.19.1 и 47.19.2.

Таким образом, государство пошло по пути формального определения видов наиболее пострадавших отраслей, что вызвало шквал критики со стороны экспертов и бизнес-сообществ.

Несмотря на то, что Перечень продолжает пополняться (новейшее изменение Перечня касается его дополнения постановлением Правительства РФ от 26.06.

2020 года № 927 пассажирскими перевозками железнодорожным транспортом в междугородном сообщении и пассажирскими перевозками морским и внутренним водным транспортом – коды ОКВЭД 49.10.1; 50.1; 50.3), проблемы остаются.

Многие фактически пострадавшие предприятия не могут получить меры господдержки лишь по формальному основанию.

В качестве примера можно привести ситуацию с книготорговцами и издателями: по результатам опроса, проведенного Российским книжным союзом совместно с Ассоциацией книгоиздателей России и Ассоциацией книгораспространителей независимых государств, на который ссылается газета «Известия», лишь 38% малых и средних предприятий зарегистрированы по ОКВЭД 58.11 (издание книг) и 47.61 (розничная торговля книгами в специализированных магазинах), включенным Правительством РФ в Перечень наиболее пострадавших отраслей.

Читайте также:  Письмо о снижении арендной платы, образец письма об уменьшении арендной платы в связи с коронавирусом

Следует отметить, что подавляющее большинство мер поддержки пострадавшим отраслям экономики действует только в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – субъекты МСП).

Критерии и порядок признания организации субъектом МСП регулируются Федеральным законом от 24.07.

2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»(далее – Закон об МСП).

Закон об МСП определяет субъекта МСП исключительно как субъекта, сведения о котором внесены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – реестр МСП).

Иными словами, исходя из действующего законодательства, если компании нет в реестре, подтвердить свой статус в качестве субъекта МСП она не сможет – третьими лицами, в том числе, государственными органами, принимаются во внимание именно данные реестра.

На практике многие предприниматели сетовали на то, что, несмотря на их формальное соответствие критериям признания того или иного лица субъектом МСП, они не были включены в этот реестр по состоянию на 1 марта 2020 года (а для получения многих, но не всех, мер поддержки необходимо наличие статуса субъекта МСП именно на указанную дату). 

Отсутствие компании в реестре МСП может быть связано с тем, что компания вовремя не сдала отчетность за 2018 год. Также данный факт может быть вызван тем обстоятельством, что согласно правилам ведения реестра МСП, установленным Законом об МСП, компания по итогам отчетности за 2019 год в принципе может быть включена в реестр МСП по сроку только 10 августа 2020 года.

Учитывая исключительный характер ситуации с COVID-19, государство пошло навстречу налогоплательщикам и допустило возможность внепланового пересмотра реестра МСП. Так, по сообщению ФНС России, в мае в реестр МСП были дополнительно внесены сведения о 69 тыс. предприятий МСП (18 тыс. компаний и 51 тыс. ИП).

Кроме того, государство ввело послабления для лиц, не подавших в налоговый орган сведения за 2018 год в установленный срок, то есть до 1 июля 2019 года: такие лица, тем не менее, будут включены в реестр МСП, если они успели подать эти сведения позже, но в любом случае не позднее 30 июня 2020 года. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 08.06.2020 года № 166-ФЗ.

Таким образом, в самое ближайшее время реестр МСП вновь ждет внеплановое обновление, благодаря чему еще большее количество предпринимателей смогут воспользоваться мерами поддержки. С учетом динамичности нормативного регулирования в сфере господдержки едва ли есть необходимость в перечислении всех тех мер помощи, которые доступны бизнесу из пострадавших отраслей (да и вообще всем субъектами предпринимательской деятельности). Остановимся на некоторых из них. Налоговые послабления в виде переноса срока уплаты налогов стали одними из первых мер поддержки, разработанных для помощи бизнесу, оказавшемуся в сложных условиях из-за ограничений режима повышенной готовности. В этой части отметим, что не нужно путать продление сроков и отсрочку. Продление сроков осуществляется автоматически, для отсрочки же требуется волеизъявление налогоплательщика в форме заявления.

На сайте ФНС России в удобном табличном виде обобщена информация о сроках, на которые продлены сроки уплаты того или иного налога (в целом, сроки уплаты большей части налогов продлен на срок от четырех до шести месяцев), а также о сроках, на которые продлены сроки уплаты страховых взносов за тот или иной период.

Также на сайте ФНС России размещен сервис проверки возможности получения отсрочки/рассрочки по налогам по ИНН или ОГРН/ОГРНИП налогоплательщика.

При удовлетворении компании/ИП критериям получения беспроцентной отсрочки/рассрочки по налогам необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения или учета заявление и обязательство соблюдения условий отсрочки, рекомендуемые формы которых разработаны ФНС России.

Для получения отсрочки/рассрочки на период свыше 6 месяцев необходимо также представить в налоговый орган доказательство наличия обеспечения (в виде залога, поручительства или банковской гарантии).

Отрадно, что осознав, что так скоро так называемый «коронакризис» не кончится, государство разрешило предпринимателям, получившим отсрочку/рассрочку, платить налоги равными долями в течение года, а не потребовало уплаты всей суммы налога сразу. Федеральным законом от 08.06.2020 года № 172-ФЗ предусмотрено освобождение субъектов МСП из пострадавших отраслей от исполнения обязанности уплатить налоги, сборы за отчетные (налоговые) периоды, относящиеся ко 2 кварталу 2020 года, а также возможности применения пониженных тарифов страховых взносов по ставке 0%.

Для удобства налогоплательщиков ФНС России разработала специальный сервис проверки возможности получения компанией/ИП соответствующей меры поддержки по ИНН такой компании/ИП.

Важный нюанс: налогоплательщики не освобождены от представления налоговых деклараций с исчисленными суммами налогов. Обязанность исчислить соответствующие налоги и подать налоговые декларации (расчеты) в установленные сроки сохраняется. На основании представленных документов налоговый орган самостоятельно произведет учет освобождения от обязанности по уплате налогов. Что касается применения пониженных тарифов страховых взносов в размере 0%, то к суммам, исчисленным в отношении выплат в пользу физических лиц в расчете за апрель, май, июнь 2020 года, плательщик страховых взносов самостоятельно применяет пониженные тарифы в размере 0%. По словам Н. Приставки, руководителя Управления ФНС России по Воронежской области, субсидии на поддержание деятельности предприятия, в частности, на выплату зарплат, оказались самой популярной федеральной мерой поддержки.

Согласно данным с сайта ФНС России по состоянию на 3 июля 2020 года налоговые органы получили более 1 млн 300 тыс. заявлений на выплату субсидий за апрель и почти столько же (на 150 тыс. меньше) заявлений на субсидии за май. При этом субсидии за апрель получили 1 047 159 организаций/ИП на общую сумму 44 563 млн руб. и за май — 1 043 889 субъектов МСП на общую сумму 43 404,5 млн руб.

Государство максимально упростило порядок получения таких субсидий (заявление можно было подать в электронном через личный кабинет юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо в бумажном виде, предварительно сформировав его при помощи специального сервиса), а кроме того, разработало информационный ресурс для проверки права на получение такой субсидии.

Порядок получения субсидий не раз менялся (причем в позитивном ключе).

Так, в частности, была введена обязанность налогового органа при проверке заявления на субсидию учитывать сведения о погашении налоговой недоимки на дату подачи такого заявления (напомним, одним из условий получения субсидии являлось отсутствие задолженности по налогам и взносам на сумму свыше 3 000 руб. на 1 марта 2020 года). Это позволило получателям субсидий до подачи заявления на выплаты погасить имеющуюся у них символическую задолженность и получить финансовую помощь от государства.

Кроме того, был продлен на месяц срок подачи заявлений на субсидию за апрель, что позволило воспользоваться правом на получение субсидий за указанный период, в том числе, тем компаниям, у которых это право появилось после расширения Перечня наиболее пострадавших отраслей, если они не успели обратиться за господдержкой в установленный срок.

Главные выводы исследования

Пандемия COVID-19 оказала заметное влияние на экономику России. Треть российских компаний только за первую половину 2020 года понесла убытки более 1,5 млрд. руб., 46% представителей бизнеса говорят о снижении спроса на продукцию или услуги. Среди населения столько же (46%) отмечают серьезное сокращение доходов, а 33% – сбережений.

Между тем влияние пандемии на экономику не было только негативным. Она послужила катализатором процессов цифровизации корпоративного и государственного сектора.

Так, например, 57% представителей бизнеса отмечают, что пандемия COVID-19 способствовала ускорению цифровизации внутри компаний, 38% – изменению культуры управления и корпоративной культуры , а 29% устранению или реорганизации неэффективных процессов, отделов и регламентов.

Пандемия оказала положительное влияние на цифровую трансформацию госсектора в двух отношениях. Во-первых, ускорилась давно назревшая цифровизация процессов, которые в «аналоговом» виде были менее эффективны.

Во-вторых, внедрение цифровой трансформации (ЦТ) на госслужбе стало восприниматься с бóльшим оптимизмом, поскольку многие лица, принимающие решения, увидели реальную пользу и выгоду от перевода процессов в цифровой формат.

Наконец, в период пандемии интенсифицировалось использование цифровых технологий населением. ⅓ опрошенных утверждает, что за время пандемии стали пользоваться цифровыми сервисами чаще. Подобные ответы характерны для наиболее экономически активной группы населения в возрасте от 31 до 45 лет.

Более обеспеченные и образованные жители крупных городов воспринимают ЦТ как благо и ждут от нее расширения экономических возможностей. Жители небольших населенных пунктов обращают больше внимания скорее на риски цифровизации: рост налогов, потерю рабочих мест, сокращение возможностей найти работу в «серой» зоне.

Последствия пандемии COVID-19 для бизнеса

В наибольшей степени от экономического кризиса, вызванного пандемией, пострадали ресторанный бизнес, туризм, индустрия развлечений и пассажироперевозки.

При этом по оценкам представителей бизнеса и экспертов, опрошенных в ходе исследования, ряд отраслей, не связанных с оказанием «очных» услуг населению, от пандемии выиграл: речь идет в первую очередь об ИТ-секторе и интернет-торговле.

Так, за ближайшие четыре года рост российской интернет-торговли может составить около 4,4 трлн руб. при суммарной величине рынка за это время около 23,3 трлн руб.

В условиях снижения спроса и перевода части сотрудников на удаленный режим работы представители российского бизнеса ощутили необходимость в короткие сроки трансформировать внутренние процессы для того, чтобы остаться на рынке. Значительная часть бизнес-игроков запустили процессы цифровизации, которые повысили их внутреннюю эффективность.

Большинство представителей российского бизнеса — «цифровые оптимисты» (58%): они позитивно относятся к развитию науки и технологий, поскольку те создают новые возможности для бизнеса, и к цифровизации компаний.

Читайте также:  Образец кассационной жалобы в арбитражный суд, АПК РФ, кассационное обжалование

При этом компании, успевшие запустить процессы цифровизации, более уверенно чувствуют себя на рынке: они в 1,5 раза чаще позитивно оценивают экономическую обстановку и смотрят в будущее с бóльшим оптимизмом.

И все же в четверти российских компаний пока не идут процессы цифровизации. Основными барьерами для них стали дефицит финансовых ресурсов (39%, проблема обострилась в силу сокращения доходов в результате пандемии) и нехватка квалифицированных сотрудников, которые могут руководить процессами цифровизации и участвовать в них (38%).

В качестве мер господдержки бизнеса, которые помогут преодолеть барьеры на пути к ЦТ, опрошенные в ходе исследования представители бизнеса и эксперты предлагают:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в области хранения и обработки данных, пересмотр понятия «персональные данные» для расширения возможностей их использования при создании цифровых решений, включая развитие искусственного интеллекта;
  • финансовую поддержку тех малых и средних предприятий (МСП), которые отстают по темпам цифровизации; адресную помощь компаниям, готовым меняться и оптимизировать внутренние процессы на основании «цифры», в форме грантов и целевых субсидий (возможно, через институты развития);
  • создание/развитие на базе центров компетенций продуктов для руководителей и сотрудников бизнеса (обучение руководителей компаний администрированию процессов ЦТ, повышение цифровой бизнес-грамотности рядовых сотрудников).

Последствия пандемии COVID-19 для населения

Основным экономическим последствием пандемии для населения стало сокращение доходов и сбережений.

В значительной степени снижение доходов связано с ростом безработицы: так, в третьем квартале 2020 года реальный уровень безработицы достиг 12,1% – включая скрытую часть – и к моменту завершения исследования не снизился.

В этих условиях усилились страхи, связанные с риском потерять работу, – 42% населения боится остаться без работы в течение ближайшего полугодия, а более половины уверены, что окажутся не в состоянии найти работу не хуже нынешней.

Если в начале кризиса базовой стратегией адаптации было сокращение доходов и трата сбережений, то сейчас страх потерять работу (психологический фактор) и сокращение сбережений (экономический фактор) заставляют активно искать дополнительные источники дохода: сейчас ⅕ часть жителей страны активно ищут дополнительные источники дохода, а 10% уже вышли на дополнительную работу. В будущем в случае ухудшения экономического положения искать новые источники дохода собираются почти ⅔ опрошенных.

Между тем эксперты, опрошенные в ходе исследования, отмечают, что значительная часть населения может оказаться неконкурентоспособной в новых экономических условиях – в силу отсутствия необходимых для цифровой экономики навыков и компетенций.

Эксперты и представители бизнес-сообщества ожидают, что в ближайшие годы часть трудоустроенного населения потеряет работу, изменится структура занятости (однако как именно – на данный момент невозможно предсказать), востребованными станут не конкретные профессии и навыки, а soft skills (в первую очередь способность быстро учиться, осваивать новое), а также повысится роль цифровых навыков при трудоустройстве.

Наиболее востребованными на рынке труда станут те специалисты, кто уже сейчас инвестирует в самообразование. На момент окончания исследования 19% населения прошли онлайн-курсы, а 10% освоили новую профессию.

Однако почти половина населения (45%) продолжает испытывать трудности с освоением новых технологий.

Помощь гражданам в освоении цифровых технологий представители населения считают общей задачей крупного бизнеса и государства.

Стратегии преодоления коронакризиса и ожидания различных групп населения значительно отличаются друг от друга:

Пассивная стратегия:

ничего не предпринимать, но, возможно, несколько прилежнее выполнять текущие рабочие обязанности, чтобы повысить шансы сохранить рабочее место.

Стратегия экономии:

экономить средства, тратить сбережения, использовать ренту (например, средства, получаемые от сдачи в аренду недвижимости).

Патерналистская стратегия:

полагаются в первую очередь на помощь государства (социальные выплаты, субсидии, дотации и пр.). Считают, что искать самостоятельно дополнительные источники дохода нецелесообразно.

Долговая стратегия:

использовать финансовую поддержку со стороны: брать банковские кредиты, деньги в долг у родственников и знакомых, обращаться за помощью к некоммерческим организациям.

Мобилизационная стратегия:

больше работать на основной работе, качественнее выполнять свои обязанности, искать возможности дополнительного заработка, при необходимости тратить сбережения и распродавать имущество.

Автономная стратегия:

использовать все возможные дополнительные источники получения денежных средств, но не полагаться на институциональную помощь извне (от государства или финансовых институтов – банков или кредитных организаций). Рассчитывать только на себя, свой ближний круг (семья, родственники и друзья).

Последствия пандемии COVID-19 для госсектора

Большинство представителей госсектора считают целесообразным партнерство между государством и крупным бизнесом в преодолении последствий коронакризиса.

Некоторые из них полагают, что сложившиеся социально-экономические обстоятельства благоприятствуют более тесному сотрудничеству государства с бизнесом, в том числе по линии ИТ-продуктов. Одним из главных рисков цифровизации госслужащие считают нарушение информационной безопасности и потенциальные сбои в работе с персональными данными.

Кроме того, многие видят опасность в нестабильности цифровых решений, в частности, из-за плохого покрытия территории регионов мобильным интернетом, сбоев серверов и т. д.

Органы государственной власти находятся в состоянии перехода к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами, что в текущих условиях предполагает необходимость ЦТ и изменения культуры госуправления. Однако целостного понимания стратегических задач ЦТ в большинстве органов государственной власти нет – это отмечают сами госслужащие.

Они отмечают готовность государства к сотрудничеству с крупным технологическим бизнесом в сфере ЦТ.

Органы государственной власти, как показало исследование, испытывают потребность в консультационной поддержке по части реализации ЦТ, и частично такая поддержка могла бы быть предоставлена компаниями цифрового сектора на прозрачной коммуникационной площадке.

Антивирусный закон: перенос сроков уплаты налогов, сдачи отчетности и отмена проверок в период пандемии

Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ, предусматривающий перенос сроков уплаты налогов, сдачи налоговой отчетности, а также приостановление мер налогового контроля на период распространения коронавирусной инфекции. Рассказываем, какие послабления получит бизнес на время борьбы с пандемией.

Перенос сроков уплаты налогов

В соответствии с подписанным законом Правительство РФ наделяется на период до 31 декабря 2020 года полномочиями по продлению установленных НК РФ сроков уплаты налогов (в том числе, и по спецрежимам), страховых взносов и авансовых платежей по налогам. 

Касается это не только федеральных налогов. Правительство получило соответствующее право и в отношении авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу, которые устанавливаются региональным законодательством и нормативными правовыми актами муниципальных образований (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Новые сроки уплаты налогов установлены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409.

На 6 месяцев переносятся сроки уплаты:

  • налога на прибыль за 2019 год;
  • налогов и авансов по ним, за исключением НДС, за отчетные периоды, приходящиеся на март и I квартал 2020 года;
  • единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ЕСХН за 2019 год. 

На 4 месяца переносятся сроки уплаты:

  • налогов, кроме НДС, уплачиваемых за отчетные периоды, приходящиеся на полугодие (II квартал) 2020 года

На 3 месяца переносятся сроки уплаты:

  • НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей.

На 30 октября 2020 года переносятся сроки уплаты:

  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за первый квартал 2020 года.

На 30 декабря 2020 года переносятся сроки уплаты:

  • авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу завторой квартал 2020 года.

Кроме того, для микропредприятий (и только для них!) пострадавших отраслей экономики были перенесены и сроки уплаты страховых взносов. Так, на 6 месяцев продлен срок уплаты страховых взносов за март–май 2020 года. На 4 месяца продлен срок уплаты страховых взносов за период июнь и июль 2020 года и фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате не позднее 1 июля 2020 года. 

Для кого перенесут сроки уплаты налогов

Сроки уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, а также страховых взносов будут переноситься не для всех организаций и ИП.

В соответствии с правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409, сроки уплаты налогов перенесены для организаций и ИП, включенных по состоянию на 01.03.

2020 в единый реестр МСП и ведущих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших от коронавирусной инфекции COVID-19.

Действующий перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства от 03.04.2020 № 434. 

Такие организации и ИП определяются по основному виду деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП.

Что касается других мер поддержки (переноса сроков сдачи отчетности, приостановления проверочных мероприятий и неприменения штрафов), то они будут предоставлены всем организациям и ИП.

Перенос сроков сдачи налоговой отчетности

Одновременно Правительство РФ получило право продлевать сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций/расчетов, бухгалтерской отчетности и иных документов, представляемых организациями и ИП (пп. 6 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ). Новые сроки сдачи налоговой отчетности установлены правительственным постановлением от 02.04.2020 № 409.

На 3 месяца перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций и расчетов по авансовым платежам (за исключением деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам), срок представления которых приходится на март–май 2020 года;
  • бухгалтерской отчетности.

До 15 мая 2020 года перенесен срок представления:

  • налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.

На 20 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованию налоговых органов, полученных в срок с 1 марта до 1 июня 2020 года.

На 10 рабочих дней продлен срок представления:

  • документов, пояснений и иных сведений по требованиям, касающимся НДС.

Кроме того, законом пересматривается статья 6.1 НК РФ (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ), устанавливающая порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с изменениями, если крайний срок сдачи отчетности или уплаты налогов придется на выходной, праздничный нерабочий или нерабочий день, установленный указом президента, данный срок переносится на первый рабочий день. 

Напомним, по действующим правилам, срок переносится лишь в тех случаях, когда он выпадает на выходной и праздничный нерабочий день.

Приостановление налоговых проверок

До 31 декабря 2020 года Правительство РФ получило полномочия по приостановлению, отмене и переносу на более поздний срок всех мероприятий налогового контроля, в том числе и проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Читайте также:  Как наказывают за ненадлежащую проверку контрагентов

До 1 июня 2020 года приостановлено:

  • вынесение решений о проведении выездных налоговых проверок;
  • проведение уже назначенных выездных налоговых проверок;
  • назначение и проведение проверок соблюдения валютного законодательства.

Помимо всего прочего, Правительство РФ получило право устанавливать основания и условия неприменения штрафов за непредставление в ИФНС налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов/сведений.

На данный момент, согласно постановлению от 02.04.2020 № 409, временно не применяются налоговые санкции за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 126 НК, совершенных в период с 1 марта 2020 года по 1 июня 2020 года. 

Уже начатое производство по таким нарушениям будет прекращено.

Кроме того, запрещено вынесение налоговыми органами решений о приостановлении операций налогоплательщиков-организаций по их счетам в банках и переводов их электронных денежных средств за несвоевременную сдачу отчетности. Блокировка счетов не будет применяться вплоть до 1 июня 2020 года.

  • Возможно, позднее правительство дополнит перечень оснований для освобождения организаций и ИП от налоговой ответственности. 
  • Материал взят с сайта Бух.1С
  • Еще полезные материалы на сайте БУХ.1С в разделах:

Вылкова Е.С. (2020) Проблематика налоговой политики в условиях короновирусных угроз, содержащаяся в публикациях российских исследователей

Цитировать:Вылкова Е.С. Проблематика налоговой политики в условиях короновирусных угроз, содержащаяся в публикациях российских исследователей // Теневая экономика. – 2020. – Том 4. – № 3. – С. 147-158. – doi: 10.18334/tek.4.3.110941.

Аннотация:Изучение публикаций отечественных и зарубежных авторов по вопросам налогообложения и налогового администрирования в условиях COVID-19 и выхода из коронакризиса является актуальным в целях определения значимых налоговых инструментов противодействия эпидемиологическим угрозам и повышения экономической безопасности государства.

В статье осуществлен обзор и систематизация публикаций отечественных авторов по вопросам налоговой политики в условиях COVID-19. Анализ публикационной активности по тематике налогообложения и налогового администрирования в условиях коронавирусного кризиса, показал, что подобных публикаций не так уж много.

Недостаточно публикаций, носящих комплексный характер. В большинстве из публикаций при рассмотрении тенденций по тому или иному конкретному налогу, отмечается его специфика в условиях коронавирусной ситуации.

Крайне востребованными являются публикации по развитию цифровизации налогового администрирования и налогообложению цифровых операций в современных условиях с учетом вызовов медико-экономического кризиса.

Необходимо также чаще осуществлять перманентный системный анализ опыта зарубежных стран в решении вопросов борьбы налоговыми способами и методами с вызовами пандемии COVID-19/ Грамотное расширение горизонтов научных исследований налоговой политики в условиях коронакризиса будет способствовать успешному выходу из него и укреплению экономической безопасности.

Ключевые слова: налог, налогообложение, налоговое администрирование, налоговая политика, коронавирус, экономическая безопасность

Введение

Имеющая сегодня место мировая коронавирусная пандемия затрагивает практически все сферы деятельности и требует, чтобы страны и экономические субъекты грамотно и оперативно реагировали на вызовы настоящего исторического момента.

Одним из значимых инструментов противодействия эпидемиологическим угрозам и повышения экономической безопасности государства является налоговая политика.

Исходя из этого актуально изучение публикаций отечественных и зарубежных авторов по вопросам налогообложения и налогового администрирования в условиях COVID-19 и выхода из коронакризиса.

  • Цель исследования предполагает систематизацию публикаций отечественных авторов по вопросам налоговой политики в условиях COVID-19 и определение ключевых направлений их дальнейшего развития.
  • Объект исследования – налоговая политика.
  • Задачи исследования:
  • – комплексный анализ публикаций отечественных авторов по налогообложению и налоговому администрированию в условиях COVID-19 и выявление основных трендов в данной сфере;
  • – наметить варианты совершенствования налоговой политики в РФ по преодолению кризисной ситуации и успешному выходу из нее.
  • Результаты исследования и область их применения

Необходимо отметить, что основу для изучения проблем неопределенности – «черных лебедей» заложил Насим Талеб [26] (Taleb Nassim Nikolas, 2017). Отечественные ученые и практики уже давно занимаются вопросами специфики экономических отношений в условиях форс-мажорных, в том числе пандемических. Так, А.Ю.

Буркова [1] (Burkova, 2015) интерпретирует особенности проявления форс-мажора в коммерческих отношениях. М.Н. Конягина [17] (Konyagina, 2012) уделяет внимание обстоятельствам непреодолимой силы в условиях реформирования банковской системы. М.А.

Зинковский исследует названные обстоятельства в контексте мирового финансового кризиса [17]. В.В. Иванов с соавторами [31] (Ivanov, Lvova, Pokrovskaia, Naumenkova, 2018) указывают на необходимость учитывать риски при осуществлении инвестиционной деятельности. Е.Н. Дюрина и К.А.

Баннова [29] (Dyrina, Bannova, 2015) акцентируют внимание на возможных последствиях форс-мажорных обстоятельств при осуществлении налоговой политики.

Ситуация с пандемией COVID-19 привела к росту количества публикаций по коронавирусной проблематике.

В настоящее время множество публикаций в зарубежной и отечественной литературе рассматривают проблематику коронакризиса.

По состоянию на 1 октября 2020 года, согласно данным Еlibrary, слово «коронавирус» содержалось в названии, аннотации и ключевых словах более 1 000 публикаций: книг, статей в журналах и диссертациях.

Однако публикаций по государственным финансам и налогам (код тематического рубрикатора 06.73.15) было только 11. Аналогичный поиск по слову COVID дает около 5 тысяч публикаций всего, а по государственным финансам и налогам – 56 публикаций.

Поиск по слову «пандемия» (следует отдавать отчет, что здесь могут быть публикации по любым пандемиям, а не только имеющей место в настоящее время) – получается, соответственно, около 4 300 публикаций и 25 публикаций по государственным финансам и налогам.

Авторами по тематике государственных финансов и налогов исследуются вопросы мировой экономики, денежно-кредитной политики, фондовых рынков, развития малого предпринимательства и другие. Из трех ранее обозначенных выборок только 15 работ посвящены налоговой тематике.

Проанализируем налоговую проблематику в условиях пандемии, которая содержится в имеющихся в настоящее время 15 публикациях отечественных исследователей.

Во-первых, следует назвать коллективную мультидисциплинарную монографию «Россия и мир во время и после пандемии COVID-19: вызовы и возможности» под редакцией Е.С. Вылковой [23] (Vylkova et al.

, 2020), где исследуется широкий спектр проблем, возникающих во время настоящего эпидемиологического кризиса, включая налоговую политику, банковскую сферу, страхование, образование, транспорт и другие. Эта книга является в настоящее время единственной монографией по данной тематике в сфере финансов.

В ней комплексно рассматриваются различные аспекты сегодняшнего медико-экономического кризиса, начиная от истории пандемий в развитии цивилизаций и заканчивая особенностями деятельности отдельных отраслей в условиях COVID-19.

Авторами глав монографии являются высококвалифицированные специалисты в соответствующей отрасли научного знания. Материалы, написанные ими в монографию, базируются на ранее осуществленных исследованиях. Так, Е.С.

Вылкова основывает выводы и предложения на своих работах по налоговому состоянию [7] (Vylkova, Pozov, 2014), налогообложению физических лиц [8] (Vylkova, Tarasevich, 2010), нивелированию дисбаланса интересов участников управления налогообложением [6] (Vylkova, Kiseleva, 2016) и других.

Крайне важно отметить, что в названной монографии целые две главы посвящены проблематике теневой экономики, которые используют ранее имеющие наработки, прежде всего, В.Ю. Бурова [2, 3] (Burov, Pomulev, 2010; Burov, Burova, Gonin, 2014).

Во-вторых, только в 4 работах из 15 (включая вышеназванную монографию) исследуется широкий спектр проблем налоговой политики РФ.

При этом лишь Е.С. Вылкова в своих статьях рассматривает не только опыт РФ, но и зарубежных стран [4, 5] (Vylkova, 2020). Реформированию налоговой политики в целом посвящена также статья Малёнковой с соавторами [20] (Malenkova, Ivashina, Belyakova, 2020).

Остальные 11 публикаций исследуют либо конкретные налоги, либо отрасли экономики, виды экономической деятельности.

В-третьих, возможно сгруппировать вышеуказанные 11 публикаций следующим образом:

– наибольшее количество публикаций посвящено поддержке малого бизнеса в условиях современного кризиса. Это статьи О.Г. Кирсановой [16] (Kirsanova, 2020); К.С Павловой и О.В. Одинцовой [21] (Pavlova, Odintsova, 2020) и Юньсюе Ли [28] (Yunsyue Li, 2020);

– две работы исследуют специфику налогообложения доходов физических лиц в условиях пандемии. Это публикации В.Н. Гонина и И.П. Монича [9] (Gonin, Monich, 2020) и М.А. Филиппенко [27] (Filippenko, 2020);

– еще две публикации посвящены проблематике конкретных налогов. А.И. Погорлецкий пишет про косвенное налогообложение [22] (Pogorletskiy, 2020). Есть еще публикация по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, имеющая очень узкую направленность и лишь фрагментарно затрагивающая ситуацию с COVID-19 [24] (Rudneva, Rudenok 2020);

– оставшиеся публикации рассматривают налоговые льготы [10] (Gracheva, 2020), налоговый потенциал страхования [19] (Mazur, Kryukova, 2020), взаимосвязь налоговой нагрузки с инвестиционными решениями [25] (Samoev, Musalaeva, 2020) в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19;

– отдельно хочется отметить статью Т.В. Деевой [11] (Deeva, 2020), рассматривающую тенденции развития удаленного налогового контролинга в условиях цифровой экономики.

Выводы и заключение

Анализ публикационной активности по тематике налогообложения и налогового администрирования в условиях коронавирусного кризиса показал, что подобных публикаций не так уж много. Недостаточно публикаций, носящих комплексный характер. В большинстве из 15 публикаций при рассмотрении тенденций по тому или иному конкретному налогу отмечается его специфика в условиях коронавирусной ситуации.

Крайне востребованными являются публикации по развитию цифровизации налогового администрирования и налогообложению цифровых операций в современных условиях с учетом вызовов медико-экономического кризиса. В этом вопросе необходимо использовать научный задел, содержащийся в работах Е.Н. Евстигнеева, Н.Г.

Викторовой [12, 13] (Evstigneev, Viktorova, 2018; Evstigneev, Viktorova, 2014), Е.А. Ермаковой [14] (Ermakova, 2007), М.Н. Конягиной [18] (Konyagina, 2019), Джиренгера [30] (Geringer, 2020) и других.

Цифровизация создает основы, чтобы после кризиса была возможность достижения большего баланса интересов участников налоговых отношений и готовность к непредвиденным обстоятельствам и кризисным явлениям.

Необходимо также чаще осуществлять перманентный системный анализ опыта зарубежных стран в решении вопросов борьбы налоговыми способами и методами с вызовами пандемии COVID-19.

Грамотное расширение горизонтов научных исследований налоговой политики в условиях коронакризиса будет способствовать успешному выходу из него и укреплению экономической безопасности.

Страница обновлена: 10.11.2021 в 09:42:13

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *