Земли для обеспечения космической деятельности, что это такое, правовой режим, форма собственности, состав

Для обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности. Это означает, что земли для обеспечения космической деятельности делятся на два основных подвида: земли, занятые различными наземными объектами космической инфраструктуры, и земли, включенные в состав районов падения отделяющихся частей ракет.

Порядок использования земель, занятых наземными объектами космической инфраструктуры, регулируется Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности».

Статья 18 этого Закона к числу наземных и иных объектов космической инфраструктуры относит: космодромы; стартовые комплексы и пусковые установки; командно-измерительные комплексы; центры и пункты управления полетами космических объектов; пункты приема, хранения и обработки информации; базы хранения космической техники; районы падения отделяющихся частей космических объектов; полигоны посадки космических объектов и взлетно-посадочные полосы; объекты экспериментальной базы для отработки космической техники; центры и оборудование для подготовки космонавтов; другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.

Объекты космической инфраструктуры, включая мобильные, являются таковыми в той мере, в какой они используются для обеспечения или осуществления космической деятельности. Эти объекты, являющиеся федеральной собственностью, находятся в хозяйственном ведении государственных организаций, осуществляющих их эксплуатацию.

Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

В законодательстве специально определен правовой режим земельных участков, используемых под районы падения отделяющихся частей ракет.

Такие земельные участки используются в качестве мест падения отделяющихся частей ракет эпизодически. Поэтому они у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.

Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством РФ (п. 3 комментируемой статьи).

Постановление Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» определяет правовой режим земель, являющихся районами падения отделяющихся частей космических объектов. Правовой режим таких земель весьма специфичен.

Органы исполнительной власти субъектов РФ должны выделять Минобороны России земельные участки для падения отделяющихся частей ракет при проведении пусков ракет с космодромов, полигонов и баз межконтинентальных баллистических ракет.

Использование районов падения осуществляется на основании договоров, заключаемых Минобороны России с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых находятся эти районы.

В этих договорах предусматриваются установление местоположения и размеров районов падения, периодичности и продолжительности их использования, а также порядка оповещения о предстоящих пусках ракет и обеспечения безопасности населения и окружающей среды; обеспечение Минобороны России совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления безопасности населения и возмещение затрат, связанных с оповещением и эвакуацией населения из районов падения на период проведения пусков ракет; установление порядка возмещения Минобороны России причиненного ущерба и приведения районов падения в состояние, пригодное для хозяйственного использования, и некоторые другие вопросы.

Земли для обеспечения космической деятельности, что это такое, правовой режим, форма собственности, состав

Минобороны России обязано возмещать собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам прямой материальный и экологический ущерб, причиненный в результате падения отделяющихся частей ракет.

Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 350 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 1995 г.

N 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» утверждена Методика расчета компенсационных выплат субъектам Российской Федерации за разовое использование районов падения при проведении запусков космических аппаратов (за исключением запусков в интересах обороны, безопасности страны и в соответствии с Федеральной космической программой).

Земли для обеспечения космической деятельности

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Категории земель » Земли для обеспечения космической деятельности

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Содержание

Земельное законодательство предусматривает существование специальной категории, которая включает в себя земли для обеспечения космической деятельности.

Это территории, которые непосредственно используются или целевым предназначением относятся к деятельности государственных и коммерческих заведений по осуществлению космической деятельности.

К данным организациям относятся все учреждения, которые проводят работы по исследованию, изучению и рациональному использованию пространства космоса.

Земельные территории, которые предназначены для осуществления космической деятельности, отличаются ограниченность в коммерческом обороте.

Права на участки, которые используются при запуске космических и баллистических ракет, могут принадлежать любым частным лицам, государственным органам и ведомствам. Факт использования территорий при проведении космических ракетных исследований не является основанием для изъятия участков из личного пользования.

Состав и использование земель для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности имеют конкретное целевое предназначение, которое является основополагающим фактором при определении состава данной земельной категории.

К землям космической сферы относятся территории, которые используются для постройки и эксплуатации объектов специализированной инфраструктуры космической сферы на поверхности земли. Данная категория включает:

  • космодромы;
  • объекты экспериментальной базы, которые используются для проверки и испытания космической техники;
  • центры, которые предназначены для управления полетами космического летного транспорта;
  • пункты, которые используются для приема, надежного хранения и последующей обработки полученных научно-исследовательских данных;
  • базы для хранения космической летной и исследовательской техники;
  • центры и оборудование, которое используется для предварительной подготовки и профессиональных тренировок космонавтов;
  • районы приземления отделяющихся ракетных элементов;
  • стартовые комплексы;
  • взлетные и посадочные полосы;
  • пусковые установки;
  • командно-измерительные комплексы;
  • полигоны для приземления космических механизмов.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет

Государственное правительство всячески способствует развитию обороноспособности и защиты территориальных границ страны. Одним из основных направлений в данной сфере является космическая деятельность, которая важна для решения различных научных, технических, социальных и экономических задач.

Освоение космоса и разработка летальных аппаратов предусматривает проведение определенных исследований и испытаний, поэтому на территории государственных земель регулярно осуществляются плановые запуски космических и баллистических ракет.

Такие мероприятия не только благоприятно сказываются на развитии данной области, но и имеют определенные последствия – падение отделяющейся части от конструкции ракеты.

Для удачного совершения запуска ракетного оборудования требуется значительная земельная площадь, экологическое состояние и естественные свойства которой могут быть нарушены.

Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет, необязательно должны принадлежать государственным учреждениям космической сферы, ведомствам по обороне и безопасности, так как для таких целей могут использоваться территории любых категорий и форм собственности. Основным условием для возможности использования участков для запуска ракет с последующим падением отделяющихся элементов является составление специальных договоров.

Порядок эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет

Территории, на которых возможно будут размещаться отделяющиеся ракетные части, должны выделяться муниципальными органами в распоряжение федерального Министерства обороны. Основаниями для выделения таких земельных участков являются:

  • запуск ракет с космодромов;
  • проведение космических ракетных испытаний в полигонных условиях;
  • запуск межконтинентальных ракет с территории специальных оборонных баз.

Эксплуатация территорий для падения отделяющихся элементов конструкции космических ракет возможно при условии заключения специального договора между федеральным Министерством обороны и исполнительными государственными органами муниципального масштаба, на территории которых находятся данные участки.

В договорах, которые определяют территории для падения частей космических ракет, должны быть предусмотрены следующие нюансы:

  • Указание точного расположения, размеров необходимого земельного участка, а также уточнение периодичности и продолжительности всех этапов испытаний. Для обеспечения безопасности местного населения космические структуры должны утверждать порядок оповещения жителей о предстоящих запусках;
  • Определение порядка и сроков проведения экологических исследований территорий, которые стали местом падения отделяющихся ракетных элементов, а также информирования о результатах данных экспертиз органов местного самоуправления;
  • Установление процедуры выплаты компенсационных возмещений собственникам, владельцам и пользователям территорий, а также разработка процедуры возврата территорий в хозяйственное использование в надлежащем состоянии;
  • Безопасность местного населения, которое проживает в пределах и вблизи участков для падения элементов космических ракет, обеспечивается Министерством обороны и органами местного самоуправления. Данные меры включают в себя возмещение затрат, которые возникают в связи с оповещением и эвакуацией местных жителей в период проведения ракетных испытаний;
  • Проведение всех необходимых работ для немедленной эвакуации и полноценной утилизации ракетных элементов;
  • Выплата финансового возмещения федеральным субъектам за одноразовое использование территорий при проведении ракетных испытаний. Исключением являются случаи запусков, связанные с обеспечением интересов безопасности и обороны государства, а также соблюдением государственной космической программы.
Читайте также:  Соглашение о расторжении договора подряда, образцы 2021 года о расторжении по соглашению сторон по инициативе заказчика, подрядчика, в части невыполненных работ, с возвратом аванса

Возмещение собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам причиненного ущерба, возникающего в результате падения отделяющихся частей ракет

Федеральное Министерство по обеспечению обороны, которое выступает организатором, контролером и исполнителем запусков космических и баллистических ракет, обязуется возмещать ущерб, который был причинен последствиями падения отделяющихся ракетных частей на земельные участки. Основные разновидности ущерба, которые подлежат выплате и возмещению:

  • материальный;
  • экологический.

Субъектами получения материального и экологического возмещения являются следующие лица:

  • собственники земельных территорий;
  • пользователи земельных отрезков;
  • владельцы земельной недвижимости;
  • арендаторы участков.

Основаниями для возмещения материальных убытков и экологического ущерба являются заключения, составленные экспертными комиссиями следующих ведомств:

  • Минобороны РФ;
  • исполнительных органов муниципальных субъектов;
  • министерства, которое занимается решением дел гражданской обороны;
  • министерства по охране окружающей среды.

Порядок возвращения районов падения отделяющихся частей ракет в хозяйственное пользование в состоянии, пригодном для их использования

Территории, которые использовались при испытании космических и баллистических ракет и пострадали в результате падения отделяющихся частей техники, не подлежат обязательному изъятию, так как могут использоваться космическими учреждениями на основании соответствующего договора.

Важным условием такого документа является возврат территорий в пользование законных собственников, владельцев, арендаторов и пользователей в первоначальном состоянии, которое пригодно для хозяйственной эксплуатации в соответствии с целевым предназначением. Для этого после запуска ракет и осуществления всех испытаний проводятся следующие действия:

  • эвакуация останков отделяющихся ракетных частей;
  • утилизация элементов ракет, которые падали после запуска.

Финальным этапом возврата территорий является проведение экологических исследований и составление соответствующих заключений о состоянии земель, которые свидетельствуют о пригодности почвы для целевого использования.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопрос-ответ (ОЗН)

Вопрос: Я глава КФХ и планирую заниматься разведением рыбы, для этого собираюсь выкопать пруд-копань, но хочу уточнить, что это с точки зрения законодательства?

Ответ: Для начала разберёмся в терминологии. Согласно п.4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водный объект – это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

Пункт 3 ч. 2 ст. 5 ВК РФ дает окончательный перечень водоемов — озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища. ГОСТ 19179-73 дает следующие термины:

— Водоем — водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием. Различают естественные водоемы, представляющие собой природные скопления воды во впадинах и искусственные водоемы – специально созданные скопления воды в искусственных или естественных углублениях земной поверхности;

— Водохранилище — искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока;

— Пруд — мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км.

Согласно ГОСТ 19179-73, пруд – мелководный искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока площадью не более 1 кв. км.

Также ГОСТ 19179-73 дает понятие пруд-копань — небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

Таким образом: ПРУД – мелководный искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке или в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей площадью не более 1 кв. км.

Вопрос: Поясните пожалуйста по каким правилам создаётся пруд-копань?

Ответ: Согласно п. 2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов применяются соответственно законодательство о недрах, водное законодательство.

Согласно подп. 1 и 3 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право:

— использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Согласно п. 3 ст. 5 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков — это лица, являющиеся собственниками земельных участков.

Согласно ст.

15 и ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут находиться в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность) и государственной собственности, т.е. в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность).

Согласно п. 1 и п.2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

Согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект — природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водоемами являются озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища.

Согласно ч.2 и ч.6 ст.

8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.  В соответствии с преамбулой Закона «О недрах», данный закон регулирует отношения, возникающие в том числе, в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования подземных вод.

Согласно ч.1 и ч.3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса.

Таким образом, использование водного объекта: пруд-копань попадает под правила водопользования водным объектом.

Вопрос: Допустима ли организация пруда-копани на землях категории сельскохозяйственного назначения?

Ответ: В соответствии со ст.

78 Земельного кодекса Российской Федерации, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем, обращаем внимание, что в соответствии со ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Статья 4 Федерального закона от 03.08.

1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве» (далее — Закон № 123-ФЗ) предусматривает, что законодательство Российской Федерации в области племенного животноводства регулирует отношения в области разведения племенных животных, производства и использования племенной продукции (материала) во всех отраслях животноводства, включая птицеводство, звероводство, рыбоводство и пчеловодство. Частью 1 ст. 10 Закона № 123-ФЗ предусматривается, что земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования).

Читайте также:  Образец письма об уточнении назначения платежа в платежном поручении

Следовательно, осуществление рыбоводства допустимо на землях категории сельскохозяйственного назначения, кроме сельскохозяйственных угодий в составе таких земель.  

Вопрос: Какие документы необходимо собрать организации, для того  чтобы получить разрешение на создание пруда на территории земли сельскохозяйственного назначения, находящейся в ее собственности, для разведения рыбы?

Ответ: В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ пруды-копани являются водными объектами.

Частью 2 ст.

8 ВК РФ устанавливается, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно ст.

31 ВК РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.     

Понятие земель для обеспечения космической деятельности

Законодательством России создан уникальный правовой режим земель для обеспечения космической деятельности.

Он содержит правила ведения различной деятельности в космической отрасли и понятие территорий, предназначенных для обеспечения космических мероприятий.

Основными документами, регулирующими правовой режим данной группы земель, являются ЗК (92-я статья) и закон №5663.

К землям, необходимым для обеспечения деятельности в космической отрасли, относятся территории, которые предназначены либо могут использоваться под обеспечение действий организаций или объектов, касающихся космической сферы. Выделение земельных участков под ведение данной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством России.

  • Предоставление земель для обеспечения космической деятельности
  • Земли для обеспечения космической деятельностиприменяются для размещения на них космических объектов. Контроль и учет космических объектов осуществляет Государственная корпорация по космической деятельности РосКосмос
  • На территориях, предназначенных для ведения мероприятий, связанных с космической деятельностью, могут размещаться разнообразные стационарные и мобильные объекты, в частности:
  • тренировочные центры с соответствующим оборудованием, предназначенные для подготовки сотрудников-космонавтов к предстоящим полётам в космос;
  • полигоны, предназначенные для посадки космических объектов;
  • территории возможного падения частей космических объектов;
  • комплексы, которые используются специалистами космической сферы деятельности, для хранения и ремонта космической техники и запчастей к ней;
  • пункты по приёму, сортировке, анализу, хранению информации, которая необходима для подготовки полётов космических аппаратов;
  • центры по управлению за полётами космических аппаратов;
  • комплексы, предназначенные для размещения различной измерительной аппаратуры, которая необходима в ходе осуществления командных действий по управлению полётами;
  • площадки, на которых располагаются космические объекты, комплексы стартово-пусковых установок;
  • космодромы.

Изъятие земель для обеспечения космической деятельности

Статьей 92 (пунктом 3) ЗК России установлено, что земли, находящиеся в пределах территории, на которую могут упасть обломки либо отдельные части космических объектов, не изымаются у фактических владельцев за исключением случаев, когда такие земли использовались в ходе операций по обороне страны.

Собственникам таких участков полагается материальная компенсация в случае попадания на землю обломков космических аппаратов. Рассчитывает размер компенсации объединённая комиссия в составе представителей федерального органа по контролю за состоянием окружающей среды, Минобороны и МЧС РФ.

Возмещение убытков гражданам, чьи земли пострадали от упавших обломков космических аппаратов, осуществляется средствами Минобороны.

Вопрос 51. Особенности правового регулирования предоставления земельных участков для обеспечения обороны.

Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами (ч. 1 ст. 93 ЗК РФ).

  1. Одной из особенностей правового режима земель обороны и безопасности является установление запретных зон.
  2. Запретные зоны могут устанавливаться в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.
  3. На землях обороны могут быть установлены запретные зоны двух видов:

внешние запретные зоны, в пределах которых вводятся определенные ограничения каких-либо видов строительства, топографических, картографических работ, размещения объектов связи и т.п.;

внутренние запретные зоны (т.е. территории в границах расположения военного объекта), в пределах которых устанавливается жесткий пропускной режим проезда, прохода и т.п.

Земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности, что закреплено в специальных нормативных актах. Так, ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земля, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В земельном законодательстве РФ упоминаются земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в составе земель обороны и безопасности. В ЗАТО устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ.

ЗАТО является административно-территориальной единицей, границы которой на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ.

Земли для обеспечения космической деятельности в 2019 году: состав, правовой режим, порядок использования, размер компенсации | Земельный эксперт

2159

Содержание статьи:

Понятие земель для обеспечения космической деятельности

Законодательством России создан уникальный правовой режим земель для обеспечения космической деятельности.

Он содержит правила ведения различной деятельности в космической отрасли и понятие территорий, предназначенных для обеспечения космических мероприятий.

Основными документами, регулирующими правовой режим данной группы земель, являются ЗК (92-я статья) и закон №5663.

К землям, необходимым для обеспечения деятельности в космической отрасли, относятся территории, которые предназначены либо могут использоваться под обеспечение действий организаций или объектов, касающихся космической сферы. Выделение земельных участков под ведение данной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством России.

Предоставление земель для обеспечения космической деятельности

Земли для обеспечения космической деятельности применяются для размещения на них космических объектов. Контроль и учет космических объектов осуществляет Государственная корпорация по космической деятельности РосКосмос

На территориях, предназначенных для ведения мероприятий, связанных с космической деятельностью, могут размещаться разнообразные стационарные и мобильные объекты, в частности:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  • тренировочные центры с соответствующим оборудованием, предназначенные для подготовки сотрудников-космонавтов к предстоящим полётам в космос;
  • полигоны, предназначенные для посадки космических объектов;
  • территории возможного падения частей космических объектов;
  • комплексы, которые используются специалистами космической сферы деятельности, для хранения и ремонта космической техники и запчастей к ней;
  • пункты по приёму, сортировке, анализу, хранению информации, которая необходима для подготовки полётов космических аппаратов;
  • центры по управлению за полётами космических аппаратов;
  • комплексы, предназначенные для размещения различной измерительной аппаратуры, которая необходима в ходе осуществления командных действий по управлению полётами;
  • площадки, на которых располагаются космические объекты, комплексы стартово-пусковых установок;
  • космодромы.

Изъятие земель для обеспечения космической деятельности

Статьей 92 (пунктом 3) ЗК России установлено, что земли, находящиеся в пределах территории, на которую могут упасть обломки либо отдельные части космических объектов, не изымаются у фактических владельцев за исключением случаев, когда такие земли использовались в ходе операций по обороне страны.

Собственникам таких участков полагается материальная компенсация в случае попадания на землю обломков космических аппаратов. Рассчитывает размер компенсации объединённая комиссия в составе представителей федерального органа по контролю за состоянием окружающей среды, Минобороны и МЧС РФ.

Возмещение убытков гражданам, чьи земли пострадали от упавших обломков космических аппаратов, осуществляется средствами Минобороны.

Методика расчета величины ущерба установлена Постановлением Правительства РФ №350 от 24.03.1998. Расчет производится по формуле:

Читайте также:  8 интересных выводов арбитражных судов по закупкам по Закону № 44-ФЗ в ноябре 2021 года

Скомпенсации=(С*Т*Ст)/365*24, где:

  • Скомпенсации — величина ущерба, который подлежит возмещению (определяется в рублях).
  • С – площадь территории, на которой зафиксировано падение обломков космического объекта (измеряется в м2).
  • Т – период, в течении которого участок был задействован в процессе падения обломков космических аппаратов и ликвидации последствий, возникших от контакта земли и частей космолётов (единица измерения – часы).
  • Ст – ставка земельного налога (измеряется в рублях).

Величина налога на землю устанавливается в соответствии со ст. 394 НК РФ

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. Территории, предназначенные для обеспечения космической деятельности, делятся на две категории: земли, предназначенные для возведения объектов космической отрасли и земли, на которые могут упасть обломки космических объектов.
  2. Земли, на которые могут упасть обломки космических аппаратов, не изымаются у их владельцев за исключением ситуаций, когда осуществляется оборона страны.
  3. Министерство обороны осуществляет возмещение ущерба собственникам участков, на которые упали обломки космических объектов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по землям для обеспечения космической деятельности

Вопрос: Меня зовут Иннокентий Александрович. Я обладаю небольшим земельным угодьем, расположенным возле посёлка Углегорск (Амурская область). На участке я выращиваю фрукты. Неподалеку от моего надела проходит строительство космодрома «Восточный».

Поэтому, два года назад мой участок был зарезервирован для госнужд (на участке должны быть построены ангары для хранения техники, необходимой при обслуживании космических аппаратов).

У меня возник вопрос: мой участок будет изъят или есть вероятность, что он останется в моей собственности?.

Ответ: Иннокентий Александрович, в Земельном кодексе (статье 70.1) указано, что ваша земля может быть зарезервирована на протяжении трёх лет.

Участок может быть изъят до окончания периода резервирования (если его изымут, то вам будет выплачена за него компенсация).

Если надел не будет изъят до окончания периода резервирования, то его должны удалить из перечня земель, зарезервированных для госнужд.

Список законов

  • Статья 92 ЗК РФ
  • Федеральный закон №5663
  • Статья 394 НК РФ
  • Статья 70.1 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Глава 14 правовой режим земель специального назначения

Выделение земель России в отдельные категории осуществляется по их основному целевому назначению.

Основным целевым назна­чением данной категории земель является специальное назначение их для целей, обусловленных располагаемыми на этих землях объек­тами.

Например, расположенное на указанных землях горно-обра-батывающее предприятие является недропользователем, а значит, и земельный участок под ним имеет правовой режим, установленный не только земельным, но и горным законодательством (ст. 87 ЗК РФ).

В связи с развитием науки, техники, форм хозяйствования появляют­ся новые формы целевЬго использования земель, не известные ранее в сфере землепользования. Так, если в 1920-х гг.

земельному законода­тельству страны не был известен правовой режим земель воздушного транспорта, не говоря о трубопроводном, и земель космического обес­печения, то современное законодательство содержит упоминание о нем; развитие научно-технического прогресса привело к возникновению таких землепользователей, как атомные электростанции, космодромы, телецентры и др.

  • Землями специального назначения признаются земли, отведен­ные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и орга­низациям для выполнения соответствующих задач.
  • Наука земельного права в целях облегчения использования много­значной терминологии данной категории земель разработала удачный термин «земли специального назначения»1, которым целесообразно пользоваться для удобства изложения учебного материала, подразде­ляя данные земли на соответствующие разновидности.
  • В силу того что дать исчерпывающую классификацию видов и форм использования земель данной категории не представляется возмож­ным, законодатель оставляет их перечень открытым, заканчивая его расширительным термином земель иного назначения.
  • Всем землям (специального назначения) присущи общие и специ­альные цели использования, которые взаимопереплетаются и дополня­ют друг друга.

Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориаль­ного базиса и не являются сельскохозяйственными, т.е. средством про­изводства в сельском хозяйстве.

Исключение составляют случаи, когда неиспользуемые земли данного специального несельскохозяйственно­го назначения предоставляются сельхозпредприятиям и гражданам во временное пользование.

В силу этого общее земельно-правовое требо­вание рационального использования данного вида земель проявляется в максимальной экономии земельных площадей при отводе под соот­ветствующие несельскохозяйственные объекты и максимальной раци­онализации размещения большего количества объектов на меньшей площади.

Субъектами, осуществляющими установленное законом исполь­зование данных земель, являются, как правило, предприятия, учреж­дения и организации, поскольку специальная несельскохозяйственная деятельность гражданам практически не присуща.

Например, гражда­нин не в состоянии осуществлять в одиночку такую деятельность, как производство промышленной продукции, строительство и эксплуатация дороги, автотранспортного предприятия и т.п., — данная деятельность осуществляется посредством создания соответствующего предприятия.

Даже если собственником его является гражданин, владение земель­ным участком под этим предприятием осуществляется именно данной предпринимательской  структурой.

Правовой режим земель специального назначения распространяет­ся и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определен­ный правовой статус.

Так, если данные земли (например, земли транс­порта) проходят по землям сельскохозяйственного назначения (в сельской местности), то они приобретают статус категории земель специ­ального назначения; однако если они проходят по землям населенных пунктов, то трансформируются в новую категорию земель — земли на­селенных пунктов.

Значительны площади земель, служащих удовлетворению нерасте­ниеводческих целей, находящихся на землях сельскохозяйственного на­значения. В частности земли, занятые трубопроводами, дорогами, раз­ного рода строениями и сооружениями и т.д.

В силу этого в правовом режиме данных земель большое значение имеет регулирование отношений соседства со смежными землеполь­зователями, проявляемое, как правило, через установление особых «бу­ферных» (охранных) зон и особого правового режима, обязательного для всех лиц. Так, в пределах охранных зон линий электропередач запрещается жечь костры, располагать полевые станы, содержать скот, складировать корма, материалы, удобрения и т.п.

Правовой режим данных охранных зон зависит от особенностей объекта, возводимого на землях несельскохозяйственного специального назначения.

Так, если на трассах радиорелейных линий охранные зоны создаются с целью прежде всего предупреждения их экранизирующе­го действия на распространение волн, то в охранной зоне автомобиль­ных дорог эти зоны служат для препятствования нарушению расти­тельного покрова способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов и т.п.

Действие правового режима земель специального назначения рас­пространяется только на те земельные участки, которые предназначе­ны для непосредственного обслуживания нужд, обусловленных экс­плуатацией и развитием соответствующего несельскохозяйственного объекта. Поэтому нельзя отнести к данным землям, к примеру, земли, отведенные промышленному предприятию в поселении для жилищно­го строительства своих работников.

Земли специального назначения имеют две основные формы — в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточ-; ную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, уч­реждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вто­рым — земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водным транспортом и т.п.

Земли под предприятиями, являющимися источником повышенной опасности, подлежат ограждению, поскольку владелец такого источни­ка несет ответственность за причинение им вреда и при отсутствии своей вины в этом.

Ленточные же земельные участки (линейные сооружения), хотя и являются потенциальным источником повышенной опасности (автомобильные, железные дороги), ограждению не подле­жат, поскольку это ограничило бы доступ людей в места, где допуска­ется общее землепользование (местонахождение, проезд людей, проход к нужным объектам и т.п.).

Исключение составляет снегозаградитель-ное ограждение, допускаемое в зимнее время на низинных участках ав­томобильных и железных дорог.

На правовой режим земель специального назначения влияют сле­дующие обстоятельства:

  • объект, под который предоставлена земля специального назна­чения. Так, горнодобывающее предприятие, для которого отводится зе­мельный участок,   обусловливает особый горно-земельный правовой режим на данном участке,  выражающийся в обеспечении не только рационального использования земельного участка, но и экологически правильной добычи полезных ископаемых, складирования выработан­ных горных пород, для чего выделяются специальные места, безопас­ные для окружающей среды и населения, и т.п.;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *