Общенациональный план восстановления экономики, план действий по нормализации доходов и роста экономики, по нормализации деловой жизни россии после коронавируса

Правительство одобрило общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в ней.

«Мы все понимаем, как распространение коронавируса повлияло на доходы граждан и на динамику развития экономики в целом. Нам нужно перезапустить позитивные процессы и продолжить движение вперед, — подчеркнул премьер-министр Михаил Мишустин.

— План направлен на восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержку индивидуального, малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, а также на ускорение технологического развития экономики, увеличение экспорта и поддержку импортозамещения».

Общенациональный план восстановления экономики, план действий по нормализации доходов и роста экономики, по нормализации деловой жизни России после коронавируса

Путин призвал не откладывать национальные проекты «на потом»

План (есть в распоряжении «РГ») разделен на три этапа. Первый — июнь — сентябрь 2020 — предполагает адаптацию.

Его главные цели — не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях. Второй — октябрь 2020 — июнь 2021 — нацелен на восстановление.

Его главная задача — вернуться к росту экономики и доходов граждан (они должны достичь уровня не ниже 100% к 2019 году). Третий — июль — декабрь 2021 — направлен на активный рост как экономики, так и реальных доходов населения.

Добиться этого, а также восстановления эффективной занятости и платежеспособного спроса планируется с помощью «Социального казначейства» (оказание мер соцподдержки без предоставления гражданами документов — на основании выявления жизненных обстоятельств), адресных денежных выплат социально уязвимым группам населения, прежде всего семьям с детьми, помощи потерявшим работу, а также цифровизации рынка труда. Речь о переходе на удаленный режим работы, совершенствовании режима неполной занятости и самозанятости, внедрении электронного кадрового документооборота.

Поддержка доходов населения — одно из направлений плана.

Еще среди них поддержка и развитие МСП, поддержка наиболее пострадавших отраслей, развитие экспорта и импортозамещения, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам, а также ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда.

Мероприятия плана — их более 500 — рассчитаны до конца 2021 года, но многие уже выполнены

Отдельные положения плана успешно реализуются с июля. В частности, меры по поддержке и развитию МСП.

Среди них кредит на зарплату по ставке 2% с возможностью списания (стартовал 1 июня), расширенная финансовая помощь бизнесу по кредитам, отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей, а также создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП на базе единой цифровой платформы («одно окно»).

Общенациональный план восстановления экономики, план действий по нормализации доходов и роста экономики, по нормализации деловой жизни России после коронавируса

Попасть в госучреждение или больницу можно через онлайн-сервисы

Цифровизация красной нитью проходит через все ключевые направления. Помимо цифровизации отдельных отраслей — здравоохранения, строительства, образования — планируется переход к принципу «Государство как цифровая платформа».

Это проактивное и комплексное оказание госуслуг в цифровом виде без необходимости очного посещения ведомств и МФЦ на базе платформенных облачных решений, внедрение электронных реестров выданных разрешений и лицензий, создание единой системы онлайн-идентификации граждан.

«Цифровизация может стать драйвером технологического прорыва, роста производительности труда во многих секторах экономики», — говорится в документе.

План будет считаться достигнутым, если на конец 2021 года уровень безработицы упадет ниже 5%, а рост ВВП составит не менее 3% в год. Это в общем, а в частности: реальная зарплата должна расти не менее чем на 2% в год, розничный товарооборот — не менее чем на 2,5% в год, объем платных услуг населению должен прибавлять минимум 3% в год.

Численность МСП и ИП должна восстановиться на уровне I квартала 2020 г., а темпы роста оборота МСП превысить темпы роста экономики в целом. На конец 2021 года рост инвестиций в основной капитал должен превысить 4,5% в год, как и рост несырьевого неэнергетического экспорта.

Численность малых и средних высокотехнологических компаний должна прирастать на 10% ежегодно.

3 процента в год должен прибавлять ВВП России, а уровень безработицы на конец 2021 года должен упасть ниже 5%, тогда план будет считаться достигнутым

https://www.youtube.com/watch?v=Aa0xgF5NdSs

При этом документ оговаривает, что в указанные сроки цели достижимы лишь при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке. Пандемия нанесла серьезный удар экономике, от которого страна быстро не оправится. Однако в правительстве, как ни парадоксально, видят в этом и колоссальные возможности.

Помимо цифровизации созданы благоприятные условия для импортозамещения и новые экспортные ниши. «Реализация мер по поддержке импортозамещения и экспорта, в том числе оптимизация регулирования в этой сфере, также позволит обеспечить как скорейшее восстановление, так и дальнейшее развитие экономики.

В условиях ограничений на межстрановые перемещения усиливается спрос на безопасный и качественный отдых внутри страны», — отмечается в плане.

Мероприятия плана — всего более 500 — рассчитаны до конца следующего года, но многие из них выполнены. Финансирование превышает 6,4 трлн рублей, но более 4 трлн из них уже потрачено. План синхронизирован с проектом бюджета на следующие три года.

Общенациональный план восстановления экономики, план действий по нормализации доходов и роста экономики, по нормализации деловой жизни России после коронавируса

Росстат рассказал о расчете медианной зарплаты, к которой привяжут МРОТ

По словам министра экономического развития Максима Решетникова, «по большому счету это тот план, который уже больше чем на половину реализован, потому что он был подготовлен еще в июне». Министр уточнил, что «по поручению руководства правительства его реализовывали даже без утверждения».

Ранее, выступая в Совете Федерации, первый вице-премьер Андрей Белоусов указал, что задача властей в пандемию «состояла в том, чтобы поддержать людей, занятость и не дать кризису расползтись на смежные отрасли по цепочкам поставок и платежей».

«Оперативно был предпринят ряд действий, направленных как на поддержку доходов населения, в первую очередь социально незащищенных граждан, так и пострадавших отраслей экономики, — заявил Белоусов. — Всего только из федерального бюджета было затрачено финансовых ресурсов более чем на 4 трлн рублей — 3,9% ВВП.

Это позволило ограничить глубину и продолжительность спада производства и потребления и, главное, поддержать занятость».

6,4 триллиона рублей составит финансирование общенационального плана по восстановлению экономики, 4 трлн рублей из них уже потрачены

Параллельно правительство работает над проектом единого плана достижения национальных целей до 2030 года во исполнение указа президента РФ от 21 июля. Он должен быть представлен на рассмотрение Совета при президенте по стратегическому развитию и нацпроектам до 30 октября.

Оба плана являются документами правительства, направленными на повышение качества жизни россиян через достижение национальных целей развития. Их отличие — в различных задачах и в разном горизонте планирования.

Если миссия общенационального плана — выведение страны из кризиса и закрепление устойчивой траектории экономического роста, то миссия единого плана — достижение долгосрочных целей развития.

Общенациональный план — краткосрочный план действий, рассчитанный на два года, единый план — средне- и долгосрочный стратегический документ, рассчитанный на 10 лет.

Общенациональный план восстановления экономики, план действий по нормализации доходов и роста экономики, по нормализации деловой жизни России после коронавируса

Марат Хуснуллин: Рынок ипотеки нужен экономике всей страны

Общенациональный план — план прямого действия, состоит из конкретных мер. Единый план сгруппирован в соответствии с национальными целями развития, на их достижение будут направлены нацпроекты и «дорожные карты».

Если фокус общенационального плана — устойчивый рост экономики и доходов, единый план адресует другие потребности человека: в безопасности и долгой жизни, в достойном труде и самореализации, в комфортной среде вокруг. Также в обоих планах содержится большой блок по цифровой трансформации — это сквозная цель, которая обеспечит достижение всех остальных.

При этом показатели общенационального плана напрямую связаны с показателями единого плана. Так, устойчивый рост доходов является промежуточным результатом национальной цели по созданию достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства.

Быстрое и качественное строительство жилья является обязательным условием появления комфортной среды для жизни. А обеспечение высокой степени устойчивости системы здравоохранения к шокам напрямую повлияет на сохранение населения и здоровья людей.

Правительство представит президенту стратегию восстановления

01.06.2020 20:05:00

Признаки оживления экономики появились еще до презентации национального плана

Общенациональный план восстановления экономики, план действий по нормализации доходов и роста экономики, по нормализации деловой жизни России после коронавируса Подготовленный правительством план восстановления экономики и доходов населения рассчитан до конца 2021 года, сообщил глава кабинета Михаил Мишустин. Фото с сайта правительства РФ

Правительство РФ подготовило план посткризисного восстановления экономики. Этот план состоит из 500 мероприятий и будет представлен президенту Владимиру Путину во вторник. План обещает возобновление инвестиций и начало восстановительного роста ВВП. Правда, как показывают опросы, экономика уже достигла дна кризиса и теперь самостоятельно переходит в фазу медленного оживления.

Во вторник премьер-министр Михаил Мишустин доложит президенту Владимиру Путину об общенациональном плане восстановления экономики, сообщил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Накануне, в понедельник, Мишустин сказал, что план готов и передан в администрацию президента.

Мишустин отметил, что документ подготовлен с участием регионов и представителей делового сообщества. «План состоит из девяти разделов и содержит около 500 мероприятий по различным направлениям, выполнить его будет необходимо до конца следующего года», – сказал он.

Начать работу над планом Путин поручил кабинету министров совместно с регионами и деловыми кругами в конце апреля.

По идее, документ должен содержать мероприятия по нормализации деловой жизни и росту экономики, восстановлению занятости и доходов граждан.

Президент отмечал, что ключевая задача плана – не только стабилизация ситуации в экономике, а обеспечение долгосрочных, структурных изменений с учетом новой реальности.

Эксперты «НГ» отмечали, что характер нынешнего кризиса и постановка задачи о подготовке такого плана – хорошая возможность произвести серьезные изменения в подходах к развитию экономики, однако они скептически расценивали способности именно этого состава кабмина произвести такую работу (см. «НГ» от 29.04.20).

Сами члены правительства делают противоречивые заявления. На прошлой неделе министр экономического развития России Максим Решетников заявил, что целевые показатели национальных проектов необходимо будет пересмотреть в августе-сентябре этого года.

Читайте также:  Кадровый аудит, что это такое, аудит кадрового делопроизводства, документации своими силами (пошаговая инструкция) в организации, чек-лист, проведение, цели, объект

А глава Минтруда Антон Котяков сообщил в понедельник, что министерство не корректирует результаты, которых нужно достигнуть в рамках национальных целей на 2024 год. Он уточнил, что министерство сейчас занимается изменениями в течение 2020–2021 годов.

Пока министры определяются, как им поднимать экономику, сама экономика на фоне карантинных послаблений начинает оживать и отталкиваться от дна. С 1 июня открываются непродовольственные магазины, сфера услуг. Некоторые авиакомпании постепенно наращивают пассажиропоток.

В условиях снижения динамики прироста случаев коронавируса в России 19 регионов уже отменяют ограничительные меры, заявил председатель правительства РФ Михаил Мишустин в ходе заседания президиума Координационного совета по борьбе с коронавирусом.

По словам Мишустина, прирост заболеваемости за сутки по стране уже неделю не превышает 2,3%, а в некоторых регионах он ниже 2%.

«Такая динамика позволила 19 субъектам федерации начать постепенную отмену карантинных ограничений, еще 25 регионов готовы и планируют такие действия», – сообщил глава кабинета.

Общенациональный план восстановления экономики, план действий по нормализации доходов и роста экономики, по нормализации деловой жизни России после коронавируса
На предприятиях обрабатывающей

  • промышленности невысоко оценивают
  • уровень господдержки. 
  • Фото агентства «Москва»

Владимир Путин поручил в понедельник Минздраву возобновить плановую работу федеральных и региональных больниц и поликлиник до 20 июня. Речь в том числе и о тех медучреждениях, которые были перепрофилированы для работы с больными новым коронавирусом.

Несмотря на то что в России ежедневно производится уже около 9 млн масок, глава кабинета признал, что в некоторых регионах есть нехватка защитных средств для медиков. Россияне покупают около 3,5 млн масок в сутки, сообщил в понедельник глава Минпромторга Денис Мантуров.

По его словам, российские предприятия нарастят производство масок к августу до 12 млн в сутки, а закупки в Китае прекращены.

Несмотря на громадье цифр, в аптеках масок как не было, так и нет, а в некоторых наиболее продвинутых супермаркетах покупателям предлагают марлю и инструкции, как самим сделать средство защиты.

Правительство притормозило с еженедельным опубликованием средств поддержки бизнеса и населения (Пенсионный фонд РФ сообщил, что 1 июня пошли реальные выплаты на детей в возрасте до 16 лет). Совещания у президента в понедельник также в основном касались детей (он провел видеоконференцию с многодетными семьями) и поправок к Конституции.

«Не только стабилизировать ситуацию, но и поддержать граждан»: Путин одобрил план восстановления экономики России

Во вторник, 2 июня, Владимир Путин одобрил план правительства по восстановлению экономики России после пандемии коронавируса. В первую очередь президент призвал поддержать граждан, предприятия и бизнес на этапе выхода из режима карантинных ограничений. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, выполнение поставленных задач будет проходить в три этапа и стоить 5 трлн рублей.

Президент России Владимир Путин одобрил план правительства по восстановлению экономики после пандемии коронавируса. Об этом глава государства заявил во вторник, 2 июня, на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным.

Российский лидер поручил правительству во второй половине июня окончательно определиться с параметрами плана и с начала июля приступить к выполнению конкретных шагов. При этом президент призвал добиться долгосрочных структурных изменений в российской экономике и прежде всего сосредоточиться на благополучии граждан и российских семей.

«Стратегическая задача такого общенационального плана действий — не только стабилизировать ситуацию, без чего, конечно, невозможно двигаться вперёд, но, самое главное, поддержать граждан, предприятия, бизнес на этапе выхода (из режима карантинных ограничений. — RT)», — подчеркнул Владимир Путин.

По словам Михаила Мишустина, план содержит около 500 мероприятий, а стоимость его выполнения за два года составит порядка 5 трлн рублей. Как подчеркнул глава кабмина, процесс восстановления экономики будет проходить в три этапа.

«Задача первого этапа — до конца III квартала текущего года стабилизировать ситуацию. Главное, чего нужно добиться в этот период, — не допустить дальнейшего падения доходов людей», — заявил премьер-министр.

Второй этап продлится до II квартала 2021 года. За это время власти планируют завершить процесс восстановления экономики, снизить уровень безработицы и обеспечить рост доходов граждан до уровня, сопоставимого с показателями 2019 года.

«На третьем, завершающем этапе (это III—IV кварталы 2021 года) мы рассчитываем выйти на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста.

При этом мы сократим уровень бедности и увеличим количество граждан, чьи доходы превысят уровень прожиточного минимума.

Сделаем также всё возможное, чтобы численность занятых в малом и среднем бизнесе достигла докризисного уровня», — добавил Мишустин.

Общенациональный план восстановления экономики, план действий по нормализации доходов и роста экономики, по нормализации деловой жизни России после коронавируса

  • РИА Новости
  • © Алексей Никольский

Напомним, что ранее власти одобрили три пакета мер по поддержке экономики.

В частности, речь идёт о выплатах семьям с детьми, увеличении размера пособий по безработице, предоставлении кредитных каникул населению и бизнесу, а также о льготных займах и налоговых послаблениях для компаний и предпринимателей. Действия властей позволили сдержать резкое снижение доходов населения и не допустить чрезмерного роста безработицы.

«Целый ряд уже принятых решений по поддержке граждан, предприятий был рассчитан на II квартал, поэтому крайне важно, чтобы эта работа продолжалась без пауз, а экономика, занятость, доходы граждан во втором полугодии получили серьёзную, эффективную поддержку для уверенного восстановления», — указал Владимир Путин.

Также по теме

Общенациональный план восстановления экономики, план действий по нормализации доходов и роста экономики, по нормализации деловой жизни России после коронавируса Реальные ожидания: МЭР оценило влияние коронавируса на экономику России

Минэкономразвития обновило прогноз развития российской экономики с учётом влияния пандемии COVID-19 и введённых карантинных мер. Так,…

Отметим, в результате последствий коронавируса в 2020 году ВВП России может сократиться на 5%. Такое заявление ранее сделал глава Минэкономразвития Максим Решетников.

По оценкам министерства, самое глубокое снижение показателя произойдёт во II квартале, после чего спад начнёт замедляться.

При этом подготовленный правительством план восстановления экономики предполагает выход на траекторию роста ВВП не менее 2,5% уже к концу 2021 года.

«Показатели достижения цели Общенационального плана (на конец 2021 года): устойчивый рост реальных денежных доходов населения; снижение безработицы до уровня не более 5%; выход на траекторию устойчивого роста ВВП на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении», — пишет ТАСС со ссылкой на документ.

Во многом оживление экономической активности в ближайшее время будет зависеть от темпов ослабления карантинных мер. Об этом в интервью RT рассказал директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович.

«Долгосрочный рост экономики России мы сможем увидеть уже к октябрю 2020 года, когда все ограничения, введённые из-за пандемии, будут сняты.

Начнётся компенсационный рост, и концу 2021 года мы можем увидеть показатель по темпам роста ВВП на уровне 2,5%.

Это станет возможным за счёт перезапуска производства, которое будет восстанавливаться по мере увеличения потребительского спроса», — объяснил эксперт.

Рабочий момент

Помимо объявленных ранее мер государственной поддержки безработных и семей с детьми, план восстановления экономики также предусматривает создание «социального казначейства». Речь идёт о механизме предоставления помощи гражданам в беззаявительном порядке.

«Новый орган позволит более качественно и адресно оказывать поддержку населению.

У нас много ведомств, которые подсчитывают потери от пандемии, но нет ни одного, которое бы оперативно показало, кому и сколько нужно заплатить средств, чтобы поддержать каждого нуждающегося в трудные времена.

Сейчас деньги выделяются из разных фондов и бюджетов, что замедляет процесс помощи. Работа «социального казначейства» позволит решить эту проблему, что улучшит положение пострадавших от кризиса россиян», — объяснил Георгий Остапкович.

Также власти планируют установить минимальный размер часовой оплаты при привлечении работников на неполный рабочий день сроком до трёх месяцев.

По информации ТАСС, инициатива нужна для «борьбы с теневой оплатой труда» и «защиты интересов работодателей».

Одновременно правительство предлагает обеспечить возможность перехода сотрудников на удалённый режим работы без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору.

«Перевод людей на удалёнку на постоянной основе помогает предприятию оптимизировать рабочий процесс в новых условиях и одновременно защитить сотрудника от неправомерного увольнения. В целом предложенные меры поддержки рынка труда позволят выйти на уровень безработицы ниже 5% и сохранить рынок занятости в рабочем состоянии», — добавил Остапкович.

Деловой подход

Вдобавок к уже действующим мерам поддержки малого и среднего бизнеса власти предлагают отказаться от индексации страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в 2021 году. Помимо этого, план восстановления экономики предлагает установить переходный налоговый режим для утративших право на использование системы упрощённого налогообложения. Об этом пишет РИА Новости.

«Малый бизнес оказался в самом сложном положении во время пандемии. Часть небольших предприятий были закрыты полностью, а другие работали в сокращённом режиме. Всё это ударило по отрасли, на которую приходится 20—22% ВВП страны.

В то же время налоговые льготы и другие послабления позволяют пережить сложное время предпринимателям, поскольку дают им возможность перестроить бизнес, который после пандемии будет работать в новых условиях и по другим правилам игры», — отметил Георгий Остапкович.

Также правительство намерено продлить до конца 2021 года мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса. Одновременно планируется существенно ограничить число внеплановых проверок.

Как рассказал RT первый вице-президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Павел Сигал, инициатива позволит значительно ускорить восстановление бизнеса после пандемии.

«Такие проверки обычно фиксируют различные нарушения по налогообложению или стандартизации продукции, а это всегда стресс для коммерческой организации.

Сейчас в результате проверок можно найти массу нарушений по чисто объективным причинам — предприниматели не имели возможности выполнить требования разных органов в положенные сроки.

Продление моратория на проверки бизнеса снимает эту проблему: компании могут спокойно заплатить налоги, собрать нужную документацию, разрешения, продлить лицензии — и никто их при этом не накажет», — подчеркнул Сигал.

Читайте также:  Что такое правовая (юридическая) преюдиция в гражданском, арбитражном, административном процессе, примеры

Ставки вниз

В рамках поддержки жилищного строительства власти рассчитывают на снижение средней ставки по ипотеке в России ниже 8% в 2020 году.

Для этого общенациональный план восстановления экономики включает в себя уже действующие льготные ипотечные программы, а также выделение госгарантий компании «ДОМ.РФ» в размере 50 млрд рублей.

Как ожидается, средства пойдут на выкуп новых квартир у застройщиков для последующей продажи по сниженным ставкам.

Как рассказал RT директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов, меры правительства окажут дополнительную помощь россиянам и позволят поддержать спрос на недвижимость в условиях пандемии.

«Снижение ставок существенно влияет на желание приобретать недвижимость. Как мы понимаем, количество квадратных метров жилья на душу населения в России ниже, чем в Китае.

Поэтому рынок далёк от насыщения и любые меры поддержки населения окажут существенное влияние на спрос.

Сейчас ставки даже у лучших заёмщиков находятся в границах 8—10%, поэтому их снижение повлияет на спрос и поддержит рынок», — заключил Шибанов.

Правительство разработало план восстановления экономики и доходов россиян — РБК

Закрытие и сжатие наиболее пострадавших отраслей от пандемического кризиса «образовали «навес» безработицы, а также людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, простое или неполной занятости», указывается в документе.

«Прекращение временных мер поддержки занятости, а также объективно происходящее изменение структуры экономики может привести к дальнейшему росту безработицы», — следует из проекта плана.

По данным Росстата, уровень безработицы за нерабочий апрель вырос до 5,8%, что считается максимумом за четыре года. По итогам 2019-го безработица составляла 4,6%.

Российский рынок труда традиционно адаптируется к изменениям за счет не только высвобождения рабочей силы, но и сокращения рабочего времени и зарплат при сохранении занятости. «Совокупно эти факторы создают серьезный вызов, связанный со снижением доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса», — констатируется в документе.

Для обеспечения роста реальных доходов населения, восстановления занятости и спроса в проекте плана содержатся уже анонсированные и запущенные меры поддержки (такие как прямые выплаты на детей и увеличение пособия по безработице до уровня МРОТ — 12,13 тыс. руб.) и новые инициативы. Например:

  • реализация на всей территории страны с 1 января 2021 года нового порядка «прямых выплат» по больничным листам и по выплачиваемым в рамках социального страхования пособиям гражданам, имеющим детей, что потребует дополнительно почти 52 млрд руб.;
  • установление с октября 2020 года минимального размера часовой ставки при привлечении работников на неполное рабочее время сроком до трех месяцев «с целью борьбы с теневой оплатой труда и защиты интересов работодателей и их работников, работающих неполное рабочее время»;
  • обеспечение с июля 2020 года возможности перехода на удаленный режим работы, в том числе комбинированный, включающий как удаленку, так и присутствие на рабочем месте, без заключения дополнительных соглашений к трудовому договору;
  • создание «социального казначейства», осуществляющего функции предоставления мер социальной поддержки;
  • предоставление возможности перевода государственных и муниципальных служащих на дистанционную работу.

К декабрю 2020 года Минтруд должен установить единый подход к определению состава семьи и перечня доходов для предоставления мер соцподдержки, уточняется в документе.

Смягчение условий назначения досрочной пенсии — за три, а не за два года до наступления пенсионного возраста — для россиян, потерявших работу, не вошло в проект документа (о том, что такая мера обсуждается, ранее со ссылкой на источники писали «Известия» и «Ведомости»).

Выполнение национального плана, по замыслу властей, должно обеспечить к концу 2021 года рост реальных зарплат россиян на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении, а также сокращение уровня бедности по сравнению с 2019-м (12,3% населения).

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе, который формировался без учета национального плана восстановления экономики, ожидает падения реальных располагаемых денежных доходов населения на 3,8% по итогам 2020 года. Базовый прогноз ведомства предполагает среднегодовую безработицу на уровне 5,7% экономически активного населения после 4,6% в 2019 году.

Поддержка малого бизнеса

Для поддержки и развития сектора малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей (ИП), кроме уже объявленных мер по списанию налогов (за исключением НДС) для МСП из пострадавших отраслей за второй квартал, грантов на выплату зарплат в расчете МРОТ на занятого, кредитных каникул и беспроцентных кредитных программ, в проекте плана новых масштабных мер госпомощи не предлагается. Среди значимых инициатив:

  • отказ от индексации страховых взносов на период 2021 года, уплачиваемых ИП в фиксированном размере;
  • внедрение механизма поддержки ИП и малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях в связи с расходами на обеспечение соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям;
  • установление «переходного» налогового режима для налогоплательщиков, утративших право на применение упрощенной системы налогообложения;
  • повышение возможности использования системы быстрых платежей ЦБ для снижения транзакционных издержек;
  • временная либерализация правовых последствий банкротства для добросовестных индивидуальных предпринимателей, на которых распространяется мораторий, в целях упрощения повторного вхождения в бизнес; согласно действующим нормам, после признания банкротом ИП не может заниматься предпринимательской деятельностью в течение пяти лет.

Выполненной задача по восстановлению индивидуального, а также малого и среднего предпринимательства будет считаться, если численность занятых в секторе вернется на докризисный уровень первого квартала 2020 года (на 10 марта, по данным реестра МСП, в нем были заняты 15,3 млн человек), а темпы роста оборота МСП станут выше темпов роста экономики в целом.

Запуск инвестиционной активности

Закрытие экономики и сокращение выручки бизнеса привели к снижению деловой активности. Инвестиции в основной капитал в 2020 году рухнут на 12% после роста на 1,7% в 2019-м, ожидает Минэкономразвития.

Согласно майскому указу Путина, доля инвестиций в ВВП к концу нынешнего президентского срока (к 2024 году) должна была вырасти до 25%. Но в базовом прогнозе министерства она останется на уровне 21,3% к 2023 году.

Высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и, как следствие, возросшая неопределенность относительно платежеспособности контрагентов и клиентов финансовых институтов выступают фактором, способным негативно повлиять на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность, подчеркивается в проекте плана.

Для запуска нового инвестиционного цикла и выхода на темпы роста инвестиций на уровне 4,5% к концу 2021 года в документе предлагается прежде всего завершить создание механизма соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) для содействия крупным частным инвестпроектам, в том числе с июля 2020 года предоставить возможность компенсации расходов на инфраструктуру, а также затрат на уплату части процентов по кредитам и займам, привлеченным для ее создания, в объеме поступающих налогов. К октябрю текущего года Минфин и ФНС должны представить государственную информационную систему «Капиталовложения» для сопровождения реализации соглашений и их мониторинга.

Содействовать инвестиционному росту должны и крупные инфраструктурные проекты из нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и комплексного плана развития и модернизации инфраструктуры, например строительство автотрассы из Москвы в Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута Европа — Западный Китай. Кроме того, план предусматривает новые проекты, в частности строительство и реконструкцию к 2024 году участков автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» из Новосибирска в Красноярск в обход Кемерово стоимостью 45,3 млрд руб.

Секторальная помощь

В рамках секторальных мер поддержки власти планируют стимулировать спрос через госзакупки, а также помогать субсидиями и госгарантиями. Минфин предоставит 23,4 млрд руб. в 2020 году на поддержку российских авиакомпаний через компенсацию понесенных расходов. Авиационная промышленность получит госгарантии по кредитам на закупку 59 самолетов Sukhoi Superjet 100 в объеме 139,6 млрд руб.

Для поддержки жилищного строительства проект плана предполагает меры для снижения средневзвешенной ставки по ипотечным кредитам менее чем до 8%, в том числе за счет реализации программы субсидирования ипотеки на новостройки по 6,5%. Кроме того, Минстрой направит в этом году 30 млрд руб. на финансирование завершения строительства проблемных объектов и восстановления прав граждан — участников долевого строительства, следует из проекта документа.

Чтобы поддержать туристическую отрасль, власти готовы с 1 января 2021 года снизить ставку НДС до 7% для компаний, что приведет к выпадающим доходам бюджета в объеме 11,7 млрд руб.

в будущем году, говорится в проекте плана.

А предприятиям гостинично-туристской сферы планируется возместить половину платежей по процентам и отсрочить выплаты основного долга по ранее выданным кредитам на период с июля по декабрь текущего года.

Сергей Неверов и Андрей Исаев внесли предложения в общенациональный план действий по нормализации деловой жизни

Экономический
рост

В экономическом блоке
предложений особое место занимает такое стратегически важное направление, как
развитие малого и среднего предпринимательства. Это важнейший ресурс для
сохранения занятости и деловой активности.

В документе отмечается,
что на данный момент существуют большие издержки по доставке информации до предпринимателей, поэтому необходимо разработать единую цифровую платформу, где
будет размещена вся информация о предусмотренных мерах поддержки субъектов
малого и среднего бизнеса. Предлагается в перспективе переходить от заявительной
модели оказания помощи субъектам предпринимательства к уведомительной с инфраструктурой в виде портала «Госуслуги» и личного кабинета
налогоплательщика.

Другое предложение
касается реформы контрольно-надзорной деятельности.

Решение Правительства о введении
до конца 2020 года моратория на плановые проверки субъектов малого и среднего
предпринимательства было встречено бизнес-сообществом позитивно, однако такая
приостановка системно не решает всех проблем.

Большое количество проверок –
результат множества избыточных норм и требований, предъявляемых к малому и среднему бизнесу. Учитывая текущую ситуацию, реформа контрольно-надзорной деятельности
должна пойти быстрее.

В числе оперативных
предложений – перенос сроков введения обязательной маркировки для тех групп
товаров, для которых ее введение предусматривалось в 2020 году. Эта мера нужна
для того, чтобы не допустить сбоев из‑за последствий снижения деловой
активности в период пандемии коронавирусной инфекции.

Отдельный раздел
предложений касается совершенствования системы государственных закупок.

Читайте также:  «Бизнес-развод». Как избавить компанию от долга и остаться друзьями с контрагентом

Дополнительные средства, которые бизнес может получить за счет госзакупок и соответствующих государственных контрактов, имеют сейчас принципиальное
значение для нормализации деловой жизни.

Также для бизнеса чрезвычайно важны
гибкость, конкурентность процедур и одновременно отсутствие коррупционных
рисков в процедурах государственных закупок.

К блоку экономических мер
отнесены и предложения по повышению гибкости в регулировании трудовых
отношений. Эти предложения направлены на то, чтобы сохранить занятость, снизить
уровень безработицы и риски распространения нелегальной трудовой деятельности.

В частности, предлагается легализовать временную удаленную работу как новую
форму занятости, сделать более гибкими уже имеющиеся в Трудовом кодексе нормы о постоянной работе. Одновременно предлагается урегулировать порядок
взаимодействия работника и работодателя при дистанционной работе.

У работника
должно быть право быть «офлайн», он не должен быть в режиме постоянной связи с руководителем и коллегами. В числе предложений на перспективу – регулирование
новых форм нестандартной занятости, прежде всего на интернет-платформах.

Отдельное внимание
уделено совершенствованию закона о занятости населения.

Предлагается максимальный
переход на онлайн-формат работы службы занятости (этот формат апробируется в период пандемии коронавируса), снятие барьеров, связанных с постановкой на учет
безработного по месту регистрации.

Потерявший доход индивидуальный
предприниматель или самозанятый должны иметь право на пособие по безработице
без проведения процедур по закрытию своего бизнеса.

В перспективе
предлагается пересмотреть активные программы занятости (общественные работы,
содействие самозанятости и др.

), которые фактически не менялись с 1991 года, а также начать дискуссию о переходе на страхование от безработицы с соплатежами
сторон трудовых отношений.

Наконец, в увязке с результатами эксперимента по налогу на профессиональный доход необходимо проработать законодательство о самозанятости и четко установить статус самозанятости.

Человеческий
капитал

В блоке вопросов,
посвященных развитию человеческого капитала, ключевое внимание уделено вопросам
развития здравоохранения, прежде всего в части лекарственного обеспечения.
Сейчас важно не допустить роста цен на лекарства из‑за роста курса иностранных
валют и экономических трудностей.

В числе предлагаемых мер: обеспечение
упрощенной регистрации отечественных фармакологических субстанций для
производства лекарственных препаратов, установление нулевой ставки НДС на импортируемые лекарственные препараты и фармакологические субстанции, нулевой
таможенной пошлины на ввоз фармсубстанций.

Предлагается оперативно регулировать
цены на лекарственные препараты из списка ЖНВЛП, принять депутатский законопроект
по регулированию деятельности аптечных сетей, поддержать малые аптеки.

В числе социальных
предложений – меры по развитию дистанционного образования и поддержке
образовательных учреждений, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Предлагается распространить на НКО и ряд общественных
организаций, пострадавших от пандемии, льготы, доступные малому бизнесу.

Большинство предлагаемых
мер должны быть приняты оперативно (июнь – август 2020 года), часть – в среднесрочной перспективе (до конца 2020 года), некоторые из них – в долгосрочной перспективе (до 2024 года).

Эксперты оценили план Мишустина по восстановлению экономики — Газета.Ru

За полтора года экономика России должна выйти на устойчивый рост в 2,5%. На ее стимулирование бюджет выделит 5 трлн рублей. Такой план правительства был одобрен президентом Владимиром Путиным. Нацплан не очень амбициозен, считают эксперты. И потратить, судя по всему, придется больше заявленного.

  • Премьер Михаил Мишустин во вторник, 2 июня, представил президенту Владимиру Путину план восстановления российской экономики.
  • «Основная цель плана — преодолеть спад экономики, вызванный коронавирусом, и выйти на устойчивые темпы роста ВВП, что позволит нам стабильно наращивать реальные доходы граждан», — доложил премьер-министр президенту.
  • Меры социальной поддержки и господдержка бизнеса, уже начатая в апреле, по его словам позволили «частично компенсировать сокращение доходов граждан, замедлить рост безработицы».
  • План рассчитан на полтора года и содержит три этапа: стабилизацию ситуации до конца 2020 года, восстановление с начала 2021-го и переход к устойчивому росту в четвертом квартале 2021 года.
  • «Уже к концу периода восстановления мы должны выйти на устойчивый долгосрочный рост экономики, превышающий докризисный уровень», — сказал Мишустин.
  • В общенациональном плане содержится около 500 пунктов, реализация которых поможет восстановить рост ВВП.
  • Стоимость реализации плана за два года составит около пяти триллионов рублей, отметил Мишустин.
  • «Полагаю, что представленный документ можно взять за основу», — отреагировал Путин, добавив, что жизнь, скорее всего, еще внесет коррективы в планы правительства.

Ускорение начнется в июле

Президент предложил во второй половине июня окончательно определиться с параметрами общенационального плана. И уже с начала июля «приступить к активной реализации конкретных шагов».

Экономика, занятость, доходы граждан во втором полугодии уже должны получить эффективную поддержку, рекомендовал глава государства.

То есть, за полтора года, если не последует уточнений, власти планируют вывести экономику России на устойчивый рост на уровне не менее 2,5%. В прошлом году ВВП вырос на 1,3%.

Согласно прогнозам в этом году ожидается снижение, которое по разным оценкам варьируются от 4 до 6%. На восстановление планируется потратить 5 трлн рублей.

На прошлой неделе по подсчетам правительства на антикризисные меры предполагалось потратить 3,3 трлн рублей.

Опрошенных «Газетой.Ru» экспертов план спасения экономики, представленный правительством, не впечатлил. Взять такой план за основу, конечно, можно, но доработка категорически необходима, уверены они.

«Речь идет всего лишь о возврате к докризисным уровням, как по темпам роста ВВП, так и по уровням доходов, бедности и другим ключевым показателям. В целом программа, пусть и не в явной форме, именно это и декларирует — возврат к докризисному уровню», — недоумевает заведующий кафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко.

Хорошо, что такой план восстановления экономики у правительства наконец-то появился, он хотя бы дает представление о приоритетах экономической политики на ближайшие пару лет, отмечает ведущий эксперт S&P Карен Вартапетов.

«Но любые целевые показатели и макроэкономические прогнозы в текущий момент носят вероятностный характер. Итоговый экономический ущерб от вируса пока оценить невозможно, как и эффективности мер господдержки, а с этим пока не очень. И сам объем мер, направленных на господдержку, ниже чем в развитых странах», — говорит Вартапетов.

Ведущий эксперт ПФ «Капитал» Евгений Надоршин считает, что план роста ВВП на 2,5% в 2021 кажется не очень амбициозным, на фоне прошлогодних 1,3% и ожидаемого в этом году спада.

Власти стали скромнее в желаниях

«Власти уже не делают громких заявлений, как раньше, о том, что России необходим рост ВВП выше среднемировых темпов, то есть, более 3,5%. А когда-то даже ставилась задача расти темпами выше 5%, поскольку именно такой считался минимально необходимым для роста благосостояния россиян и модернизации экономики. Сейчас желания властей скромны, как никогда», — говорит Надоршин.

Но ситуация с ВВП сложнее, чем может показаться. Дело в том, что по разным оценкам, итоги этого года будут провальными из-за падения цен на нефть и ситуации с коронавирусом. Если посмотреть прогнозы, то большинство сходится на том, что экономика может уйти в минус на 4-6%.

После такого падения темпы восстановительного роста на уровне 2,5% вполне достижимы, но ненадолго. Обещанные немалые вливания в 5 трлн рублей могут этому помочь, отмечает Надоршин.

Сумма госинвестиций выглядит солидной. Но она не рекордная. Надоршин предлагагает вспомнить 2008-2009 годы. В то время на фискальные стимулы было потрачено больше, чем заявлено сейчас.

В 2008-м был профицит консолидированного бюджета в размере 4,9%. В 2009-м уже был дефицит в размере 6,3%.

Итог: правительство накачало тогда экономику деньгами более чем на 11% ВВП (это еще без учета стимулирования в 2008-м, которое уже началось осенью) и продолжало стимулировать в 2010 году.

«Сейчас готовность властей не обещает «бюджетного маневра» более чем на 10% ВВП в 2020 году, да и планы на 2021 не производят сильного впечатления. Это притом, что итоговый размер фактических расходов пока не понятен, ведь недофинансирование — основной бич госпрограмм последних лет», — говорит Надоршин.

Останемся бедными, как и раньше

Также, похоже, что в качестве расходов на поддержку экономики сосчитали и часть средств, предназначенных для реализации нацпроектов в 2022-2024 годах. Эти деньги, возможно, все равно бы потратили, но теперь это сделают чуть раньше и они станут частью национального плана спасения экономики, что означает небольшое ускорение в ближайшее время «ценой последующего замедления».

Обращает на себя внимание обещание премьера о том, что рост должен быть устойчивым, то есть 2,5% не только в 2021 году, но и в среднем в последующие годы. «Но долгосрочных мер поддержки экономической активности план содержит немного.

Если же мы посмотрим какими были темпы роста ВВП в 2008-2019 годах, то в среднем экономика росла по 0,7% ежегодно.

Исходя из этих реалий сделать устойчивым рост на уровне, как минимум 2,5%, о чем говорил премьер Мишустин, даже слишком революционно», — считает Надоршин.

До коронавируса большинство прогнозов роста экономики России укладывались в интервал 1,5-2% среднегодового роста. Сейчас возможностей для внушительного ускорения до 2,5% нет. Не говоря уже до среднемировых темпов, заключает эксперт.

ВВП России в 2019 году составил 110 трлн рублей, а в этом году из-за ограничительных мер, вызванных COVID-19 и низкими ценами на нефть ВВП сократится почти на 6%. И от этого уровня последующие 3 года можно ожидать ежегодный рост более 3% в год, прогнозирует начальник аналитического управления банка «ФК Открытие» Анна Морина.

«Основными драйверами грядущего роста, кроме нацпроектов и стимулирования экономики государством, в том числе, через госинвестиции, станет увеличение добычи нефти. Но нужны отмена или сокращение ограничений на добычу нефти по соглашению ОПЕК+ и рост цен на нефть хотя бы до уровня $45-55 за баррель», — говорит Морина.

При таких предпосылках к номинальному ВВП 2019 года Россия выйдет уже в 2021 году, а в реальном выражении — только ближе к 2022 году, В долларовом выражении – в 2023 году, прогнозирует Морина.

«Что касается доходов населения, то мы ожидаем восстановление реально располагаемых денежных доходов только к 2022 году, в том же году, к примеру, среднемесячная зарплата в долларах США достигнет уровня 2019 года», — заключает Морина.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *