Закон о госконтроле, обжалование результатов проверки, отмена из-за нарушений процедуры при проведении

         Закон о госконтроле, обжалование результатов проверки, отмена из-за нарушений процедуры при проведении    

             С 1 июля 2021 года действует новый Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ«О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248), которым был введен институт досудебного претензионного урегулирования. Разбираем, как в досудебном порядке оспорить предписания и действия контролирующих органов.

             Необходимость досудебного оспаривания

             Все последние годы процессуальное законодательство шло по пути введения максимально широкого претензионного порядка, который предшествует непосредственно подаче искового заявления.

С одной стороны, подобным регулированием государство хочет разгрузить суды (которые завалены делами), с другой стороны, предоставить возможность контролирующему органу без суда устранить нарушения, которые (при более внимательном рассмотрении) могут оказаться существенными и которые в дальнейшем сможет отменить суд.

             Нельзя сказать, что идея досудебного оспаривания является неординарной или не здравой. Однако специфика надзорных органов чаще всего исходит того, чтобы они считают себя правыми в любой ситуации.

И пока не будет получена определенная статистика отмены предписаний самим органом в рамках досудебного оспаривания, говорить о преимуществах нового порядка, пожалуй, преждевременно.

Есть все основания полагать, что, вводя такой подход на практике, создается лишь дополнительная бюрократическая процедура по отмене предписаний внутри органа, которая будет безрезультативной.

  •              Досудебному обжалованию подлежат:
  • — решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
  • — акты по итогам контрольных (надзорных) мероприятий и предписания об устранении выявленных нарушений;

— действия (бездействия) должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (п. 4 ст. 40 Закона № 248).

             Важно отметить, что обжалование постановлений по делу об административном правонарушении, как и прежде, осуществляется в порядке главы 30 КоАП РФ («Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях»).

             Одновременно досудебное обжалование можно не соблюдать, если в суд обращается гражданин, не осуществляющий предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 39 Закона № 248).

             С учетом такого регулирования полагаем, что основная масса обжалований будет касаться отмены предписаний. При этом контрольный (надзорный) орган (далее – орган) может помимо выдачи предписания установить административное правонарушение и привлечь виновное лицо к ответственности.

             Тогда для отмены предписания придется соблюдать досудебный порядок, а для отмены постановления о назначении административного наказания – подавать жалобу вышестоящему должностному лицу, либо сразу в суд, но уже без досудебного урегулирования (ст. 30.1 КоАП РФ).

  1.              Процедура досудебного оспаривания
  2.              Жалоба подается контролируемым лицом (управляющей компанией или ТСЖ):
  3. — руководителю (заместителя руководителя) территориального органа либо вышестоящему органу (если обжалуется решение территориального органа);
  4. — вышестоящему органу (если обжалуется действие (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа));

— руководителю органа (если территориального органа нет или решения приняты центральным аппаратом) (п. 2 ст. 40 Закона № 248).

             Закон выделяет два способа подачи жалобы:

  1. В электронном виде с использованием портала Госуслуг.
  2. В электронном виде с использованием регионального портала Госуслуг.

             При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1 ст. 40 Закона № 248).

             В этих требованиях проскальзывает стремление государства отказаться от традиционного бумажного формата подачи жалоб,а также попытка автоматизировать данный процесс. С другой стороны, тотальный перевод жалоб в цифру способен создать проблемы многим ТСЖ, которым будет непросто освоиться с требованиями электронного вида.

             Сроки подачи жалобы:

— жалоба на решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав;

— жалоба на предписание органа может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (п. 5 и 6 ст. 40 Закона № 248).

             Нужно учитывать, что в силу п. 1 ст. 165.

1 ГК РФ, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Таким образом, с большой долей вероятности возвращение в орган неполученного предписания будет трактоваться как его доставка заинтересованному лицу.

             Закон № 248 допускает восстановление пропущенного срока на подачу жалобы, если на то были уважительные причины. Тогда к жалобе прилагается ходатайство. Если заинтересованное лицо отзовет поданную им жалобу, то ее повторное направление по тем же основаниям не допускается (п. 7 и 8 ст. 40 Закона № 248)

             Новый порядок предполагает возможность приостановления исполнения обжалуемого решения контрольного органа, т.е. некие досудебные обеспечительные меры. Чтобы их применить, необходимо подать отдельное ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения органа.

Оно рассматривается в 2 рабочих дня, в течение которых орган либо принимает решение о приостановлении исполнения (предписания), либо решение об отказе в этом. Информация о принятом решении направляется в течение одного рабочего дня с даты его принятия (п. 9 и 10 ст. 40 Закона № 248).

  •              Требования Закона № 248 к форме и содержанию жалобы
  •              Обязательные требования (реквизиты) жалобы включают:
  • 1) наименование органа, ФИО должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
  • 2) наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • 3) сведения об обжалуемых решении и (или) действии (бездействии) должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
  • 4) основания и доводы, по причине которых заявитель не согласен с решением и (или) действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
  • 5) требования лица, подавшего жалобу;

6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, который можно проверить на сайте https://proverki.gov.ru/ (п. 1 ст. 41 Закона № 248).

             Дополнительным требованием к жалобе является отсутствие нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц органа либо членов их семей (п. 2 ст. 41 Закона № 248).

             Для рассмотрения жалобы орган использует «подсистему досудебного обжалования» в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В редких случаях срок рассмотрения жалобы может быть продлен еще на 20 рабочих дней (п. 1 и 2 ст. 43 Закона № 248).

             Орган вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (п. 3 ст. 43 Закона № 248).

  1.              По итогам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:
  2. 1) оставляет жалобу без удовлетворения;
  3. 2) отменяет решение полностью или частично;
  4. 3) отменяет решение полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий (п. 6 ст. 43 Закона № 248).

             При этом само решение органа размещается в личном кабинете заявителя жалобы не позднее одного рабочего дня со дня его принятия (п. 7 ст. 43 Закона № 248).

             Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на орган. Иными словами, в случае отказа по жалобе заявителя – должны быть представлены соответствующие мотивировки, со ссылкой на закон (п. 5 ст. 43 Закона № 248).

  •              Закон № 248 предполагает большой перечень оснований для отказа в рассмотрении жалобы (поэтому крайне важно соблюсти все требования в полном объеме):
  • — истечение сроков подачи жалобы и отсутствие ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • — отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы;
  • — заявление об отзыве жалобы, поступившее до принятия решения по жалобе;
  • — наличие решение суда по вопросам, поставленным в жалобе;
  • — ранее в уполномоченный орган была подана другая жалоба от того же контролируемого лица по тем же основаниям;
  • — жалоба содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа, а также членов их семей;
  • — ранее получен отказ в рассмотрении жалобы по тому же предмету, а в новой жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства;
  • — жалоба подана в ненадлежащий уполномоченный орган;
Читайте также:  Для чего нужны производственные кооперативы, плюсы и минусы, гк рф, что это такое

— законодательством Российской Федерации предусмотрен только судебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа (п. 1 ст. 42 Закона № 248).

             Отказ в рассмотрении жалобы означает, что досудебный порядок обжалования является несоблюденным, а потому судебного обжалования решений быть не может.

             Безусловно, Закон № 248 создаст дополнительные сложности и потребуется определенный период на адаптацию к новым нормам. В то же время мы опасаемся формального характера рассмотрения жалоб, при котором их подача в орган станет лишь частью общего церемониала, необходимого по форме, но бесполезного по существу.

              Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

https://pavelkuznetzov.ru/

С 1 июля 2021 года обязательное досудебное обжалование для 62 проверок

Постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 № 663 утвержден перечень видов проверок, решения которых с 01 июля 2021 года можно оспорить в суде лишь после процедуры обязательного досудебного обжалования.

С 1 июля 2021 года обязательное досудебное обжалование решений установлено в отношении 62 видов различных проверок, проводимых 19 контрольными ведомствами.

Речь идет о неналоговых проверках, хотя в списке ведомств присутствует и ФНС. Однако, ее проверки касаются только соблюдения порядка проведения азартных игр и лотерей и лицензионного контроля по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и за деятельностью по производству и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции.

Помимо ФНС, в список контрольных ведомств попали проверки, проводимые, в том числе:

  • Ро­струдом – за соблюдением трудового законодательства;
  • Ро­спо­треб­над­зором – в сфере санитарно-эпидемиологического надзора;
  • МЧС – пожарные проверки;
  • Ро­сал­ко­голь­ре­гу­ли­ро­ва­нием – в сфере производства, хранения, розничной продажи алкоголя;
  • Ространснадзором – лицензионный контроль, в том числе, по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами;
  • ФСПП – за деятельностью организаций, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности.

Новый порядок обжалования не коснется, в частности, налогового, валютного, таможенного контроля.

Что можно обжаловать

Досудебную жалобу можно подавать:

  • на акт или решение, изданное по результатам проверки;
  • предписание об обнаружении выявленных нарушений;
  • предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда;
  • решение о назначении плановой либо внеплановой проверки;
  • на действия должностного лица органа контроля в рамках проверки.

После подачи досудебной жалобы ее можно отозвать при условии, что решение по ней еще не вынесено. Но повторно подать жалобу по тем же основаниям уже нельзя, а если подадите, рассматривать ее не будут.

Как происходит обязательное досудебное обжалование

  • Жалобу можно подать только в электронном виде – через Госуслуги и аналогичные региональные порталы.
  • Поэтому, у вас должна быть зарегистрированная учетная запись на Госуслугах.
  • На портале вам понадобится сервис «Жалоба на решения контрольных органов».

Выберите номер обжалуемой проверки, опишите суть жалобы, приложите необходимые материалы.

Номер проверки для обжалования можно найти в «Едином реестре проверок» или в личном кабинете портала в разделе «Контроль и надзор».

Если необходимо приостановить исполнение обжалуемого решения контрольного органа или вы по объективным причинам пропустили срок подачи жалобы, об этом надо сообщить.

Для подачи жалобы организации потребуется подписать ее усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью.

В течение суток вашу жалобу зарегистрируют. После этого еще 5 дней у контрольного органа уйдет на то, чтобы принять жалобу в работу либо найти основания для отказа в этом. Мотивированный отказ принять жалобу направят вам в электронном виде.

Максимальный срок рассмотрения жалобы контрольным органом – 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения может быть однократно продлён на 20 рабочих дней.

По итогам рассмотрения жалобы примут одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • полностью или частично отменить решение контрольного органа;
  • отменить решение контрольного органа полностью и вынести новое решение;
  • признать действия должностного лица контрольного органа незаконными и вынести решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Оповещение о результате рассмотрения жалобы и соответствующее решение вам направят автоматически. Срок – следующий рабочий день после принятия решения.

Закон о госконтроле, обжалование результатов проверки, отмена из-за нарушений процедуры при проведении

С 1 июля вводится обязательное досудебное обжалование для отдельных видов государственного контроля

С 1 июля досудебный порядок обжалования решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц обязателен для отдельных видов контроля (надзора), в том числе для федерального государственного контроля за деятельностью аккредитованных лиц.

В рамках досудебного обжалования аккредитованному лицу предоставлена возможность взаимодействовать с Росаккредитацией в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Это сокращает время рассмотрение жалобы (не более 20 рабочих дней), делает взаимодействие заявителя и ведомства удобным и прозрачным.

Основанием для жалобы может быть нарушение процедуры проверки и (или) порядка ее назначения, а также несогласие проверяемого с мерами, назначенными в отношении него контролирующим органом, нарушениями, отраженными в акте проверки, действиями должностного лица в рамках проверки.

Подать обращение для досудебного обжалования можно на ЕПГУ с помощью сервиса «Жалоба на решение контрольного органа». Для этого нужно авторизоваться на портале, заполнить форму с указанием номера проверки из Единого реестра проверок или раздела личного кабинета ЕПГУ «Контроль и надзор», отправить жалобу, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью.

Жалоба будет рассмотрена руководителем (заместителем руководителя) контрольного органа, проводившего проверку. Этапы рассмотрения жалобы можно отслеживать в личном кабинете ЕПГУ. Оповещение о результате рассмотрения и соответствующем решении направляются также в личный кабинет на портале и на электронную почту, указанную заявителем.

До 30 июня 2021 г. Росаккредитация в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2020 г.

№ 1108 «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц» принимала участие в эксперименте по цифровизации процедуры досудебного обжалования контрольно-надзорной деятельности.

Полный перечень видов контроля для обязательного досудебного обжалования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. № 663. Порядок досудебного обжалования решений контрольных (надзорных) органов установлен федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно, только после их досудебного обжалования

С 1 июля 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон).

В силу пункта 13 ст. 98 Закона Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых с 1 июля 2021 года применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб.

Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц, возможно, только после их досудебного обжалования.

Перечень государственного контроля установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 663. В Перечень вошли 62 вида госконтроля.

Среди ведомств: Росздравнадзор, Роструд, Роскомнадзор, Ространснадзор, Росреестр, МЧС, Росалкогольрегулирование.

Обязательный досудебный порядок обжалования касается:- пожарного надзора;- контроля качества и безопасности медизделий;- надзора в сфере обращения лекарств;- лицензионного контроля за производством и оборотом алкоголя;- надзора за соблюдением законодательства в сфере СМИ, теле- и радиовещания;- контроля в области трудового законодательства;- лицензионного контроля за перевозками пассажиров автобусами;- земельного надзора и др. видов.

Согласно ст.

40 Закона контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:1) решений об отнесении объектов контроля к категориям риска;2) решений о включении контрольных (надзорных) мероприятий в план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий;3) решений, принятых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе в части сроков исполнения этих решений;4) иных решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью.

Читайте также:  Договор аренды в сфере общественного питания, применение статьи 417 ГК РФ

  • Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля, который в частности, должен предусматривать, что:
  • 1) жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа
  • ;2) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;

3) в случае отсутствия территориального органа контрольного (надзорного) органа и в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует информационную систему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.

Правила ведения информационной системы досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

Жалоба подлежит рассмотрению уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в срок, установленный положением о виде контроля, но не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, указанный срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Решение по жалобе, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

Материалы подготовила старший помощник прокурора округа по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью  Елена Казанцева

Юрлица и ИП смогут обжаловать решения контролирующих органов без суда

На территории России проведут эксперимент, который позволит оспаривать проведение проверок и их результаты в досудебном порядке. Предприниматели смогут защитить свои права и избежать расходов на судебное обжалование

Минэкономразвития разработало проект постановления Правительства РФ о проведении с 10 июля 2020 г. по 30 июня 2021 г. эксперимента, направленного на тестирование и внедрение в деятельность контрольно-надзорных органов единой информационной системы досудебного обжалования решений органов государственного контроля (надзора)1.

Закон, регламентирующий проведение государственного и муниципального контроля2, предусматривает возможность защиты прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при проведении такого контроля в административном и судебном порядке. Право на защиту в административном порядке предполагает направление жалобы в административные органы.

Однако правила осуществления досудебного обжалования, в том числе его основания, не установлены. До запуска эксперимента контролируемые лица могли лишь направить в орган, который провел проверку, свои возражения относительно акта проверки или выданного предписания. А оспорить проведение проверки и ее результаты можно было только в судебном порядке.

Планируется восполнить этот пробел.

Таким образом, целью эксперимента являются создание и апробация механизма защиты прав контролируемых лиц при взаимодействии с контролирующими органами.

В ходе эксперимента будет протестирован порядок досудебного обжалования проверок и их результатов с использованием недавно внедренной государственной информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности».

(Юрлиц и ИП не будут проверять до конца года. С 1 июля возобновились лишь налоговые проверки. Однако запрет распространяется не на все виды проверок и категории бизнеса – читайте об этом в статье «Мораторий на проверки бизнеса».)

Эксперимент проводится в рамках следующих видов федерального государственного контроля (надзора):

  • федеральный государственный пожарный надзор;
  • государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности;
  • федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств;
  • государственный контроль за обращением медицинских изделий;
  • федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности;
  • федеральный государственный энергетический надзор;
  • федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

Эксперимент коснется предпринимателей, в отношении которых будут проведены проверки в названных сферах. В частности:

  • оказывающих медицинские услуги;
  • осуществляющих производство, клинические испытания, ввоз и оборот медицинских изделий, их утилизацию;
  • осуществляющих производство и торговлю лекарственными средствами для медицинского и ветеринарного применения;
  • осуществляющих проектирование, эксплуатацию опасных производственных объектов, проводящих экспертизу промышленной безопасности;
  • субъектов электроэнергетики;
  • эксплуатирующих гидротехнические сооружения – портов, яхт-клубов и т.п.

Кроме того, поскольку эксперимент проводится в сфере федерального государственного пожарного надзора, который затрагивает большинство субъектов, то потенциально право на досудебное обжалование результатов проверок получит каждый предприниматель.

Контролируемые лица получат возможность обжаловать в досудебном порядке решения и действия должностных лиц контролирующих органов:

  • решения о назначении плановой и внеплановой проверок;
  • предписания об устранении выявленных нарушений, выданные контролируемому лицу;
  • меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, принятые в соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона № 294-ФЗ.

То есть теперь в административном порядке можно оспорить как сам факт проведения плановой или внеплановой проверки, так и принятые по ее результатам предписания и меры. Для этого контролируемому лицу нужно будет подать мотивированную жалобу. Она должна содержать:

  • наименование контролирующего органа, ФИО должностного лица (при наличии), решение и действия которых обжалуются;
  • ФИО, сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина или наименование организации-заявителя, сведения о месте ее нахождения, желаемый способ получения решения по жалобе, а в случае подачи жалобы представителем контролируемого лица – реквизиты доверенности и ФИО лица, подающего жалобу по доверенности;
  • сведения об обжалуемых решениях контролирующего органа и действиях его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подающего жалобу;
  • доводы, выражающие несогласие с решением контролирующего органа или действиями его должностного лица;
  • требования подающего жалобу.

Жалоба подается в орган, уполномоченный на рассмотрение поступающих в рамках эксперимента жалоб, – в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, т.е. в федеральные органы исполнительной власти, которым подотчетны контролирующие органы.

Жалоба подается через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. Если жалобу подает гражданин, в том числе ИП, она может быть подписана и простой электронной подписью.

После рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения;
  • отменяет решение контролирующего органа полностью или частично;
  • отменяет решение контролирующего органа полностью или частично и принимает новое решение.
  • Контролируемые лица получат еще один способ защиты своих прав.
  • Отмена решения контролирующего органа позволит избежать расходов на судебное обжалование.
  • Можно будет приостановить исполнение обжалуемого решения. Для этого жалоба должна содержать ходатайство о приостановлении его исполнения, которое будет рассмотрено в течение 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы.
  • Контролирующие органы получат инструмент для анализа правоприменительной практики и ее унификации. Будут снижены издержки на судебные разбирательства. Предполагается, что это должно способствовать повышению эффективности государственного управления.

Не станут ли уполномоченные органы формально подходить к рассмотрению жалоб и насколько эффективным окажется новый механизм – покажет время, но идея его введения кажется разумной.

1 Проект Постановления Правительства РФ «О проведении на территории Российской Федерации эксперимента по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц» (подготовлен Минэкономразвития России 3 июля 2020 г.).

2 Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Ответственность органов контроля за грубые нарушения порядка проведения проверок. Разъясняет аппарат прокуратуры области

Разъясняет старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры области А.А. Журавлева.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля нередко допускаются нарушения законодательства при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Однако только грубые нарушения могут повлечь правовые последствия для должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в виде признания результатов проведенных ими проверок недействительными и привлечения к административной ответственности по ст. 19.6.1 КоАП РФ.

Законодателем в статье 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее Федеральный закон) определен исчерпывающий перечень нарушений при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, которые отнесены к числу грубых.

Так, к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 КоАП РФ могут быть привлечены должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, за совершение следующих нарушений требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле:

— проведение плановой проверки при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 9 Федерального закона;

Читайте также:  Срок действия доверенности (не может превышать, не указан, бессрочная доверенность)

— проведение внеплановой проверки при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ.

Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренных ч. 2 ст. 13 Федерального закона (не более пятидесяти часов для малого предприятия и пятнадцати часов для микропредприятия в год).

  • Превышение установленных сроков проведения проверок (20 рабочих дней).
  • Отсутствие согласования с органами прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  • Привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан.
  • Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

За совершение указанных действий должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, может быть объявлено предупреждение либо назначен штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Более строгое наказание в виде штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. либо дисквалификация предусмотрены частью 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ за совершение следующих нарушений:

— повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью статьи 19.6.1 КоАП РФ;

— проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

— непредставление акта проверки.

Обращаю внимание, что административные дела по частям 1 и 2 статьи 19.6.1 КоАП РФ возбуждаются исключительно прокурором. Срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

  1. Помимо указанного выше, к грубым нарушениям относятся:
  2. — нарушение срока уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении плановой (за три рабочих дня) или внеплановой выездной проверки (за 24 часа);
  3. — истребование документов, не относящихся к предмету проверки;
  4. — участие в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки;
  5.  — проведение плановой проверки в отношении субъекта малого бизнеса, на которого распространяется действие «надзорных каникул».
  6. Их совершение не образует состава административного правонарушения, но может повлечь признание результатов проверки недействительными вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
  7. Учитывая изложенное, своевременное обращение хозяйствующих субъектов за защитой нарушенных прав в органы прокуратуры, в вышестоящий орган контроля (надзора) либо в суд способствует снижению административного давления на бизнес. 

Вернуться назад

Департамент тарифного регулирования Томской области

Порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям (защитникам) юридических и физических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 30.3. КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Отсчет срока начинается со следующего дня после даты вручения или получения копии постановления лицом, правомочным его обжаловать. Момент окончания срока определяется по общим правилам исчисления сроков.

Срок истекает в 24 часа последнего десятого дня. Если окончание срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Если жалоба отправлена по почте, момент ее подачи определяется по почтовому штемпелю дня сдачи на почту.

Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. В иных случаях постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в суд общей юрисдикции.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается непосредственно в соответствующий суд с приложением необходимых документов.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подписывается заявителем или его представителем (защитником).

В жалобе должны быть указаны: наименование суда, в который подается жалоба, наименование административного органа, принявшего оспариваемое постановление, название, номер, дата принятия оспариваемого постановления и иные сведения о нем; права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по его мнению, оспариваемым постановлением; требование заявителя и основания, по которым он оспаривает постановление административного органа; перечень прилагаемых документов.

  • К жалобе на постановление по делу об административном правонарушении прилагаются текст оспариваемого постановления, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии жалобы в административный орган, принявший постановление.
  • В статье 30.7 КоАП РФ установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
  • 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
  • 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Образец заявления об обжаловании решения, принятого по результатам проверки, проведенной без уведомления о ее предстоящем проведении в установленный срок

Печать документа об обжаловании решения, принятого по результатам проверки, проведенной без уведомления о ее предстоящем проведении в установленный срок

В отношении нашей организации в период с « » 20 г. по « » 20 г.

проводилась плановая проверка соблюдения законодательства в области . По результатам проверки был составлен акт № от « » 20 г. и наша организация была привлечена к ответственности по ст. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

О проведении плановой (плановой выездной) проверки наша организация не уведомлялась. В соответствии с ч.12 ст.9 Федерального закона от 26.12.

2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В соответствии с ч.1 ст.

20 Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.20 Закона нарушение срока уведомления о проведении проверки является грубым нарушением требования по проведению проверок.

Таким образом, государственным органом были нарушены сроки проведения проверки, что является основанием для отмены принятого решения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.12 ст.9 (либо ч.16 ст.10), ч.1, п.1 ч.2 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст.4, п.2 ст.29, ч.1 ст.198 АПК РФ.

ПРОШУ:

Признать недействительным решение о привлечении к административной ответственности от « » 20 г. № (в соответствии с актом № от « » 20 г.).

Приложение:

  1. Копия оспариваемого акта № от « » 20 г.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют.
  4. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования.
  5. Копия свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

/

« » 20 г.

2 пользователя добавили этот документ в избранное

НАВЕРХ

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *