Что обязательно должен делать юрист во время пандемии COVID-19

Юридическая фирма Шмелева и Партнеры

Что обязательно должен делать юрист во время пандемии  COVID-19

Экономика многих стран испытала на себе серьезные последствия пандемии коронавирусной инфекции. В ответ на сложившуюся ситуацию государственные органы активизируют меры по защите арендаторов, которые пострадали от пандемии. Во время кризиса общественного здравоохранения, вызванного коронавирусом, арендаторы в России столкнулись с жесткими решениями. Ведь арендная плата и другие счета возрастали на фоне возникшей ситуации в результате экономических потрясений. По этой причине крайне важно знать, как происходит расторжение договора аренды в период пандемии Ковид.

Является ли пандемия форс-мажорным обстоятельством в России?

Что обязательно должен делать юрист во время пандемии  COVID-19

Чрезвычайные меры, принятые Правительством и регионами для сдерживания эпидемии коронавируса, оказали огромное влияние на коммерческую деятельность. В частности, на деятельность, осуществляемую посредством коммерческой аренды или аренды компаний.

Эпидемия напрямую затронула многие компании, которые пострадали от:

  • резкого снижения рентабельности, на фоне общего снижения потребления, более высоких затрат и эксплуатационных ограничений, вытекающих из принятия мер безопасности, которые компании должны были принять;
  • приостановления коммерческой и промышленной деятельности в течение нескольких месяцев, что привело к невозможности использования помещений, используемых для работы;

Поэтому многие компании, являющиеся держателями договоров аренды, внезапно столкнулись с трудностями при уплате арендной платы и арендных платежей.

Давление со стороны пандемии — физическое, эмоциональное и финансовое — подтолкнуло многих арендаторов к тому, что они захотели разорвать договор аренды. Несмотря на то, что существуют правила для предотвращения выселений во время чрезвычайной ситуации, нет однозначного решения на ситуации, связанные с COVID-19.

В соответствии с введением ограничений возможный порядок действий касаемо определенной ситуации варьируется от условий заключенного договора, и признания данной ситуации форс-мажором.

Какие права имеют арендаторы и арендодатели в условиях пандемии?

Что обязательно должен делать юрист во время пандемии  COVID-19

Расторжение договора аренды в период пандемии интересует многих людей. Весной 2020 года вступил в силу ФЗ No 98-ФЗ. Ст. 19 ФЗ содержит особые нормы касаемо договоров аренды, которые были составлены до появления данных мер. Эти правила касаются как государственной, так и на частной собственности.

Согласно статье 19, арендаторы могут отсрочить уплату аренды. В законодательстве оговорены требования к условиям и продолжительности такой отсрочки.

Вышеупомянутые нормы касаются исключительно ЮЛ и ИП, занятых в тех секторах экономики России, которые больше всего пострадали от сложившейся ситуации.

Нормы также позволяют арендатору требовать снижения арендной платы на 2020 год по причине того, что нельзя пользоваться имуществом из-за принятых норм.

Законодательство не регулирует вопрос о том, в какой степени арендная плата должна быть снижена в соответствии с соответствующим требованием арендатора. В связи с этим нельзя исключить возникновение каких-либо споров на практике.

Вышеперечисленные меры направлены на поиск подходящего решения проблемы масштабного закрытия коммерческих помещений и неуплаты арендаторами арендной платы.

Российское законодательство, похоже, придерживается подхода, в соответствии с которым перенос даты уплаты арендной платы, а не ее снижение или приостановление, считается оптимальным вариантом. На это арендаторы рассчитывают только в некоторых ситуациях исходя из статьи 328 ГК РФ.

Подход, принятый законодательным органом, позволяет арендодателям рассчитывать на несвоевременное получение арендного дохода. Речь идет о доходе, который они могли были бы получить за период, когда рынок пострадал из-за пандемии COVID-19. Более того, эти меры побуждают стороны согласовывать будущие условия аренды, от чего ранее отказывались некоторые участники рынка.

Такие меры уже применяются или реализуются во многих иностранных государствах, потрясенных новой коронавирусной инфекцией, что доказывает их эффективность.

Расторжение договора аренды в период пандемии

Что обязательно должен делать юрист во время пандемии  COVID-19

Если же стороны не смогли прийти к единому соглашению, то они могут расторгнуть договор. Это возможно в соответствии с ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 No 98-ФЗ. Если же дело дошло до суда, то в таком случае судья будет учитывать следующие факторы:

  • когда заключалось соглашение;
  • когда было передано помещение;
  • пытались ли стороны найти мирное решение.

Можно ли не платить арендную плату, ссылаясь на COVID-19 как на форс-мажор?

Что обязательно должен делать юрист во время пандемии  COVID-19

Если изначально не оговорено в договоре, что выполнение обязательств возможно приостановить из-за форс-мажоров, то нужно будет выполнить свои обязательства. Кроме того, факт признания пандемии форс-мажором не считается причиной для освобождения арендатора от его обязательств.

Даже если предпринимателю нечем платить аренду в условиях пандемии он не должен нарушать соглашение. Поэтому договоры аренды коммерческой недвижимости обязательно должны включать информацию о форс-мажорах. В таком случае будет возможна отсрочка в связи с пандемией.

Если арендатору официально ограничен доступ к недвижимости по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы, это является поводом для отсрочки срока действия соглашения. Арендатор может избежать ответственности по договору за невыполнение своих обязательств.

Но после приостановки действия форс-мажорных обстоятельств предстоит возместить все задолженности по арендной плате. К примеру, если арендатор в течение нескольких месяцев игнорировал обязательства и ничего не оплачивал, он может быть освобожден от любых штрафных санкций.

Однако он должен будет предоставить доказательства, которые указывают на то, что всему виной форс-мажорные обстоятельства. Если у него просто нет возможности оплатить аренду, то это не считается уважительной причиной.

Меры по борьбе с коронавирусной инфекцией, принятые властями в общем не создают никаких ограничений для арендаторов и арендодателей коммерческой недвижимости. Посещение ТЦ и офисных зданий полностью не было ограничено.

В их функционировании не было кардинальных изменений. Допустим, решение Роспотребнадзора о закрытии фитнес-центров в Москве или официальная рекомендация Минкультуры России о закрытии кинотеатров. Соответственно, арендаторам будет непросто объяснить причины отказа от выполнения договорных обязательств.

Однако власти приняли решение об отсрочке арендных платежей по договорам аренды государственного или муниципального имущества. Отсрочка носит временный характер. Арендаторы не освобождены от своих обязательств. Это подразумевает уплату аренды без штрафных санкций.

Как разрешается конфликт между сторонами договора аренды?

Что обязательно должен делать юрист во время пандемии  COVID-19

Форс-мажор не может действовать сам по себе. Даже из-за коронавирусной инфекции, которая по умолчанию не носит звание форс-мажора. Просто игнорировать свои обязательства ни в коем случае нельзя. Если возникла подобная ситуация, необходимо поставить вторую сторону в известность и обговорить дальнейшие действия.

Например, ИП Сивкин заключил соглашение с арендодателем. Из-за пандемии он лишился заработка и не может исполнять свои обязательства. В таком случае Сивкин должен обратиться к соглашению, найти в нем информацию про форс-мажор.

Затем нужно уведомить вторую сторону и обговорить дальнейшие действия. Если в соглашение прописан кризис, то санкций не последует. Однако уведомить вторую сторону нужно в письменном виде. Необходимо отправить письмо с дополнительным соглашением. В дополнительном соглашении подробно указываются новые договоренности.

Что делать, если пункт с форс-мажорными обстоятельствами не был включен в договор?

В соглашение обязательно должна быть информация о форс-мажорных обстоятельствах и освобождении от ответственности в соответствии с их наступлением. Если же документ подобной информации не содержит, то решить проблему будет крайне непросто.

Актуальные правовые акты в условиях Covid-19 встают на защиту арендаторов

Что обязательно должен делать юрист во время пандемии  COVID-19

3 апреля Правительство РФ утвердило «Требования к условиям и срокам отсрочки арендных платежей по договорам аренды недвижимого имущества».

Данный НПА предусматривает нижеприведенные меры:

  1. Обязательства по уплате аренды переносятся до 1 октября 2020 года.
  2. Просроченные суммы должны быть выплачены в период с 1 января 2021 года по 1 января 2023 года.
  3. Как только будут сняты ограничения на использование недвижимости, следует возобновить уплату регулярных арендных платежей, но в размере 50% от их суммы.
  4. Штрафы, проценты и другие обязательства за нарушение условий оплаты не применяются до 1 октября 2020 года.
  5. Арендодатели не вправе требовать от арендаторов дополнительных сборов в обмен на внесение изменений в соглашение.
  6. Стороны могут (но не обязаны) согласовывать уменьшенную сумму арендных платежей.
  7. На услуги ЖКХ нормы не распространяются, они уплачиваются в обязательном порядке.

В Требованиях упоминается, что стороны могут пересмотреть условия существующих договоров аренды, чтобы найти мировое решение.

Решение Верховного суда РФ

Что обязательно должен делать юрист во время пандемии  COVID-19

  • 30 апреля ВС РФ издал «Обзор судебной практики по применению законодательства и мер по предотвращению распространения новой инфекции COVID-19 в России» который предусматривает, что:
  • Арендодатель должен принять отсрочку арендных платежей в 2020 году, если арендатор попросит об этом, отправив запрос при условии, что такой запрос является законным.
  • Если арендатор не своевременно вносит арендный платеж, и он работает в одной из отраслей, наиболее пострадавших во время пандемии, арендатор должен сообщить второй стороне о праве запросить отсрочку платежей.
Читайте также:  Как обнаружить контрафактное ПО и какие меры предпринять

В данном случае необходимо обратиться к списку отраслей, наиболее пострадавших во время пандемии. Этот список был принят правительством России 03.04.2020 года. Арендодатель должен поставить арендатора в известность.

Это обязательно, если он знал о том, что арендатор работает в области, которая пострадала от коронавируса. Неспособность арендодателя проинформировать рассматривается как согласие на отсрочку. Отсрочка касается только арендных платежей по нежилой недвижимости.

Если ограничительные меры не принесли вреда, но по-прежнему арендатор требует отсрочки, такое поведение истолковывается как недобросовестное.

В действительности это означает, что суд может рассмотреть такое ходатайство арендатора об отсрочке арендной платы как неправомерное. Можно ли рассматривать арендатора как пострадавшего из-за ограничительных мер во время пандемии, необходимо определять в каждом конкретном случае.

Примечательно, что Верховный суд не обладает законодательной властью и не может толковать вопросы материального права в отсутствие судебных дел по этим вопросам. Учитывая, что Обзор No2 был выпущен примерно через месяц после принятия Закона 98-ФЗ, юридическая сила обзора неясна.

Однако суды в России будут руководствоваться Обзором No2. Следовательно, арендодатели и арендаторы должны принять его во внимание при рассмотрении того, как поступать с актуальными договорами аренды.

Ситуация с пандемией остается нестабильной, и правила постоянно меняются. Например, был подготовлен законопроект, позволяющий арендаторам нежилой недвижимость аннулировать соглашение в досрочном порядке. Соответственно, без штрафных санкций за расторжение соглашения. Есть только одно условие — обязательства по договору не должны быть нарушены.

Если у вас возникли вопросы по арендным взаимоотношениям в условиях Covid-19. обращайтесь в юридическую фирму «Шмелева и Партнеры». Первичная консультация бесплатно:

Получить консультацию

Юридическая статья от:

Об авторе

Посты автора

Юридическая фирма Шмелева и Партнеры

Защита прав человека в период пандемии: повышенная стипендия, отмена штрафов за нарушение самоизоляции, дистанционная продажа рецептурных лекарств и другие предложения СПЧ

 Что обязательно должен делать юрист во время пандемии  COVID-19

Пандемия новой коронавирусной инфекции проверила на стойкость не только экономические и политические системы страны, но и механизмы реализации и защиты основных прав и свобод человека. Несмотря на особую значимость вводимых в рамках борьбы с распространением COVID-19 мер, их влияние на основные права человека, закрепленные в Конституции Российской Федерации и международных актах, зачастую было неоднозначным и спорным. Степень такого влияния оценил Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Результаты этой работы члены СПЧ представили на состоявшейся 8 июля онлайн-конференции, посвященной презентации доклада «Уроки эпидемии с точки зрения соблюдения прав и свобод человека и гражданина»1.

Документ состоит из 15 разделов:

  • правовая основа режима самоизоляции;
  • тенденции развития цифровизации;
  • семейно-бытовое насилие в период пандемии;
  • организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей;
  • оказание онкологической помощи в период пандемии;
  • трудовые права и права мигрантов;
  • избирательные права и право на участие в управлении делами государства;
  • права лиц, находящихся в местах принудительного содержания;
  • права лиц без определенного места жительства;
  • право на свободу совести и вероисповедания;
  • вопросы похоронного дела;
  • оценка адекватности ограничительных мер;
  • оказание мер поддержки субъектам предпринимательской деятельности;
  • оказание мер поддержки некоммерческим организациям;
  • оказание помощи соотечественникам, находящимся за рубежом.
  • Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.
  • Правовая основа режима самоизоляции
  • СПЧ выделил три возможных варианта реагирования на возникшие эпидемиологические вызовы:
  • введение на всей территории России или ее части режима чрезвычайного положения;
  • введение в субъектах РФ режима повышенной готовности;
  • введение дополнительных ограничительных и санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Как показала практика, режим повышенной готовности был введен во всех 85 субъектах РФ, из них в 44 регионах такой режим был признан обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором). «Избранная модель регулирования представляется адекватной возникшим угрозам, поскольку она обладает меньшим негативным воздействием на экономику, чем режим ЧС», – считает СПЧ. 

Однако представители Совета отмечают, что у значительной части юридического и правозащитного сообществ возникли сомнения в законности ряда ограничений конституционных прав и свобод граждан в период пандемии.

Это связано не только с тем, что мероприятия, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны вводиться федеральными законами, а не указами и постановлениями глав регионов, но и с проблемами расширительного толкования органами власти и полицией некоторых положений региональных актов, касающихся режима повышенной готовности. По большей части это касается ограничительных мер, действовавших в Москве. Хотя Минюст России, которому было поручено проанализировать практику применения принятых в целях борьбы с распространением инфекции НПА, пришел к выводу, что введенные ограничительные меры приняты в пределах компетенции соответствующих органов власти и безусловно отвечают конституционным целям охраны жизни и здоровья граждан.

Тенденции развития цифровизации

В период пандемии работа в рамках цифровизации не только не остановилась, но и активизировалась – в частности, были применены технологии, обеспечивающие соблюдение режима карантина инфицированными коронавирусом гражданами (обязательные к установке мобильные приложения, контроль геолокации мобильных устройств, отслеживание перемещений граждан и автотранспорта при помощи городских камер видеонаблюдения) и обеспечивающие соблюдение режима самоизоляции гражданами, не инфицированными COVID-19 (цифровые пропуска для личных нужд и передвижения автотранспорта, ограничение использования транспортных карт, регламентация прогулок). Степень риска нарушения конституционных прав при применении таких технологий СПЧ оценивает как высокую.

В числе проблем этой сферы выделены следующие:

  • установление ограничений конституционных прав граждан нормативными актами органов госвласти субъектов РФ в нарушение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, закрепляющей, что основные права граждан могут быть ограничены только федеральным законом;
  • дополнительные трудности для лиц старшего поколения и других категорий граждан, вызванные необходимостью активного взаимодействия с интернет-ресурсами;
  • недостаточный уровень защиты персональных данных (незащищенность каналов связи, использование иностранных серверов для хранения персональных данных и т. п.) и несоответствие ряда технологий законодательству об охране персональных данных (в части согласия на обработку данных, включая невозможность его отзыва);
  • нестабильность работы мобильных приложений, повлекшая значительное количество ошибочно выписанных штрафов;
  • несоразмерность ограничительных мер по сравнению с иными случаями ограничения свободы передвижения (например, при домашнем аресте прогулки возле дома разрешаются, а при режиме самоизоляции – нет);
  • возможность дальнейшего использования цифровых профилей граждан по окончании пандемии.

«Для минимизации указанных рисков необходимо инициировать серьезную общественную дискуссию о допустимости вмешательства государства в частную жизнь граждан посредством формирования и использования их цифровых профилей. При этом недопустимо использование технологий цифрового контроля в целях воспитания и «улучшения морального облика россиян», – считают в СПЧ.

Семейно-бытовое насилие в период пандемии

Период пандемии выявил существенные недочеты и в этой сфере. Так, государственные организации соцобслуживания для жертв домашнего насилия приостановили работу по предоставлению убежища жертвам домашнего насилия.

При этом возникла экономическая зависимость жертв насилия, которая снизила их мотивацию обращаться в правоохранительные органы.

Также, если в доэпидемический период не утратившая социальных связей жертва насилия могла самодистанцироваться от причинителя насилия, перебравшись к родственниками или друзьям, то в условиях самоизоляции такая возможность отсутствовала.

Поэтому СПЧ призывает на случай «второй волны» продумать механизмы защиты жертв насилия – например, рассмотреть возможность предоставления им временного убежища в пустующем гостиничном фонде, выделив на это необходимые средства из бюджета.

Организация дистанционного образования, права обучающихся и преподавателей

Вынужденный перевод студентов вузов на дистанционное обучение породил ряд проблем как в части соблюдения прав преподавателей, выразившехся в увеличении продолжительности рабочего дня и возможном сокращении преподавательских ставок из-за изменения условий работы, так и прав студентов, многие из которых потеряли работу, а некоторые (например, студенты медицинских, инженерных и творческих специальностей) не могли нормально продолжать обучение, так как образовательный процесс включает важнейшие практические элементы. Проявились и проблемы содержательной части занятий – уклонение преподавателей от разъяснения материала, недостаточно ясные формулировки заданий, перегрузка серверов вузов, фактическая подмена онлайн-лекций пересылкой материалов для самостоятельного чтения студентами. В связи с этим СПЧ рекомендует Минобрнауки России:

  • увеличить число бюджетных мест в вузах для студентов, обучавшихся на платной основе и потерявших работу в результате пандемии (или предоставить нуждающимся студентам отсрочку в оплате обучения сроком до года);
  • организовать в начале следующего учебного года дополнительные сессии для студентов, которые по ряду причин не смогли встроиться в процесс дистанционного обучения;
  • организовать в вузах горячие линии с руководством по вопросам обучения в период пандемии;
  • поддерживать межвузовский обмен лекционными материалами для расширения кругозора студентов;
  • разработать пакет мер поддержки студентов, включающий в себя выплату повышенной стипендии в период пандемии, субсидирование кредитных ставок на приобретение компьютерной техники, прямое субсидирование стоимости проживания в общежитиях и иные меры;
  • рекомендовать вузам предоставить преподавателям, не имеющим полноценной возможности удаленной работы, право приезжать в вузы и работать на компьютерах работодателя (с компенсацией проезда к месту работы и обратно на такси, выдачей СИЗ и т. п.).
  • СПЧ также инициирует рассмотрение Правительством РФ вопроса о распространении мер поддержки, предусмотренных для детей в возрасте от 3 до 16 лет, на подростков 16-18 лет.

Что касается предложений по поводу замены традиционной формы образования – очной, на дистанционную, то здесь члены СПЧ согласны с Президентом РФ Владимиром Путиным, который считает «откровенной провокацией все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит или вытеснит очное и что будут закрыты традиционные школы и университеты».

Оказание онкологической помощи в период пандемии

Из-за пандемии была приостановлена плановая госпитализация больных с онкологией, возникли сложности с закупкой и распределением обезболивающих препаратов, незарегистрированных лекарств.

Поэтому СПЧ призывает не только как можно скорее возобновить оказание онкологической и другой плановой медпомощи в прежних объемах, но и далее развивать службу надомного обслуживания онкобольных, в частности, по максимуму переводить услуги в электронный формат и активнее внедрять телемедицинские технологии.

Совет рекомендует Минздраву России оперативно возобновить оказание онкологической и другой плановой медицинской помощи в прежних объемах при соблюдении противоэпидемиологических мер. Также СПЧ считает необходимым проанализировать последствия мобилизации системы здравоохранения для борьбы с COVID-19.

Заместитель председателя СПЧ Ирина Киркора считает целесообразным дополнительно проработать вопрос распространения правил дистанционной продажи лекарств на рецептурные лекарства при условии установления специфических требований и усиленного контроля за их доставкой гражданам.

В свою очередь, председатель Комиссии СПЧ по трудовым и пенсионным правам Борис Кравченко предлагает рассмотреть перспективы ратификации в России Конвенции МОТ № 190 «Об искоренении насилия и домогательств в сфере труда», принятой 21 июня 2019 года, включая возможность имплементации ее положений в российское законодательство.

Трудовые права и права мигрантов

«Мы находимся в самом разгаре кризиса в трудовой сфере, связанного с падением доходов российских граждан, ростом безработицы и т. д., и этот кризис будет развиваться еще долго», – отметил Борис Кравченко.

Проблемы в части соблюдения трудовых прав граждан проявились в отсутствии эффективных механизмов обжалования нарушений в области трудовых прав (медленном реагировании контролирующих органов на жалобы, отсутствии или неэффективности системы выездных и документарных проверок по обращениям работников), сокращении зарплат и численности работников из-за последствий экономического кризиса, обеспечении работников СИЗ за их счет. Кроме того, имели место нарушения трудовых прав педагогов – при принуждении к разрыву отпуска в связи с переносом экзаменов и обязательным участием в ГИА, медработников – включая дефицит кадров в учреждениях здравоохранения, сложности с процедурой начисления дополнительных надбавок, трудовых мигрантов – трудности с возвращением на родину мигрантов и выдворением за пределы РФ лиц, нарушивших миграционное законодательство, а также существование ограничений в предоставлении им медпомощи.

Избирательные права и право на участие в управлении делами государства

COVID-19: правовая хроника #Coronapravo — новости Право.ру

«Право.ru» следит за тем, как пандемия коронавируса меняет юридический мир.

В марте 2020 года российский юррынок по-настоящему ощутил на себе серьезные последствия пандемии: началось все с удаленной работы, а продолжилось закрытием судов, отменой  деловых встреч и вынужденными «каникулами» до конца апреля. Продолжаем следить за развитием событий, фиксируя главные коронавирусные новости, обращения юркомпаний и реакцию соцсетей. 

А если добавить в соцсетях хештег #Coronapravo,то мы найдем вас быстрее и добавим в онлайн.

Порядок сообщений:

15:24

12:04

11:51

15:04

14:47

11:49 11:18

17:50 17:49

13:11

11:21

17:24

16:35

14:34
Очередной суд не нашел нарушений в региональных ограничениях ввиду коронавируса. На этот раз — Омский.
Пандемия настроила россиян против власти — к такому выводу пришла исследовательская группа социолога Сергея Белановского. Значительная часть опрошенных считает, что сложившаяся ситуация может привести к социально-политическим потрясениям, в том числе — массовым протестам. Хотя власти не виноваты в пандемии коронавируса, напряжение в обществе нарастает, и провластная пропаганда теряет эффект. 
Онлайн-заседания хороши, когда речь идет о несложных спорах, считают юристы: можно сэкономить время и деньги, а еще это удобно: можно открывать документы на компьютере прямо во время слушания. С другой стороны, от злоупотреблений оппонента никто не застрахован и здесь. Какими они бывают, читайте подробнее в статье «Треть читателей «Право.ru» судится онлайн: в чем преимущества».
«Нарушает ли презумпцию невиновности приложение «Социальный мониторинг»» — тема статьи на «Закон.ру».  Тех, кто обязан соблюдать самоизоляцию, штрафуют, если они не смогли подтвердить выполнение обязанностей через приложение.»Пациентов привлекают к ответственности не за реальное несоблюдение режима изоляции, а за нарушение правил пользования приложением, хотя это не одно и то же. Человек может нарушить их, оставаясь дома. Вряд ли у этого действия есть общественная опасность, а ведь именно за общественно опасные деяния положена административная ответственность. Но у властей города, видимо, другая логика. Если пациент не воспользовался приложением так, как написано в правилах, то на него переносится бремя доказывания соблюдения режима изоляции. Из этого следует, что неиспользование приложения в глазах властей становится единственным доказательством нарушения».
Что важнее — традиционное образование в престижном ВУЗе или мотивация? Возможно, дистанционное обучение поднимет новые вопросы и поменяет что-то на рынке образовательных услуг.
Масочный режим продлится в Москве все лето и часть осени. А может даже, и зимы. По разным прогнозам, время окончания — от октября до февраля. Когда именно — зависит от сроков появления массовой вакцины в столице, объявил Собянин. 
Глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что анализ принятых в период пандемии на федеральном и региональном уровне решений позволит при необходимости изменить законодательство, чтобы дополнительно защитить граждан, передаёт ТАСС.
Хорошие новости для бизнеса, и так уже пострадавшего от пандемии. По мере снятия ограничений его не будут штрафовать на несоблюдение предписаний Роспотребнадзора, а предприятие просто закроют на карантин. 
До 8 июня практику применения «коронавирусных» законов проверят на соблюдение прав человека. Такое поручение дал Мишустин. Проверкой займутся Минюст, Минздрав, Роспотребнадзор, правительство Москвы и экспертное юридическое сообщество 
Пандемийные бизнес-новости. Около половины турфирм уйдёт с рынка после пандемии, а столичная прокуратура открыла горячую линию для предпринимателей.
Онлайн-правосудие приходит и в СОЮ. Почти за две недели — с 20 мая по 1 июня — Шестой кассационный СОЮ провёл четыре онлайн-заседания. Также суд удовлетворил ещё пять ходатайств об участии в судебном заседании по видеоконференцсвязи. 

Вопросы защиты прав человека во время карантина

10 апреля 2020 г. 20:44

В ходе ПМЮФ эксперты обсудили пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения COVID-19, соизмеримости этих требований в разных странах

10 апреля в рамках специального Петербургского международного юридического форума 9 1/2: Законы коронавируса состоялась сессия «Права человека в карантине».

Обсуждались пределы ограничений прав человека для обеспечения защиты населения от угрозы заражения новой коронавирусной инфекцией, соизмеримости этих требований в разных странах с учетом позиций Европейского Суда по правам человека и Комитета ООН против пыток.

В этом году, как уже сообщалось, Форум проводится в онлайн-формате и посвящен исключительно правовым аспектам общественной жизни в условиях пандемии COVID-19 и ее последствий для права и юридической профессии.

Как сообщает «АГ», открывая мероприятие, модератор дискуссии, которым выступил Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместитель министра юстиции РФ Михаил Гальперин, подчеркнул, что в условиях пандемии права граждан ограничиваются в интересах не только неопределенного круга лиц, но и в первую очередь в собственных интересах, поскольку каждый находится под угрозой заражения COVID-19. В связи с этим возникают новые, подчас неожиданные, конфликты фундаментальных прав: права на жизнь и здоровье, с одной стороны, и права на свободу передвижения – с другой. «Самый главный вопрос, который впоследствии возникнет и будет оцениваться с точки зрения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, – насколько соизмеримыми были эти пределы?» – отметил он.

Нынешнюю ситуацию Михаил Гальперин сравнил с триатлоном: «Сейчас мы все вместе пытаемся выгрести из этой ситуации. Но, когда достигнем берега, это не закончится. Дальше надо будет «гнать на велосипеде» – восстанавливать экономический рост. А затем начнется самый сложный этап – «бег» – восстановление общественного спокойствия и нормального хода жизни, в том числе прав и свобод человека».

10 апреля в ходе пленарного заседания специального ПМЮФ «9 1/2: Законы коронавируса» были определены направления консолидации усилий международного сообщества по борьбе с пандемией

Со-модератор, гендиректор по правам человека и верховенству права Совета Европы Христос Якумопулос добавил, что европейские страны особое внимание уделяют международному сотрудничеству во время кризиса.

Он отметил, что накануне ЕСПЧ вынес важное решение, признав, что неадекватные условия содержания под стражей требуют эффективного восстановления людей в правах, поскольку в период пандемии и введения ограничительных мер они страдают больше других.

Спикер добавил, что Комитет ООН против пыток также выпустил ряд принципов, касающихся режима содержания лиц, оставленных без свободы, в контексте кризиса пандемии. «Реализация этих принципов будет способствовать разрешению вопросов, касающихся заключенных и иных лиц, содержащихся в условиях несвободы, на благо данных лиц, а также сотрудников пенитенциарных учреждений», – подчеркнул он.

Министр юстиции Республики Армения Рустам Бадасян в своем выступлении подчеркнул позицию ЕСПЧ, согласно которой государства несут ответственность в определении соразмерности введения ограничительных мер. «Даже в случае введения режима ЧС закон – прежде всего», – отметил он.

10 апреля в рамках специального ПМЮФ 9 1/2: Законы коронавируса министры юстиции обсудили правовые меры для борьбы с пандемией и стратегию межгосударственного взаимодействия

Спикер рассказал, какие мероприятия предпринимаются Правительством РА для предотвращения распространения коронавируса на территории республики.

Так, 16 марта принято решение о введении на территории республики режима ЧС на период до 14 апреля. Законодательством о чрезвычайных ситуациях, отметил он, предусмотрены права, которые могут быть ограничены, и право на свободу перемещений относится к такой категории.

Соответствующие поправки также были внесены в уголовное законодательство и об административных правонарушениях. Для отслеживания перемещений и контактов лиц, зараженных коронавирусом, используются специальные компьютерные программы.

Рустам Бадасян особо подчеркнул, что по окончании режима ЧС данная информация будет уничтожена. «Эти и другие превентивные меры будут гарантировать здоровье и безопасность граждан», – отметил он.

Спикер также добавил, что с точки зрения защиты гражданских прав важно понимать – все указанные меры являются временными и ограничиваются сроками ЧС.

Директор по вопросам информационного общества Директората по противодействию преступности Совета Европы Ян Кляйсен обратил внимание на то, что необходимо добиваться, чтобы меры по защите от пандемии коронавируса не свели на нет ценности и свободы общества, которые до этого были созданы.

В своем выступлении он рассказал, какую роль играют новые технологии в борьбе против пандемии. При этом он отметил важность защиты информации и персональных данных, а также роли искусственного интеллекта в такого рода программных решениях.

Ян Кляйсен затронул тему свободы выражения и защиты от фейковых новостей, касающихся пандемии и борьбы с ней. Он подчеркнул, что СМИ несут особую ответственность, чтобы своевременно и достоверно передавать информацию и предотвращать панику.

В то же время, добавил он, «нельзя глушить голос критики, когда он необходим».

Христос Якумопулос напомнил о заявлении Комитета по предотвращению пыток о необходимости защиты прав тех, кто лишен свободы, а также принадлежит к уязвимой группе населения. Также спикер добавил, что ЕСПЧ и Совет по правам человека будут осуществлять надзор за теми мерами, которые принимаются государствами – членами Совета Европы, и как они соответствуют их обязательствам.

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова в своем выступлении подчеркнула, что пандемия изменила жизнь каждого. Она рассказала о принятых нормативных актах, которыми введены серьезные гарантии прав человека, включая налоговые льготы и социальные выплаты. «За эти две недели мы получили 3000 обращений», – отметила омбудсмен.

По поводу ограничительных мер Татьяна Москалькова подчеркнула, что важно следить за тем, чтобы не использовались несоразмерные меры. Она обратила внимание на проблемы, которые в настоящее время испытывают трудовые мигранты.

Спикер отметила, что МВД России позволило увеличить их срок пребывания на территории нашей страны до 90 дней, но при условии личного посещения органа внутренних дел.

«Думаю, все государства не должны наказывать иностранных граждан, нарушивших срок пребывания в стране после окончания карантина», – добавила она

Спикер затронула вопрос о соблюдении прав уязвимых групп населения, а также граждан иностранных государств, находящихся в статусе обвиняемого или осужденного и желающих вернуться в свое государство.

Директор ФСИН России Александр Калашников начал свое выступление с данных статистики. Он отметил, что в учреждениях УИС содержатся свыше 523 тыс. человек, более 97 тыс. – в следственных изоляторах.

Спикер рассказал, что в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции в учреждениях и органах УИС в соответствии с требованиями законодательства проводится комплекс профилактических мероприятий, создан оперативный штаб для незамедлительного рассмотрения проблемных вопросов, проводится круглосуточный мониторинг ситуации, введены режимные ограничительные меры.

Федеральная служба исполнения наказаний приостановила предоставление свиданий заключенным в СИЗО

Он также пояснил, в каких условиях проводятся свидания подозреваемых (обвиняемых) с адвокатами, подчеркнув, что лицам, содержащимся под стражей, также предоставляется возможность дистанционного получения квалифицированной юридической помощи.

Александр Калашников добавил, что участие подозреваемых (обвиняемых) в судебных заседаниях на период карантина приостановлено, а осужденным по возможности предоставляются свидания посредством телекоммуникационных сетей. Он отметил, что в пенитенциарных учреждениях предприняты меры по своевременному выявлению наличия заболевания коронавирусной инфекцией путем лабораторной диагностики.

Завершил дискуссию директор ФССП, главный судебный пристав РФ Дмитрий Аристов. В своем выступлении он рассказал о работе службы в условиях пандемии и мерах защиты лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и не имеющих возможности оплатить взыскание по исполнительному листу.

В частности, о послаблении режима, введении моратория на применение санкций в отношении граждан и юридических лиц, причем не только пострадавших от пандемии, решении не начислять пени на долги за коммунальные услуги, продлении лицензий, приостановлении обязательств по договорам займа и т.д.

Реализуемый комплекс мер поддержки, добавил он, должен предусматривать процессуальные послабления в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Также спикер рассказал о введенных ограничениях на личный прием граждан должностными лицами ССП, подчеркнув, что телефонная связь с территориальными органами и их подразделениями сохранена, о категориях жалоб, требующих незамедлительного реагирования.

В заключение он добавил, что исполнительное производство в настоящее время реализуется преимущественно с помощью электронных технологий в рамках автоматизированных систем и информационных ресурсов.

С полной видеозаписью данной сессии можно ознакомиться здесь (необходимо выбрать ее название из открывающегося списка).

Татьяна Кузнецова

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *