Три мифа про онлайн-обучение, в которые продолжают верить юристы

Три мифа про онлайн-обучение, в которые продолжают верить юристы

Несмотря на популярность онлайн-курсов, вокруг них витает множество стереотипных мнений и мифов. Именно они вызывают недоверие к электронным дипломам и онлайн-образованию в целом. К примеру, кто-то считает, что платформы типа Coursera скоро вытеснят классические университеты. Кто-то онлайн-школы ставит в один ряд с инфобизнесом. Но повышение квалификации онлайн не относится ни к тем, ни к другим. Курсы профподготовки лежат в совершенно иной плоскости и предполагают полный контроль за процессом и соответствующий результат.

В этом материале мы решили развеять самые распространенные мифы об онлайн-образовании в сфере повышения квалификации.

На эту работу нас вдохновила статья в Forbes «Бумажка вместо навыков: почему онлайн-образование не подготовит лидеров будущего» и другие похожие материалы с аргументами против дистанционного обучения.

Что же такое онлайн-образование, чем отличается от инфобизнеса и почему e-learning победит — читайте в материале ниже.

Миф №1. Все онлайн-курсы — это инфобизнес

Говорят, что на онлайн-курсах ничему толковому не учат. Их пишут неопытные бизнес-тренеры и теоретики. Многие копируют контент друг у друга.

На самом деле: наплыв некачественного контента в интернете невольно стер границы между онлайн-курсами от специализированных провайдеров, дистанционными курсами от мировых университетов и видео-тренингами типа «Как заработать миллион, лёжа на диване».

Чтобы не спутать одно с другим, нужно просто разобраться, что есть что.

  • Дистанционные курсы от известных университетов — это такие площадки, как Coursera, Udacity, FutureLearn, edX, Lynda и другие. Их еще называют МООС, что значит массовые открытые онлайн-курсы. Там собраны лекции лучших вузов мира, в частности, Гарвардского, Йельского и Стэнфордского университетов, MIT. Стоимость таких курсов зависит от программы, но есть и бесплатные. Курсы, в основном, по гуманитарным и прикладным наукам. И хотя задумка у площадок хорошая — сделать обучение доступным, сам контент и подача материала с переходом в онлайн не изменились.
  • Инфобизнес — это продажа информации в любом виде. Как правило, это видеокурсы и книги об интернет-заработке, личной эффективности и создании чего-либо «с нуля». Пишут их бизнес-тренеры и коучи. Здесь информация выступает как товар. Поэтому курсы продаются без сопровождения преподавателя и гарантии результата обучения.
  • Онлайн-курсы повышения квалификации — это программы профильного обучения, которые нужно периодически проходить специалистам для обновления знаний, соответствия должности. Их организовывают и проводят различные частные компании, у которых есть лицензии на образовательную деятельность и аккредитации от профессиональных организаций. В некоторых странах курсы профпереподготовки обязательны, регламентируются законодательством и требованиями работодателей. К примеру, в 2019 году в России появился новый профстандарт для бухгалтеров. Согласно которому, главбухи 6 и 7-й категорий должны повышать квалификацию на курсах не менее 20 часов в год. А в Республике Казахстан существуют «Правила повышения квалификации профессиональных бухгалтеров», согласно которым специалисты должны обучаться не менее 120 часов каждые 3 года. Независимо, очно или в онлайн-формате.

Миф №2. Онлайн-курсы — это несерьезно

Говорят, что многие не проходят их до конца, бросают, прослушав пару лекций.

На самом деле: если верить статистике Американской ассоциации содействия развитию науки, действительно 52% студентов даже не открывают купленные онлайн-курсы на МООС. Но причина тому — нехватка мотивации или скучная подача материала.

Курсы повышения квалификации чаще проходят до конца, потому что они влияют на карьеру, статус и зарплату специалиста. По статистике нашей академии, 100% слушателей проходят первые модули курсов. Из них 23% — приостанавливают обучение на середине курса или перед самим экзаменом. И 42% — проходят курс полностью.

Способствуют этому несколько факторов:

  • удобная подача материала — курс разбит на модули и темы
  • поддержка тьюторов и администраторов портала во время обучения
  • практические занятия на курсах — помогают легче усвоить материал и влиться в процесс дистанционного обучения
  • онлайн-тренажер экзамена (аналог реального) — пройти его можно только в конце курса. Это хороший мотиватор для тех, кто готовится к международной сертификации.

“Бросают курсы единицы и по разным причинам. Чаще всего по личным обстоятельствам: разводы, болезни, полная смена профиля работы. Тут мы стараемся идти навстречу и ищем компромиссы.

Бывает изначально слабая мотивация. Ожидания не соответствуют реальности. Мол “я думала, что куплю курс и буду все знать, а тут еще и учиться приходится, кошмар!”.

Но тот, кто идет на курсы с четкой целью — всегда его проходит до конца”

Ольга Крячко, руководитель методического отдела Финансовой академии Актив

Три мифа про онлайн-обучение, в которые продолжают верить юристы

Миф №3. Онлайн-обучение неэффективно

Говорят, что в онлайн-школах ограниченное количество инструментов для обучения, нет обратной связи от тьюторов.

На самом деле: онлайн-образование использует и внедряет множество новых интерактивных инструментов. Это вебинары, квесты, электронные задачники, аудио-конспекты, онлайн-тестирование. В корпоративном обучении уже вовсю используются VR/AR технологии.

Например, в Volkswagen Group сотрудники учатся планировать производственные мощности, а в гипермаркетах Walmart — раскладывать товар на полках. Набирает обороты и обучение в мессенджерах (платформа Zenudu). Интерактивные инструменты используются для наглядности материала на вебинарах.

Например, преподаватель может рассказывать про формулы в Excel и одновременно демонстрировать свой экран.

Три мифа про онлайн-обучение, в которые продолжают верить юристы

В Schlumberger используют VR-инструменты для обучения сотрудников нефтегазовых компаний (фото с сайта www.osp.ru)

Что касается обратной связи от тьюторов — без нее онлайн-обучение было бы невозможным. Именно благодаря онлайн-формату курсов, мы привлекаем в академию лучших экспертов-практиков из разных стран.

Они создают учебные программы, проводят занятия, проверяют работы, смотрят результаты тестов, консультируют студентов.

Связаться с тьютором слушатели могут в любое время в персональном чате на портале либо на занятиях по расписанию.

Статья в тему:

Как проходят консультации тьюторов на онлайн-курсах

Миф №4. На онлайн-курсах не отслеживают успеваемость студентов

Говорят, что успеваемость студента в онлайн-обучении полностью на его совести. Никто не смотрит, сколько он уроков прошел и как выполнил задания.

На самом деле: на большинстве онлайн-курсов студенты обязательно проходят проверку знаний. К примеру, на платформе Coursera, чтобы получить сертификат, нужно сдать все тесты курса, экзамен или выполнить дипломный проект. На курсах платформы Prometheus также есть контрольное тестирование после каждого модуля, сумма баллов за которые и дает возможность получить сертификат.

В нашей академии контроль эффективности обучения специалистов на первом месте. Для оценки успеваемости студентов мы используем несколько методов и инструментов.

  • Анкетирование. С помощью опроса слушателей курса оценивается полезность, полнота и доступность учебных материалов.
  • Тестирование. Проводится на протяжении всего курса: до обучения, после каждого модуля и в конце курса. Это позволяет оценить прогресс учащихся, сравнить их знания до и после обучения.
  • Анализ динамики всех студентов. По каждому студенту ведется аналитика по успеваемости, данные собираются каждые 2 недели. Администраторы следят за успехами каждого студента. При необходимости напоминают о графике, если кто-то отстает или давно появлялся на портале обучения.
  • Прокторинг. Это система, позволяющая следить за ходом экзамена в режиме онлайн с помощью веб-камеры и демонстрации экранов тестируемых. Мы используем онлайн-прокторинг при тестировании финансовых специалистов на digital-платформе Finassessment и на онлайн-экзаменах IPFM [как генеральный партнер IPFM мы единственные принимаем экзамены от организации в режиме онлайн — прим. ред.].

Три мифа про онлайн-обучение, в которые продолжают верить юристы

Так выглядит 1-й модуль онлайн-курса «IPFM: МСФО» на портале академии. Чтобы попасть на 2-й модуль, нужно сдать контрольный тест на 80 баллов и выше.

Миф №5. Онлайн-курсы редко обновляются

Говорят, что онлайн-школы всего раз записывают вебинары и не тратятся на обновление контента.

На самом деле: именно сильная база знаний и гибкость в ее обновлении отличает онлайн-образование от классического. Ведь переиздать печатные книги и методички намного сложнее, чем электронный конспект или задачник. Более того, курсы повышения квалификации изначально нацелены на обновление профессиональных знаний специалистов, поэтому их программа регулярно обновляется.

“В нашей академии все курсы и учебные материалы постоянно проверяются на актуальность. Учебные материалы обновляются согласно изменениям в законодательной базе. Тьюторы периодически перезаписывают вебинары, обновляют конспекты. Раз в месяц, помимо вебинаров в записи, они проводят занятия по расписанию, где делятся свежими кейсами из практики, разбирают новые задачи со студентами”.

Анна Саенко, координатор программ IPFM и ведущий экзаменационный проктор Финансовой академии Актив

Миф №6. Электронные сертификаты не ценятся работодателями

Есть мнение, что онлайн-школы воспитывают псевдо-профессионалов. Специалисты выдают дипломы в резюме за профессиональные навыки, которыми не обладают.

На самом деле: какой сертификат вы получите — зависит от уровня учебного центра. В нашей академии специалист получает электронный сертификат о прохождении курса при сдаче всех тестов и итогового экзамена.

Такой документ подтверждает профессиональные навыки и надежно защищен блокчейн-номером. Это значит, что любой работодатель может просмотреть историю обучения специалиста по одному лишь QR-коду или ID-номеру.

Выпускникам из Российской Федерации мы выдаем удостоверения государственного образца, так как повышение квалификации там регламентируется на законодательном уровне.

Три мифа про онлайн-обучение, в которые продолжают верить юристы

Слева — сертификат Финансовой академии Актив с блокчейн-защитой, справа — удостоверение о повышении квалификации гособразца для студентов из РФ

В академии еще можно в режиме онлайн подготовиться к экзаменам на международные дипломы от IPFM, CIMA и ACCA. Эти дипломы высоко ценятся работодателями по всему миру и все чаще указываются в вакансиях для финансовых специалистов.

Еще лет 8-10 назад подобные курсы можно было пройти только очно и в городах миллионниках. Сейчас изучить сертификационную программу от именитых британских институтов можно, не выходя из дома.

Читайте также:  Что учесть при выборе программы для получения юридического образования

При этом такие престижные дипломы, как ACCA DipIFR(rus) или CIMA Cert PM(rus), после сдачи экзаменов выпускники получают именно в электронном виде на свой email.

Миф №7. Обучение в онлайне занимает много времени

Говорят, чтобы их пройти, нужно брать длительный отпуск или вовсе забыть про отдых.

На самом деле: все курсы повышения квалификации ориентированы на работающих специалистов, поэтому учиться целыми днями не придется. В академии каждый студент идет по предложенному графику обучения в собственном режиме.

Из плюсов онлайн-обучения в нашей академии — пауза курса. Курс можно приостановить на 10-30 дней, если намечается командировка, отпуск, сдача отчетности или другие жизненные обстоятельства.

Затем можно вернуться к учебе, сохранив драгоценные дни доступа к материалам.

Миф №8. Онлайн-курсы — это дорого

Говорят, что в заявленную стоимость онлайн-курса иногда не входят учебные материалы или скрытые взносы за экзамены.

На самом деле: онлайн-обучение не дороже, чем классическое в университете. Но при этом дистанционный формат обучения позволяет экономить массу времени и денег на поездках, покупке печатных книг, обедах. Ценообразование в онлайн-школах везде разное. В стоимость любого нашего онлайн-курса входят:

  • доступ к вебинарам
  • раздаточные учебные материалы, которые можно скачать и распечатать
  • сопровождение методического отдела
  • консультации тьютора
  • тесты
  • цифровой сертификат в конце обучения.

Компании, которые заказывают корпоративное обучение в дистанционном формате, хорошо экономят на логистике. Не нужно платить командировочные специалистам, тьютору и арендовать помещение.

Любые мифы появляются из-за недостатка информации и негативного опыта. Надеемся, этот материал помог во многом разобраться и по-новому взглянуть как на электронные сертификаты, так и на онлайн-обучение в целом.

Ведь сравнивание дипломом и навыков, как это было в статье Forbes, само по себе некорректно. Качество полученных знаний на курсе зависит не только от учебного центра, но и от учащегося.

А сам сертификат — не цель, а лишь способ показать потенциальному работодателю свои знания и умения, полученные на курсах повышения квалификации и отработанные на практике.

А вы приверженец какого формата обучения?

9 мифов об онлайн-обучении

Рынок онлайн-образования растет. Блогеры создают образовательный контент, университеты переходят на дистанционную форму обучения, открываются онлайн-школы, обучающие любым профессиям. С увеличением популярности онлайн-образования становится больше заблуждений, связанных с ним. Рассмотрим 9 основных мифов об онлайн-обучении и расскажем, почему не стоит им верить.

Онлайн-обучение неэффективно, это пустая трата времени

В этом мифе есть доля правды: ни один курс не гарантирует 100% эффективности, если студент не заинтересован в получении знаний. Это справедливо и для онлайн, и для офлайн-обучения: если студент не хочет учиться, формат курсов, программа и педагог здесь ни при чем.

Эффективность зависит и от качества курса: насколько понятно и логично подана информация, как организована обратная связь учителя с учеником, какие предложены задания и дополнительные материалы.

Если студент выбрал качественный онлайн-курс и заинтересован в получении знаний, обучение для него будет эффективным.

Это подтверждают исследователи Центра социологии НИУ ВШЭ, которые выяснили, что образовательные результаты студентов не зависят от формата обучения.

Вот что говорит об онлайн-обучении Владислав Вдовин, менеджер проектов Medonos Media:

«Популярность MOOC-платформ привела к появлению огромного количества курсов разного качества — от бесполезных, прохождение которых не дает никакой «пищи для ума», до настоящих образовательных шедевров, открывающих новые возможности в карьере и жизни. И основная задача состоит в том, чтобы найти нужные курсы в бесконечном потоке информации, которые дадут максимум пользы.

Для таких быстроразвивающихся сфер, как разработка ПО, анализ данных или маркетинг онлайн-обучение может быть единственным источником актуальной информации, ведь традиционное образование реагирует на изменения крайне медленно, в то время как курсы, проводимые в режиме онлайн, способны реагировать на изменения рынка молниеносно, предоставляя обучающие программы на злобу дня.

Кроме того, онлайн-курсы — это отличный способ завести полезные знакомства с единомышленниками со всего света, что может положительно сказаться на карьерном и личном росте слушателя».

Все онлайн-курсы поверхностны

В интернете масса курсов. Часть из них поверхностна и полна воды, часть представляет из себя пересказ истории успеха спикера, а никак не обучение, часть обещает студентам золотые горы за красивые глаза и большие деньги. Сталкиваясь с плохими образовательными продуктами, люди теряют доверие к любым онлайн-курсам.

Но качественные курсы, дающие прочные знания, существуют. Главное не ошибиться в выборе. Для этого нужно прислушиваться к мнению экспертного сообщества, читать отзывы (слишком большое количество восторженных отзывов — скорее повод насторожиться) и внимательно следить за работой и успехами спикера. Подробнее о признаках эффективных онлайн-курсов читайте здесь.

Своими принципами выбора онлайн-курсов делится Александра Алешкова, руководитель группы внутреннего обучения компании ICL Services:

«Каждый год я прохожу 5+ полноценных электронных курсов и бесчисленное количество вебинаров. Опыт накопился большой, и сейчас я точно могу сказать, что есть более и менее результативные курсы.

Курсы выбираю следующим образом:

1) Экспертиза автора-ведущего курса. Смотрю комментарии предыдущих участников, читаю публикации ведущего, если они есть.

2) Анализирую программу курса, соответствие заявленных целей и предлагаемой программы. Нестыковки видны на уровне программы, например, обещают научить делать что-либо, при этом в программе этой теме уделено 15 минут, которых скорее всего будет мало.

3) По возможности знакомлюсь и общаюсь с автором.

Меня радует, что сейчас есть достойные результативные электронные курсы, так же, как и выбор хорошей литературы, тренингов и так далее. Правда, стало сложнее выбрать. Но с этим как-нибудь справимся».

Опытом онлайн-обучения также поделилась Екатерина Казанская, профессиональный сертифицированный коуч ICF:

«Будучи преподавателем ВУЗа с 20-летним стажем, я сама была против онлайн-обучения. Однако пройдя такое обучение в качестве студента, изменила свое мнение.

Для меня как для преподавателя важнейшими критериями являются уровень организации учебного процесса и качественное методическое обеспечение (обратная связь с кураторами, предоставление материалов).

Курсы стараюсь выбирать по представленной программе. Если вижу, что программа написана вдумчиво, охватывает темы, которые я хотела бы изучить, методически построена грамотно, то обычно записываюсь на курс».

Онлайн курсы — это самообучение за деньги

Любая информация найдется в интернете или в книгах бесплатно. Однако это путь сложный и длинный. Во-первых, не во всех книгах представлена актуальная информация, особенно если это сфера диджитал.

Во-вторых, легко потеряться в обилии информации. В-третьих, при самообучении освоение программы может растянуться до бесконечности.

Кроме того, не во всех бесплатных ресурсах можно найти полную информацию, необходимую для освоения тех или иных навыков.

По сравнению с самообучением онлайн-курс обладает важным преимуществом — наличием структуры.

Спикер уже изучил и переработал всю необходимую информацию, упорядочил ее и преподносит студенту порционно, по определенной системе.

В курсах также есть система мотивации, домашние задания и обратная связь — это помогает не бросить обучение на полпути. Кроме того, всегда можно обратиться за поддержкой к ментору.

Это слишком дорого

В онлайне много бесплатных курсов: их предлагают Универсариум, Институт Пушкина, Открытое образование, Coursera. Знания можно получить бесплатно, заплатить придется только за проверку и получение сертификата (по желанию). Стоимость сертификата курсов Открытого образования — 1800 рублей, Coursera — от $40. Универсариум принимает пожертвования от 100 рублей.

Если же говорить о платных курсах, очевидна экономия времени и денег: не нужно тратиться на дорогу, покупать учебники и дополнительные материалы. Во многих школах есть рассрочка или бесплатный период обучения: Skillfactory, Skillbox на долгосрочных курсах разрешают не платить первые несколько месяцев, в Geekbrains предлагают оплачивать обучение через год после его начала.

Для этого нужен мощный компьютер и специальная подготовка

Это зависит от выбранного курса. Если вы обучаетесь дизайну или программированию, понадобится новая техника. Но для большинства курсов подойдет обыкновенный ноутбук (а для некоторых и телефон) и умение пользоваться интернетом. Большинство платформ требует минимум компьютерных знаний, поскольку ориентированы на пользователей с разным уровнем подготовки.

Для полноценного онлайн-обучения необходим высокоскоростной интернет и хорошо работающий компьютер, но это понадобится и при традиционном обучении.

Сертификат онлайн-курсов не ценится

Большинству работодателей важно не образование, а умение, навыки и опыт кандидата. Ценится способность к принятию самостоятельных решений, самообразованию и самосовершенствованию. Обучение на онлайн-курсах говорит о наличии у кандидата этих качеств. Поэтому диплом онлайн-курсов ценится не меньше, чем его бумажный аналог.

Многое зависит от компании. Для кого-то важны только государственные дипломы о высшем образовании или повышении квалификации, кто-то примет во внимание и обычный сертификат, не имеющий юридической ценности. Если вам нужен диплом государственного образца, выбирайте аккредитованные курсы с лицензией (Skillbox, Нетология, Geekbrains).

Комментирует Таисия Андреева, руководитель департамента управления персоналом и организационного развития ГК «Кабош»:

«Если говорить об онлайн-образовании как о дополнительном, то чаще всего для кандидата это преимущество.

Это говорит о том, что человек хорошо ориентируется в своей отрасли, ищет точки развития, источники новых знаний, он активен и не зашорен, заинтересован в получении новых навыков, неважно в каком формате. Я, например, между онлайн- и офлайн-курсами выберу именно онлайн.

В условиях дефицита времени тратить его на перемещение до учебы — это уже устаревший подход, тем более что качество онлайн-курсов сегодня часто не уступает офлайну.

Однако посмотреть какой-то курс и получить сертификат — этого еще не достаточно. Важно, как человек этим онлайн-образованием затем распорядится.

Так что информацию об онлайн-курсах кандидатам хорошо бы подкреплять тем, какие кейсы были решены при помощи полученных знаний и новых навыков, какие проекты удалось реализовать.

В этом случае онлайн-курсы становятся огромным преимуществом кандидата перед другими соискателями и коллегами».

На онлайн-курсах нет обратной связи

Существуют онлайн-курсы без обратной связи. Но в любом онлайн-курсе есть куратор или сотрудник поддержки, который отвечает на вопросы студентов.

Часто школы предлагают выбрать тариф: самый дешевый — без обратной связи, более дорогие — с обратной связью или личным куратором.

В онлайн-обучении используются чаты в мессенджерах, группы в соцсетях, связь по электронной почте, видеоконференции и вебинары.

Нет общения с другими студентами

Отчасти это правда: традиционный контакт между студентами отсутствует. Но взаимодействие между ними организовано с помощью чатов в мессенджерах, конференций и групповых занятий. Границы общения расширяются: в онлайн-курсах принимают участие студенты из разных городов и стран.

Рассказывает Александр Сафонов, главный редактор по контенту образовательной платформы «Юрайт», кандидат исторических наук, ученый секретарь УМО высшего образования:

«Я веду онлайн-курс по методике дистанционного обучения. В чате во время вебинара познакомились трое преподавателей Балтийского федерального университета (Калининград), пообщались, договорились между собой и начали совместное междисциплинарное обучение студентов».

Читайте также:  Что такое оферта простыми словами: заключние договора

Своим опытом поиска сотрудников и клиентов в чатах онлайн-курсов поделился Иван Буявец, предприниматель, интернет-маркетолог, основатель сервиса CHECKROI.ru:

«Я преподаватель и куратор 6 чатов по различным курсам в Skillbox, а также участник некоторых чатов по курсам других онлайн-университетов. У меня есть опыт поиска и партнеров, и клиентов, и сотрудников в чате.

Опыт поиска сотрудников у меня очень простой — я забрал нескольких студентов, только-только завершивших курс, на свои и клиентские проекты на стажировку. Через год вместе с этими ребятами мы раскачали небольшую онлайн-школу, вырастив ее в 4 раза, достигнув оборота в 2 млн рублей.

Сейчас это полноценные специалисты с кучей полезных навыков, которые работают у меня в команде. Я могу на них 100% положиться. Мы делаем интересные проекты в сфере онлайн-образования. Обратил я на них внимание во время общения в чате — они были активными, задавали вопросы, помогали другим.

Кстати, с тех пор, как они стали участниками моей команды, их активность в этих чатах выросла, им было приятно мне помогать.

К подобному опыту я могу отнести чаты со студентами, которые получают полноценную поддержку во время прохождения курса. Когда ты внимательно к ним относишься и отвечаешь на их вопросы, они считают, что могут помогать другим — и начинают активно помогать другим студентам решать задачи и направлять их в нужную сторону.

Опыт поиска клиентов еще проще, чем поиск сотрудника.

Есть несколько тематических чатов, где периодически либо появляются сами клиенты, либо либо кто-то говорит: «Есть новые клиенты, но я брать не хочу, кто возьмется?».

Ты просто связываешься с человеком, задаешь ему пару вопросов, и если вы друг другу подходите, можно приступать к общей работе. Обычно такие проекты были самыми долгоиграющими».

Нельзя проверить уровень знаний, легко списать и обмануть систему

Прохождение курса и усвоение материала часто остается на совести ученика. Однако многие курсы предполагают строгую проверку пройденного: интерактивные тесты, устные экзамены, практические задания, дипломные работы. Студенты должны понимать, что проходят онлайн-курсы для себя, а не для учителей или родителей. Обманывать в этом случае бессмысленно.

Статистика подтверждает, что большинство россиян положительно относится к идее обучения онлайн. Курсы не заменят классического высшего образования, но их гибкость и открытость делают их отличной альтернативой для всех, кому нужны дополнительные навыки. Доступ к онлайн-образованию может получить каждый человек, независимо от его местоположения.

Программы онлайн-курсов быстрее адаптируются к условиям современного мира и пополняются новой информацией. Зачастую узнать новейшую информацию в своей сфере или получить востребованную профессию можно только на дополнительном онлайн-обучении.

Кроме того, онлайн-курсы позволяют изучать определенные темы, погружаясь в них и не отвлекаясь на дополнительные предметы.

Даже если у вас уже был опыт онлайн-обучения в прошлом, не стоит судить по нему обо всех остальных курсах. Эта сфера развивается и растет, увеличивается количество качественных курсов, и есть шанс, что вы найдете именно тот, который устроит вас по всем параметрам.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

6 мифов об онлайн-школах, в которые вы хотите верить

«Открой онлайн-школу за 2 недели!», «Как открыть онлайн-школу с нуля и за один день» — такие заявления мы все не раз встречали в рекламе. Стоить ли им верить? Или дело обстоит иначе? Попробуем разобраться. Мифы об онлайн-обучении развеяла Юлия Пряхина, эксперт по созданию обучающих онлайн-проектов.

Миф1: «Стартовать легко и быстро»

Давайте разберемся, что нужно сделать перед тем, как продать свой первый онлайн-курс. Нужно определиться с темой и позиционированием, проанализировать конкурентов.

Поговорить с потенциальными клиентами и выяснить, что их волнует (провести проблемное интервью).

Создать первую версию продукта (рекомендуется сделать продукт не масштабным, достаточно онлайн-лекции или короткого практикума), настроить платежные системы. Привлечь аудиторию и продать ей участие в курсе.

Если вы занимаетесь этим 8 часов в день, вероятно, вы сможете за 2–3 недели сделать все эти действия. Однако, большинство работает по найму или ведет бизнес и не может выделять столько времени на проект.

Для многих провести интервью с потенциальными клиентами — уже будет стрессом. А также дополнительное напряжение появится, когда вы будете разбираться с техническими задачами.

Вывод: Быстро запустить курс может тот, кто делал это не раз. Если вы новичок, не советую гнаться за сроками. Сделайте упор на качестве и полноценной подготовке, чтобы вы были уверены в продукте.

Миф 2: «Буду сидеть под пальмой и пить коктейль, пока онлайн-школа приносит мне деньги».

Мечта о пассивном доходе прекрасна! И в целом это реально — жить не в России, а, скажем, на Бали и управлять оттуда удаленной командой.

Но чтобы к этому прийти, нужно сначала пройти все процессы самостоятельно (научиться создавать продукты, заниматься продвижением, набором аудитории, осуществлять продажи), а затем заняться делегированием и отстройкой.

ГДЕ ДЕЛАТЬ БИЗНЕС?

Например, чтобы нанять хорошего таргетолога (специалиста по рекламе), нужно будет провести 5–6 интервью и прочитать 15–20 резюме, чтобы выбрать своего специалиста. Включите сюда время на ежедневные планерки с командой, на постановку задач и на их контроль.

  • Вы можете попробовать при наличии бюджета создать команду сразу же, однако, если вы не будете сами понимать все процессы и как они должны быть налажены, вы не сможете грамотно поставить задачи и объяснить ваши цели.
  • Вывод: Это реально, но через год после старта (или чуть раньше, если вы занимаетесь проектом «фул-тайм», то есть все рабочее время).
  • Миф 3: «Заниматься обучением может каждый»

Еще пять лет назад аудитория была не так придирчива к качеству экспертов. Казалось, если ты владеешь знаниями, ты сможешь научить этому кого угодно. Однако, это не так.

Помимо опыта в определенной области, важно уметь передавать знания. Не просто начитать теорию в формате лекций. Сделать так, чтобы ученику было интересно эти знания принять, а затем закрепить в интерактивной форме. Не зря же существует такие профессии как методолог и педагогический дизайнер!

Не любой эксперт — хороший преподаватель. В обратную сторону тоже работает. Хорошая новость: вы можете научиться проектировать контент на достаточно высоком уровне, даже если вы не педагог по образованию.

Вывод: Придется освоить новые навыки.

Миф 4: «В онлайне так же, как в офлайне»

Этот миф силен у тех, кто проводит живые выступления, преподает или ведет группы. Офлайн-преподавателей часто «пугает» техническая сторона дела, а вот за контент онлайн-курса они не переживают, считая, что просто начитают материал в лекционном формате, как они делали это раньше, проведут вебинары или запишут видео.

  1. В итоге они сталкиваются с саботажем учеников, которым становится не интересно слушать лекционный формат, ведь сейчас в интернет-пространстве масса увлекательных геймифицированных курсов.
  2. Вывод: Офлайн-преподавателям стоит изучить методику проектирования онлайн-контента, учесть плюсы и минусы нового для них формата.
  3. Миф 5: «Сделаю все сам»

Многих начинающих онлайн-предпринимателей пугают такие слова как ФОТ (фонд оплаты труда), процессы делегирования и контроля. Кажется, что «лучше меня никто не сделает». В итоге стартапер вынужден самостоятельно вникать во все процессы: в техническую сторону, продвижение, продажи, маркетинг, проектирование образовательного контента, сам рисует себе лендинги и создает банеры, ведет соцсети.

Конечно, после месяцев такой интенсивной работы доход может и не появиться, поскольку предприниматель двигается очень медленно, погрязнув в рутине. А вместе с этим наступит разочарование.

Как нанимать команду? Постепенно делегируйте то, что у вас плохо получается или не является вашей компетенцией. Обычно сначала нанимается личный помощник, который берет на себя всю рутину, а затем формируется дальнейшая команда.

Вывод: С делегированием все же придется смириться.

Миф 6: «Мой доход будет постоянно расти»

Кажется, что каждый новый запуск курса будет приносить все больше дохода. Но и тут скрывается подвох. Действительно, если вы все делаете правильно, расширяете аудиторию, заводите партнерства — дела пойдут на лад.

Однако, вы можете столкнуться с «болезнями роста». Например, нанять слишком большую команду и оказаться в ситуации огромных расходов на персонал. Или на рынок выйдут сильные конкуренты.

Вывод: Конечно, вы можете подумать — мне слишком далеко еще до этого, стартовать бы. Будьте готовы к тому, что в бизнесе бывает всякое — и взлеты, и падения.

Итак, стоит ли создавать онлайн-школу?

Если вы отдаете себе отчет в том, что это такой же бизнес, как и остальные, более традиционные направления, если вы готовы трудиться, если позволите себе ошибаться и готовы преодолевать трудности, если знаете, что можете помогать людям — дерзайте! Мы пожелаем вам драйва и оптимизма, вам это пригодится!

7 мифов об онлайн образовании: чем привлекает аудиторию новый формат обучения

То, как страна жила в период самоизоляции, раньше могло казаться выдумкой: по миру, как в какой-нибудь антиутопии, разошлась волна непонятного вируса, в магазины пускали ограниченное количество человек, а учёба и работа полностью перешли в онлайн. Звучит футуристично, но в 2020 году это стало реальностью.

Даже после выхода с самоизоляции многие предпочитают оффлайну интернет пространство: люди открыли для себя преимущества шопинга без долгих походов по магазинам, заказ продуктов и, конечно, доступное самообразование. Вокруг онлайн обучения существует много мифов, большинство из которых не оправданы.

Так где же истина?

Принято считать, что интернет в целом — пустая трата времени. Ноутбуки, планшеты, телефоны ассоциируются исключительно с развлечением, в то время как интернет открывает огромные возможности для саморазвития через курсы и приложения.

В онлайн формате можно проходить любые курсы, от языковых до инженерных, в удобное время и в удобном темпе, не переживая, что преподаватель с другими учениками убежит вперёд.

Также есть курсы, которые предполагают занятие с учителем через видео-сервисы (ZOOM и остальные), так что это похоже на обычное занятие, но учитель и ученик находятся не в одном классе, а за сотни, а то и тысячи километров друг от друга. Старшему поколению это может казаться несерьёзным, а вот молодёжь ценит комфорт от такого обучения и даже не всегда хочет возвращаться в оффлайн.

Читайте также:  Порядок подачи искового заявления в суд по гражданскому делу, ГПК РФ, суд общей юрисдикции, мировой судья, районный суд, правила подачи, инструкция

Знания получают те, кто готов их брать. Не играет роли, в каком формате идёт урок: кто-то вынесет пользу с онлайн занятий, а кто-то с индивидуальных уйдёт ни с чем.

Возможно, занятия по сети требуют чуть большей концентрации, но, по сути, несут в себе ту же программу, что и оффлайн курсы.

Также не стоит забывать, что программы разных курсов одного и того же направления строятся тоже по-разному, поэтому и вне онлайна они будут различаться и нести разную нагрузку.

Списать и обмануть можно всегда, но если человек целенаправленно проходит обучение, то в его же интересах выполнять задания, пусть даже с ошибками. Возможно, пользоваться читерскими лайфхаками захотят дети, но не стоит их за это ругать, всё же списывание — часть школьной романтики.

Достаточно поговорить и объяснить, что знания — это вложение в их будущее.

Если речь не о школе, то, возможно, нужно попробовать сменить курсы (особенно, если ребёнок хотел заниматься мультипликаторством, а его отдали на ментальную арифметику) или попробовать занятия с другим преподавателем, который найдёт другой подход к обучению.

Онлайн-обучение: развод на деньги или реальный шанс изменить свою жизнь?

«На тренинге тебе скажут: ты можешь всё»

В чём проблема? Ведь, казалось бы, — купил недорогой мастер-класс или онлайн-курс, смотри, записывай последовательность действий и начни уже зарабатывать. Но не всё так просто, как пишут на своих сайтах гуру инфобизнеса.

С десяток моих знакомых учились разным интернет-профессиям по тренингам в интернете, даже с сертификатами и дипломами об окончании. Но по факту нашли хорошую работу лишь трое.

Один из них даже создал свой бизнес, используя полученные знания, но такие истории — скорее исключение. Потому что знания мало получить. Их еще нужно научиться правильно использовать.

Кроме того, надо научиться самоорганизации, чтобы встать и делать, а не просто лежать на диване с новым дипломом и мыслями «а чего меня такого умного никуда не зовут?»

Хотя на тренинге тебе скажут: ты можешь всё. А если не можешь, значит, дополнительно прокачайся у психолога или коуча. Это сейчас вторая мегапопулярная ниша в интернете.

На коуча можно выучиться даже не имея никакого образования за плечами и учить других людей жить.

Некоторые даже лечить так умудряются — нутрициологи, биотерапевты и другие «врачеватели», а за плечами у многих лишь такие же онлайн-курсы и всё.

Это вообще самая рабочая схема в интернете – посмотреть курс, создать наподобие свой и рубить деньги. Да-да, не нести разумное, доброе, вечное, а пополнять карман.

Взгляд на инфобизнес изнутри

Во время декрета мне довелось немного поработать в сфере инфобизнеса, и я увидела, как схема работает изнутри.

Работая на фрилансе в диджитал-агентстве моей основной задачей было писать продающие и цепляющие за душу тексты, чтобы продавать услуги этого самого агентства и вебинары его руководителя. Руководитель учил, как стать инфопродюсером.

В двух словах это звучит так: если тебе что-то в жизни интересно, и ты хоть немного в этом разбираешься, я тебе сейчас расскажу, как сделать так, будто ты в этой теме эксперт, а дальше учи других и зарабатывай минимум 300 000 в месяц.

Стать экспертом, по словам инфопродюсеров, может каждый. Если ты умеешь, например, готовить – открывай онлайн-школу кулинарного мастерства. В реальной жизни работаешь мастером-маникюра, отлично, учи этому на просторах Сети. Сам учился дизайну – учи теперь других.

Казалось бы, как всё просто. И человек видит рекламу с такими обещаниями, но написанными так красиво и так многообещающе, что тыкает ту самую кнопку – и попадает на сайт. А там все с лучших сторон о человеке, который будет тебя обучать.

Самые доверчивые проникаются сразу и покупают обучение. Недоверчивым предлагается хитрая штука, которая у интернет-маркетологов называется трипваер (недорогой, но крутой продукт, который плавно подведёт человека к покупке дорогого).

Работает на ура!

Но чтобы клиент не соскочил, у инфопродюсера работают маркетологи, которые прописывают несколько стратегий доведения человека до нужного результата. А нужно что? Купить, конечно же.

Копирайтеры по этой стратегии пишут заманчивые тексты, которые идут для рассылок на почту и напоминалок в мессенджеры. Эта система настраивается автоматически.

Я писала цепочку писем, а дальше уже дело умных ботов-рассыльщиков.

Как только человек ткнул на рекламу, он на крючке. Письмо со знакомством, письмо с подарком, потом недорогой продукт, потом отзывы других клиентов.

Если ничего не происходит, и ты все думаешь, вместо того, чтоб уже купить онлайн-обучение, пришлём тебе письмо и надавим на самые больные места, и ты точно захочешь изменить свою жизнь и пройти наше обучение.

А вдогонку еще пришлём историю чьего-нибудь успеха. Подарим скидку, рассрочку, согласованную с банком, только купи.

И люди покупают! Есть много дельного обучения у действительно хороших специалистов, но ещё больше у тех, кому это обучение надо просто продать. Потому что это его основная цель.

Очень интересно было смотреть, как люди на это ведутся. Потому что ладно, если ты реально эксперт и можешь и хочешь сделать что-то своё.

А если ты ни в зуб ногой в теме, но хочешь денег? Так без проблем, заплати агентству денег, из тебя сделают эксперта, раскрутят твой бренд.

Для тебя напишут программу твоего авторского обучения, настроят всю механику, запишут уроки с твоим минимальным присутствием. Только плати.

Бизнес легкий, поэтому те, у кого есть деньги, соглашаются. Стоит такая услуга от 100 000 в месяц, еще столько же придется заплатить, чтобы тебя как эксперта засветили в шоу на одном из федеральных каналов. Можно проплатить интервью в популярном СМИ, создание крутого аккаунта в «инсте» и т.д и т.п.

На выходе получается готовый профи. У него всё работает, как часы, и он лишь минимально участвует в дальнейшем обучении, которое за него опять же создали от и до. Хороший старт! Прибавить к этому грамотно настроенную рекламу в интернете и вот на неё уже щелкает какой-то пользователь в Сети. Возможно, это будете даже вы…

Рабочие схемы

А может, вы нарвётесь и на другие способы выманивания денег. Их сейчас придумали немало.

Например, срок начала курсов, которые вы уже оплатили, могут оттягивать. Как правило, с формулировкой «пока не наберется группа», но группу никто и не набирает неделями, месяцами. Мошенники ждут, что ученик за этот срок передумает — тогда он добровольно откажется от занятий, заплатив прописанную в договоре неустойку.

Если группа и наберется, в ход пойдет другая уловка. В разговоре с вами менеджер узнает удобное для занятий время, а потом распределит в группу, которая занимается совсем по другому графику.

Доказать правоту вряд ли получится: в договоре не будет указано никаких обязательств со стороны учебного центра по поводу удобного времени проведения занятий. Не нравится – отказывайтесь.

Опять же заплатите неустойку.

Любят мошенники заходить и с другого конца. Вроде все вам дали – и доступ к вебинарам, и домашние задания проверили. И вот вы дошли до конца обучения. Хотите подтверждение своей учебы – заплатите за сертификат или диплом. Опа! Оказывается, его выдача в стоимость не входила, но это нигде не афишировалось. И порой цена за «бумажку» доходит до трети стоимости самого обучения.

Иногда под обучающие курсы маскируются финансовые пирамиды. Такие организации рекламируют уникальные образовательные программы и предлагают заплатить вступительный взнос, чтобы получить к ним доступ.

  • После оплаты вы увидите перечень видеоуроков, но по явно завышенной стоимости, а вернуть деньги сможете, только если пригласите в компанию других участников.
  • Как понять, что вас разводят
  • Обращайте пристальное внимание на название курса.

«Стать миллионером за неделю» — точно развод. Чудес не бывает.

Известность ведущего курса имеет большое значение. Поверьте, если автор создаёт действительно полезные материалы, то это не остаётся незамеченным. На его страницах в соцсетях должно быть много подписчиков и живых комментариев под публикациями. У него должен быть YouTube-канал с полезными видео и под ними большое количество просмотров.

Курс должен быть не похож на все другие, в них должна быть какая-то авторская методика, авторская фишка. Скорее всего, именно такой продукт сделан лично, а не собран по кускам с других курсов.

О том, что человек действительно делает дело, а не просто хочет получить ваши деньги, говорит разнообразие его обучающих материалов. Несколько разных курсов, вебинары по повышению квалификации, обязательно разнообразие бесплатных материалов, по которым вы можете проверить, насколько хорош мастер, чтобы доверить ему свои деньги.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *